Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:03, курсовая работа
Психоаналитическая концепция австрийского врача и ученого З.Фрейда, возникшая на рубеже веков, оказала большое влияние на духовную культуру XX столетия. Идеи З.Фрейда, основанные на полученных результатах в области терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов, наряду с их доступностью для понимания и широкими перспективами, которые они открывают для объяснения механизмов общественной жизни, поведения людей, природы научного и художественного творчества, стали привлекательными не только в глазах ученых, но и среди творческой интеллигенции и «широкой публики» вообще. Психоанализ внес свою лепту в такие дисциплины, как психология, культурология, этнология, социология, нашел практическое применение в уголовном праве.
Предпосылки возникновения психоанализа З. Фрейда
Психическое развитие личности
Биологический фактор развития
Анализ основных положений классического психоанализа Фрейда
СОДЕРЖАНИЕ
Основные положения классического психоанализа З. Фрейда.
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Предпосылки возникновения психоанализа З. Фрейда……………… |
4 |
2. Психическое развитие личности………………………………………. |
8 |
3. Биологический фактор развития………………………………………. |
13 |
4. Анализ основных положений классического психоанализа
З. Фрейда……………………………………………………………… |
16 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Библиография……………………………………………… |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
Психоаналитическая концепция австрийского врача и ученого З.Фрейда, возникшая на рубеже веков, оказала большое влияние на духовную культуру XX столетия. Идеи З.Фрейда, основанные на полученных результатах в области терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов, наряду с их доступностью для понимания и широкими перспективами, которые они открывают для объяснения механизмов общественной жизни, поведения людей, природы научного и художественного творчества, стали привлекательными не только в глазах ученых, но и среди творческой интеллигенции и «широкой публики» вообще. Психоанализ внес свою лепту в такие дисциплины, как психология, культурология, этнология, социология, нашел практическое применение в уголовном праве.
Следует заметить, что рассмотрение различных аспектов концепций З.Фрейда имеет большую традицию как в зарубежной, так и отечественной исследовательской литературе.
Критическому исследованию психоаналитической теории, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в психологии посвящены работы Б.П. Вышеславцева, Н. Элиаса, Д.С. Рождественского, М.М. Решетникова, В.П. Рахманова, Н.Е. Осипова, Г. Маркузе и др.
Актуальность работы определяется постоянным интересом широкого круга современных исследователей к психоанализу в современном российском обществе.
Целью работы является выявление основных положений классического психоанализа З. Фрейда.
Осуществление данной цели потребовало решения ряда задач:
Объектом исследования явилось отражение психоаналитических идей З.Фрейда.
К методологическим основаниям исследования можно отнести: единство сравнительно–исторического, генетического, историко–типологического и текстологического методов анализа.
Теоретической основой стали труды ученых и исследователей по психоанализу.
1. Предпосылки возникновения
За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра проблем. Несмотря на то, что с начала ее возникновения экстраполяции психоанализа были объявлены «теорией–мифом» и «вульгарно биологизаторской концепцией», многие ее положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в некоторых исследованиях.
Касаясь вопроса о влиянии, оказанном на мировоззрение Фрейда социально–культурной реальностью Вены и Австро–Венгрии в целом, следует заметить, что исследователи того времени практически единодушно сходятся в том, что темы психоанализа буквально «носились в воздухе».
Не случайно многие выдающиеся современники Фрейда, как и он сам, обращали внимание на психологические, социальные и культурные конфликты, на феномены отчуждения, на разрывы в коммуникации, на деструктивные силы, разъедающие человеческую душу.
Если посмотреть на некоторые явления в австрийской литературе, философии, даже политике конца XIX – начала XX века, то обнаруживаются многочисленные параллели психоанализу вплоть до биографического сходства жизни Фрейда с иными из его alter ego в литературе или в других областях знания. Сам Фрейд признавал, что романы Артура Шницлера представляют собой некий аналог его учения. Удивительны даже биографические совпадения с этим писателем, начинавшим как увлекавшийся гипнозом врач в клинике Мейнерта, через которую прошел и Фрейд. Подобное сходство можно проследить, сравнивая жизнь Фрейда с жизнью некоторых его современников, например, журналиста и литературного критика Карла Крауса или этнографа Фридриха С.Крауса. Последний даже способствовал появлению «Толкования сновидений» своим переводом эллинистического трактата о сновидениях Артемидора, а затем своими этнографическими исследованиями, касавшимися, прежде всего, сексуальных обычаев европейских народов (несколькими томами его «Antropophyteia» пользовалось первое поколение психоаналитиков).
Шницлер называл Австрию «страной социальных неискренностей» и описывал мир декаданса и всепроникающей лжи. Другой автор – Ф.Маутнер – исследовал психологические механизмы языка, обнаруживая постоянный разрыв между языком и действительностью. Его идеи оказали значительное влияние на Л.Витгенштейна. У Гофмансталя, Рильке, Кафки мы обнаруживаем темы «несказанности», затворившегося в себе «Я», некоммуникабельных «людей в футляре». У Майринка национальные и социальные миры взаимонепроницаемы. Рядом с недавно возникшим миром индустрии, техники, бизнеса сохранял свою силу, казалось бы, забытый и оттесненный символический универсум совсем иных эпох.
Природа языка, экспрессии, коммуникации, «порча времени», кризис человечности – вот общие темы для венских философов и психологов.
Наиболее полно образ такого типа личности воплотил Р.Музиль. Это живущий в «скорлупе» индивид – «человек без свойств», который является полем столкновения равно чуждых ему демонических влечений и социальных условностей. Человек–нигилист, выйдя на историческую арену, вызвал тотальное разрушение всех норм, которые еще совсем недавно выглядели как «вечные».
Было бы слишком просто связывать кризис «внутреннего пространства европейца» с каким–то одним социальным или духовным процессом. Человек традиционной культуры был по сравнению с ним более свободен в проявлении своих эмоций. Он с детства был ориентирован на безусловные нормы и запреты клана или сословия, не проводил резкой разграничительной линии между своим неповторимым «эго» и «эго» других людей. Европеец начала XX века при его катастрофическом одиночестве был жестко ограничен этикетными нормами, которые замещали живость, непосредственность и уникальность любого человеческого существа. Он был ограничен огромным количеством социальных и культурных условностей, «распят своими обязанностями и лишен возможности проявления своих искренних чувств».1 Буржуазная культура создала тип человека, смысл жизни которого – установка на успех.
По мнению М.Мак–Люэна, выводящего «дробность» европейца из особенностей социальной коммуникации, бессознательное могло появиться в качестве темы научных и художественных размышлений лишь с завершением перехода от «магического мира уха» к «нейтральному миру глаза», когда благодаря новым формам связи закрепилось видение мира «в перспективе, на дистанции»: «Первый век печатного слова был и первым веком бессознательного. Поскольку печатное слово позволяло одному узкому сегменту чувств господствовать над другими чувствами, то им пришлось искать себе иную обитель».2
С другой стороны, можно сказать, что предпосылкой психоанализа является тип личности, который Д. Рисмен называл «ориентированным–на–себя» (inner–directed). Для многих европейских ученых начала XX века этот тип нередко выступал как варвар, «внекультурный человек», вооруженный самой современной техникой. Он являл собой продукт маргинализации общества, которая во многом была связана с кризисной эпохой между двумя мировыми войнами. Сегодня мы несколько иначе судим о вошедших в европейскую цивилизацию «варварских» поколениях – выходцах из низших слоев, образующих основную массу middle class. Психоанализ является одной из составных частей современной культуры именно этого класса, который расплачивается за свою веру в индивидуализм, безграничную власть денег, силу техники, разума разнообразными невротическими и психическими отклонениями и кризисами личности.
Понятие бессознательного до З. Фрейда играло весьма заметную роль. Людвиг Клагес, который в своем анализе обратился к этим идеям романтизма, полагает даже, что интеллект (дух) является началом, враждебным жизни и разрушающим ее. В своей книге «Дух как противник души» (1929–1932) он описывает бессознательные интуитивные творческие силы души, на которые опирается жизнь. Согласно Клагесу, едва дух оказывается предоставлен самому себе, он с помощью рассудка и рациональной воли стремится овладеть жизнью и подчинить ее, лишая тем самым жизнь ее корней в питательной почве.
Определенные
аллюзии с бессознательным З.
Теория бессознательного возникла в тот момент, когда западная традиция рассматривала человека как единственное существо, наделенное «автономным разумом». Разум при этом понимался как важнейшее свойство, присущее только человеку и отличающее его от всех прочих живых существ. Если признать, что в душе происходят неосознаваемые, не подвластные осмыслению процессы, которые могут влиять на сознательные, рассудочные представления, действия и решения и даже определять их, то привычный взгляд на человека начинает рушиться. Прежнее мнение человека о самом себе как существе, способном к интеллигибельным формам познания, – неприятие психоанализа и борьбу с ним – З.Фрейд связывал с нежеланием научной общественности пересмотреть стереотипное отношение к человеку как безусловно–разумному существу.
В своей работе «Процесс цивилизации» Н.Элиас показывает, как постепенно возникает сам объект психоанализа: вместе с переходом ко все более рационализированным способам мышления и поведения происходит блокировка влечений, подавление и сдерживание аффектов. Человек редко имеет дело с «естественными» формами влечений: они уже «обработаны» культурой, символизированы и укоренены в образованиях, которые меняются вместе с социальными структурами. Во влечениях человека отражаются, следовательно, и его потребности и опосредованные системы взаимоотношений между людьми. «Процесс цивилизации» ведет к тому, что «сознание становится менее доступным для влечений, а влечения менее доступными для сознания».3 Эти трансформации остаются непонятными, пока мы смотрим на людей поодиночке, и психоаналитики вполне могут питать иллюзии, будто имеют дело с вечной и неизменной природой человека вообще. Элиас показывает, как менялось на протяжении двух–трех веков чувство стыда, как сдвигалась граница этого чувства в отношениях между мужчинами и женщинами. Как и З.Фрейд, он демонстрирует социокультурную обусловленность форм проявления страстей и аффектов у людей, что является, с его точки зрения, результатом долгой трансформации.
В данном контексте фрейдизм тоже можно оценить как проявление изменяющихся ментальных и научных установлений европейского общества конца XIX – начала XX веков.
Фрейда
нет нужды считать
Сам З.Фрейд
связывал развитие психоанализа с учетом
различных условий
Американский социолог австрийского происхождения П.Бергер метко заметил: «По крайней мере три области повседневной жизни были в значительной степени задеты выведенными из психоанализа идеями – сексуальность, супружество и воспитание детей. И так называемая сексуальная революция, и так называемое возрождение семьи в Америке сопровождались потоком вдохновляемых психоанализом интерпретаций, которые, по самой природе этого процесса, все больше становились самоинтерпретациями тех, кто был в этом процессе задействован».4
Психоанализ все же стал системой, которая сняла запреты на «стыдное», передвинула границы дозволенного, клиническое перевела в разряд культурно–приемлемого5. Поэтому З.Фрейд является «героем» этой культуры. Своим возникновением психоанализ обязан как конфликтам этой культуры, особенно резко проявившимся в Австро–Венгрии конца прошлого века, так и тем теориям, которые разрабатывались предшественниками З.Фрейда.
2. Психическое развитие личности
Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психолог, психиатр, психотерапевт, автор психоанализа, оказавший мировоззренческое и культурное влияние на цивилизацию ХХ века. Получил классическое образование.
Психоанализ явился одним из важных для развития современной философии, психологии и культуры направлений.
Первоначально психоанализ сложился как метод лечения неврозов, затем стал психологической теорией, а впоследствии превратился в одно из важных направлений философии 20 века.
Термин «психоанализ» имеет три значения:
Информация о работе Основные положения классического психоанализа З. Фрейда.