Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 15:41, реферат
Цель работы - изучить проблемные периоды возраста от 30 до 60 лет. Причем мы ограничиваемся разделом акмеологии, основываясь на его временных границах, принятых в отечественной психологии.
Задачами работы будут:
Изучить периодичность и особенности протекания кризисов взрослого возраста.
Рассмотреть разницу прохождения переломных периодов исследуемых этапов жизни в гендерном аспекте.
Изучить возможные пути преодоления кризисов и развития человека в рамках данного возрастного периода.
Введение
1. Понятие зрелости в психологии развития
2. Кризисы взрослого возраста
3 Сложный период тридцати лет
4. Кризис середины жизни
5. Особенности протекания кризиса пятидесяти-шестидесяти лет
6. Проблемы преодоления кризисов
7.Заключение
8. Список литературы
Достигнув тридцатилетнего возраста, многие молодые люди начинают испытывать какое-то беспокойное оживление. Почти каждый из нас хочет внести некоторые изменения в свою жизнь. «Ограничения, которые мы ощущаем при приближении к тридцати годам, это отголоски выбора в двадцатилетнем возрасте, хотя выбор, который мы сделали, был необходим на том этапе развития. Но теперь мы чувствуем себя по-другому. Мы осознаем сейчас, что какой-то аспект жизни не принимали до этого во внимание. Это внезапное чувство нехватки становится все настойчивее. Очень часто это начинается как негромкая барабанная дробь - неясное, но настойчивое желание достичь чего-то большего». (Г. Шахи .- Там же. - С.46.)
Причем это касается личной жизни, профессиональных достижений, выбора нравственных ориентиров.
В работе появляются большие изменения, беспорядок и обычный кризис, который сопровождается противоречивым чувством: многим молодым людям кажется, что они твердо стоят на ногах, и в то же время им хочется вырваться из всего этого представлениям. Достаточно ярко это состояние описывают слова тридцатилетнего бизнесмена: «Я собираюсь уйти из фирмы. Я здесь уже четыре года. У меня хороший заработок, но нет клиентов. Я чувствую неудовлетворенность. Если я подожду еще немного, то будет слишком поздно принимать решение. Я хочу добиться успеха. Но мысль о том, что я доработаю до пятидесяти пяти лет и меня засосет монотонная однообразная работа, приводит меня в бешенство. Это меня стимулирует. Скажем, восемьдесят пять процентов времени, которое я провожу на службе, я наслаждаюсь работой. Но, получив сумасбродное дело, я выхожу из здания суда и говорю себе: “Что я здесь делаю?” Появляется внутреннее ощущение, что я попусту теряю время. Я прилагаю усилия для того, чтобы найти способ внести свой вклад в общественную деятельность или найти нишу в работе муниципалитета. Я говорю: “Вот еще вариант для меня” (Г. Шахи, Там же. - С. 65). То есть, в профессиональном плане идет утверждение, либо наоборот, пересмотр достижений, может быть перемена места работы, а вероятно и вообще изменение специальности, обучение новой профессии.
В нашей стране период перестройки потребовал освоения новых областей, на рынке труда появились новые профессии и места, и основную массу этих вакансий, конечно же, заполнило поколение тридцатилетних.
Идет так же пересмотр позиций и в личной жизни. В семейной жизни возможен развод или, по крайней мере, серьезный анализ брачного союза. Люди, которые наслаждались одиночеством и отсутствием детей, внезапно ощущают желание вступить в традиционный брачный союз, завести детей и сидеть с ними дома. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство. Если это не приводит к разводу, то вызывает серьезный пересмотр брачного союза и стремлений партнеров. Человек, желая выплеснуть отрицательные эмоции, в то же время мечтает обрести опору в жизни. Молодые люди боятся потерять уже приобретенные достижения, одновременно пытаясь найти что-то новое. Эти страхи могут быть связаны с сексом, взаимопониманием, конкуренцией, сохранением моральных ценностей, а также со всеми другими вопросами, которые находятся еще вне нашей власти.
Желание иметь супруга, который взял бы на себя функции успокоения, выполнявшиеся когда-то родителями, не исчезает при переходе к тридцатилетнему возрасту. В действительности, это одна из тех вещей, которые злят и беспокоят людей при переходе к сорокалетию. Каждый партнер тяготится зависимостью от другого, который заменяет ему родителя, и в то же время опасается получить доказательство того, что остался в одиночестве. Это одно из самых крупных проблем в истории человечества.
