Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:06, статья
Так как же развить эту так называемую силу? Сперва разберёмся, что же такое сила воли. Сила воли – это, говоря простым языком, наша способность преодолевать трудности, когда уже физические и умственные силы на исходе. На самом деле, практически всё, чего достигает человек, всё благодаря силе воли. Есть два типа достижения какой – либо цели:
1. Это от безысходности. Например: Человеку очень нужно чего-либо добиться, либо он имеет перед кем-то обязательства в чем-то и если он это не сделает, то он подведёт кого-то. Сила, заставляющая его делать ту или иную работу, есть сила воли, которую можно назвать «Обязывающая»
2. А вот второй тип, хоть и присущ всем людям, пользуются им единицы. Это Сила воли, которая заставляет человека двигаться вперёд, от которой фактически зависит его жизнь, судьба, карьера, семья и т.д. Назовём её «Натуральной».
Для тренировки воли подходит большинство спортивных занятий на открытом воздухе. Особенно для этого хороши гольф, теннис, катание на коньках, ходьба и альпинизм. Но даже если у вас нет возможности заниматься одним из этих видов, всегда можно подобрать физические упражнения, которые годятся для уединенных занятий дома.
Наиболее часто
встречающаяся трудность
В этом случае хорошо прибегнуть к техникам, предлагаемым Бодуэном (Baudoin). В них используется поддержка других побуждений человека, способных служить лучшим стимулом, чем чистая воля. Эти побуждения совсем не обязательно должны относиться к высшему уровню. Это как раз один из примеров того, как использовать так называемые "низшие" или "примитивные" влечения и побуждения для достижения высших целей. Здесь могут оказаться полезными гордость, тщеславие, в случае положительного переноса - стремление доставить удовольствие терапевту, самоутверждение и т.д. Хорошую службу мот сослужить даже более примитивные стимулы вроде похвал или объективных наград. Мы обратили внимание на то, что лучше всего действуют стимулы, использующие "азартные" инстинкты человека, его влечение к игре стремление потягаться с самим собой. Для этого необходимо определенное умение дезидентифицироваться, поскольку Я человека "соревнуется" с его субличностями и влечениями, стремясь рассматривать это как игру, не принимая все слишком близко к сердцу, и, как настоящий спортсмен, просто стараясь победить. Сама заинтересованность в игре уже является стимулом, обладающим привлекательностью и не вызывающим сопротивления или активного противодействия, которое бы могло возникнуть при более насильственном использовании воли.
Применяя все
техники вообще, а техники по развитию
воли - в особенности, необходимо внимательно
следить за тем, чтобы не вызвать
сопротивления
Игровое отношение ни в коем случае не мешает эффективности техники, но уменьшает противодействие сопротивления и возможность бессознательного бунта.
Главная проблема практического применения этих упражнений и использования воли состоит в том, как сохранить равновесие между различными сторонами или фазами воли, которые были описаны выше.
Здесь прежде всего надо стремиться к тому, чтобы пациент увидел или осознал существующее положение дел. Затем можно предложить приемлемый для него план достижения желаемого равновесия или гармонизации, и уже после этого обучить конкретным техникам, которые вводятся в правильной последовательности, чтобы пациент смог добиться желаемого результата. План действий и конкретные техники зависят от того, какая именно из фаз воли должна быть развита, и поэтому иногда эти техники могут быть абсолютно противоположными.
