Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель данной работы: изучить проблемы ценности общения в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение задач:
1. Изучить представления современных юношей о значимости общения и выявить роль сверстников в общении.
2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском возрасте.
3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на которые ориентируется современный юноша.
Введение……………………………………………………………...…….... 2
Глава 1. Теоретические основы изучения общения в юношеском возрасте.
1.1. Общение: понятие, сущность, характеристика….……………........ 6
1.2.Психологические особенности общения в юношеском возрасте………......…………………………………………………………….. 9
Выводы по первой главе…………………………………………………..18
Глава 2. Эмпирическое исследование «Особенности общения в юношеском возрасте»
2.1. Методики исследования…...……………………………………..... 19
2.2.Результаты исследования и их анализ………………..……............21
Выводы по второй главе…………………………………………………27
Заключение…………………………………..…………………..…………..…28 Список литературы…………………..………….……………………….……
Наряду с различными зарубежными теориями и концепциями, важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством.
Важнейшими процессами юношеского возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых эта группа ориентируется. Поведение юноши определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, юноша не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает юность, как социально-психологическое явление, связывает психическое развитие личности с изменением его социального положения. Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды.
Левин не уточняет также возрастных граней периода маргинальности. Между тем неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня ценностных ориентаций.
Эмпирическая проверка теории Левина английским психологом Джоном Бамбаром показала, что понятие юношеской маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций, психики и поведения юношей.
Левин и другие представители социально-психологической ориентации связывают юношескую маргинальность с особенностями социального статуса.
Однако альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития - это физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.п. рассматривались и в советской психологии.
Советскими психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира юношей. Этим занимались такие советские психологи как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.
Таким образом, анализируя литературу, посвященную общению в юношеском возрасте с позиции зарубежных и советских исследователей, мы останавливаемся на представителях гештальтпсихологии, в частности, на Курте Левине.
Несмотря на утвердившиеся представления о юношах, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, несмотря на то, что оно направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем - в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения - деятельности, занимающей огромное место в жизни юношей и представляющей для них самостоятельную ценность.
В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей юношей и старшеклассников - учащиеся других школ, училищ), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.
Что касается второй тенденции - индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, а также высокая избирательность в дружеских привязанностях, которая подчас максимальная требовательность к общению.
Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания.5
Все исследователи (Божович Л.И., Кон И.С. и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся в одном мнение, о том, как важно общение для юношей и старшеклассников со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни юношей, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле.
Как показывают исследования Кона И.С. именно неумение, или даже невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений юношей и старших школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.
Существуют данные, согласно которым неформальное общение в группах подчинено таким мотивам, как поиск благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности, потребность самоутвердиться.6
Согласно литературным данным, практически все юноши и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении.
Свободное общение - это не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно вырастает что-то интимное, исключительно свое. Таким образом, юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников.
Если компании формируются в основном на базе определенных, совместных развлечений, то человеческие контакты в них, даже будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто оставляет желать лучшего.
Казалось бы, при всей перегрузке учебной работой и не только (занятия в клубах, секциях), юноши и девушки обладают разнообразным досугом. По литературным данным, группа 16-24-летних имеют самую сложную и разнообразную структуру досуга. По данным массового социологического опроса 70 % старшеклассников ежедневно имеют свыше 2-3 часов свободного времени; 28,5 % располагают 1-2 часами. При этом у юношей свободного времени значительно больше, чем у девушек.
Это всё показывает литературный анализ Дубровина И.В. отношения с товарищами-сверстниками - это отношение принципиального равенства. Они позволяют ребятам быть равноправными участниками всевозможных дел.7
Отношение подростка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали равенства», а основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться «детская мораль» послушания. Возможные последствия могут быть таковыми:
- общение-сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с товарищами (а это значит, что отношения с взрослыми оказываются менее значимыми для становления личности юноши, старшего школьника, для развития его взрослости);
- именно общение с товарищами, а не с взрослыми, может приносить юноше большее удовлетворение, стать субъективно более необходимым и значимым.
Часто взрослый оказывается в роли носителя и выразителя требований «морали послушания». А ведь единственное чего он может на этом пути реально добиться, так это того, что юноша его перестает «принимать». Именно поэтому, юноши и старшеклассники бывают грубы совершенно с незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими».
Общение с товарищами-одноклассниками все более выходят за пределы учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращаются в самостоятельную и очень важную для юноши сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.
Общение с товарищами большая ценность для юноши. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной.
Юноши отдаляются от родителей, живут уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывают о себе, что-то скрывают, рвутся из дома к товарищам.
Попытки взрослых ограничить общение юношу с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Юноша, старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не ограничена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», - заявляет юноша, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.
Отношения со сверстниками юноша считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих ребят дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения юноши и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников.8
Важность для юноши его
Один из источников этих проблем - это непонимание взрослыми внутреннего мира юноши, их ложные или примитивные представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Как было сказано выше, взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для ребят этого возраста.
Исследования показывают, что чем старше становится юноша, тем меньше понимания он находит у окружающих его взрослых.
Таким образом, для ребят переживания по поводу общения со сверстниками оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя полагают, что в центре переживаний ребят оказываются переживания по поводу общения с родителями.
Большинство взрослых, которые окружают юношу, не имеют никакого представления о динамике мотивов его общения со сверстниками на протяжении от подросткового до старшего школьного возраста, также о смене связанных с этим общением переживаний.
Сначала доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то делать, играть (11-12 лет), то позже на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников (13-14 лет). На следующем возрастном этапе центральным становится стремление к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников (15-17 лет).
Анализ литературы показывает (Прихожан А.М., Кон И.С. и др.), что у многих ребят оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям. В этом возрасте у ребят, возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказаться в общении с другими людьми.
Возможно, что когда взрослым кажется, что ребят в школьной дискотеке собирает просто развлекательная направленность, желание «провести время», сами ребята могут считать, что встречаются по более глубоким эмоциональным побуждениям.
Но юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний - выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда - взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
Возникающая в ранней юности проблема самоопределения, по мысли самих школьников, может решаться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Обращение к взрослым, таким образом, закономерно. Но далее в силу вступает одна поправка, в корне меняющая всю картину: в качестве желательного содержания общения указанные выше темы называются старшеклассниками лишь при условии, если общение с взрослыми будет иметь доверительную форму.
Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других и с кем они откровеннее, большинство называет сверстников. Общение со сверстниками имеет доверительный характер у 88 % опрошенных, а с родителями - лишь у 29 %, да и то преимущественно с матерями, нерегламентированное общение с учителями - редчайшее событие (4 % случаев).9
Информация о работе Проблема ценностей общения в юношеском возрасте