Мир на пороге ядерной войны: Карибский кризис 1962 года и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить историю Карибского кризиса как апогея холодной войны, проанализировать причины, приведшие к нему, а также последствия. Задачи работы:
1. Проследить отношения государств в этот период и незадолго до него.
2. Изучить причины возникновения Карибского кризиса.
3. Рассмотреть события Карибского кризиса.
4. Проанализировать итоги и последствия кризиса.
Объектом изучения выступает история холодной войны второй половины XX века.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Карибский кризис. Курсовая для антиплагита.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

В годы Второй мировой войны  С1ССР и США были союзниками и активно сотрудничали в рамках Антигитлеровской к1оалиции. После нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 г1ода американское правительство приняло решение об оказании экономического содействия Советскому Союзу в1 борьбе с фашистами.

После завершения Второй мировой  войны,1 когда мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с р1азными социально-политическими системами, между СССР и США началась "1холодная война", продолжавшаяся  более 40 лет. Были созданы военно-1политический блок НАТО и организация Варшавского договора. Соперничество СССР и С1ША неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Началась гонка р1акетно-ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики о1боих блоков, а также к жесткой дипломатической конфронтации4.

В1 ходе холодной войны противостояние между двумя сверхдержавами, СССР и С1ША, выражалось не только в прямой военной угрозе и гонке в1ооружений, но и в стремлении к расширению их зон влияния.1 Советский Союз стремился организовывать и поддерживать освободительные социалистические революции в р1азных частях света. В прозападно-настроенных странах оказывалась поддержка «1народноосвободительного движения», иногда даже оружием и людьми. В случае п1обеды революции страна становилась членом социалистического лагеря, там строились военные б1азы, туда вкладывались значительные ресурсы. Помощь Советского Союза часто б1ыла безвозмездной, что вызывало дополнительные симпатии к нему со стороны б1еднейших стран Африки и Латинской Америки.

США, в с1вою очередь, придерживались аналогичной тактики устраивая революции для установления демократии и1 оказывая поддержку проамериканским режимам. Изначально перевес сил был на с1тороне США – их поддерживала Западная Европа, Турция, некоторые а1зиатские и африканские страны, например ЮАР.

Сразу после р1еволюции на Кубе в 1959 году у ее лидера Фиделя Кастро н1е было тесных отношений Советским Союзом. Первый зарубежный визит после п1обеды революции Фидель совершил в США, однако президент Эйзенхауэр отказался в1стречаться с ним, сославшись на занятость. После этой демонстрации в1ысокомерного отношения к Кубе Ф.Кастро проводил меры, направленные п1ротив засилья американцев. В ответ на это США прекратили поставлять н1а Кубу нефть и покупать ее сахар, хотя действовало долговременное с1оглашение о покупке. Такие шаги поставили Кубу в очень тяжелое п1оложение. К тому времени кубинским правительством уже были установлены дипломатические о1тношения с СССР, и оно обратилось к Москве за помощью.1 Отвечая на запрос, СССР направил танкеры с нефтью и о1рганизовал закупки кубинского сахара.

Можно считать, что Куба с1тала первой страной, которая выбрала коммунистический путь без значительного военного и1ли политического вмешательства со стороны СССР. В этом качестве она б1ыла глубоко символична для советских лидеров, в особенности для Никиты С1ергеевича Хрущева – он считал защиту острова критичной для международной репутации С1ССР и коммунистической идеологии.

Вероятно, Хрущев полагал, ч1то размещение ракет на Кубе защитит остров от повторного американского вторжения,1 которое он считал неизбежным после провала попытки десанта на Плайя-1Хирон. Существенное с военной точки зрения размещение важнейшего вида оружия н1а Кубе также продемонстрировало бы важность советско-кубинского альянса Фиделю К1астро, который требовал материального подтверждения советской поддержки острова.

Т1аким образом, Куба стала неким узлом противоречий между двумя сверхдержавами.1 Здесь встретились интересы двух биполярных систем - СССР и США.1 Можно с уверенностью сказать, что их военно-политическое п1ротивостояние стало реальной угрозой для жизней миллионов ни в чем неповинных л1юдей.

2.2 Обострение  кризиса

Сообщение о  с1оветской военной помощи обеспокоило американских политиков и военных. Наблюдение американской р1азведки за Кубой было усилено. Вскоре стало очевидно, что С1оветский Союз сооружает на Кубе стартовые площадки для зенитных управляемых ракет (1ЗУР), которые считаются оборонительным оружием. Велось интенсивное строительство крупного р1ыбацкого поселка, под видом которого, как полагало ЦРУ, С1ССР создает крупную судоверфь и базу для советских подводных лодок. А1мериканское правительство не только выразило свою “озабоченность” через посла С1ССР А. Добрынина, но провело в районе Кубы крупные м1аневры, в которых участвовало 45 военных кораблей и 10 тысяч м1орских пехотинцев. Увеличилось число разведывательных полетов “У-2”1, непрерывно фотографировавших территорию Кубы, что можно было делать,1 не нарушая воздушного пространства острова. Теперь перед Соединенными Штатами в1стал вопрос жизни и смерти, разрешение которого требовало либо решительных д1ействий, либо уступок. Расчеты аналитиков, растянувшиеся на неделю,1 показали, что несмотря на то, что в ответ н1а старт советских ракет с Кубы американская сторона может нанести удар п1о территории Советского Союза, потери для США в этом случае с1танут совершенно неприемлемыми, во многом по этому президент Кеннеди попросил К1онгресс разрешить призвать в армию 150 тысяч резервистов. 4 сентября К1еннеди сделал публичное предостережение: США ни при каких условиях не п1отерпит размещения на Кубе ракет “земля-земля” и д1ругие видов наступательного оружия.

Необходимо  отметить, что, п1оставляя Кубе ракеты и бомбардировщики, СССР не нарушал норм международного п1рава, так как Куба являлась суверенным государством и характер оказываемой е1й военной помощи определялся лишь компетенцией СССР и Кубы. Создавая в1оенные базы на территории Турции, Японии, Норвегии, Ирана,1 Италии или ФРГ и размещая в непосредственной близости от советских г1раниц ракеты и бомбардировщики с ядерным оружием, Соединенные Штаты не с1прашивали разрешения СССР. Американская ракета, запущенная с Турецких баз,1 могла достигнуть любой цели на европейской части СССР менее чем з1а 10 минут, тогда как советские межконтинентальные ракеты могли достигнуть т1ерритории США примерно за 25 минут. Соединенные Штаты могли использовать п1ротив СССР ракеты всех видов радиусов действия, тогда как СССР м1ог использовать против США только самые крупные межконтинентальные ракеты. Военно-1стратегического паритета между нашими странами в начале 60-х годов н1е существовало, и именно это обстоятельство породило мысль о создании р1акетных установок именно в это время на Кубе, примерно в 910 милях от берегов США. Тем самым, как уже р1анее говорилось, предполагалось ликвидировать неравновесие в размещении ядерного оружия.

1 Однако Хрущев, его советники и союзники недооценили решимости и в1озможностей США противостоять появлению советских ракетных баз в Западном полушарии. П1равящие круги Соединенных Штатов были готовы идти на риск большой войны,1 чтобы предотвратить создание советских военных баз на Кубе.

С1оветское руководство оставило без внимания демарш президента США и маневры американского ф1лота. А. Добрынин просил Роберта Кеннеди заверить своего брата,1 что на Кубе не будут устанавливаться ракеты типа “земля-1земля”. То же самое говорилось и в личном послании Хрущева Д1.Кеннеди. Хрущев писал, что президент США может б1ыть уверен, что ни при каких обстоятельствах ракеты “земля-1земля” на Кубу не будут посланы.

 В к1онце сентября и в начале октября в районе «Острова Свободы»1 сильная облачность не позволяла проводить фоторазведку. Это облегчало скрытное и1 срочное проведение работ по созданию пусковых установок. Хрущев и К1астро рассчитывали, что все работы будут завершены раньше, чем р1азведка США обнаружит, каким именно оборонительным оружием располагает теперь Куба.1 Как откровенно писал позднее в своих мемуарах Хрущев, “э1той силы было достаточно, чтобы разрушить Нью-Йорк, Ч1икаго и другие промышленные города, а о Вашингтоне и говорить н1ечего. Маленькая деревня”5.

Различного  рода слухи о ракетах н1а Кубе и ведущихся там строительных работах доходили до американцев. Н1о у них не имелось ясных доказательств. Только 10 октября о1ни смогли возобновить фоторазведку, и полученные фотографии их крайне обеспокоили.1 Они увидели автомобильные дороги там, где десять дней назад т1емнели джунгли. Кеннеди приказал расширить фоторазведку, но на Кубу о1брушился еще один тайфун, и новые снимки удалось сделать только 114 октября. Американские самолеты снимали не только с большой высоты,1 но и с малой - в 130 метрах. Тысячи с1нимков, которые были получены, ясно показали специалистам, что р1ечь идет уже не о зенитных ракетах, а о ракетах “1земля-земля”, способных нести ядерное оружие. В Белом д1оме шли почти непрерывные дискуссии, что делать по двум проблемам:1 как остановить поставки оружия на Кубу и как удалить или у1ничтожить завезенные туда баллистические ракеты. Бурное обсуждение разделило президентский штаб.1 Военные были за радикальное силовое решение обеих проблем. Еще р1аньше Кеннеди создал особый военно-политический штаб - Исполнительный комитет Н1ационального совета безопасности, все члены которого уже не сомневались в г1розящей Америке опасности и требовали ответных действий, правда они еще р1асходились во мнениях о характере и масштабах этих действий. Джон К1еннеди и его брат Роберт выступали за полную морскую блокаду Кубы.1 Военные лидеры настаивали, однако на массированной бомбардировке всех пусковых у1становок, на которых уже проводился монтаж ракет, доставленных ранее.1 Войска и авиация стягивались в районы, максимально приближенные к К1убе. Но президент США временно отклонил предложение о немедленной военной а1таке, приказав, однако, начать блокаду.

 С1оветский Союз продолжал утверждать, что на Кубе нет никаких ракет;1 полученные же военной разведкой и ЦРУ фотоснимки были убедительным свидетельством д1ля американских военных, но не для мирового общественного мнения, к1оторое не исключало возможности фальсификации. Первые данные об огромном увеличении к1оличества советских судов, следовавших на Кубу, американцы получали от з1ападногерманской разведки: в самом деле, число наших судов на Б1алтике и в Атлантике за два-три месяца, предшествовавших к1ризису, увеличилось почти в десять раз. Кроме того, к1убинцы, бежавшие во время и после революции в США, н1ачали получать от своих родственников письма, в которых сообщалось о з1авозе «странного советского вооружения». Хотя вся выгрузка ракет в п1ортах и перевозка их к местам назначения осуществлялись по ночам и т1олько советским персоналом, скрыть факт движения по дорогам надежно закамуфлированных 210-метровых ракет было трудно.

 Судя по  р1ассекреченным в США правительственным документам, фактически до начала октября американская а1дминистрация не придавала большого значения поступавшей на сей счет информации6. И1 только 14 октября, после того как разведывательный самолет У-12, пролетавший над Кубой, сделал фотосъемку ряда стартовых площадок,1 специалисты пришли к выводу, что на острове устанавливаются действительно р1акеты средней дальности. Правда, сами ракеты сфотографированы не были,1 но подъездные пути и сконцентрированное на стартовых площадках оборудование убедили а1мериканских экспертов в том, что речь идет о ракетно-я1дерном оружии. Новые снимки, полученные 17 октября, позволили у1видеть несколько новых пусковых площадок, на которых расположились 16 или 312 ракеты, дальность которых, по заключению экспертов, составляла б1олее тысячи миль. Тогда же в Белом доме уже прошел р1яд совещаний в узком кругу и тайное стало явным. До 212 октября совещания велись в строгой тайне. Ни в Москве,1 ни в Гаване тогда еще не было известно о том,1 что ракеты обнаружены американцами.

 

 

 

 

13. Уроки и последствия карибского кризиса

3.1 З1авершающий этап карибского кризиса

В Карибском регионе развернулась армада из 1180 военных кораблей. Американские войска во всем мире приводились в с1остояние повышенной готовности. Атомные подводные лодки с ракетами “Полярис”1 изменили свои курсы в соответствии с полученными секретными приказами. Б1омбардировщики стратегической авиации на всех базах получили приказ подняться в воздух с1 полной ядерной нагрузкой, и как только один из них п1риземлялся для заправки и отдыха, другой поднимался в воздух. Н1а Флориде были развернуты шесть дивизий, дополнительные войска перебрасывались на в1оенную базу в Гуантанамо на Кубе. 22 октября президент США Д1.Кеннеди выступил по телевидению. Он объявил о блокаде К1убы, которая в целях обмана общественного мнения была названа «к1арантином», и некоторых других принятых мерах и о причинах, к1оторыми были вызваны действия США. Военный министр США Р. М1анкмара готовил бомбардировку и оккупацию Кубы, что требовало, по е1го подсчетам, 250 тысяч солдат, 90 тысяч бойцов морской п1ехоты и более ста десантных судов. Вместе с тем США с1тали сосредоточивать свои вооруженные силы не только в Карибском море, а1 также привели в полную боевую готовность свои войска, расположенные в1 Европе, 6-й и 7-й флоты,1 парашютно-десантные, пехотные и бронетанковые дивизии, авиацию.1 Над Кубой нависла угроза вторжения.

 К 22 о1ктября 1962 г., когда президент США Джон Кеннеди выступил по а1мериканскому радио и телевидению с сообщением об обнаружении на Кубе советских р1акет, все 42 ракеты и боеголовки к ним, а т1акже воинский персонал уже были на месте. Некоторые ракеты были п1риведены в боевую готовность. Часть наших кораблей еще находилась в п1ути.

 В своем обращении  к американскому народу 22 о1ктября президент Дж.Кеннеди потребовал от СССР вывода ракет и о1бъявил военную блокаду Кубы. Чтобы не обострять конфликта, ряду н1аших кораблей, следовавших на Кубу, было дано указание изменить к1урс, но несколько судов, не обращая внимания на предупреждения с1о стороны американских военных кораблей, все же прорвались к острову.1 Американцами было остановлено и проверено только одно зафрахтованное Советским Союзом к1анадское судно, доставлявшее на Кубу сельскохозяйственные машины.

Все р1аботы по установке ракет на Кубе проводились круглосуточно, но для о1кончания этих работ и приведения ракет в боевую готовность требовалось еще н1есколько дней. Хрущев хотел иметь на Кубе мощную ракетную базу,1 но он не хотел войны, опасность которой все возрастала.1 Для него важнее всего было в эти дни понять - я1вляются ли действия США блефом, или же американцы действительно готовятся н1анести мощный удар по Кубе и советским ракетным установкам.

 1С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами.1 В первых посланиях Н.С.Хрущев с негодованием н1азывал действия США “чистейшим бандитизмом” и “безумием выродившегося и1мпериализма”. А уже 24 октября Советское правительство заявило решительный протест п1ротив блокады Кубы и других военных мероприятий США. СССР просил н1емедленно созвать Совет Безопасности ООН. Министр обороны СССР приказал привести В1ооруженные Силы страны в состояние повышенной боевой готовности, отменить отпуска и1 задержать демобилизацию старших возрастов. Советский Союз продолжал отрицать наличие н1а Кубе наступательного оружия, заявляя, что там находится только о1ружие, необходимое для самообороны, и что “с требованием о1б удалении этой техники не может согласиться ни одно государство, д1орожащее своей независимостью”. На Кубе Фидель Кастро объявил о проведении в1сеобщей мобилизации. В это время на пути к Кубе находилось б1олее 20 советских кораблей, и первые из них приближались к л1инии блокады. Хрущев вел себя внешне спокойно, и вечером 213 октября посетил Большой театр, понимая, что за океаном в1нимательно следят за каждым его шагом.

 Президент США н1аправил Хрущеву письмо с призывом соблюдать правила блокады. Кеннеди писал,1 что США не намерены открывать огонь по советским кораблям. “1Мое желание, чтобы оба мы держались осмотрительно и не допускали,1 чтобы события осложнили положение и еще более затруднили контроль над н1им”. Это послание не было опубликовано в СССР, как и1 призыв У. Тана приостановить перевозку оружия на Кубу. А1налогичный призыв исходил и от 89-летнего английского философа Бертрана Р1ассела. Кеннеди получил сообщение о появлении в Карибском море советских п1одводных лодок, что являлось серьезной угрозой для американских авианосцев.

Информация о работе Мир на пороге ядерной войны: Карибский кризис 1962 года и его последствия