Эмпирическое исследование особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации.
Цель исследования: изучить особенности общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации

Задачи исследования:
дать психологическую характеристику младенческого возраста;
рассмотреть понятие депривации и ее виды;
изучить влияние сенсорной депривации на психическое развитие младенца в учреждении интернатного типа;
провести эмпирическое исследование особенностей общения со взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации;
проанализировать полученные результаты и дать им психологическую интерпретацию;
разработать практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по оптимизации общения с детьми младенческого возраста.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей общения со взрослым детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 6
1.1. Психологическая характеристика младенческого возраста 6
1.2. Понятие и виды депривации 13
1.3. Роль сенсорной депривации в психическом развитии младенцев в учреждениях интернатного типа 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 31
2.1. Организация и методики исследования особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 31
2.2. Результаты изучения особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации 36
2.3. Практические рекомендации для воспитателей Дома ребенка по оптимизации общения с детьми младенческого возраста 39
Заключение 41
Список литературы 43

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Изучение особенностей общения со взрослыми детей младенческого возраста в условиях депривации.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

Стремление  ребенка к совместной со взрослым деятельности делает необходимым обогащение средств общения. Помимо экспрессивно-мимических проявлений, которые во втором полугодии обогащаются гаммой отрицательных эмоций (недовольство, обида, гнев), ребенок начинает использовать предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные действия, позы, жесты (приближение или удаление, протягивание и вручение предметов, изображение действий).

Использование взрослыми речи в совместных действиях  обостряет у ребенка необходимость  в ее понимании и активном овладении  словом. На протяжении второго полугодия понимание речи нарастает высокими темпами. При благоприятных условиях воспитания к концу года ребенок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных. По просьбе взрослого он указывает на них, выполняет простые инструкции, (дай, покажи, возьми, положи и др.), совершает несложные игровые действия («ладушки», «сорока» и др.). Одновременно обогащается лепет ребенка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова (мама, папа, баба, дай и т. д.).

Постепенно  младенец начинает различать поощрения  и порицания взрослых (радуется при  похвале, чуть позже — огорчается при порицаниях), может корректировать в соответствии с ними свои действия (прекращает порицаемые и запрещаемые действия, воспроизводит поощряемые) [20].

Во втором полугодии  жизни младенец уже четко дифференцирует окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в «деловое»  общение, со знакомыми предпочитает «деловое» общение, посторонних нередко встречает настороженно. Привязанность к близким взрослым обеспечивает ребенку чувство защищенности в незнакомой ситуации. Прибегая к психологической поддержке взрослого, он преодолевает боязнь и активизирует познавательную и коммуникативную деятельность.

К концу года ребенок проявляет стремление к  самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого  и навязывания ему своей воли, против ограничения активности и  свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек, действий с ними, партнеров для совместной деятельности. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий — это первые проявления детской личности, ярко манифестирующей в период «кризиса первого года».

Отклонения  и задержки в развитии ребенка  во втором полугодии жизни, вызванные  неадекватными условиями воспитания, имеют разные причины и, соответственно, по-разному проявляются в поведении. В условиях дефицита общения со взрослыми развитие предметно-манипулятивной деятельности тормозится на этапе овладения неспецифическими и функциональными действиями с предметами, обусловленными их физическими свойствами, овладение культурно-фиксированными способами действий задерживается. При этом сами манипуляции однообразны, малочисленны, не сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, отсутствует настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом[22].

 Младенец, испытывающий  дефицит общения с первых месяцев  жизни, и во втором полугодии  предпочитает эмоциональные контакты  со взрослым «деловому» общению.  Если же близкие взрослые не  вступают в ситуативно-деловое  общение с ребенком, оставляют его подолгу с игрушками наедине, реализуя лишь эмоциональные контакты, то ребенок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого: не пытается действовать по образцу взрослого, не ждет от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Ребенок плохо понимает речь взрослого и сам не использует лепет и отдельные слова, не ориентируется на оценку взрослого его действий, не согласовывает свои действия с действиями партнера, не пытается отстаивать право на выбор действий и игрушек. Неудовлетворенность ребенка в ситуативно-деловом общении в конце первого года его жизни часто проявляется в капризах и непослушании во время режимных процедур (кормление, переодевание, укладывание спать).

Таким образом, младенческий возраст состоит из двух этапов – первое и второе полугодия жизни. В первом полугодии жизни ведущим фактором психического развития ребенка является ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослыми, во втором полугодии жизни психическое развитие ребенка определяется предметно-манипулятивной деятельностью и связанным с ней ситуативно-деловым общением.

    1. Понятие и виды депривации

В трактовке понятия  депривации существует много разночтений, которые связаны с историей возникновения  проблемы и различными психологическими школами.

