Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:58, курсовая работа
Политическая психология возникла в результате пересечении трех «поведенческих» дисциплин, к ним относиться политология, психология, а так же социология. Политическая психология признана перспективной в области исследования, хоть и является довольно новой наукой в политической сфере. Однако первые разработки существовали еще в годы хрущевской оттепели, но официальное признание было осуществлено только в годы перестройки.
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты политической психологии. 3
1.1.Определение, сущность и основные элементы политической психологии. 3
1.2. Предмет, задачи и принципы. 6
1.3. Функции политической психологии 7
1.4. Элементы политической психологии 10
Глава 2. Политическая психология в постсоветской России 15
2.1. Психологический портрет российской власти середины 90-х годов 15
2.2. Выборы в постсоветской России 18
2.3. Перспективы политической психологии 23
Заключение. 27
Список используемой литературы: 28
Как упоминалось выше, политическая психология организует и интегрирует субъективные свойства человека. Таким образом, она является главным инструментом перемещения его политических целей и намерений из сферы сознания в сферу бытия. То есть она, не только создает постоянный контакт сознания и практики, но и выступает довольно независимым обстоятельством к мотивации человеческих поступков.
Вместе с тем политические чувства и эмоции воздействуют двулично. Первое средство исполнения мотивационных функций политической психологии представляет собой суверенное установление действий групповых и индивидуальных субъектов.
Второе средство исполнения
мотивационных функций
Рассматривая два вида мотивации, возможно, подчеркнуть открытые формы поведения граждан (те формы, в которых человек способен напрямую действовать, к примеру, участвовать в выборах, митингах, референдумах и т.п.) и закрытые (тех в которых человек, будучи гражданином, уклоняется от своих политических и гражданских обязанностей).
Убеждения, олицетворённые
в различных видах
Результатом долгого становления
стандартных реакций на постоянное
влияние политической среды являются
психологические типы личности лидера
или психологический склад
Особенно четко стабильность психологических черт и механизмов отслеживается на уровне различных групп. К примеру, молодым людям, как своеобразной социальной группе, характерно, это установлено многими исследованиями, эмоциональная шаткость, максимализм, повышенная возбудимость и так далее. Все это делает молодёжь более "трудным" политическим субъектом, их политическое поведение обладает крайней подвижностью и непредвиденностью. Молодёжь- группа людей легко поддающихся внушению, именно поэтому зачастую становятся потерпевшими от политической спекуляции и манипулированию. Однако, студенты - более интеллектуальная и чуткая часть, фактически всегда становится участником акций политических протестов за идеал свобод и справедливости.
Весьма устойчивы черты психологического склада и у наций. Причем тип этих чувственных механизмов и черт прямо зависит от роли национальной идентификации в социальном выражении себя человеком. Межнациональное сравнение является основным психологическим инструментом создания образа нации, исходя из этого люди которые не испытывали ущемления при изучении языка своей нации, веры и религии, а также те, что учувствовали в широких межнациональных контактах, достаточно редко преувеличивают факт национальной принадлежности и не имеют национальных предрассудков. Главенствует в их психологическом складе усвоенное с детских лет нейтральное отношение к представителям иных национальностей. Эта черта не доминирует в поведении человека и в принципе трудно политизируется, а тем более трудно придать ей четко выраженную форму агрессии.
Напротив, появившаяся по тем или иным причинам гиперболизация национальной идентичности, привлечение национальных чувств для выполнения защитных, компенсаторных функций ведут к преувеличению несходства различных наций, а впоследствии – к чрезмерному приукрашиванию собственной нации и преуменьшению достоинств других. В этом случае у людей начинает действовать устойчивый психологический механизм, который, настраивает их на уклонение от информации, способной внести диссонанс в к воззрения. Стабильность такого рода чувственных стандартов столь высока, что люди продолжают верить в объективность даже при явном расхождении взглядов с действительной реальностью.
