Эмпирическое исследование особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации.
Цель исследования: изучить особенности общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации

Задачи исследования:
дать психологическую характеристику младенческого возраста;
рассмотреть понятие депривации и ее виды;
изучить влияние сенсорной депривации на психическое развитие младенца в учреждении интернатного типа;
провести эмпирическое исследование особенностей общения со взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации;
проанализировать полученные результаты и дать им психологическую интерпретацию;
разработать практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по оптимизации общения с детьми младенческого возраста.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей общения со взрослым детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 6
1.1. Психологическая характеристика младенческого возраста 6
1.2. Понятие и виды депривации 13
1.3. Роль сенсорной депривации в психическом развитии младенцев в учреждениях интернатного типа 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 31
2.1. Организация и методики исследования особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 31
2.2. Результаты изучения особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 36
2.3. Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по оптимизации общения с детьми младенческого возраста 39
Заключение 41
Список литературы 43

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Изучение особенностей общения со взрослыми детей младенческого возраста в условиях депривации.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

Эмоциональная депривация. Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте. «Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребёнка, не может быть эмоционального контакта».

Специалисты отмечают ряд  существенных особенностей появления  эмоциональной депривации в детском  возрасте. Так, присутствие большого количества разных людей ещё не закрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребёнка связан страх. Это подтверждают наблюдения за детьми, воспитанными в домах ребенка, у которых обнаруживается отсутствие синтонности ((греч. syntonia со звучность, согласованность) - особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью) по отношению к окружающей среде. Так, переживание совместных празднований детей из детских домов и детей, живущих в семьях, оказывало на них различное воздействие. Дети, лишенные семейного воспитания и связанной с ним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружало эмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чем на эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детских домов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образу жизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.

Постоянное пребывание ребенка вне семьи (даже в очень  хорошем детском доме или интернате) оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать  в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосфера семейного окружения ребенка (в данном рассмотрении не имеет значения – родная это семья или нет) определяет качественно иной тип развития растущей личности.

Таким образом, под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние также можно определить как биологически полноценную, но психически недостаточную среду. Особую опасность для психологического развития ребенка имеет состояние, когда нарушается постоянный тактильный, голосовой и зрительный контакт между ним и его матерью. Особенно необходимо это малышу в первые месяцы его жизни. Сенсорная депривация между ребенком и его матерью может привести к необратимым негативным изменениям в его личности.

    1. Роль сенсорной депривации в психическом развитии младенцев в учреждениях интернатного типа

Дети, попадающие в дом ребенка, зачастую имеют  плохую наследственность, отягощенную алкоголизмом и наркоманией, страдают врожденной психической и неврологической патологией. В их психическом развитии наблюдаются аномалии, так как зачатие такого ребенка часто происходит в состоянии опьянения или отягощается использованием будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности, они перегружены психопатологической наследственностью: умственной отсталостью и шизофренией.

Вынашивание нежеланной беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, к нарушению сенсорных связей между ними. В большинстве случаев у будущих матерей во время такой беременности встречаются психические нарушения: истероформные реакции, депрессивные состояния, психовегетативные нарушения, обострения психических, соматических хронических заболеваний. Беременная женщина предпринимает и попытки прервать беременность, злоупотребляет курением, алкоголем, наркотиками и пр. Последствия усиливаются разрывом с матерью и возникающей депривацией младенца.

У младенцев, находящихся  в условиях дома ребенка и испытывающих депривацию основных потребностей, феноменология  нарушения связана с двигательной, сенсорной и эмоциональной сферами.

К особенностям двигательного развития младенцев относится задержка развития основных двигательных навыков (сидения, ходьбы, ползания) и наличие разнообразных стереотипных движений.

Для младенца характерен ряд навязчивых стереотипных, тупиковых движений: раскачивание тела, удары головой о стенки кроватки. А. Шпитц описывал движения младенцев, напоминающие кататоничесские. Дети становятся пассивны. Задержка моторного развития, пассивной и ограниченной двигательной активности влияет на развитие и формирование «Я» ребенка.

В первом полугодии  жизни он даже по облику отличается от ровесников, воспитывающихся в семье. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо, большую часть времени бодрствования младенец проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени он оживляется, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку, у него слабо представлено ориентировочное поведение; он неэмоционален, пассивен [39].

Сенсорное развитие младенца в условиях дома ребенка близко к норме. Реакции зрительного прослеживания, слухового прислушивания, зрительной и слуховой ориентации развиваются своевременно или с незначительным опозданием, с последующей успешной компенсацией, наблюдаемые задержки зрительных и слуховых ориентировок объясняются недостаточным опытом восприятия и переработки информации в обедненной стимулами среде учреждения (М. Новикова, О.В.Баженова).

Известно, что в младенческом возрасте тактильный контакт имеет  важное значение для развития ребенка. Отсутствие такового вызывает у ребенка ощущение незащищенности и дискомфорта.

 В качестве примера  эмоциональных нарушений можно привести описание А. Шпитца (A. Spitz, 1965): «При частичном лишении ребенка эмоционального «питания» развивается анаклитическая депрессия... Вначале настроение ребенка меняется с обычного радостного на дисфорическое, плаксивое. Плаксивость чередуется с избеганием контактов. Дети лежат молчаливо на животе в кроватке, отвернув головку, совершенно безучастно к происходящему рядом. При приближении взрослого они либо не обращают на него внимания, либо смотрят ищущим взглядом. Однако с теми из них, с кем удается установить, контакт, наблюдается отчаянное цепляние за взрослого... Через 2- 3 месяца плаксивость прекращается и появляется «застывшая» оцепенелость в лице. Они лежат или сидят с широко раскрытыми глазами и отсутствующим взглядом, с неподвижным лицом, полностью отключившись, как в коме, часто не замечая, что происходит вокруг. Вступить в контакт с детьми в этой стадии становится все труднее, потом невозможно вообще, иногда единственной реакцией на такие побуждения является крик. В отсутствие объектных отношений более 5 месяцев на первом году жизни большинство психологических симптомов становятся необратимыми, вне зависимости от качества отношений, установленных ребенком с матерью до разлуки» [39, c.45].

Развитие эмоциональной  сферы отличается рядом специфических  особенностей: у младенцев, воспитывающихся  в доме ребенка, обедненный эмоциональный репертуар, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. За скудностью экспрессии стоит бедность переживаний детей. Помимо уплощенности эмоциональной сферы у воспитанников дома ребенка наблюдаются менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной, деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие.

Мимика детей теряет пластичность, младенцы становятся похожими друг на друга, нередко у них развивается депрессия, имеющая признаки «взрослой» депрессии. Эмоциональный тип характеризуется печалью, тревожностью, наблюдаются нарушения сна. Некоторые исследователи подчеркивают сходство депрессивных состояний с детским ранним аутизмом.

Для детей из детского дома характерна задержка превербального развития. Снижается число вокализаций, изменяется их качество, особенно заметно замедление развития после 6 месяцев.

В условиях дома ребенка редкие, кратковременные  и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают дефицит общения, поэтому общение у младенцев из дома ребенка, хотя и обладает теми же закономерностями, что и в семье, имеет ряд отклонений                        (М.И. Лисина).

Потребность в  общении у воспитанников дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей из семьи. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. В результате отставания развития ситуативно-личностного общения задерживается появление и предметно -манипулятивной деятельности, и ситуативно-делового общения.

Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии стремится к ласке взрослого в примитивной форме физического контакта и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Присутствует вялое, однообразное неэмоциональное манипулирование с предметами (М.И. Лисина, И.Д. Дубровина, А.Г. Рузская и др.).

Экспериментальное изучение ранних этапов самосознания М.И.Лисиной и ее последователями показало очень раннюю, начиная с третьего месяца жизни, чувствительность младенцев к личностно адресованному отношению взрослого; собственные субъектные проявления детей, самоузнавание в конце первого года жизни свидетельствует о возможности младенца отделять себя от взрослого, о наличии у него определенного образа себя, который формируется под влиянием общения в первом полугодии и предметных манипуляций – во втором. Содержанием образа себя в первом полугодии становится переживание себя ребенком как субъекта общения, а во втором - как «действующего начала», субъекта практических действий; качественные особенности образа себя определяются уровнем общения ребенка со взрослыми[ 22].

У воспитанников  дома ребенка нет субъектного личностно ориентированного общения со взрослыми, не формируются положительное эмоциональное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру.

Одним из важнейших  параметров психического развития в  младенческом возрасте выступает активность ребенка. Активность – отчасти врожденное качество, но ее прижизненное развитие происходит под влиянием социальных факторов и в решающей степени зависит от общения ребенка с окружающими людьми и предметным миром. У ребенка, воспитывающегося в закрытом детском учреждении, снижена инициативность, он пассивно относится ко всему окружающему. Дети из семьи характеризуются наличием активности в отношении к окружающему миру и к себе, они инициативны, открыты, доброжелательны к окружающим людям, у них хорошо развита ориентировочная деятельность, они любознательны по отношению к предметному миру, жизнерадостны, требовательны, что свидетельствует о положительном самоощущении в отношении к себе.

В первом полугодии  жизни дети, воспитывающиеся в  семье и домах ребенка, различаются  по количественным и качественным характеристикам активности, проявляющейся во всех трех сферах отношений: к окружающим людям, к себе и к предметному миру. Основным фактором, влияющим на становление активности, выступает общение ребенка со взрослым, определяющее его отношение к себе, через которое преломляется отношение ко всему окружающему.

Во втором полугодии  манипулятивная деятельность начинает занимать значительное место в развитии ребенка, и успешность в совершении самостоятельных действий сообщает ему чувство уверенности. У детей из дома ребенка в первом полугодии жизни наличествует дефицит общения, низкий уровень развития манипулятивной деятельности, бедность опыта взаимодействия с предметным миром.

Результаты  исследования, проведенного М.И. Лисиной и группой ее сотрудников, свидетельствуют о том, что в условиях семейного воспитания уже в первом полугодии жизни закладывается предличностное образование, которое в середине второго полугодия проявляется как сложившееся личностное образование, проецирующееся в сферу отношений к себе, к окружающим людям и к предметному миру. Активная позиция формируется в первом полугодии благодаря общению со взрослыми, а во втором – и в результате самостоятельного приобретения опыта в предметно-манипулятивной деятельности. У воспитанников дома ребенка чаще наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, вялость познавательной деятельности; определенные отклонения в становлении важнейших психологических образований: искажения образа себя, задержки в становлении субъектного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного образования.

Дефицит общения  со взрослым и предметным миром может в некоторой степени компенсироваться в доме ребенка контактом со сверстниками. Известно, что интенсивное и эмоциональное общение со взрослым способствует более раннему формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом. У младенцев, находящихся в доме ребенка, присутствуют избирательные отношения со сверстниками, при этом предпочтение отдается активным, подвижным и эмоциональным детям    (М.И. Лисина, И.И. Царегородцева, 1986). Данные, полученные в исследованиях М.М. Царегородцевой (1986), показали, что присутствие сверстника не обеспечивает развитие и содержательное наполнение контактов ровесников. Дети, живущие в доме ребенка, больше любят наблюдать за своими сверстниками, реже проявляют активность по отношению к партнеру, их экспрессивно-мимические средства бедны, если взрослый не определяет контакты детей, не помогает увидеть в другом равное себе существо, не налаживает общение между младенцами.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации