Вклад Т.В. Бабушкиной в развитие педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:05, реферат

Краткое описание

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.
Существует много различных педагогичсескиз взглядов на воспитание и обучение. Многие великие педагоги, имея свои взгляды, вносят что-то новое, помогая другим педагогам в воспитании и обучении детей.

Содержание

. Введение......................................................................................................2
2. Цели и задачи..............................................................................................3
3. Биография....................................................................................................3
4. Клуб «Эстетика, творчество, общение»....................................................5
5. «Что творится в карманах детства»..........................................................10
6. «Уроки фантазии».......................................................................................20
7. «Пространственный клуб. Венец встреч.»...............................................21
8. Заключение..................................................................................................23
9. Список литературы...................................................

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

     Клуб для меня важен такой, где находится место родителям, по крайней мере тем, кому это надо. Это лучшая возможность увидеть совершенно иным своего ребёнка, пожалуй, можно сказать так — увидеть причины зауважать своего ребёнка (особенно влияет отношение педагога). А детям, особенно младшим (6-8 лет) бывает приятно, что они занимаются таким Делом, которое интересно их мамам-папам. В идеале — надо обеспечить на занятии родителей собственными заданиями, так как свободные и активные взрослые часто не довольствуются ролью простого наблюдателя, «встревают», мешая педагогу. Но стоит их занять, пояснив важность — всем хорошо» 
     История развития клуба ЭТО интересна, сложна и даже запутана. Он возник в 1975 году под руководством Татьяны Викторовны Бабушкиной и назывался он тогда: Эстетика, Творчество и Общение. Клуб менял названия, менял свою деятельную направленность, но суть клуба остается прежней и теперь. Главным было то, что клуб давал возможность подросткам творчески реализоваться, пробовать себя, познавать свои возможности. 
     Тогда Татьяна Викторовна, окончив филологический факультет

                                                   7

 

Ростовского университета, училась в аспирантуре, работала над диссертацией и вечерами безвозмездно выступала в школах перед детьми с лекциями о литературе, искусстве. Она рассказывала о великих эпохах: античности и Возрождении. После лекций самые любознательные, а иногда и самые одинокие дети подходили к ней с вопросами, а чаще всего стремились просто к общению. И Татьяна Викторовна ощущала, что лекции не могут утолить тот духовный голод, который испытывают подростки. Но детям хотелось не только говорить о великих эпохах и людях, но и самим жить в этих эпохах. А такое их желание могла удовлетворить только игра. Так родились идеи устроить День Афин, Дни Итальянского Ренессанса, Дни Диккенса. Они начали сами шить костюмы, сами рисовали декорации. Потом им стало тесно в маленькой школьной комнате и ребята нашли пустующий подвал и собственными руками попытались воссоздать в нем некие фрагменты фантастического мира, в котором были бы видны черты эпох Эсхила, Данте, Шекспира. 
     Работая непосредственно с детьми, сталкиваясь со многими нелегкими судьбами, ТиВи поняла, что теоретическая педагогика, существовавшая тогда - мертва, далека от сути и не может помочь ребенку укрепиться и состояться.

Не дает ему той духовной поддержки, в которой он нуждается. Находясь на одном из заседаний научной кафедры, Татьяна Викторовна ощутила наиболее остро неподвижность и сухость всей педагогической системы, поняла невозможность таким путем помочь детям. Она вышла с заседания и больше туда не вернулась, а пошла она во Дворец пионеров и попросила взять ее на работу социальным педагогом. 
     Постепенно деятельность клуба вышла за рамки "оседлых" карнавализированных вечеров. И клуб превратился в "кочевой". Татьяна Викторовна считает, что клубы делятся на оседлые и кочевые. Кочевые - это такие как ЭТО. Они узнали, что на Урале существует подобный клуб КОН-ТИКИ. И вот ЭТО поехало к КОН-ТИКИ. Вообще за период существования клуба, с 1975 - 1983 год, клуб ЭТО совершил много удивительных поездок и творческих дел. Каждое лето они проводили несколько лагерей. Но на все это нужны были деньги, которые подростки зарабатывали сами на стройках. Они ездили в Загорский детский дом к слепоглухонемым детям. Делали праздники, разрисовывали стены.

     Ездили в село Прелестное к удивительному педагогу Шевченко. Организовывали лагеря под Танаисом. В Туапсе дружили с Ланцбергом. Каждый год они ездили в Москву, где знакомились с уникальными людьми, театрами, музеями. Это напоминает деятельность вестника, собирающего живую культуру. Получается, что с приходом в клуб замкнутый мир подростка расширялся, и такая яркая живая жизнь провоцировала ребят на

                                                8

творческое рождение, созидание. Они стремились отдавать, делиться всем переполняющим их, так они учились помогать другим. К Загорскому детскому дому они прокладывали теплотрассу, в своих летних лагерях они работали с утра на колхозных полях, а потом вечером ставили постановки, меняя окружающий их мир, превращая его в театр.

     Однако такая необычная бурная деятельность клуба не могла не вызвать подозрения у советской государственной системы. И после критической статьи в 1983 году деятельность клуба остановилась, затихла, замерла. Но он возродился в новом стремлении, в стремлении педагогическом. 
     С 1986 по 1990 год Татьяна Викторовна работала с детьми из детского дома. Раньше, в 1980 году, появляются "уроки фантазии" для малышей, они проводились сначала в классе, в котором училась дочь ТиВи. 

     Попадая в первый класс, ребенок сталкивается с очень серьезной психологической проблемой, потому что теперь он сталкивается с новой и обязательной для него деятельностью - обучением, очень трудно переключиться с игры на жестко оцениваемое обучение, именно поэтому у многих первоклассников начинается перегрузка нервной системы. Уроки  фантазии - это занятие-праздник и игра. Терапевтическими могут стать именно такие уроки-праздники, игровые творческие занятия, подготовленные подростками для малышей. И если раньше клуб был в основном только для подростков, то теперь появляются и дети до 12 лет. В 1990 году рождается новая форма клуба "Пространственный клуб". 
     Как уже упоминалось выше, клубы бывают оседлыми и кочевыми. Кочевые - это клубы, совершающие постоянные поездки и походы, с целью обучиться и обучить, передать и пополнить свой культурный багаж. Оседлые - это точки, сосредотачивающие в себе несколько ярких личностей, несущих культуру, притягивающих к себе "Пространственный клуб" - когда несколько клубов, людей связаны друг с другом и совершают образовательные путешествия. 
     В 1997 году "Школа одной комнаты", с 1999 - "Внимание, черепаха". Всегда ТиВи работала с самыми трудными подростками в школах города, читала им особенные игровые лекции. Потом эти старшие школьники проводили уроки фантазии для первых классов. Они как бы ощущали ответственность перед младшими. Менялись, становились серьезней. А летом проводили лагерь, куда съезжается немыслимое количество друзей и знакомых, дети клубовцев прошлых лет. 
     Главным отличием клуба ЭТО была его открытость, он существовал как открытая система. Для закрытой государственной системы клубы всегда несли опасность "развинчивания заржавевших винтиков", потому что учили человеческому общению, они передавали духовный опыт, когда в других

                                                 9

областях это было невозможно. Клубы шли через запрещенную литературу. Клубовцы читали "Доктора Живаго", "Мастера и Маргариту", ставили "Чайку Джонатана Ливингстона". 
     Клубы воспитывали культурного человека, человека с ранней рефлексией. С другой стороны, такие клубы как ЭТО в пространстве размытых человеческих отношений давали прецедент человеческой надежности. Валерий Хилтунен говорил: "Многое забудется, но то, что сделала клубная педагогика XX века, не забудется никогда". 
     Как определяет сама Татьяна Викторовна: "Смысл клуба для клубовцев заключался в передаче от "горизонтали" к "вертикали" и наоборот". Горизонталь - это организация пространства общения, а вертикаль - это те ценности, которые в эту горизонталь передавались. Во многих клубах методика и организация горизонтали была важней, ЭТО отличался тем, что он вначале выбирал некую точку "вертикали" и вел ее к "горизонтали". 
     Итак, клуб существовал как открытая система, клубовцы между собой называли себя не клубом, а семьей друзей, а сама ТиВи считает его сообществом . 
     Второй отличительной особенностью клуба, его вторым принципом было отсутствие жесткого планирования, все время во всем вариабельность.

     И третий принцип - это построение всех дел клуба через культурную вертикаль. 
     Сегодня клуб сохранил все принципы, рожденные еще в 80-х годах. И если сейчас во многих педагогических системах такие принципы норма, то тогда это было подвигом, прокладывающим путь к этой норме. Может, потому, что направление было выбрано верное, многие клубовцы встречаются и общаются до сих пор, а клуб живет и как прежде ищет новые формы.

                    5.    « Что хранится в карманах детства »                           

     "ФОТОГРАФИЯ: ПЕЙЗАЖИ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ" 
     Давайте вспомним, что фотография дарит возможность гостевать самым дорогим людям в доме, в кармане, в каком-то самом потаённом и сокровенном месте... 
     "НАПОЛНЕННОСТЬ ОДНОЙ СЕКУНДЫ" 
     Мы настолько привыкли к фотографии, что уже не ощущаем королевского места этого великого открытия не только в жизни человека, но и человечества. Мы отвели фотографиям роль услужливого множества, но место их иное... 
     Я очень люблю теневой театр, где в плотном пространстве темноты внезапно появляются чёткие и неясные тени, очертания, фигуры. 
     Так вот, если тень — это образ, след человека по его продолжению в пространстве, то, мне кажется, фотография — это тень человека во времени. 
                                               10

      И чем он старше, тем длиннее тень он отбрасывает. Иногда, если этому человеку повезло, и он имеет корни, его тень включает продолжение детства людей, живших до него. 
     ...Фотографирование для меня — особая охота за наполненностью секунды для сохранения её потом в концентрированном виде.

       Павел Флоренский говорил о том, что фотография — близкая родственница картине не только по своей художественной ценности, а потому, что, попав в «дом рамы», она становится посланницей вечности. Этот момент, когда все фотографирующиеся старались предстать в своём более цельном, полноценном виде, фотография переводит их в величину непреходящего времени. 
     Фотография дарит возможность гостевать самым дорогим людям и в доме, и в кармане, и в каком-то самом потаённом и сокровенном месте. Фотография открыта для человека из другого времени, места, события. 
     И даже чуть различимые её черты, даже сам негатив, возможно, чудом сохранившийся, может стать самым драгоценным гостем на протяжении всей жизни. 
     "ФОТОГРАФИКА" 
     Поскольку мы говорим о фотографии в общении с ребёнком, хочется начать именно с того, насколько она важна для растущего малыша. 
     Маленькой я называла фотографию «фотографикой». И когда меня поправляли, я очень удивлялась. Поскольку мне уже было дано знать имя этому творчеству, я была уверена в том, что фотография сродни графике. Потому что так же, как рука выводит слова и фразы, оставляя их в вечности на бумаге, так же и объектив сродни руке, оставляет этот чёрный абрис самых важных и волнующих вещей. И появляется «фотографика». 
     Мне было лет пять-шесть, когда я об этом задумалась, потому что мой папа очень много фотографировал, весь дом был в фотографиях. Я выросла в фотографиях. Какое-то время я думала, что так у всех. И позднее была очень удивлена, что это не так. 
     Флоренский говорил, что фотография и её наличие в доме для ребёнка невероятно важны. Фотография, где ребёнок запечатлён с родителями или сам, или в групповом портрете, или в каком-то пейзажном пространстве — всё это, так же как сам портрет, подчёркивает значимость, отдельность и цельность маленького человека в этом мире. 
     "ПОРТРЕТНЫЕ ГАЛЕРЕИ" 
     Никогда не забуду, как один мальчик сказал, что у него в голове целая портретная галерея. Он говорил: «Если бы я не видел эти фотографии, то многие лица я бы просто забыл...» 
     Если вспомнить дома русской интеллигенции начала двадцатого века, то все они были просто испещрены замечательными законченными овалами, изогнутыми контурами рамочек, которые сами по себе являлись искусством,

                                                 11

и в то же время домом проживания неповторимого настроения каждой фотографии. 
     Мне кажется особенно важным то, что обилие этих фотографий содержало родных не только в возрасте, в котором ребёнок застал и сознательно принял взрослого человека зрительно и душевно. Фотографии дарили возможность видеть родителя или прародителя своим ровесником. Эта удивительная, даже не оформляемая детским языком вещь на каком-то внутреннем сравнении поддерживала растущего человека. 
     Мне довелось вырасти в удивительном доме, где целый ряд людей в коммунальной квартире были ровесниками моих бабушек и дедушек. В то же время их дома были настоящими шкатулками культуры девятнадцатого века. 
     Я помню, как заходила и здоровалась с очень многими фотографиями, где дети были предтечей тех моих взрослых друзей, к которым я приходила, как мне казалось, с интересными своими беседами. 
     Ровесничество по фотографии иногда потрясает открытием каких-то частей промысла. Быть может, здесь присутствует вариант какой-то тайной встречи и начало задуманного поручения. 
     "ДИАЛОГ ГЛАЗ, РУК И ЖЕСТОВ"  

    Фотографии, помещённые на одном большом застеклённом пространстве или просто прищёлкнутые к уголкам зеркал, раньше назывались домашним иконостасом. Относились к этому иконостасу так же высоко, как и к духовному. 
     На этих маленьких, иногда криво расположенных, иногда почти неразбираемых свидетельствах жизни родных людей, было замечено одно явление. Не только человек смотрит на фотографию. Она гораздо чаще, чем сам живущий в доме, смотрит и наблюдает. Даже привыкшему к многолюдию лиц (если в доме портретная галерея), хозяину случается вдруг резко обернуться или почувствовать на себе взгляд, или успокоиться, попав в ту часть комнаты, где сосредоточены лица родных. 
     Диалогичность взгляда один из самых важных моментов фотографии. Я часто думаю — отчего старые фотографии в своём взгляде на живущего были так поразительно строги, и напоминающи, и любящи? Я никогда не забуду, как однажды в очень сложный момент я чётко почувствовала, что на меня кто-то смотрит. Я обернулась и увидела, что это глаза бабушки. 
     Тогда у меня возникла мечта, которой я поделилась со своей любимой ученицей художницей Галей Копыт. Мечта сделать такую выставку фотографий, где человек мог бы себя чувствовать третьим разговаривающим в беседе. 
     Представьте: фотографии расположены не в плоскости, а друг напротив друга в небольшом проёме выставочного пространства. Можно подойти поближе и, находясь между, участвовать в диалоге глаз, рук, жестов и так далее. Я даже подумала: что если суметь сфотографировать диалог любящих

Информация о работе Вклад Т.В. Бабушкиной в развитие педагогики