Эмпирический анализ «я – концепции» беспризорных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является описание психосоциальной характеристики «Я-концепция» беспризорных подростков и анализ данной концепции.
В данной работе мы рассмотрим:
- психосоциальная характеристика «Я-концепции» беспризорных подростков;
- методы и методики исследования «Я- концепции» беспризорных подростков;
- эмпирическое исследование « я концепции» беспризорности;
- факторы, влияющие на беспризорность подростков;
- технология развития беспризорности подростков;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблем беспризорных подростков
1.1. Психосоциальная характеристика «Я-концепции» беспризорных подростков
1.2. Методы и методики исследования «Я- концепции» беспризорных подростков
Выводы по первой главе
Глава II. Эмпирический анализ «я – концепции» беспризорных подростков
2.1. Эмпирическое исследование « я концепции» беспризорности
2.2. Факторы, влияющие на беспризорность подростков
2.3. Технология развития беспризорности подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 119.13 Кб (Скачать документ)

На уровне организма активность субъекта определена системой "организм—среда", имеет двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. На уровне организма  формируется самочувствие субъекта как итог процессов, отражающих состояние  внутренних органов, мышц, активации  организма в целом. Это самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального  индивида активность подчинена иной потребности — потребности в  принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными  нормами, правилами, обычаями, уставами, предписаниями, которые усваиваются  индивидом. Жизненная важность для  субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими.

На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. — и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации и рассматриваются как ее условие.

Важной интегральной характеристикой  в структуре самосознания является Я-концепция. Р. Берне (1986) рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В этих установках выделяются три компонента:

- образ Я — представление индивида о самом себе;

- самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

- потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе.

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники и др. В соответствующем руководстве А. Анастази (1982. Т.2) аннотируются как наиболее употребительные четыре диагностические методики для диагностики самосознания:

- контрольный список прилагательных Г. Гоха;

- Q-классификация В. Стефенсона;

- семантический дифференциал Ч. Осгуда;

- тест ролевых конструктов Г. Келли.

К стандартизированным отчетам исследования самосознания относятся прежде всего тесты - опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется в различных опросниках: используются двух-, трех-, четырех-, пяти- и семиальтернативный выбор, вербальное или невербальное согласие.

Виды стандартизированных  отчетов:

1) Шкала Я-концепция Теннесси (1965) — опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов на анализ Я-концепции и 10 пунктов шкалы лжи. Используется пятишаговая шкала ответов от "полностью согласен" до "абсолютно не согласен". Пункты опросника отбирались с помощью экспертов в отношении каждого утверждения к определённым строке и столбцу. По строкам были представлены: 1) самокритичность; 2) самоудовлетворенность; 3) личностное Я; 4) семейное Я; 5) социальное Я.9

Как показывает описание опросника, с его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность): специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник также позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении, в отличие от содержательного аспекта Я-концепции.

2) Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса (1964) — популярный в США опросник, составленный из 80 простых утверждений относительно своего Я или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Предназначен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских утверждений относительно того, что детям в себе нравится, а что не нравится. В опросник вошли пункты, различающие испытуемых с высоким и низким суммарным баллом, на которые, по крайней мере, 50% испытуемых с высоким суммарным баллом отвечали в ожидаемом направлении и соотношение ответов "да" — "нет" по которым не превышало 90 к 10. Опросник содержит равное число позитивных и негативных формулировок. Первые 15 утверждений опросника приведены ниже.

3) Шкала обладаёт удовлетворительной одномоментной (от 0,78 до 0,93) и ретестовой (0,77) надёжностью.

Несмотря на методологическую критику подобных опросников, они остаются основным инструментом в исследованиях Я-концепции, постоянно создаются новые опросники для специфических целей и популяций.

Шкальная техника, примером которой является семантический  дифференциал, также применяется  при анализе Я-концепции и прежде всего самоотношения. Существует отечественная литература, посвященная теории и методу Ч. Осгуда (В.Ф. Петренко, 1983). Разработан отечественный вариант семантического дифференциала применительно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд, 1983).

Поскольку Я-концепция так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании (в дневниковых записях, в ответах на вопросы анкеты, в интервью, в письмах и т.д.), появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа (нестандартизированных отчетов).

Тест 12 утверждений на самоотношение  является примером такой методики. Это техника, основанная на использовании  нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто я такой?" Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ данных исследований позволил выделить ряд категорий, которые впоследствии использовались в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст, национальность, профессия, религия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценки.

Общая тенденция состоит  в том, что "присоединяющие" утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей ("студент", "сын", "мужчина"), выносятся раньше, чем "дифференцирующие" (указывающие  специфический признак — "слишком  толстый", "неудачливый человек"). Наиболее частые категории, обнаруженные на больших выборках в зарубежных исследованиях, — профессиональная идентичность, семейная роль и статус, супружеская роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст10.

