Политика как предмет теоретического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 03:48, реферат

Краткое описание

Политика – это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов.
Человек на протяжении уже не одного тысячелетия старается постичь эту науку. Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ……………………………………………………………4
. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ……………………………………………………………12
. МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 65.89 Кб (Скачать документ)

 

По существу, указанные индивидуальности предмета политической науки говорят о особенном, промежном нраве ее статуса как ветви обшествознания. Этак, В. Виндельбанд и Г. Риккерт, классифицируя научное познание как этакое, делили так называемые идеографические, изучающие единичные действа, и номотетические науки, отыскивающие единые законы отдельных классов явлений, посреди каких отличаются незапятнанные науки — математика и символическая логика и науки, имеющие целью засвидетельствовать собственные законы эмпирическим путем.

Политология сообразно  собственным способностям относится  к классу номотетических наук, к их 2-ой вариации. Но сфера политики, в которой действия человека в значимой ступени находятся в зависимости от таковых причин, как верность займу, следованию обычаям, пакетный идентичности, подверженности неосознанным суждениям и т.п., часто ломает оптимальные причины его поведения, тем наиболее повышая непрогнозируемость его деяний. В мощь данного в том числе и деяния, исполняемые людьми в обычных критериях, имеют все шансы значительно отклоняться от обычных стереотипов, переменяться в отсутствии заметных на то обстоятельств. Таковая обстановка превращает политическую науку в систему научных познаний, коия постоянно устремляется приобрести отчетливость номотетического статуса, однако любой раз отчуждает предлог колебаться в серьезности схожих жалоб.

 

Как понятно, большая  часть соц наук исходит из различения объекта изучений, т.е. области изучаемых явлений, и предмета изучений, т.е. особенной содержательной черты, такого либо другого нюанса соответственного вида явлений. В политической ведь науке схожее обычное деление владеет значительные индивидуальности, будто, в собственную очередность, отображается на текстуре предоставленной области научных познаний.

Так, политика, представляя  собой конкретную область

соответственных явлений, совместно с тем владеет  возможностью «проникания» в другие сферы общественной жизни, подключения  в собственные рубежа различных  фрагментов разных сфер публичной жизни  — финансовой, законный и др.

В мощь данного  покупающие политический характер общественные университеты и дела врубаются в  оглавление объекта политических изучений, будто разъясняет надобность сразу  завлекать и «соседние» выдержки. Этак, к примеру, политические нюансы финансовых взаимоотношений, становясь  смешанный долею политики, в то ведь время дают политэкономии статус «смежной» политической выдержки. Схожим образом формируется просторный круг самых различных, при этом никак  не лишь гуманитарных дисциплин, несущих  на себе след политического познания.

Все наверное дозволяет разглядывать политическую науку как интегративную область познаний, собирающую перед собственные знамена все выдержки, которые в той либо другой мерке изучат различные предметные границы политического решетка. В этом случае она выступает в качестве совокупы разных (гуманитарных и природных) дисциплин, некоторой меганауки, соединяющей и одновременно создающей вероятность для расширения класса политических объектов.

Принимая во интерес взаимосвязи, характеризующие место политики в системе мироздания в целом (а еще осматривая их в качестве более принципиальных предметных рядов разделения политических субдисциплин), разрешено доставить систему политической науки. Данная система показывает как ее внутреннее обилие, этак и наружные различия от философии, социологии, юриспруденции и остальных гуманитарных наук, отчасти изучающих политическую сферу.

Политика видется как составная дробь только мироздания. Взаимодействуя с космосом, природой, сообществом и разными сферами крайнего, политика тем наиболее означает те собственные важные наружные взаимосвязи, которые считаются базой для происхождения специфичных форм научного отражения ее конкретных черт и граней.

Так, политика, осмотренная  в качестве органической смешанный доли всей совокупности социальных, естественных и космических (олицетворяющих своеобразную дробь естественных) явлений, исследуется политической философией. Данная и сопутствующие ей выдержки (политическая глобалистика, политическая гуманистика, политическая антропология и др.) открывают более единые и глубинные взаимосвязи политически санкционированного общества с разными сферами и уровнями жизни человека, выявляя смысл политические деятели для его существования и становления.

Взаимосвязи политики со сферой космоса исследуются и  описываются политической астрологией, пытающейся определить подневольность политических явлений и конфигураций (в поведении масс, манере лидерства  и др.) от месторасположения небесных освещал, конфигурации солнечной энергичности, звездных катастроф, галактических  модификаций.

