Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:33, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть теорию и практику культурной революции в СССР.
Объект исследования – СССР «довоенного» периода (1918 – 1941).
Предмет исследования – теория и идеология культурной революции.
Введение
Глава 1: Теория культурной революции 6
Глава 2: Культурная революция в искусстве и науке 21
Глава 3. Образование и культурно-просветительная работа 28
3.1.Ликвидация безграмотности и советская школа 28
3.2.Культурно-просветительная работа 32
3.3.Наука 36
Заключение 39
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
Государственный Университет
Дисциплина
«История политических учений»
Теория
и практика культурной
революции в СССР.
Курсовая работа
Студента 3 курса
Очного отделения
Факультета Социальных наук
Направления Политология
Научный руководитель –
Проф. Скоробогатько
А.В.
Санкт-Петербург,
2012
Оглавление
Введение
Глава 1: Теория
культурной революции
Глава 2: Культурная
революция в искусстве и науке
Глава 3. Образование
и культурно-просветительная работа
3.1.Ликвидация безграмотности
и советская школа
3.2.Культурно-просветительная
работа
3.3.Наука
Заключение
Введение
Важнейшей вехой в истории не только России, но и всего человечества стала Октябрьская революция. Она положила начало громадным, поистине революционным преобразованиям в нашем обществе. Ведь партия большевиков вместе с Лениным поставила невиданный доселе эксперимент: вознамерилась создать качественно новый тип общества – социалистический, основанный на коллективизме, общности средств производства, коллективной собственности и классовом единстве. Вооруженные марксистско-ленинским учением, они принялись менять жизнь людей. Затронуты были все сферы: в политической – диктат одной партии, а позже и режим личной власти (а на словах – диктатура пролетариата), в экономике – индустриализация, коллективизация и изменения в режиме владения собственностью. В социальной сфере – глобальные перемены в структуре общества, гегемония «союза рабочих и крестьян», приток в город масс вчерашних крестьян и исчезновение целых «контрреволюционных классов» - дореволюционной «буржуазной» интеллигенции, буржуазии и мелких предпринимателей.
После политического переворота должна была свершиться и некая революция внутри социума. Перемены в мировоззрении должны были укрепить новый строй, легитимировать его в глазах населения, создать человека эпохи социализма и приблизить желанный социализм. Культура является нормативной и стабилизирующей сферой в жизни общества, и без господства в этой отрасли ВКП (б) не могла рассчитывать на устойчивость режима в длительной перспективе.
Таким образом, культурная революция – это коренной переворот в духовном развитии общества, осуществлённый в СССР в 20-30-е годы 20 века, составная часть социалистических преобразований. Идеи В.И. Ленина, А.А. Богданова и А.В. Луначарского (просвещение масс, создание общедоступной культуры, духовное преобразование общества, новый тип личности, концепция 2 культур) стали основным инструментом культурно-идеологической деятельности партии и Советского государства. В 30-е годы ленинские идеи не получили дальнейшего развития. При Сталине КР получила несколько иное толкование. Сталин сводил ее в первую очередь к образованию и школе, хотя другие идеи также воплощались. Но в этой сфере был достигнут успех: к войне советская школа уже сложилась, а к 50-60-годам СССР получил слой грамотных учёных и специалистов. Развитие образования было одним из самых позитивных итогов КР.
На деле, главной целью К.Р. явилась идеологизация и постановка под контроль партии всей духовной жизни общества: от искусства и образования до бытовых моментов жизни каждого человека.
Собственно, Маркс и Энгельс в работе «Немецкая идеология» пишут, что правящий класс навязывает свою идеологию как господствующую низшим слоям общества. Насаждаемая идеологией система ценностей обеспечивает конформное поведение подчиненных слоев.
Идеология – это система знаний, позволяющая обществу, группе, классу или человеку ориентироваться в окружающей социальной среде и решать общие задачи социальной регуляции. В этом определении следует подчеркнуть слово «общие» - идеология имеет дело с пониманием и ориентацией на макроуровне социальных явлений и с долговременными процессами.
Цель данной работы – рассмотреть теорию и практику культурной революции в СССР.
Объект исследования – СССР «довоенного» периода (1918 – 1941).
Предмет исследования – теория и идеология культурной революции.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1)
рассмотреть идеи теоретиков
культурной революции –
2)
рассмотреть основные
Актуальность данной работы состоит в следующем. Советские ценности до сих пор сильно укоренены в обществе. А ведь эти ценности и мораль закладывались в том числе и в период культурной революции. Чтобы лучше понять себя, нам необходимо знать то, что было до нас. СССР, потерпевший поражение в экономическом и политическом плане, не потерпел поражение в культурном.
Во-вторых,
культурная революция – это прекрасный
пример программирования общества, «социальной
инженерии». В этой сложной области
ни один пример не является лишним.
Глава 1. Теория культурной революции
Теоретиками культурной революции выступили нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933), философ и политический деятель, экономист и врач, член ВКП (б) Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873-1928), а также небезызвестный Владимир Ильич Ленин (1870-1924). Проводилась же она в основном при Сталине, поэтому он также внес свои коррективы в проведение этого масштабного мероприятия, ставшего одним из столпов политики 30-х годов наряду с индустриализацией, коллективизацией и политическими репрессиями.
