Шпаргалка по "Политической этике как науке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Политическая этика как наука. Предмет политической этики.
2. Политическая этика в Древней Греции.
3. Средневековая политическая этика.
7. Социально-политические и этические воззрения Т. Гоббса.
5. Нравственно-политическое учение Ж.Сореля.
30. Бюрократия и формализм в политике.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Полит. этика.docx

— 90.61 Кб (Скачать документ)

 

Формально римский народ  оставался носителем суверенной государственной власти, а Цезарь считался лишь первым магистратом, на самом же деле народные собрания являлись послушным орудием в руках  Цезаря, соединявшего в своем лице все высшие должности, а Сенат  был низведен до простого совещательного учреждения.

 

Этой политической системе  неоднократно подражали и другие узурпаторы, в частности Наполеон I и Наполеон III.

 

Римский цезаризм возник из демократического движения в результате распада рабовладельческой демократии (падение политической роли сельского  плебса, развитие люмпен-пролетариата). Цезаризм - противоречивое явление: с  одной стороны, сосредоточение власти в одних руках, с другой - стремление сохранить всеобщее равенство с  целью угодить всем слоям населения.

 

Большинство исследователей считают, что цезаризм имеет общие  черты с бонапартизмом: фактическая  узурпация власти; опора на профессиональную армию; лавирование между различными социальными группировками; попытка примирения всех партий под эгидой надклассового правителя. Однако полностью отождествлять цезаризм и бонапартизм все же нельзя.

 

20. Пацифизм. Типология  и основные аргументы. 

 

 

Пацифи?зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.

 

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность  предотвращения войн лишь посредством  убеждения и мирных манифестаций.

 

 

(pacifism), представление о том, что война не подлежит никакому оправданию — независимо от того, сколь убедительны аргументы в ее пользу. Основой П. служат либо религ. убеждения (квакеры), либо гуманистическая вера в свящ. неприкосновенность любой жизни. Религ. мотивы П. изложены, напр., в работе Л.Н. Толстого Христианство и пацифизм (1883). В наиб, законченной форме П. запрещает всякое применение насилия — даже с целью самозащиты. Пацифисты пропагандируют ненасильственные способы противостояния угнетению, ссылаясь в первую очередь на опыт борьбы, к-рую вел Ганди против брит, владычества в Индии (1920—47). Нек-рые пацифисты, отказываясь принимать личное участие в войне, тем не менее оправдывают применение силы междунар. орг-циями (напр., ООН).

 

21. Макиавеллизм.

Макиавелли?зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном.[1]; «для упрочнения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство»[2]. Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство, вероломство[1], приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение. В дальнейшем этот стереотип поведения был исследован в психологии как феномен, и термин был использован как совокупное обозначение соответствующих личностных характеристик, уже вне связи с политикой.

 

В политологическом контексте  термин «макиавеллизм» обычно ассоциировался с изложенными в книге Макиавелли «Государь» идеями о жёсткой, централизованной власти, ориентирующейся в своих  решениях прежде всего на благо государства, как его понимает холодный рассудок, а не на морально-этические нормы.

 

Нельзя при этом упускать из вида, что лучшей формой государства  Макиавелли считал республику[3]. При  том, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой  итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требовала установления единовластия, Макиавелли был убеждён, что только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Именно для упрочения этого государства он и допускал любые средства — насилие, убийство, обман, предательство.

 

Сопоставление трудов самого Никколо Макиавелли с работами и делами других авторов его эпохи «склоняет, однако, к мнению, что сам Н.Макиавелли в этом отношении не отличался от своих современников. В наш век довольно трудно воспринимаются рекомендации относительно того, например, кто должен быть истреблён после захвата территории. Однако для средневекового читателя это было в порядке вещей. Если мерить современными мерками, то и авторов Ветхого Завета можно было бы обвинить в симпатиях к геноциду».[4].

 

В СМИ «макиавеллизм» нередко  преподносят упрощённо, отождествляя его с принципом «цель оправдывает  средства».

 

В научных[5] и публицистических[6] трудах по политологии макиавеллизм ставится в контекст манипуляции  массовым сознанием — одной из разновидностей форм и способов господства и управления общественно-политическими  процессами в обществе.

22. Консеквенциализм и утилитаризм в политике.

 

Консеквенциализм — принятое общее обозначение для тех групп моральных теорий, в которых считается, что лишь последствия своего поведения могут служить подлинной основой для какой-либо нравственной оценки данного поведения. Таким образом, с точки зрения консеквенциалистов, морально пра?вый акт (или бездействие) это тот, который даёт хорошие результаты или последствия. Эта точка зрения часто выражается в виде афоризма «цель оправдывает средства».

 

Консеквенциализм в этическом смысле обычно понимается, в отличие от деонтологии, в том, что в деонтологии происходит оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от характера самого поведения, а не от результатов данного поведения. Он также отличается от «права силы», которое фокусируется на характере субъекта больше, чем на сути последствий действия (или бездействия) непосредственно.

 

Разница между этими тремя  подходами к морали, как правило, лежит больше в плане моральных  дилемм, чем моральных выводов. Например, консеквенциалист может сказать, что лгать в данном случае неправильно из-за негативных последствий данной лжи, хотя он же может сказать, что определенные предсказуемые последствия могли бы сделать данную ложь приемлемой. Деонтологист мог бы утверждать, что ложь всегда плоха, вне зависимости от любых потенциально «хороших» следствий, которые могут за ней последовать. Сторонник «права силы», однако, уделил бы меньше внимания каждому конкретному случаю лжи, а вместо этого предложил бы рассмотреть, в каком контексте было принято решение лгать или не лгать, и что это говорит о характере данного человека.