Первая фаза - определение цели - является слабым местом у многих пациентов. Кроме того, часто случается, что сильная воля человека полностью поставлена на службу очень сильного, всепокоряющего влечения. Это встречается настолько часто, что объясняет и в какой-то степени оправдывает удивительное нежелание человека признать, что личная воля вообще существует - ведь очень часто она скрыта, замаскирована под всепоглощающее влечение. В современной психологии вообще есть тенденция исключить необходимость самого понятия воли и рассматривать момент принятия решения как результат борьбы противоположных сил, имеющих по большей части эмоциональный характер. Это обычное детерминистическое представление о, так сказать, параллелограмме сил, которое, полностью отвечая теории Фрейда, не совсем соответствует человеческому опыту. Воспитание воли доказывает, что воля может быть выделена как самостоятельное понятие, отделена от влечений и даже противопоставлена им. Модель или аналогия с параллелограммом сил слишком груба. На самом деле, воля или изъявляющее волю Я человека - это не только истинная, независимая энергия соперничающая с влечениями. Она является или может являться организатором и координатором этих влечений, используя их в каком-то смысле на другом уровне, в другом измерении. Поэтому, если воле удаётся удержаться и не опуститься до одного уровня с соперничающими влечениями, высвобождаясь, она способна стать сверх-силой.
Техника, применяемая в тех случаях, когда самым слабым местом пациента является осознавание цели и тщательное обдумывание, состоит в том, чтобы, во-первых, он осознал в себе этот недостаток и то, к чему он ведет. Затем следует помочь ему сознательно оценить эту ситуацию, выработать ясное представление о жизни и о её ценностях, и уже на этой основе помочь ему найти или выбрать цель и обдумать пути ее достижения.
Что касается третьей фазы принятия решения, то, если, несмотря на благополучное развитие первого этапа, пациент все-таки сталкивается с трудностями выбора, следует проанализировать причины этих трудностей. Они могут происходить из-за нежелания видеть альтернативные варианты решений или нежелания отдать чему-то предпочтение, поскольку это, конечно же, означало бы необходимость отвергнуть или отказаться от других возможностей. Последнее может быть трудно пациентам с сильной волей, которые вообще не приемлют отказа от чего бы то ни было и хотят осуществления всех возможностей сразу. Это свойственно сильной воле эгоистических личностей, и в этом случае мы имеем дело с чрезмерным развитием того аспекта воли, который характеризуется силой, и недостаточным развитием стадии обдумывания и принятия решения, влекущего за собой такой отказ.
Пятая фаза планирования
и организации также может
оказаться сложной или
Другими словами, во время сеанса мы начинаем с цели, которую поставил перед собой сам пациент и помогаем ему подробно обдумать все необходимые для ее достижения шаги. Приведем довольно частый пример: молодая незамужняя девушка приходит на консультацию к терапевту и сообщает: "Я хочу быть киноартисткой. Хочу уйти из дома и уехать в Голливуд". Само собой разумеется, что мы не отвергаем ее цель, а говорим: "Хорошо. Давайте решим, как это сделать. Подумаем, что предполагает ваша цель. Вы ведь хотите достичь, значит, надо составить план, как это сделать". Если мы покажем, что принимаем ее цель и выразим готовность помочь, она скоро поймет, что именно предполагает ее цель и ее влечение и какое количество трудностей ей придется преодолеть. Это очень простой пример. На практике приходится сталкиваться с гораздо более тонкими и менее очевидными случаями.
Рассматривая шестую фазу - направление выполнения решения, мы видели, что она требует от воли очень важных качеств - четкого и твердого представления цели, однонап равленности, динамической энергии, настойчивости и самоограничения. Для того, чтобы добиться успеха, присутствия только одного из этих свойств может быть недостаточно. Под "самоограничением" мы понимаем готовность и способность хотя бы на некоторое, а иногда и на достаточно длительное, время отказаться от других целей и планов, не дать себе слишком увлечься средствами достижения цели - как в смысле того, чтобы средства не стали самоцелью; так и в смысле исключительной приверженности каким-то определенным средствам в ущерб другим.
Таким образом, динамическая
воля может использоваться для воспитания
настойчивости, если той мало или
не хватает, и наоборот, настойчивость
способствует применению техник, которые
в свою воспитают силу воли. Выше
мы уже приводили пример последнего.
В нем за основу берется четкое
понимание человеком
Здесь следует повторить, что пациенты, находящиеся в депрессивном состоянии, требуют особой осторожности со стороны терапевта, но к этому мы еще вернемся более подробно в разделе, посвященном ограничениям и противопоказаниям.
То, что техники по развитию воли необходимо применять во всех тех случаях, когда воля слишком слаба и неэффективна, очевидно и не требует объяснений. А вот то, что эти техники обычно не применяются, действительно требует внимания!
В основе их использования лежит анализ воли, который показывает, что воля как таковая изначально существует и функционирует во всех пациентах или испытуемых. Поскольку, как мы видели, воля имеет несколько фаз, можно предположить (а на практике так чаще всего и бывает), что одна из фаз оказывается развита или даже слишком развита, а другая слишком слаба, почти незаметна. Поэтому прежде всего необходимо установить, какая из пяти фаз воли требует особого развития! Некоторые люди обладают быстрой и решительной волей, но лишены настойчивости или способности добиваться чего-то во что бы то ни стало. Для других наиболее сложной является фаза принятия решения, хотя после того, как оно принято, остальные аспекты воли оказываются вполне адекватными и достаточно развитыми. Именно поэтому воспитание воли требует дифференцированного подхода и понимания того, какой из ее компонентов нуждается в специальном развитии.
Этот момент очень
важен и требует особого
Кроме этих "адлеровских случаев", у некоторых пациентов встречается чрезмерное развитие какой-то одной фазы воли. Особенно опасной является гипертрофия динамического аспекта воли, которая может приводить к болезненным и даже разрушительным последствиям в особенности у окружающих. Поэтому необходимо продумать, как устранить или свести до минимума этот опасный недостаток. Для этого существует три способа:
Первый - состоит в том, чтобы стараться поддержать равновесие, т.е., как уже было показано выше, чтобы все фазы воли были одинаково и гармонически развиты.
Второй - и более важный - предполагает развитие в человеке других функций, которые бы ограничивали и уравновешивали функцию воли. Здесь мы в основном имеем в виду высшие аспекты чувств: развитие любви к людям, сострадания, любящего понимания окружающих, этического чувства, ответственности за свое воздействие на других. Наивысшим выражением этого является невозможность нанесения вреда другим.
Третий и самый высший способ частично включает в себя и второй. Это пробуждение к действию духовной воли, связанное с постижением духовного (высшего) Я. Духовная воля ограничивает и использует личную волю человека не только самым безвредным, но и самым конструктивным способом, освобождая ее от эксплуатации господствующих влечений, во власти которых она часто находится. Обычно воля является рабом одного или нескольких влечений человека. И здесь необходимо прежде всего добиться того, чтобы личное Я дезидентифицировалось от этих влечении, а затем, чтобы личная воля встала на службу духовной воле, или, другими словами, духовная воля, духовное Я подчинило себе и начало использовать личную волю.
Существует некоторая разница - которую, кстати, не всегда понимают - между полностью пробудившейся духовной волей, с одной стороны, и подчинением личной воли высшим чувствам - с другой. Для многих пациентов на определенном этапе лечения последнее может стать линией наименьшего сопротивления, иными словами, эмоциональная энергия, мотивирующая волю переходит с низшего уровня на высший, продолжая оставаться эмоциональной мотивирующей силой хотя и ставящей перед собой более конструктивные цели. Но задачей психосинтеза, конечно же, является первое, т. е. установление прямого отношения с духовной волей, с Высшим Я. А это означает воспитание конструктивной, сильной, настойчивой и мудрой воли - одним словом, слияние того, что мы считаем одними из основных энергий человека, - энергии воли и энергии любви; таким образом, в результате у нас в распоряжении оказывается "любящая воля".
Использованное выше слово "слияние" можно заменить сочетанием "органическое функционирование", ибо речь идет о функциональном слиянии, а не о настоящем слиянии в прямом смысле этого слова. Здесь подойдет аналогия из биологии: в организме человека нет материального слияния органов и частей тела, мы можем их анатомически и физиологически вычленить. Их слияние представляет собой функциональное единство, управляемое тем, что можно было бы назвать включенным в эту систему очень эффективным аппаратом, главное звено которого находится в центральной нервной системе и который действует через другие нервные центры и эндокринные железы.