В 1951 г. по поручению Всемирной  организации здравоохранения                Д. Боулби подготовил доклад о состоянии психического здоровья бездомных детей в Европе в послевоенные годы. Этот доклад стал поворотным моментом в изучении проблем депривации. Д. Боулби утверждал, что основа психического здоровья закладывается в младенчестве, когда матери устанавливают теплые, прочные и любящие отношения со своими детьми [11]. Дети, полностью или частично лишенные материнской любви, переживали серьезные психологические последствия. Расстройства, вызванные материнской депривацией, включали как когнитивную, так и эмоциональную недостаточность. Работа Д. Боулби подчеркивает уникальность и специфичность детско-родительской привязанности. Он полагал, что материнская преданность, тепло, любовь, поддержка и внимание, проявляющиеся в кормлении, объятиях, улыбках, прикосновениях, играх, приводит к нормальному развитию младенцев. Ребенок осознает себя через отношение к нему взрослого, и это отношение становится его внутренним достоянием, имманентно присущим ему самоощущением, через которое он познает окружающий мир.

Продолжая развивать  идеи Д. Боулби, Мэри Эйнсворт (M. Ainsworth), основываясь на собственных наблюдениях младенцев в Уганде, усовершенствовала концепцию привязанности и разработала методы ее оценки. Согласно М. Эйнсворт, реакция ребенка на удаление от матери и воссоединение с ней может служить оценкой качества привязанности. Она выделяет поведенческие компоненты привязанности, такие как:

  • ориентирующее поведение (взгляд);
  • сигнализирующее (плач, улыбка, крик);
  • локомоции (следование, приближение);
  • активные действия, направленные на достижение физического контакта (прижимание, захват) [9].

Все эти формы поведения  свидетельствуют о привязанности, если они направлены на людей, заботящихся  о ребенке, и выступают в качестве критериев привязанности. Для возникновения привязанности, полагает М. Эйнсворт, ребенок должен проявлять активность. Привязанность имеет двустороннюю связь. Первичные действия ребенка вызывают соответствующий отклик взрослого, который не только удовлетворяет его физические потребности, но и общается с ним посредством слов, улыбок и прикосновений; развитие привязанности – это своего рода система взаимодействия. Поведение малыша побуждает взрослого предпринимать определенные действия, а они, в свою очередь, вызывают у младенца те или иные отклики.

М. Эйнсворт предложила тест «Незнакомая ситуация», который позволил ей выделить типы привязанностей. В дальнейшем она распространила теорию привязанности на другие концепции и направления. Теория привязанности выходит за пределы детского возраста и распространяется на весь онтогенез.

В последние годы теория привязанности подвергается критике, высказываются предположения, что  ряд последствий депривации – это артефакты, возникшие в результате наследственных причин или носящие сугубо биологический характер.

Другим направлением развития психоанализа в области  депривации стала теория объектных  отношений. Среди работ этого  направления интерес представляют исследования Маргарет Малер (M. Mahler). Она придавала большое значение проблеме сепарации (отделения) ребенка от матери. Согласно ее точке зрения, процесс «сепарации-индивидуализации» свидетельствует о психологическом рождении личности: путем кризиса ребенок преодолевает симбиотическое единство с матерью, он отдаляется от нее и по-новому осознает себя [17].

В случае если симбиотические отношения с матерью или близкими взрослыми не сложились, у ребенка  не происходит симбиотическою кризиса  и не создаются условия для  формирования идентичности.

Проблема депривации представлена в теории социального научения Дж. Гервитца (J. Gerwirtz), А. Карнс (A. Cairns). Сущность депривации усматривается в недостаточном контакте между социально желаемым результатом и подкрепляющим стимулом либо в поведенческой адаптации.

Д. Брунер, представитель когнитивного направления, в качестве объяснения причин возникновения депривации выдвигает предположение о том, что при депривации страдают отдельные «более высокие» виды когнитивной деятельности. У депривированных детей, по Д. Брунеру, нет условий для развития эффективных средств мышления, позволяющих решать проблемные ситуации, и не возникает действенного контакта со средой, не развиваются «модели среды» и «стратегии действия».

В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов деприваций и покажем, какое влияние оказывают они на детское развитие.

Материнская депривация. Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход. Однако наличие другого заботящегося о малыше человека при невозможности материнского ухода также позитивно отражается на психическом развитии младенца. Нормативное явление в развитии любого ребенка – формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребёнком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различают несколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную. Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации.

В формировании чувства привязанности  и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка  с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются соматические расстройства у детей.

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла.

В первом случае (материнская  депривация от рождения) формируется  устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость  эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях  разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение.

  • В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха.
  • В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи.
  • Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком [35].

Сенсорная депривация. Пребывание ребенка вне семьи – в интернате или другом учреждении зачастую сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста. Исследования состояний спелеологов, подолгу находящихся в глубоких пещерах, членов экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций (В.И.Лебедев) свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении и других психических функциях взрослых людей. Восстановление нормального психического состояния для них связано с организацией особой программы психологической адаптации. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития. Еще великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца жизни ребенок ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызывает безучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность.

Двигательная  депривация. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты с предложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкую закономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует у него двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек, подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человека подтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которые отказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью, несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей общения с взрослыми детей младенческого возраста в условиях сенсорной депривации