Режиссерские игры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение режиссерских игр у детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- выявить теоретические и психолого-педагогические основы воспитания детей в игре;
- дать характеристику режиссерским играм;
- проанализировать педагогические условия, необходимые для режиссерских игр;
- выявить взаимосвязь режиссерских и сюжетно - ролевых игр.

Содержание

Введение.

Проблема режиссерских игр в дошкольной педагогике.
2. Сущность режиссерских игр.
1.2.Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр.
1.3. Значение режиссерских игр для разностороннего развития дошкольников.
Этапы развития режиссерских игр у детей дошкольного возраста.
1.5. Педагогическое руководство играми.

Практико- ориентированные задания

Заключение

Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Готовая контрольная.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

 В диссертационном  исследовании Г.П.Петку изучаются  особенности развертывания режиссерской  игры на компьютере, определяются  методы руководства такой игрой с помощью компьютерных иг­ровых программ в целях обогащения познавательного развития дошкольников.

 В исследовании  Г.П.Петку предлагается считать  основой для развертывания режиссерской  игры открытые развивающие компьютерные  программы, строение которых, по мнению автора, соответству­ет структуре игровой деятельности дошкольника. Автор считает, что в случае открытых компьютерных игр осуществляется экстериори-зация воображаемых образов путем наделения игровым значением компьютерных символов в смысловом поле такого рода режиссерской игры.

 В зарубежной литературе  встречаются исследования, посвященные  индивидуальной сюжетной игре. И.Брезертон  использует термин producer play, что близко  по смыслу к термину режиссерская  игра. Брезертон отмечает, что в  этом случае ребенок выполняет сразу две функции: действует как режиссер и, оживляя фигурки, действует как замещающий актер (Bretherton I., 1984).

H.Levin в своем исследовании  показывал ребенку набор игрушек,  предлагая рассказать историю  о них каким угодно образом. Он рассчитывал, что индивидуальность личности обязательно отразит ее собственные эмоциональные переживания (Levin, Wardwell., 1962). Такие «проективные» тесты, где ребенка подталкивают к игре с миниатюрными куклами и игрушками, которые он выбирает, использо­вались также и психологами школы теории научения. Эта теория предполагает, что игра и фантазия являются примерами поведения, которое отражает общие усвоенные реакции индивида более точно, так как он не находится при этом ни под каким принуждением, для того, чтобы вести себя общепринятым образом. R.Sears изучал проявления агрессии в игровом поведении кукол в игре нормальных детей в зависимости от пола, возраста, наличия сиблингов, отсутствия отца и других факторов (Sears R., 1951).

 Детские игры —  фантазии, в которых используются стандартные наборы миниатюрных кукол и соответствующей им мебели, с некоторыми оговорками, отвечают открытому детскому поведению, происходящему в реальной жизни детей. Эксперименты с контролем условий, соблюдением необходимых правил и методов подсчета показали, что игры — фантазии различаются при изменении некоторых условий. Надежность этих методов обеспечивалась степенью согласия между экспериментаторами по кодированию и подсчету моментов поведения ребенка. Корреляция между моментами поведения в различных сеансах была очень велика, и поэтому эти результаты могут восприниматься с большой степенью надежности. В экспериментах, проводимых Mussen, когда ребенка просили поиграть, с куклами, подсчитывались единицы поведения одной куклы, такие как удары, драки, брань или наказание (Mussen, 1960).

 Д.Вольф неоднократно  исследовала игру ребенка с  маленькими фигурками, где ребенок  выступает в двух позициях  — рассказчика и действующего  лица. Игра такого рода была  названа ею повество­вательной  игрой. Для того, чтобы оценить игру отдельного ребенка, ею были предложены пять уровней отображения человеческой деятельности в игре.

1. Ребенок обращается с фигурами  как будто они представляют  людей, разговаривает с ними, кормит, сажает на стул, или качает, но не делает попыток действовать за фигуру как за активного персонажа.

2. Ребенок использует фигуры  как независимого участника ситуации, приписывая им речь и действия, но очевидно не наделяет фигурки  каким-либо внутренним состоянием.