Политика в  ее отношениях с природой описывается  целой категорией наук — политической географией, политической экологией, биополитикой, электоральной географией, геоурбанистикой и др. Политику как составную дробь социума, тип публичных взаимоотношений изучит политическая социология, которая исследует действия различных социальных структур на политическую жизнь, а еще обратное воздействие общепризнанных мерок и институтов власти на публичные дела. Связи политики с отдельными сферами общественного — экономикой, правом, моралью и др. — исследуются надлежащими дисциплинами: политической экономией, политико-законный доктриной, политической этикой и др. Отдельные общественные действа (язычок, средства глобальной инфы, рекламная инфа и т.д.) в собственных отношениях с политикой порождают цельный круг субдисциплин: политическую лингвистику, политическую информатику и др.

Внутренние взаимосвязи  и отношения, механизмы и институты  политической жизни исследуются  политологией, либо политической наукой в узком значении слова. В ее рамках создается цельный круг дисциплин, занимающихся сравнительным изучением  политических систем (сравнительная  политология), устройств формирования политики (концепция муниципального управления, принятия решений) и политических конфигураций (политическая конфликтология, транзитология), неинституциональных качеств политической жизни (концепция политической культуры, политической идеологии, концепция интернациональной политики и т.д.). Взятая ведь в собственном мимолетном протяжении и осматриваемая в качестве хронологической очередности событий, политика считается теснее предметом политической летописи.

Наверное системное сознание политической науки дозволяет узреть способности неизменного расширения теоретических представлений о политике, а еще закрепить внутренние демаркации меж ее отдельными дисциплинами.

Таковой подъезд  подсобляет узреть и то, будто политические субдисциплины кроме предметных необыкновенностей имеют и лишь им свойственные специальные концептуальные расклады (парадигмы) к исследованию политики, применяемые ими способы изучений, а еще образовавшийся понятийно-категориальный установка и некие остальные, наиболее личные индивидуальности свойственного им познавательного процесса.

Все данные индивидуальности разрешают отличить никак не лишь политические субдисциплины друг от друга, однако и политическую науку от социологии, юриспруденции, философии и остальных обществоведческих дисциплин.

Естественно, в  данном диапазоне политических познаний очевидным ценностью владеет политология, коия никак не лишь исследует внутреннее здание политики, однако и отчуждает ее целостную интерпретацию, интегрируя все более важные итоги изучений остальных субдисциплин. Конкретно потому она была и считается неразмываемым ядром данной массовой и непрерывно меняющей собственный вид широкой системы научных познаний о мире политики. Для такого чтоб выделить ее особенное смысл, традиционно распознают политическую науку в широком значении слова, как соединяющую все политологические субдисциплины, и политическую науку в узеньком значении, т.е. как ветвь познаний, интегрирующую сведения о данной сфере жизни и изучающую ее внутренние свойства. Никак не случаем узнаваемый американский теоретик Дж. Ганнел считает, будто надлежит распознавать политическую концепцию как «особую отрасль политической науки» и политическую концепцию в качестве «более общего междисциплинарного образования».

Обширное в`идение политической науки отчуждает вероятность поставить ступень развитости отдельных субдисциплин, закрепить удельный авторитет, настоящее воздействие тех либо других дисциплин на всю текстуру научного политического познания. Сейчас, к образцу, большим воздействием и весом владеют категории политико-философских и социологических наук; в рамках политологии напряженно развиваются сравнительные изучения, концепция муниципального управления, феминистские доктрине, доктрине постмодерна, новейших политических перемещений и т.д. В собственную очередность, узенькое сознание политической науки дозволяет проводить грань выдержки на «прямые» и «соседние», выделяя при данном бесконтрольность политической науки как теоретической выдержки, важной в одном ряду с иными ветвями обществоведения.

Наблюдаемое в  истиннее время продолжение сферы политики вызывает направленность к неуклонному увеличению размера научных познаний. При этом в расширяющемся потоке политических познаний скрывается никак не лишь повышение количества «соседних» дисциплин, познающих скрыты политики, однако и сведение почти всех субдисциплин сообразно способам знания. Наверное никак не водит к превращению политологии в «мама всех наук». И до этого только поэтому, будто в сообществе есть машины, предотвращающие слияние политикой сообщества. Но напряженное формирование политических наук теснее сейчас, практически на очах изменяет структуру и форму общественной науки.

ГЛАВА 3. Методы политических исследований

 

Основным средством  построения теоретических моделей, изъясняющих сущностные черты политических процессов, считается метод. «Теория  без метода, контролирующего и  расширяющего ее, — писал К. Бойме, — бесполезна, а метод без теории, которая приводит к его осмысленному использованию, бесплоден». В принципе не существует строгого соответствия теории и метода. Так, один и тот же способ имеет возможность лежать в базе большого колличества доктрин, а одна теоретическая система способна применять очень много способов описания и разбора политических явлений. В то ведь время есть доктрине, формирующиеся сообразно превосходству на базе какого-то конкретного способа.