Рассмотрим различия прохождения кризиса тридцати у мужчин и у женщин. В нашем обществе стадии женского жизненного развития, в отличие от мужского, больше структурированы периодами семейного цикла. В период ранней взрослости, как правило, у большинства женщин появляются заботы, связанные с воспитанием детей, поддержанием на должном уровне комфорта и уюта семейного очага, рождением второго или третьего ребенка. С проблемами, присущими этому возрастному периоду, сталкивается большинство женщин в нашем обществе. Например, молодая женщина думает поступить учиться дальше, но в то же время хочет иметь еще детей. Если она решит остаться дома, то ей бы хотелось, чтобы муж больше времени уделял семье, а не работе. А мужчина по-другому представляет себе отношения с женой: “Я бы не хотел, чтобы меня беспокоили. Это звучит жестоко, однако я не хочу думать о том, что она собирается делать на следующей неделе. Поэтому я ей не раз говорил, чтобы она занялась чем-нибудь, предлагал вернуться на работу в школу и получить должность социолога или преподавать географию или еще что-нибудь. Надеюсь, она чем-нибудь займется и мне не придется думать о ее проблемах. Я хочу, чтобы она сама принимала решения”. Вся проблема состоит в том, что он рассматривает это так, как удобно ему, а не ей. Она сразу подмечает, что он, с одной стороны, дает ей право выбора, а с другой - не желает вникать в ее проблемы. В то же время он отказывает ей в праве “быть эгоистичной” и самостоятельно принимать решения для собственного совершенствования. Обоим не хватает взаимности. Вот что период “осознать свои тридцать” несет для семьи. Если бы у жен были помощницы, которые вели бы домашнее хозяйство, оставались дома с плачущими детьми, чинили автомобиль, решали вопросы с малярами, ходили в супермаркет, вовремя оплачивали банковские счета, разбирали проблемы каждого, устраивали приемы и были страстными в постели (просто представим себе такую возможность), то количество написанных книг, открывшихся компаний, занятых профессорских мест, политических партий, руководимых женщинами, увеличилось бы. Действительно, многие женщины, добившиеся успеха в жизни, нанимают экономку, которая выполняет часть обязанностей» - так считает Г. Шихи в отношении женского кризиса тридцати (Г. Шихи. - Там же. - С.76).
Что же касается мужчины, то его устремления традиционно связаны прежде всего с карьерой, а во вторую очередь уже с личной или семейной жизнью. Если мужчина послушно выполнял долг, занимая одну из ступеней в корпорации, он начинает чувствовать, что вырос из этой должности. Если мужчина долгое время учился, например медицине, то в этот период жизни он будет озадачен: жизнь состоит из сплошной работы, а играм здесь места нет.
Мужчина поглощен мыслями о выработке ключевых решений в жизни, и это доказывает, что в нем происходят изменения, характерные для этого возраста, характеризуются стремлением сосредоточиться на себе. В результате самоанализа он открыл новые грани собственной личности.
Когда мужчина или женщина мужчина, достигает возраста двадцати восьми -- тридцати лет, пред ними становится проблема пересмотра жизненных целей и задач, или, говоря другими словами, как увязать мечты и реальность. Жизнь уже заставила их отказаться от многих иллюзий. Работая над достижением своей мечты, они постепенно перестают быть романтиком. Скоро они будут готов к преобразованию своей мечты в реальную цель, пока же уточняют ее. Мужские мечты, как уже говорилось выше, связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, а мечты женщин - с семьей и профессией.
В работе происходят большие перемены, путаница и часто кризис. Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты “например, стать президентом” в более реальную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные родители стремятся завести детей.
Во внутреннем мире начинается борьба с заложенными в нас положительными и отрицательными качествами. Молодые люди должны выбрать и сохранить в себе качества, заложенные в них с детства, прибавить к ним качества и способности, которые отличают их как индивидуума, и вставить весь этот комплект обратно в более широкую форму. Приближаясь к тридцатилетию, многие начинают ощущать в себе новые жизненные силы. Мужчины и женщины говорят о своих чувствах скупо и ограниченно. Они обвиняют всех и вся в том, что выбор, сделанный ими в двадцать лет (причем это может касаться и профессии и личной жизни), был неудачен. Может быть, на самом деле в тот момент выбор был прекрасен, но сейчас он уже не удовлетворяет человека. Какой-то внутренний аспект, оставленный без внимания, сейчас пытается проявиться. И человек опять поставлен перед необходимостью выбора. Требования к личности изменились и ужесточились. Расширение и открытие внутренних границ дает возможность начать объединение тех аспектов нашего внутреннего “я”, которые до сих пор были скрыты. Так происходит потому, что переход затрагивает самые глубины нашей личности. Наши внутренние чувства стремятся вырваться наружу.
Переходный период сменяется более стабильным и устоявшимся периодом обретения корней и расширения. После тридцати жизнь освобождается от многих условностей, становится более рациональной и упорядоченной. Мы начинаем обосновываться в жизни в полном смысле этого слова. Большинство из нас отбрасывают свои старые корни и начинают растить новые. Люди покупают дома и всерьез принимают продвижение по служебной лестнице. Особенно этим озабочены мужчины. Удовлетворение брачным союзом (для тех, кто его сохраняет) несколько снижается по сравнению с высокими ценностями и представлениями о брачном союзе в двадцать лет. Это совпадает с расширением общественных связей супружеской пары и с более внимательным отношением к своим детям.
4. Кризис середины жизни
Второй пересмотр жизненных программ происходит у большинства людей в возрасте от 35 до 45 лет, причем в разных школах психологии продолжаются дискуссии о хронологических рамках «кризиса середины жизни»
Тридцать пять лет - это буквально середина жизни. Отметка половины пути. С этого момента у многих людей течение жизненного цикла как бы прерывается и приводит их приводят к периоду, который продолжается приблизительно с тридцати пяти до сорока пяти лет и может быть назван десятилетием подведения итогов. Если люди в состоянии принять и осознать это, то можно позволить себе пережить в этот период полный кризис личности.
Глубоко внутри начинают оформляться ощущения безопасности и опасности, времени и безвременья, энергичности и застоя, ощущения себя и других. “Я достиг определенного момента в жизни. Мне нужно все обдумать, проанализировать, оценить прошлое и спланировать будущее. Зачем я все это делаю? Во что я действительно верю?” Человек осознает тот факт, что впереди - уже другая сторона горы, и у него осталось не так много времени, чтобы узнать правду о себе.
Каковы же признаки надвигающего кризиса отличают этот период? В тридцать пять - сорок лет многие люди как бы оказываются на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, они уже видят, где он заканчивается. Время начинает сокращаться, «сжиматься». В переходе к середине жизни они все охвачены мыслями о старости и неминуемой смерти.
Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей -- любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Понимание приходит часто неожиданно и остро, как прозрение. Человек не знает, что с этим делать, и теряется. Ни кто из молодых людей не хочет поверить, что приходит его конец. Но мысль о смерти внедряется в сознании, независимо от того, как он себя чувствуем и насколько хорошо его реальное состояние. Многие из людей начинают прислушиваться к признакам старения и думать о преждевременной кончине.
Целесообразно ли это? Нет, это нерационально. Если бы эти мрачные предчувствия были логически верными, то страх в людях должен был бы накапливаться по мере старения и вызвать преждевременную смерть. Обычно этого не бывает. По мере стабилизации после перехода к середине жизни мысли о смерти уходят все дальше и дальше.
Очень опасно вступать на ненадежный “пешеходный мостик”, ведущий ко второй половине жизни. Мы не можем никого взять с собой в это путешествие в неопределенность. Мы должны преодолеть этот путь одни. Нам больше не нужно ни у кого спрашивать разрешения, потому что мы сами обеспечиваем свою безопасность. Мы сталкиваемся с особенностями нашей натуры, которые до той поры были скрыты.
Интересно проследить отличия этого переходного этапа у мужчин и женщин. В мужчине просыпаются и требуют, чтобы он их принял, признал, усвоил, те чувства, которые он раньше подавлял в себе. В нем начинает проявляться его скрытое чувствительное “я”. “Я хотел бы, чтобы мне разрешили оставаться самим собой: иногда мягким, зависимым, но наряду с этим тщеславным и жадным, ревнивым и конкурентоспособным. Я не хотел бы, чтобы меня считали сильной личностью. Я хотел бы, чтобы меня избавили от этого панического страха”.
Многие вопросы для мужчины связаны с их отношением к другим. Середина жизни часто определяется ими как наличие партнера по брачному союзу. Карьера, положение, физическая привлекательность могут восприниматься как борьба за имидж с более молодыми коллегами. С одной стороны, мужчины верят в то, что сейчас у них самый счастливый возраст, однако стремятся занять более высокое положение. В нашем обществе переход через сорокалетний рубеж для мужчины событие само по себе знаменательное. Обычно работодатели молчаливо переоценивают его в лучшую или худшую сторону, страховые компании переводят его в другую категорию, а конкуренты определяют его профессиональный уровень. Многие мужчины вынуждены несколько умерить свои амбиции, чтобы согласовать их с реальной действительностью. Это, однако, не означает, что они должны отнести себя ко второму сорту. Такая переоценка мечты может спасти их от безнадежных иллюзий и поможет обрести обновление в достижении второй карьеры или покажет другой путь для работы в рамках реальной должности, что, в свою очередь, будет для него более целесообразно.
Мужчины в этом возрасте тоже чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них при этом начинают больше заботиться о своей карьере. Это “мой последний шанс” вырваться вперед. Теперь мужчине уже недостаточно быть простым младшим администратором, многообещающим молодым писателем, адвокатом, который имеет невысокое жалование за хорошую работу. Он хочет руководить, добиться признания, стать активным политиком со своей законодательной программой. С некоторым огорчением он обнаруживает, что ожидал похвалы и был слишком чувствительным к критике. Он хочет построить свой собственный корабль.