Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 00:43, курсовая работа
Цель работы. Проанализировать содержание проблемы дружбы и любви в юношеском и подростковом возрасте.
Задачи работы:
рассмотреть понятия любви и дружбы;
выявить специфику любви и дружбы в подростковом возрасте.
Введение
Глава 1. Исследования по проблеме любви и дружбы в отечественной и зарубежной науке
1.1 Проблема любви и дружбы в психологии
1.2 Любовь как форма поведения человека
Глава 2. Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте
2.1 Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
2.2 Содержание проблемы дружбы и любви
Заключение
Список литературы
В механизме перехода от личности к социуму прослеживается момент преодоления любви к себе (нарциссизм) и рождение способности любить другого человека, опосредованно удовлетворяя свои потребности с позиции рационального эгоизма.
В социально приемлемой форме поведения человек, преодолевая любовь к себе, стремится воссоединиться с другим человеком. То есть человек сам себя обязывает отказаться от всепоглощающей любви к себе, развивая тем самым способность отдавать себя другим, развивая в себе альтруизм. Это уже духовная способность человека, позволяющая ему жить в обществе и дать жизнь другим людям, новому поколению, важное социальное приобретение.
Истоки всех положительных изменений, происходящих в человеке и в межличностных отношениях, — в «состоянии влюбленности, которое отрывает нас от одинокого созерцания собственной персоны в зеркале, к которому склоняет нас наше тело и наше "я"... Мораль истории проста: люди живут в обществе не потому, что они сомнамбулы, а потому, что они влюблены» [6. С. 303].
В формировании этапа перехода от нарциссизма к альтруизму (по 3. Фрейду) наблюдается явление формирования внутренней ценностной ориентации (по сути дела, совести, «имеющей назначение обеспечить нарцистическое удовлетворение»), что описывается 3. Фрейдом как сравнительный анализ действительного Я с идеальным Я. Мотивация формирования «идеального Я» (строгим цербером у которого состоит на службе внутренний цензор) возникает благодаря критическому отношению к поведению человека родителей, воспитателей, учителей и другого окружения, составляющего общественное мнение. Любовь же к объекту возникает из неосознанного понимания недостаточного совершенства собственной персоны, поэтому другого любят «за совершенства, которых хотелось достигнуть в собственном "я" и которые хотят приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма» [16. С. 455].
В своих работах 3. Фрейд постулирует потенциальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями духовной жизни.
Карл Густав Юнг более широко трактовал либидо, он понимал энергию либидо не только и не столько как связанную с сексуальными импульсами, но скорее как единственную в своем роде энергию, лежащую в основе всех жизненных процессов как индивидуума, так и социума, дающую возможность человеку отправлять свое поведение таким образом, чтобы в любых условиях эта энергия направлялась на выживание организма. «...Влечение половое представляет собой лишь частность всей системы. Мы берем влечение как пограничное понятие между телесной областью и душевною, видим в нем психического представителя органических сил и пользуемся ходячим различием между влечением "я" и влечением пола, т. е. подразделением, которое кажется нам согласованным с биологически двояким положением отдельного существа, стремящегося как к самосохранению, так и к сохранению рода» [19. С. 134—135].
В механизме возникновения любви к другому человеку также не последнюю роль может играть перенос (или трансфер), особенно это ярко демонстрируется во взаимоотношениях иллюзорной любви к лидеру. Перенос — это спонтанное отношение человека к другому человеку, которое характеризуется бессознательным переносом на него сформировавшихся ранее в результате взаимодействия с другими людьми положительных (а также, возможно, и отрицательных) чувств. «Перенос — это... процесс, случающийся между двумя людьми... процесс проектирования — поскольку субъективные компоненты переносятся в объект и возникают в нем как присущие ему, объекту, — не является актом волевым, а перенос, как психический акт, субъектом не осознается» [18. С. 90—91].
Возможно, в любви к лидеру имеет место перенос, основывающийся на отождествлении лидера с отцом, с его (отца) авторитетом в семье. По словам С. Московичи, культ отца в семье, воспитывающей человека, ведет к его обожествлению «путем возвышения его над уровнем обычного. Его учение вне какой-либо критики, его личность не подлежит обсуждению» [6. С. 437]. Проекция, совершающаяся между двумя людьми, имеет в основе своей эмоциональную связь, отражающую целевые установки Я. «Перенос может быть спонтанным... чем-то вроде "любви с первого взгляда"... Перенос лишь рядится в одежды любви, с которой он ничего общего не имеет» [ 18. С. 97]. Таким образом, изучая механизмы и причины человеческого поведения, этиологию человеческой психической жизни, психоанализ дает нам теорию основ жизни, теорию либидо, его проявлений. Основной постулат учения психоанализа — учение о любви как о движущей силе созидательной деятельности имеет, на наш взгляд, огромное значение для понимания законов жизни социума, дает возможность моделировать и прогнозировать будущее, предвидеть пути развития общества.
любовь подростковый юношеский дружба
Психология юношеского возраста является одним из разделов возрастной психологии. Изучение этого возрастного периода в постоянно меняющихся социально-экономических условиях нашей страны является актуальной темой.
Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по мнению американского психолога А. Гезелла (1880-1961), от 11 до 21 года [Кон, 1989]. Сущность 15-летия, пишет Гезелл, отмечается индивидуальными различиями. Новообразования этого возраста – рост духа независимости, который делает отношения с окружающими весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. С 16 лет наступает равновесие, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность и устремленность в будущее.