3. На этом уровне ребенок приписывает игровому персонажу сенсорные ощущения и психологические состояния.

4. Ребенок уже приписывает фигуркам  эмоции, простые моральные суждения  и элементарные социальные взаимодействия.

5. Ребенок приписывает познавательные  способности фигуркам, такие как способность думать, планировать, удивляться.

 Использование автором термина  «повествовательная игра» указывает  на то, что в такого рода  играх проявляются вербальные  способности ребенка, и сама  игра влечет за собой использование  ребенком более сложных синтаксических конструкций (Wolf D., Rygh J., AltshulerJ., 1984).

 А.А.Абдухакимов (1987) исследует  игру дошкольника с набором  «ЛЕГО» и делает вывод, что  этот вид игры может быть  назван режиссерской игрой. Исследователи  неоднократно подчеркивают, что в режиссерской игре с бытовым сюжетом будет проявляться то, что ребенок запомнил в повседневной деятельности близкого окружения.

 Как отмечалось  выше, режиссерская игра — сложный  вид деятельности ребенка, в  котором проявляется и память, и развитость мелкой моторики, и развитие словарного состава речи, и овладение ребенком грамматическим строем языка, и, конечно же, развитие связности речи. Все эти навыки различны, поэтому режиссерская игра с фиксированным набором игрушек позволяет сравнивать эти навыки у разных детей.

 Вклад режиссерской  игры в развитие воображения  у детей дошкольного возраста  наиболее значителен. Режиссерские  игры широко варьируется по  своему содержанию. Самый первый  сюжет, который начинают обыгрывать  дети, это бытовые отношения внутри семьи.

 В семье ребенок  приобретает бесценный опыт заботы, взаимопомощи в домашних делах.  Подражая родителям, дети рано  начинают играть в семью. Среди  мальчиков не популярны игры  с куклами и мягкими игрушками,  они часто уклоняются от некоторых  сюжетных игр, например, в «семью». Игры мальчиков дома часто бессюжетны, когда мальчик включается в сюжетцую игру в «семью» с девочками и выбирают роль папы, очень часто ребенок не знает что делать, начинает бегать и кричать, размахивая куклой (Иванова В.М., 1989).

 В основном, из общения  со взрослым ребенок черпает  мотивы своих игр, и сначала  существенная роль в развитии  игр принадлежит подражанию действиям  взрослых, окружающих ребенка (Рубинштейн  С.Л.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  режиссерских игр

 

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера  спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль  он будет ставить, какой возьмет  сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто  она звучит как «дикторский текст  за экраном». Например, Лиза разыгрывает  день рождения куклы Маши: «Маша  сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки  и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного - двух персонажей.

  • 2. Сущность режиссерских игр.
  • 1.2.Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр.

    1.3. Значение режиссерских игр  для разностороннего развития дошкольников.

      1. Этапы развития режиссерских игр у детей дошкольного возраста.

    1.5. Педагогическое руководство играми.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2 Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр

    режиссерский  игра ролевой дошкольный

    В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.

    В жизни ребенка  режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той  и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в  процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т.п. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями.

    Первоначально в такой игре преобладает интерес  к событийной стороне: действуя с  игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию. Например, 3-летний Сережа играет с плюшевым зайцем, водит его по столу, комментируя свои действия: «Зайчик гуляет в лесу, прыг-прыг по травке. Ищет морковку, а ее нет. Вот, ягодку нашел. Ешь, зайка, ягодку!» За этой игровой ситуацией скрывается личный опыт малыша: он сам бывал в лесу, находил и ел ягоды, видел на картинке зайца с морковкой. Таким образом, в режиссерской игре, как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров.

    Особенностью  режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

    Для развития сюжетно-ролевой  игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

    У детей в  среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

    Как подчеркивает Е.М. Гаспарова, на протяжении всего  дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной точкой которых могут  быть предметы, игрушки, собственные  впечатления, строчки из знакомого стихотворения и др.

    Информация о работе Режиссерские игры детей дошкольного возраста