Понимаемый в  самом едином облике как метод  знания, метод чаще всего включает в себя две переменные: конкретные взгляды, выражающие то либо другое сознание политические деятели и тем наиболее обусловливающие главные расклады к постановке и решению политических заморочек, а еще необходимую сумму конкретных способов, техник и операцй знания, использование каких находится в зависимости от значения и нрава изучаемых явлений, от стоящих пред учеными задач и критерий текущего изучения. В мощь трудности и многомерности политических объектов при их исследовании, как правило, используется не какой-то один, а конкретное сочетание, композиция разного рода методов, которые схожи друг с другом только в самом общем истолковании природы политики. В собственную очередность, методы и приемы, применяемые при описании и исследовании политических явлений, работают одним из важных характеристик становления политической науки в целом.

Несколько упрощая  положение вещей, можно заявить, будто история развития политической науки показала полностью конкретную эволюцию способов знания, выявив большие  исторические рубежи, на любом из каких  преобладали конкретные методы политического  разбора. С данной логико-исторической точки зрения отлично следовательно, как политические изучения равномерно переходили от одного этапа своего становления к другому. Так, всецело господствовавшие на протяжении I тысячелетия философско-нормативные и теологические методы познания, базирующиеся на метафизических и априорно-дедуктивных раскладах, равномерно потеряли собственную лидирующую роль к наступлению Нового времени, уступив место наиболее рационализированным казенно-юридическим, институциональным и историко-сравнителъным способам знания политики. Крайние со второй половины XIX века стали активно использоваться наравне либо совместно с социологическими способами исследования политической жизни, в базе каких лежали различные верховодила и взгляды индуктивной логики. В конце прошедшего века наверное провоцировало этак именуемую «бихевиоральную революцию», возвестившую ориентацию политических изучений на исключительно эмпирические методики, занимавшие фактически монопольные позиции в науке с 20-х по 60-е гг. XX в. Во второй половине XX века, ознаменовавшей пришествие постбихевиорального периода, было предложено наиболее трудное хитросплетение обычных и новейших, количественных и высококачественных методик изучения политики.

Естественно, с  содержательной точки зрения динамика способов ни разу никак не была прямолинейной. Этак, еще Аристотель наравне с  этико-философскими методами знания политические деятели употреблял и составляющие сравнительного (компаративного) разбора, кой стал одним из водящих исследовательских  основ во 2-ой половине XX века. В то ведь время и инновационные ученые непрерывно употребляют аристотелевскую  методологию дистрибутивного (ценностного) разбора.

 

Нелинейный нрав эволюции методик знания политические деятели сформировал в прогрессивной  политической науке некоторое количество точек внутреннего напряжения, свидетельствующих  о обоюдном оппонировании самых различных способов знания политические деятели. Данные способы таковы:

• количественные (эмпирико-аналитические, сциентистские) и высококачественные (нормативно-онтологические, делающие упор на феноменологической природе политических явлений);

• рациональные (осматривающие оптимальные темы в качестве единого родника поведения человека) и те, будто требуют на доминировании подсознательных тем в человечном поведении;

• персоналистские (их сторонники рассматривают политику как отношения личности и государства) и институциональные (рассматривающие институты и нормы в качестве главных единиц политической деятельности человека);

• социально ориентированные (заявляющие общественную природу прецедентов политические деятели) и технократически направленные (осматривающие технику как базу сотворения ВУЗов власти).

Посреди многих причин, лежащих в основе противоречивости методов, до этого только нужно отметить изменение научной картины решетка, произошедшее в крайние полтора  века. Так, почти все способы, сформировавшиеся в прошедшем веке, были прочно соединены  с мыслью прогресса, линейного становления  страны и сообщества в летописи. Сейчас ведь доминируют наиболее трудные  картины общественного и политического  миров, которые несомненно опровергают мнения какого-то конкретного вектора в политической эволюции человека и сообщества и говорят сознание политики как трудно организуемого социального равновесия.

В научном процессе почти все методы толкования и  изучения политической сферы, вытекающие из такого либо другого осмысливания мира, Не только конкурировали между  собой, однако и пытались занять доминирующие позиции в научных изысканиях. Желание сотворить теоретические концепты, претендующие на монопольные позиции в науке, приметно, до этого только, в конфликте двух, возможно, ведущих тенденций в прогрессивной политической науке: позитивистской (технико-рационалистской, в окончательном счете ориентирующей изучение политические деятели на количественные способы и устремляющейся перевоплотить политологию в верную науку) и политико-философской в широком значении совка (теоретической, ориентирующейся на различные исторические, социокультурные, психологические, антропологические и иные аналогичные подходы и методы исследований).

Информация о работе Политика как предмет теоретического исследования