Термин «культура» имеет сотни определений. Но надо сказать, что в классическом марксизме понятие «культура» не являлось ни ключевым, ни фундаментальным. Главенствовал экономический базис, а для явлений культурного порядка отводилась «надстройка».
Тем
не менее, как с удивлением отмечали
советские исследователи
Но их система взглядов была не единственной социологической концепцией, игнорировавшей культуру. Этого понятия не замечали также Сен-Симон, Конт, Спенсер, Дюркгейм.
Все эти концепции отличает политизированность: политиков мало затрагивала культура как противопоставление натуре, природе. Эта нацеленность Сен-Симона и его секретаря Конта широко известна — позитивизм замышлялся как новая религия. Спенсера, завзятого эволюциониста и борца с клерикализмом, считают апостолом буржуазного либерализма и индивидуализма. Дюркгейм был другом Жореса, вождя социалистов, и читал лекции о социализме. Рэдклиф-Браун в юности испытал влияние своего бирмингэмского соседа Кропоткина и получил у своих друзей кличку «Браун Анархия» (Anarchy Brown). Таких людей больше заботила проблема пропаганды своих взглядов, и более широко — проблема воздействия революционной или реформаторской личности на общество. Между тем, понятие культуры воплощало в себе нечто прямо противоположное, а именно — воздействие культуры на каждую личность, формирование личности в соответствии с нормами культуры (энкультурация), достижение конформности. Культура как программа поведения личности, усваиваемая ею от общества, была им не нужна. Таково было и отношение Маркса и Энгельса к понятию культуры.
Разработка
этой проблемы акцентировала бы внимание
на глубоких корнях той социальной предопределенности,
по отношению к которой революционная
деятельность коммунистов стремилась
выступать как преодоление и отрицание.
Логично, что этим вопросом пришлось заниматься уже Ленину, Богданову и Луначарскому. Зато это оставляло простор для их действий и толкований. Логично, что после завоевания политического господства следовало решить задачу его укрепления и легитимации, не только в правовом поле, но и в поле политического сознания, политической культуры. Через политическую культуру создается тенденция поддержания, примирения с властью или же, напротив, сопротивления ей — пассивного или же через активный протест и противодействие. Порядок, основанный на легитимности, обладает большей устойчивостью по сравнению с порядком, основанным лишь на обычае, привычке к определенному поведению или же на одних лишь рациональных мотивах (целерациональное действие). Легитимность может поддерживаться эмоциональной приверженностью вождю, режиму или данному порядку. Более высокий уровень легитимности обеспечивается ценностно-идеологическим обоснованием, создающим уверенность в непреложности общественного устроения как выражения высших ценностей и высшего блага, от которых зависит спасение людей. В современном мире легитимность обосновывается убеждением в разумности, справедливости и целесообразности данного порядка.
Но цели большевиков, как мы знаем, шли куда дальше – они стремились (поначалу) к мировой революции, социалистическому обществу, смене формации капитализма социалистической. Новое время требовало «новых» людей, поэтому ставилась задача формирования нового типа экономики, нового типа личности и новых отношений в обществе. Все эти принципы, вытекавшие из идеологии, должны были быть внедрены в культуру.
Практически
готовую программу
Богданов
Александр Александрович (Малиновский)
(10.08.1873—7.04.1928), философ, врач, экономист.
Родился в г. Соколка Гродненской губ.
В 1892 поступил на естественное отделение
Московского университета, откуда был
исключен в 1894 в связи с арестом и высылкой
в Тулу за членство в народовольческом
Союзном совете землячеств. В Туле Богданов
вел занятия в рабочих кружках и написал
на материалах этих уроков "Краткий
курс экономической науки" (1897). В.И.
Ленин назвал эту работу "замечательным
явлением в нашей экономической литературе".
В 1895-1899 учился на медицинском ф-те ун-та
в Харькове и успевал вести рев. работу,
став убежденным социал-демократом. В
1899 получил диплом врача и написал свою
первую философскую кн. "Основные элементы
исторического взгляда на природу".
В этом же году был арестован и после полугода
тюрьмы выслан в Вологду. Служил врачом
и редактировал марксистский журн. "Правда".
После раскола РСДРП (1903) примкнул к большевикам.
На III съезде РСДРП делал доклад от имени
большевиков и вошел в ЦК партии. В 1905 был
членом Боевой технической группы ЦК,
обеспечивавшей восставших оружием. С
конца 1907 находился в эмиграции. Вместе
с Лениным входил в состав большевистского
центрального органа "Пролетарий".
Отзовист, Богданов требовал подчинения
думской фракции рев. партии, а Ленин был
против такого ультиматизма. Богданов
ушел от большевиков.
В 1909 вместе с А.М. Горьким
и А.В. Луначарским Богданов
участвовал в создании на
Информация о работе Теория и практика культурной революции в СССР