Раздражения, которые вызываются самыми различными социальными причинами, переносятся на сферу национального восприятия; к этому приводит доминирование национальной идентичности. Этот механизм психологического "трансфера" побуждает даже свои ошибки перекладывать на плечи других людей так называемых "врагов нации". А зачастую склоняет людей, жить по принципам двух стандартов: все, что как то касается его национальных взглядов водружать на плечи других, а на свои недостатки и ошибки не обращать ни какого внимания..
Политические настроения.
У политической психологии кроме стабильных существуют и наиболее динамичные элементы, одними из которых являются политические настроения. По сути, является эмоционально-чувственной оценкой населения своей удовлетворенности своих ожиданий в рамках установленного режима и главенства определенных ценностей. Иначе говоря, являясь определителем нервно-психического напряжения, является сигнальной реакцией, которая выражает уровень несовпадения потребностей людей с определенными возможностями. Такая форма переживания своих потребностей предваряет осмысление людьми проблем, является непосредственной предпосылкой возникновения, формирования умонастроений, мнений, политических позиций.
Ввиду своего характера, настроения в целом зависят, как от внешних условий, так и от самого субъекта, а именно его состояния. Во втором случае, даже при множественных неудачах люди вполне могут не снижать интенсивности своих надежд. У них есть возможность не воспринимать даже явные причины провала, продолжая верить и достигать поставленных целей. Политические настроения в этом случае являются сильным источником политической воли, которая ставит перед собой задачу достичь определенных целей даже, невзирая на реальное положение вещей. А если люди стремятся достижению тех целей, что соответствуют их внутренним убеждениям, то интенсивность настроений весьма увеличивается.
Различают настроения, которые выражают идеальные требования людей к власти (например, как обязан вести себя лидер и режим в целом), и те настроения, что характеризуют отношение людей к различным аспектам политики в целом.3 При этом и те, и другие создают своеобразный фон в политической системе, а могут и обуславливать те или иные поступки различных субъектов.
В основном создаются настроения в рамках некого цикла, который, по убеждению российского ученого Д. Ольшанского4, включает в себя такие стадии, как зарождения, поворота, подъема и отлива. Во время стадии зарождения сосредотачивается появление брожения, смутного и до поры до времени скрытого недовольства людей, вызывающего у них неприятный осадок, ощущение дискомфорта. При этом люди взаимно «заводят» друг друга, показывают свое притязание, выискивают виноватых и приписывают им отрицательные свойства, что влечет за собой нарастание силы протеста. На стадии поворота смутные чувства кристаллизуются и рационализируются в определенных политических образах и требованиях, ведут к пониманию причин своего недовольства. На стадии подъема выделяются доминантные настроения, которые, распространяясь вширь, формируют массу людей, достигших такой степени усиления чувств, которая требует немедленного действия, реализации настроений. Стадия отлива выражает эмоциональный спад, возникающий в результате подлинного или мнимого удовлетворения настроений. При этом пассивность иногда становится не только следствием удовлетворения, разрешения настроений, но и понимания безысходности. Повторяясь, этот цикл придает динамике настроений вид синусоиды: за подъемом ожиданий следует разочарование, затем упадок снова сменяется подъемом и т.д.
Взирая на значение настроений,
политические режимы стараются не только
строить прогнозы по их динамическому
развитию, но и управлять ими. Создание
необходимых властям настроений
зачастую выполняется при помощи
сложных манипуляций, своеобразного
информирования и дезинформирования
населения. К примеру, власть довольно
часто создает «климат
Рисуя портрет психологический власти, выявленный в ходе опроса респондентов, можно выявить схему в поле действия двух психологических переменных: сила — слабость и симпатия — антипатия. Предпринятый семантический анализ может показывать, что образы представителей и сама политическая власть всех уровней, ее институты и персоналий очерченной определениями власти как по преимуществу слабой и не вызывающей симпатий у значительного большинства респондентов. Однако, отвечая на вопрос об идеальной власти можем отметить, что идеальную власть представить себе очень трудно, ведь властью в России всегда были недовольны.
Какие же претензии мы можем выявить к нынешней власти? Со стороны граждан существуют упреки за слабость или просто за отсутствие властных проявлений. Народу необходимо ощущать присутствие сильной власти в повседневной жизни так и в целом. Если не касаться психологических причин этой потребности, — можно обозначить феномен отчуждения от власти, как и у рядовых граждан, так и у тех законодателей, которые были опрошены. Респонденты-политики, предъявляют претензии, к политике говоря о власти, как сторонние наблюдатели («не соблюдаются законы», «власть действует непрофессионально», «власть непредсказуема, не соблюдаются правила игры» и т.д.). Отличительные особенности мнений у политиков и обычными гражданами, пожалуй, отражается лишь в большей резкости оценок у последних. Что касается, представителей исполнительной или судебной структуры власти, то тут несколько иначе воспринимают власть, например у 15 опрошенных законодателей власть вызывает те же негативные эмоции и воспринимается как слабая. В чем они совершенно едины со своими избирателями.
Ко второй политической характеристики власти отнесем ее размытость. Граждане не чувствуют власть из – за её неопределенности, а так же в неясности завтрашнего дня из-за того что не знаю чего ожидать. Многие респонденты жалуются на ее непоследовательность, нерешительность, неустойчивость политической линии. Дискомфорт, создаваемый от отсутствия или непонимания правил, взаимодействия власти с обществом, раздражает людей не меньше, чем самодурство власти. На подсознательном уровне людьми необходимо иметь некие рамочные соглашения с властью. Мы можем наблюдать портрет вялой и довольно взбалмошной «власти», в функции которой ходит много слов и мало дела. Граждане не всегда понимают, в чьих интересах действует власть, существуют высказывания подозрений о том, что национально-государственные интересы власть не сильно заботят; так же не всегда принимаются в расчет и интересы граждан.
В отношении реальной власти
ожидания респондентов распадаются
на три категории: собственно политические,
деловые и морально-
Необходимо обратить внимание на тот факт, что претензии к политике и деловым качествам действующей власти высказало примерно одинаковое число опрошенных (17,1% и 21,8% ответивших, каждый из которых давал более одного ответа). Среди политических ожиданий отчетливые формулировки встречаются редко, кроме указаний на демократию, патриотизм, диктатуру или коммунизм. Один из опрошенных поставил четкий диагноз власти: «Царизм плюс анархия в аппарате управления». Остальные говорили более размыто, в то м числе и о желательности ускорения реформ, о том, что раньше уровень жизни был выше и тому подобное.
Психологическая картина идеальной власти выглядит как противоположность реальной власти и включает следующие черты. Твердая, сильная и даже жесткая власть. Граждане хотят видеть дееспособную, небезразличную к своим гражданам, независимую и сплоченную власть. Повторяются требование, чтобы власть была более молодой и обновленной, которая не замешана в прежних политических «играх». При описании идеальной власти, респонденты изъявляли волю видеть власть умной, компетентной, профессиональной, которая способна четко формулировать цели развития страны и обладающей стратегическим мышлением. Можно заметить, что эти данные указывают на весьма противоречивые требования со стороны опрошенных, к власти. Одна сторона заключается в осуждении за рыхлость, неопределенность, непоследовательность и ненадежность, корыстолюбие и эгоизм, а другая отражает неосознанную тягу к этой слабой, неумной, лицемерной и продажной власти.
Отличительный образ идеальной власти заключается в ассоциации её с представлениями о том, что политики мало того что никак не должны быть запачканы подозрением в коррупционной деятельности, но так же «не должны быть зависимы от своих окладов». Можно сделать вывод, что вопросы, связанные с удовлетворением материальных потребностей, в большей степени волнуют людей старшего возраста и меньше — граждан помоложе и самих политиков.