Оценивая стандартизированные  самоотчёты с применением контент-анализа в целом, следует отметить, что основное их достоинство по сравнению со стандартизированными отчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему языком исследования. С другой стороны, всякий контент-анализ ограничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуемого путём наложения готовой системы категорий, приближая тем самым результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизированных самоотчетов.

Ещё одной разновидностью методики, направленной на психодиагностику самоотношения, является опросник самоотношения (В.В. Столин, 1985). Он представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Опросник содержит 62 пункта в виде утверждений типа: "Вряд ли меня можно любить по-настоящему", "Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки", "Иногда я сам себя плохо понимаю", "Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это", "Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным", "Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего".

В результате факторизации массива данных и экспертной интерпретации  словесных портретов, составленных на основании полученных результатов, в качестве шкал были отобраны семь факторов: 1) самоуверенность; 2) ожидаемое  отношение (позитивное или негативное); 3) самопринятие; 4) саморуководство, внутренняя последовательность; 5) самообвинение; 6) самоинтерес; 7) самопонимание.

Выделенные факторы были интерпретированы как наиболее конкретный уровень самоотношения — уровень внутренних действий в свой адрес или готовность к таким действиям. Кроме того, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, различающиеся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное  по  самоуважению,  аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных  действий (готовность к ним) в  отношении к своему Я.

Опросник обладаёт удовлетворительной ретестовой надёжностью (30 испытуемых; интервал между двумя тестированиями — 7—10 дней):

глобальное самоотношение  — 0,88;

самоуважение  — 0,74;

аутосимпатия  — 0,83;

самоинтерес  — 0,75;

ожидаемое отношение других  — 0,62;

самоуверенность  — 0,90;

самопринятие  — 0,76;

саморуководство  — 0,57;

самообвинение — 0,69;

самопонимание    — 0,63.

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих  чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я, является качество личности, получившее название локуса контроля. Появление этого понятия в психологической литературе в первую очередь связано с работами американского психолога Дж. Роттера. Роттер предложил различать людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль за значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальныи и экстернальныи. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, другие люди и т.д. Любой индивид занимает определенную позицию на прямой (на континууме), задаваемой этими полярными типами локуса контроля.

В отечественной психологической  практике чаще всего используются три  варианта методик локуса контроля:

- оригинальная "шкала 1-Е" Роттера в переводе на русский язык;

- методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданная Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и A.M. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева;

- опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный С.Р. Пантелеевым и В.В. Столиным на факультете психологии МГУ.

Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК) создан на основе шкалы Роттера с сохранением ее первичных качеств (одномерности, небольшого количества пунктов, формата шкалы, требующего в каждом пункте выбора одного из двух альтернативных суждений).

В целях повышения достоверности  результатов и нейтрализации  позиционных эффектов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности, что обеспечивается форматом шкалы;

2) по направлению атрибуций;  примерно  равное  количество  пунктов сформулировано в первом  и третьем лице;

Наделение, приписывание различных  качеств, свойств и характеристик  одного человека другому как метод, прием или область исследования, касающаяся причинно-следственной интерпретации  людьми поведения друг друга.

3) по эмоциональному признаку: равное количество пунктов   описывают эмоционально-позитивные  и эмоционально-негативные ситуации.

Утверждения опросников в основном ориентированы на учебную сферу, сферы достижения и межличностных отношении.

Данная шкала в достаточной  мере удовлетворяет основным психометрическим требованиям, что подтверждаётся достигнутыми показателями надёжности и валидности, а результаты применения данного опросника на различных выборках испытуемых свидетельствует о том, что его можно с успехом применять в психодиагностической практике.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

Одним из показателей определения потенциального количества беспризорных и является численность детей школьного  возраста, не посещающих школу. Так, в докладе Министерства образования "Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России" (1998 г.) отмечалось, что только из семей беженцев и вынужденных переселенцев из стран бывшего СССР "вне образования" оказалось около 900 тыс. детей (при этом общее число детей "вне школы", и прежде всего из семей граждан Российской Федерации, указано не было). В 1999 г. Министерством образования с участием специалистов Госкомитета России, других ведомств был проведен единовременный учет российских детей, не посещавших школы. Их оказалось приблизительно 100 тысяч человек, исходя из чего количество беспризорных-россиян указанного возраста не должно было превышать эту цифру11. Однако в начале 2002 г. Минобразования России, проведя учет среди более широкой возрастной группы российских детей, подростков, молодежи (7-17 лет) определило, что 368 тысяч человек из них официально не посещают образовательные учреждения12. При этом, как и в 1999 г., учитывались лишь российские дети, постоянно проживающие и постоянно прописанные (постоянно зарегистрированные) в той или иной местности. Но вспомним, что в стране появилась огромная масса внутрироссийских беженцев и вынужденных переселенцев, чье фактическое количество и местонахождение, включая детей школьного возраста, до сих пор не поддается точному учету. Отметим в этой же связи, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет в Российской Федерации из года в год: 658,2 тыс. в 1999 г., 662,2 тыс. в 2000, 682,2 тыс. в 2001, 700 тыс. в 2002 г. 13.

Информация о работе Эмпирический анализ «я – концепции» беспризорных подростков