По мнению немецкого психолога Э.Шпрангера (1882-1963), юношеский возраст тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет. Главнее новообразования этого возраста, по Шпрангеру, открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, установка на сознательное построение собственной жизни. Шпрангер положил начало систематическим исследованиям юношеского самосознания и ценностных ориентаций, которые были продолжены Ш. Бюлер (1893-1982), которая связывала биологическое и культурное созревания с особенностями протекания психических процессов. Бюлер выделяет две фазы переходного возраста: негативную и позитивную.
Характерные черты негативной фазы – беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность и т.д.
У девочек эта фаза приходится на 11-13 лет, у мальчиков – на 14-16. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, появляется новый мир ценностей, испытывает чувство любви, интерес к собственной личности.
Важный вклад в понимание юношеской психологии внес К. Левин (1890-1947). Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Свойства личности и среды взаимосвязаны. Важнейшими психологическими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется маргинальностью (промежуточностью) его положения. Подросток полностью не принадлежит ни к детскому миру, ни к взрослому. В связи с этим, психике подростка типичны внутреннее противоречие, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой. Таким образом, К.Левин рассматривает юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением социального положения.
Развитие человека, по Эрику Эриксону (1902-1982), складывается из трех составляющих: соматического здоровья, развитие сознательного «Я» и социального развития. Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости и индивидуальности, расширяется диапазон выполняемых ролей; в отрицательном варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.
С 1920-х годов советские психологи уделяли много внимания вопросам юношеского возраста с учетом многообразный социально-экономических факторов. Становление человека, как индивида и личности, по Л.С. Выготскому [1984], предполагает взаимодействие натурального и социального развития. Д.Б. Эльконин [1989] отмечает, что в 15-17 лет ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать идеалы, самосознание. Л.И. Божович [1979] акцентирует внимание в описании юношеского возраста на мотивационную сферу личности: определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и «внутренней позиции», которая обусловливает определенную структуру отношения подростка к действительности.
Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. С точки зрения биологии и психофизиологии критическими (сензитивными) периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной чувствительностью к каким-то вполне определенным внешним или внутренним факторам, воздействие которых имеют важные последствия [Кон, 1989]. Сензитивные периоды часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой.
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) биологически завершается физическим созреванием. Социальный статус юношества неоднороден. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии.
Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми вытекающими социально-психологическими последствиями. Как указывают многие исследователи, юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности.
Критический возраст подростка, а также промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет некоторые особенности его психики. Повышенная эмоциональность, возбудимость, частая смена настроения – особенности переходных возрастов. Некоторые эмоциональные реакции коренятся в гормональных и физиологических процессах. Однако эмоциональные реакции и поведение подростков и юношей не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они также «зависят от социальных факторов и условия воспитания, причет индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными» [Кон, 1989]. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности. По ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Показано, что нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые (С. Хатауэй, Э. Монакези, 1963). Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослых были бы симптомами болезни, для подростка статистически нормальны. Проективные тесты показывают рост уровня тревожности от 12 к 16 годам. По мнению А.Е.Личко [1983], возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для психопатий. В этом возрасте акцентуируются некоторые свойства характера, которые повышают возможность появления психических травм и отклоняющегося от нормы поведения: гипертимность (повышенная активность и возбудимость), которая побуждает ввязываться в рискованные авантюры; замкнутость, которая перерастает в болезненную самоизоляцию.
Однако, существует общая закономерность индивидуального развития организма, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастает возможности психологической защиты. Для взрослого человека характерна способность избирательно реагировать на внешние воздействия (Д.Хебб, У.Томсон, 1968).
Изучая возрастную динамику тревожности обнаружено, что подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее - с посторонними взрослыми и учителями [Кисловская, 1975; Бандура, Уолтерс, 1999]. В ранней юности отмечен самый высокий уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. Сложность ситуации часто усугубляется тем, что ни родители, ни их дети оказываются незнакомы с закономерностями развития родительско-детских отношений, не осознают внутренней причинно-следственной обусловленности возникающих в этих отношениях проблем, в результате чего начинают обвинять во всех конфликтах и непонимании другую сторону. Это, естественно, приводит к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения со стороны подростков, а со стороны родителей - и к попыткам усилить контроль. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, в частности, отражается на таком психологическом показателе, как тревожность. Все это делает область взаимоотношений подростков с родителями весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой.
Однако, юношеский возраст по сравнению с подростковым все же характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции.
Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста, который связан с половым созреванием и умственным развитием. Как указывает А.Л.Венгер [2001], в отличие от позиции младшего школьника, самосознание отражает не частную функцию ребенка, а его общее положение в системе социальных отношений. Оно служит основанием, позволяющим самостоятельно и сознательно выбирать деятельность, в которой подросток готов участвовать, и свою функцию в ней. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, которое может быть радостным и волнующим, а также тревожным и драматичным. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, переживается как ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность, потребность в уединении и обособлению. «Юноша стремится оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних людей, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание» [Мухина, 1999]. А.Л.Венгер [2001] отмечает, что в юношеском возрасте ведущей деятельностью является процесс личностного самоопределения, а психологическим новообразованием – смысл жизни и психологическое будущее, которые определяют жизненную перспективу человека, а не только его участие в тех или иных наличных формах деятельности.
Информация о работе Любовь и дружба в старщем школьном возрасте