 

 

Утилитари?зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

 

Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура.[источник не указан 1007 дней] В более полной форме учение было разработано Иеремией Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.

 

Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.

 

23. Политический  нигилизм.

 

Нигилизм политический  — отрицание существующих в данном обществе сложившихся политических ценностей и традиций.

Этический нигилизм отвергает  ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким  бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной.

 

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

 

Правовой нигилизм может  быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с  построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у  людей, активно взаимодействующих  с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию  и иерархические структуры.

 

24. Политика как  мифология. Политический миф.

 

МИФ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – превращенная форма политического сознания, в  котором знание и понимание фактов политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой  в них. Ряд признаков роднит политический миф с классическим архаическим  мифом: сходная эмоционально-чувственная  генетика, заменяющая познание, типология  – мифы-легенды (трактовки событий, их причин и роли участников), исторические мифы, мифы-предания (о событиях и  подвигах прошлого и их участниках), мифы о героях (политических вождях) и т.д. В отличие от классического политический миф конкретизируется применительно к актуальной политике, включая и его трансцендентные виды (легитимацию политики и власти волей Провидения, народа, историей, их специфическими качествами, как, напр., их особые цели, высшие задачи, мудрость и непогрешимость и т.п.); политический миф рационализируется средствами направленного внушения (пропагандой, содержанием соответствующей идеологии) и самим массовым сознанием, стремящимся воспринимать миф как истину (форма морфологического познания); политический миф может возникать стихийно, как выражение тяги к возвышающей идее, к утешению (память о героическом прошлом и др.), но чаще создается и распространяется целенаправленно и используется как эффективное средство политики; такой миф возникает в индивидуальном сознании и затем коллективизируется, превращаясь в факт общественного сознания.

 

 Политический миф может  наполняться положительным содержанием,  стимулируя необходимые процессы  и события (избирательные, правительственные  и партийные программы, вера  в успех, в реальность планов  и т.д.), но может иметь и крайне  негативный смысл, насыщаться  предрассудками и стимулировать  самый крайний экстремизм. В этом  случае политический миф используется  как анестезирующее средство: предрассудок  легитимирует такой экстремизм (так,  миф о расовой исключительности  санкционирует расизм и парализует  возможный протест против него).

 

 Политический миф так  же древен, как сама политика, которую сопровождают мифы о  космической природе власти, о  народоправии, о подвигах героев, о справедливом монархе, о политическом совершенстве государства и его моральности (см. Платон) и т.д. Весьма богата философская история политического мифа. Известен античный миф о принадлежности власти и права народу, распространенный в Средние века виднейшими авторами (см. Фома Ливанский, Марсилий Падуанский, Дж.Фортескью и др.). Каждая эпоха добавляла новые или обновленные мифы: о монархе – носителе воли народа, наместнике Бога на земле (Р.Филмер), о единственном суверене (см. Ж.Боден), об олицетворении абсолютного духа (Г.В.Ф.Гегель) и т.д.

 

 Заметной вехой стала теория мифов о героях Т.Карлейля («Герои, почитание героев и героическое прошлое». СПб., 1908) и Ж.А. де Гобино, добавившего к мифологии героизма мифологию расизма («Эссе о неравенстве рас», тт. 1–4, 1853–55). Политический миф не может быть изжит какой-либо рационализацией политики, он представляет собой неизбежную составную часть политического сознания и охватывает непознанную и непознаваемую составляющую представлений о политике. Тем не менее политический миф 20 в. детерминирован режимом политическим (расцвет политической мифологии при тоталитаризме, когда она становится основным средством политики) и конкретными политическими ситуациями (кризисами, мобилизациями, конфликтами, кампаниями и пр.). Уменьшение роли политического мифа достигается открытой публичной политикой, развитием критического общественного самосознания.

 

25. Мораль и политика: антагонизм и единство.

 

Сходства и различия

Общее между политикой  и моралью заключается в том, что и политика, и мораль относятся  к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего они подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

 

Различия между политикой  и моралью:

 

1. Политика представляет  собой деятельность, направленную  на урегулирование групповых  социальных конфликтов, затрагивающих  все общество и требующих применения  власти. Мораль же характеризует  повседневные индивидуальные отношения  между людьми, частным случаем  которых являются конфликты, обычно  не достигающие политической  остроты.

2. Источником политики  являются экономические и другие  насущные интересы и потребности  людей. Непосредственным же источником  морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные  ценности, следование которым не  сулит индивиду личной выгоды.

3. Многие императивы морали  носят характер идеалов, с которыми  следует сообразовывать свои  действия, но которых в реальной  жизни едва ли кому-нибудь удается  достичь. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков.  Политика же целесообразна, т.е.  ориентирована на достижение  определенных целей, результатов.  Политические деятели обычно  не руководствуются любовью или  ненавистью, их направляют интересы, а не чувства.

4. Мораль всегда индивидуальна,  ее субъект – отдельный человек делающий свой нравственный выбор. Политика же обычно носит групповой, коллективный характер.

5. Важнейшей отличительной  особенностью политики является  ее опора на силу. использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на “санкции” совести.“Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, – учил Аристотель, – гот больше идет назад, чем вперед” (цит. по: Энциклопедия мысли, 1999, с. 172).

Информация о работе Шпаргалка по "Политической этике как науке"