Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:00, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблема подготовки молодежи к созданию семьи не является новой. Традиционно она осуществлялась в семье в рамках народной педагогики. Затем в силу ослабления традиций и роли семьи в деле воспитания будущего семьянина проблема подготовки молодого поколения к браку начала активно разрабатываться в педагогике, социологии и психологии. Интерес к проблеме был не случаен, а обусловлен ситуацией нестабильности в обществе, отсутствием единой системы ценностей, которая в итоге привела к кризису семьи как социального института. Все негативные явления в брачно-семейной сфере отражаются на социализации подрастающего поколения. Исследователи говорят о социальных деформациях в молодежной среде (В.Н.Кузнецов, 2005).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи 19. .doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

Вторая глава «Организация и проведение эмпирического исследования особенностей брачно-семейных установок студентов» посвящена сравнительному анализу особенностей брачно-семейных установок юношей и девушек и специфике брачно-семейных установок студентов образовательных учреждений различного профиля образования. Для осуществления экспериментального исследования использовались следующие методики: 1) опросник Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовской «Измерение установок в семейной паре», методика проходит у нас под названием «Измерение семейных установок», т.к. характер вопросов позволяет использовать его применительно к не состоящим в браке людям (вопросы теста не предполагают наличия семейного опыта взаимодействия); 2) тест Э.Г.Эйдемиллера «Семейная социограмма»; 3) методика Е.Б.Фанталовой «Свободный выбор ценностей»; 4) проективная методика Е.К.Веселовой «Друг-советчик»; 5) тест Н.М.Романовой «Рисунок мужчины и женщины», 6) методика А.П.Венгера «Рисунок человека», 7) разработанная проективная методика «Сочинение-конструкт «Идеальная семья», 8) авторский опросник «Семейные установки». При обработке данных были использованы математико-статистические методы: анализ средних значений, метод процентного соотношения, критерий Манна-Уитни, корреляционный ранговый анализ Спирмена, факторный анализ.

Анализ брачно-семейных установок у молодых людей  предполагает дифференцированный гендерный  подход к этому вопросу. Исследование особенностей брачно-семейных установок у юношей и девушек показал, что статистически различаются установки на главенство мужчины в семье (U=27440, р≤0,01) и отношение к многодетности (U=26672, р≤0,01), которые значимо выше у юношей, чем у девушек. Таким образом, у юношей отмечаются традиционные патриархальные и репродуктивные установки.

При помощи методики «Семейная социограмма», которая  направлена на выяснение характера  главенства в родительских семьях: «материнское», «родительское», «отцовское», – было выявлено преобладание «материнского» главенства в семьях юношей и девушек. Этот факт в сочетании с тем, что у юношей более выражена установка на главенство мужчины, может говорить о том, что патриархальная установка у юношей обусловлена не влиянием родительской семьи.

В современном обществе принято считать, что инициатором  гражданского брака является мужчина, а женщины всегда все же более ориентируется на официальный союз (В.М.Целуйко, 2004). В исследовании не установлено статистических различий между юношами и девушками в выборе гражданского брака (12% юношей, 14% девушек) и в выборе зарегистрированного брака (81% юношей, 77% девушек). Можно предположить, что выбор девушками гражданского брака наряду с юношами обусловлен ситуацией, когда незамужних женщин в стране насчитывается на 20% больше по сравнению с мужчинами, поэтому девушки предпочитают гражданский брак одиночеству.

Девушки-женщины всегда более, чем мужчины, были ориентированы  на брак и деторождение (М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Олрова, А.А.Реан). Исследование показало, что установки на наличие детей и наличие семьи у девушек и юношей не отличаются. Установка на верность выше у девушек (U=26032, р≤0,01). Более адекватное представление о противоположном поле также у девушек (U=25685, р≤0,01). Показатель «суммарный уровень установок» у девушек относится к среднему интервалу, у юношей к низкому (U=26490,5, р≤0,01). Интересно расхождение следующих установок: суммарный уровень брачно-семейных установок у девушек выше, чем у юношей, однако у юношей выше уровень традиционных установок в семейной сфере. Можно сделать неоднозначный вывод: большая ориентация девушек на семейные отношения, с одной стороны, – это традиционная установка, потому что женщины всегда были более заинтересованы в браке, но, с другой стороны, содержание установки не является традиционной в плане главенства и детности.

Анализ установок в  семейной сфере при помощи опросника Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовской представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Семейные установки

(установки на развод и значимость  сексуальной сферы – обратные шкалы)

 

Юноши менее лояльно  относятся к расторжению брака (U=28245, р≤0,01) и в большей степени сориентированы на долг (U=29758, р≤0,05), нежели на удовольствие, имеют более традиционное представление о роли женщины в семье (U=25266, р≤0,01), на значимую роль детей в семейной жизни (U=29864,5, р≤0,05). Для женщины всегда была значима роль детей – это своего рода роль материнского служения, материнского долга. Исследование показало, что девушки более ориентируются на удовольствие, нежели на долг. Следует отметить, что, по тесту Е.К.Веселовой, у девушек индекс нравственности (12 баллов при норме ниже 12 баллов) и показатель моральной неустойчивости (5,1 баллов при норме ниже 5) имеет критическое значение, чего нельзя сказать о юношах.

Ориентация  студентов на определенные функции  семьи определялась при помощи сочинения. Сочинение-конструкт «Идеальная семья» – это проективный метод контекстного конструирования текста из предлагаемого набора слов, которыми можно воспользоваться для написания сочинения. Мы использовали слова-конструкты, проанализировав функции семьи, выделенные такими исследователями, как Т.В.Андреева, Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова, Т.И.Дымнова; Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицких и др.).

Юноши, более чем девушки, ориентируются на эмоциональные (U=29303, р≤0,05) и досуговые функции (U=30973, р≤0,01) в семье. Девушки же более ориентируются на коммуникативную функцию (U=31074, р≤0,05) и функцию психологического убежища (U=23771,5, р≤0,01). Важное значение для девушек имеет поддержка и традиционная опора на «мужское плечо».

В общей теории деятельности для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию, рассматривается  соотношение потребностей и мотивов (Г.М.Андреева). Брачно-семейные отношения могут удовлетворить потребности трех уровней: 1) потребности, выражающие определенное отношение человека к самому себе (В.Г.Норакидзе), потребности в личностной безопасности, личностном благополучии (М.С.Мацковский и Т.А.Гурко), сохранения личностных границ (А.С.Спиваковская), самоопределения, в телесном, психофизиологическом комфорте; 2) потребности, отражающие отношение к другим людям (В.Н.Норакидзе), потребности в общении, взаимодействии, эмоционально-психологической близости с другим; 3) потребности, отражающие отношение человека к внешнему миру (В.Н.Норакидзе), потребности приобщения к матримониальному менталитету, сохранения и передачи семейного образа жизни из поколения в поколение, самоотдачи, потребности слияния (Е.В.Перевозникова, А.С.Спиваковская, С.Л.Франкл). Соответственно с данными потребностями с помощью сочинения «Идеальная семья» были установлены брачно-семейные установки трех уровней: 1) эгоцентрические, 2) социоцентрические и 3) традициоцентрические.

Иерархия  брачно-семейных установок у девушек  отличается от юношеской в уровне эгоцентрическом (U=25689, р≤0,01). У девушек этот уровень расположен на первом месте. У юношей на первом месте социоцентрический уровень. Традициоцентрический уровень и у юношей, и у девушек – на третьем месте. Таким образом, девушки ориентируются на некоторую автономность в браке и личностный комфорт, потребительские отношения, эгоцентризм. С одной стороны, исследователи считают, что женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений, – это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована в отличие от мужской, более социализированной. Но с другой стороны, специалисты говорят, что девушки раньше юношей являются подготовленными к семейной жизни (М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова), предполагающей не эгоцентрические, а социоцентрические и традициоцентрические характеристики: ответственность, самоограничение, материнский долг, материнское служение, взаимодействие, сотрудничество.

В.А.Сысенко отметил, что  эгоцентрический тип поведения  весьма затрудняет супружескую кооперацию. Автор подчеркивает, что у людей с аллоцентрическим и альтруистическим типом поведения шансы на устойчивый брак более высокие, т.к. семейная жизнь невозможна без самопожертвования и самоотдачи. Т.В.Андреева считает, что развитие брачно-семейных представлений молодежи должно включать в себя преодоление потребительских тенденций. Можно сделать вывод, что более адекватные брачно-семейные установки предполагают традициоцентрический и социоцентрический, а не эгоцентрический характер. Исходя из этого, можно предположить, что девушки менее подготовлены к брачно-семейным отношениям, чем юноши. 

При помощи статистического  метода углового преобразования Фишера установлены различия в гендерных установках (тест Н.М.Романовой). У юношей индифферентная установка выше (φ*=3,96, р≤0,01), чем у девушек, это означает, что у них менее выражена полоролевая дифференциация. В материале теста это проявляется в том, что в рисунках изображены два варианта одного и того же «бесполого» существа. Установка на агрессию также в большей степени выражена у юношей (φ*=4,5, р≤0,01). По мнению автора теста, рисунки такого рода должны насторожить экспериментатора в плане диагностирования асоциальных тенденций. У девушек в сравнении с юношами более выражена установка на независимость (φ*=1,9, р≤0,05), что свидетельствует о сдержанности, интровертированности, робости, скрытности, эгоцентризме. Можно предположить в данном случае действие такого фактора как ориентация на собственные силы. Более выражена у девушек установка «опора на другого» (φ*=3,8, р≤0,01), которая свидетельствует о таких чертах как мягкость, неагрессивность, дружелюбие. У девушек более развита установка на сотрудничество (φ*=1,9, р≤0,05), означающая, что субъекты противоположного пола рассматриваются не столько в эмоциональном, сколько в деятельном контексте. К противоположному полу как девушки (44%) так и юноши (31%) относятся как к равноценному объекту, хотя у девушек этот показатель (р≤0,01) значимо выше, чем у юношей.

Анализ рисунка по А.П.Венгеру показал, что юноши  в большей степени интересуются сексуальной сферой (U=29005, р≤0,01), противоположный пол у них больше, чем у девушек, вызывает агрессивные тенденции (U=29713, р≤0,01); негативизм (U=27542, р≤0,01); асоциальность (U=31365, р≤0,01).

В рамках исследования был  произведен сравнительный анализ особенностей брачно-семейных установок студентов образовательных учреждений различного типа: технический вуз, гуманитарный вуз, духовная семинария. Студенты-железнодорожники (СамГАПС) были выделены в отдельную группу. Это было обусловлено спецификой обучения, которая заключается в том, что при технической направленности вуза в учебный план II курса включена гуманитарная дисциплина «Христианская антропология» продолжительностью в 40 часов.

При помощи анкеты нами были исследованы репродуктивные установки студентов и отношение к главенству мужчины в семье. Значимые различия зафиксированы у будущих железнодорожников со студентами: 1) технических специальностей по отношению к многодетным семьям (U=4673, р≤0,01); 2) гуманитарных специальностей по количеству желаемых в будущем детей (U=5227,5, р≤0,05), по количеству возможных детей при идеальных условиях (U=5180,5, р≤0,05), по отношению к многодетным семьям (U=4159,5, р≤0,01); 3) семинарии по количеству желаемых в будущем детей (U=866, р≤0,05), по количеству возможных детей при идеальных условиях (U=739,5, р≤0,01), по отношению к многодетным семьям (U=470,5, р≤0,01), по установке к главенству мужчины в семье (U=409,5, р≤0,01).

Установка студентов  технических и гуманитарных вузов  в отношении количества детей  показывает, что зафиксированная  исследователями 1970-80гг. (В.М.Медков) ориентация на двухдетную семью пока еще сохраняется, хотя постепенно утрачивает свою силу, о чем свидетельствуют величины желаемого числа детей при реальных условиях – 2, при идеальных условиях – 2,5. Студенты-железнодорожники хотели бы иметь также двоих детей, а при идеальных условиях – троих. Семинаристы ориентированы на семью с тремя детьми, а при идеальных условиях в среднем на пятерых.

Наиболее близки к  традиционному характеру иерархии в собственной родительской семье  студенты-семинаристы, у которых  обнаружилось «родительское» главенство в противовес «материнскому» главенству, которое отмечено у студентов других вузов. Статистически семинаристы отличаются по этой установке от всех других специальностей (р≤0,01), тогда как между собой студенты трех специальностей не отличаются. Если же смотреть на балльное распределение, то у студентов технических и гуманитарных вузов обнаруживается преимущественно «материнское» главенство (1 балл), у железнодорожников – «материнское» главенство с уклоном в сторону «материнско-родительского» главенства (1,45 баллов), у семинаристов «родительское» главенство с небольшим уклоном в сторону «родительско-отцовского» (2,26 балла).

Примерно 15% студентов-гуманитариев и технических специальностей ориентируются  на гражданский брак, семинаристы  отвергают эту форму брака, а из студентов-железнодорожников только 3% предпочли бы такую форму брака. Статистические показатели свидетельствуют, что студенты СамГАПСа (р≤0,01) и семинаристы (р≤0,05) более благополучны в вопросе выбора зарегистрированного брака, чем студенты технических и гуманитарных вузов.

Наиболее высоки установки  на наличие детей и семьи у  студентов СамГАПС. По этим параметрам установлены различия со студентами технических специальностей (U=4990, р≤0,01 и U=5262, р≤0,05). Установка на наличие детей также выше у них, чем у гуманитариев (U=5138, р≤0,05). Тенденция к меньшей ценности этих категорий у семинаристов, не кумулировавшая до статистических различий, объясняется тем, что для них большей ценностью являются духовные ценности. Отчасти это подтверждает исследование Л.Хоффмана, А.Торнтона, У.Маниса, в результате которого выяснилось, что установка на наличие детей связана не с религиозными, а психологическими мотивами. Установка на верность в семейных отношениях наиболее выражена у семинаристов, чем у студентов технических и гуманитарных вузов (U=4871, р≤0,01) и студентов-железнодорожников (U=845, р≤0,01).

Наиболее традиционное представление о роли женщины в семье у семинаристов (опросник Ю.Е.Алешиной и др.). Выше баллы у них в установках на совместную деятельность во всех сферах семейной жизни, на детей, на долг, чем в установке на удовольствие. Ближе всего к этим значениям значения установок у студентов СамГАПС. Статистически отличаются установки у семинаристов и студентов-железнодорожников в следующих направлениях: 1) долг (р≤0,05), 2) взаимодействие (р≤0,05), 3) развод (р≤0,01), 4) секс (р≤0,01), 5) патриархальность (р≤0,01); не отличается статистически установка на детей. У студентов технических специальностей по сравнению с гуманитариями выше установки на зависимость в семейных отношениях (U=18930, р≤0,05) и на патриархальную семью (U=18990, р≤0,05). Семинаристы (р≤0,01) и студенты-железнодорожники (р≤0,01) отличаются по всем установкам от гуманитариев и студентов технических специальностей.

Информация о работе Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи