Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Способность воспринимать и распознавать ментальные состояния других людей является основой процесса социального взаимодействия. В последние годы исследователи все большее внимание стали уделять значению когнитивных функций человека в понимании социального мира. Частично такое смещение акцента отражает изменения в социальной психологии, в которой при объяснении поведения человека все чаще обращаются к когнитивному подходу. Кроме того, с точки зрения адаптации к внешней среде способность распознавать ментальные состояния людей (их желания, намерения, эмоции) по внешним проявлениям имеет эволюционную ценность.
Введение……………………………………………………………………….3
1глава «Изучение понимания ментального и физического мира»…………………………………………………………………………..6
2 глава«Методы исследования понимания физического и ментального мира» …………………………………………………………………………9
3 глава«Результаты эмпирического исследования понимания ментального и физического мира в норме и при аутизме»………………………………………………………………….……13
4 глава«Особенности понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и с расстройствами аутистического спектра» ………………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы……………………………………………….………….26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1глава «Изучение
понимания ментального и
2 глава«Методы исследования понимания физического и ментального мира» …………………………………………………………………………9
3 глава«Результаты
эмпирического исследования понимания
ментального и физического мира в норме
и при аутизме»…………………………………………………………
4 глава«Особенности понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и с расстройствами аутистического спектра» ………………………………………………………………….……21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………….…
Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра
Введение
Актуальность исследования. Способность воспринимать и распознавать ментальные состояния других людей является основой процесса социального взаимодействия. В последние годы исследователи все большее внимание стали уделять значению когнитивных функций человека в понимании социального мира. Частично такое смещение акцента отражает изменения в социальной психологии, в которой при объяснении поведения человека все чаще обращаются к когнитивному подходу. Кроме того, с точки зрения адаптации к внешней среде способность распознавать ментальные состояния людей (их желания, намерения, эмоции) по внешним проявлениям имеет эволюционную ценность.
Новейшие теории, затрагивающие эту проблему, объясняют, как человек понимает и объясняет поведение других людей. Этот подход предполагает, что, как правило, мы оцениваем действия других людей не просто как паттерны поведенческой или вербальной активности. Скорее поведение выступает в качестве ключа к пониманию желаний, намерений и убеждений других людей. В реальной жизни мы постоянно строим модели для понимания и предсказывания поведения других людей, которые включают в себя все наши знания о собственных ментальных состояниях и о ментальных состояниях других людей. Способность построения таких моделей обозначается как «модель психического» (способность понимать себя и других). Эта способность развивается у детей к концу дошкольного возраста и дает им возможность взаимодействовать с другими людьми на ином уровне.
Большинство исследований развития «модели психического» в детском возрасте были посвящены изучению исходного уровня знаний детей о базовых ментальных состояниях таких, как желания, восприятие, убеждения, знания, намерения, чувствование и т.п. Исследователи, работающие в русле этого подхода, пытались выявить, каким образом знания о ментальных состояниях определяют поведение детей, как они связаны с непосредственными перцептивными впечатлениями и каким образом дети понимают поведение людей в соответствии с их концепцией ментального мира.
Исследования понимания ментального мира получили широкое распространение в клинике, поскольку не у всех детей в достаточной степени развивается способность к пониманию ментальности. В современной когнитивной психологии сложилось представление о дефиците «модели психического» у аутистов. Социальные и коммуникативные проблемы детей с аутизмом привлекали ученых, пытающихся выяснить особенности восприятия этими детьми такой социальной информации, как эмоциональные выражения лица, эмоциональные высказывания, а также исходный уровень знаний этих детей о базовых ментальных состояниях (желаниях, убеждениях, знаниях, намерениях и т.п.).
Психологические теории дефицита «модели психического» при аутизме сфокусированы на отдельных возможных причинах этого дефицита. Большинство исследователей в качестве главной причины принимают социальный фактор, например раннее нарушение в накоплении социального опыта (Hobson, 1993; Gopnik и др., 2000) или побочные факторы, обусловленные биологическими причинами (Perner, 1991). Но практически все теории предполагают, что «модель психического» – это обособленная линия развития.
Однако проблема развития понимания ментального мира в детстве не сводится только к проблеме становления «модели психического». В своем предыдущем исследовании мы показали, что для развития «модели психического» необходимы базовые когнитивные представления о мире, в частности представления о постоянстве объекта и понимание принципа сохранения. Эти факты скорее говорят о том, что модели физического и ментального мира имеют общее основание (Лебедева, Сергиенко, 2004). Но вопрос о природе «модели психического», взаимодействии в развитии понимания физического и психического остается открытым. Более того, в отечественной психологии данное направление исследований является пионерским. Изучение истоков понимания детьми окружающего мира позволит не только сделать шаг в понимании становления «модели психического», но и расширить представления о когнитивном развитии человека и основах его социального познания. Несмотря на достаточно интенсивные исследования развития «модели психического» и ее нарушений на Западе, вопросы о природе и механизмах становления «модели психического» остаются дискуссионными. Сравнение развития понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и детьми с расстройствами аутистического спектра позволило нам вплотную подойти к решению вопроса о том, существует ли специфика построения моделей ментального и физического мира или существует единый механизм понимания социума и физической реальности, который связывает модели физического и ментального мира в единую многоуровневую систему внутреннего опыта (Сергиенко, 2006). Все приведенные аргументы определяют актуальность настоящей работы.
Мы использовали принцип множественности методических приемов для получения конвергирующих данных о том, как происходит развитие моделей ментального и физического мира при типичном и нетипичном развитии детей. Это позволило выделить различные уровни в развитии понимания ментальности и физической реальности и показать непрерывность в развитии базовых представлений и способности связывать эти представления в модель для понимания физической реальности и социального окружения.
Теоретическая гипотеза – развитие понимания ментального и физического мира имеет общие закономерности, то есть происходит постепенно, от низших к высшим уровням организации «модели психического». Мы полагаем, что дефицит становления «модели психического» при расстройствах аутистического спектра может быть обусловлен нарушением в преемственности организации уровней развития, включающих понимание ментального и физического мира.
Предмет исследования – представления о ментальном и физическом мире у детей с типичным развитием и с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования – типично развивающиеся дети 3-6 лет и дети с расстройствами аутистического спектра 5-11 лет.
Цель исследования: изучить возрастную динамику понимания ментального и физического мира и сравнить развитие представлений о ментальности и физической реальности у типично развивающихся детей и детей с расстройствами аутистического спектра.
Исследовательские гипотезы:
1. Существует общая
2. Существует непрерывность
развития базовых
3. При различных видах
патологического развития (
4. Развитие понимания ментального и физического мира в дошкольном возрасте связано с уровнем развития интеллекта.
Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили положения системно-эволюционного (Ломов, 1984, Швырков, 1995) и субъектно-деятельностного подхода (Брушлинский, 1998, 2003). Данная работа выполнена в рамках подхода «модели психического», изучающего процесс развития знаний о ментальном мире (Wellman, Lagatuta, 2000; Flavell, 2000, Сергиенко, 2002, 2005, 2006).
Научная новизна исследования
Впервые в отечественной психологии проведено комплексное сравнительное исследование понимания ментального и физического мира типично развивающимися детьми дошкольного возраста и детьми с расстройствами аутистического спектра. Подробно изучены особенности понимания ментальности и физической реальности детьми с типичным и нетипичным развитием и выявлены общие закономерности в становлении моделей ментального и физического мира в зависимости от возраста и уровня интеллектуального развития. Выделены различные уровни в развитии понимания ментального и физического мира. Показана преемственность в развитии базовых представлений о ментальном и физическом мире и способности построения моделей на основе этих представлений для понимания социального окружения и физической реальности.
Теоретическое значение
Сравнительное исследование развития моделей ментального и физического мира у детей с типичным развитием и детей с расстройствами аутистического спектра дает представление о едином механизме развития понимания социального окружения и физической действительности. Анализ динамики понимания ментального и физического мира в детском возрасте показал системно-динамический характер становления представлений о социуме и физической реальности.
Практическое значение
Представление об возрастной динамике понимания ментального и физического мира в дошкольном возрасте способствует более эффективному построению процесса воспитания и адекватной коммуникации с детьми. Исследование внутренних механизмов развития понимания ментального и физического мира в детском возрасте дает нам возможность очертить проблемы и ограничения социализации детей с расстройствами аутистического спектра, служат основой для понимания психологических механизмов и возможностей социализации типично развивающихся детей дошкольного возраста. Представление о фрагментарности моделей физического и ментального мира и их причинах у детей с нарушениями аутистического спектра дает возможность строить коррекционные программы с учетом этой особенности. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования проблемы понимания ментального и физического мира будут использованы в учебных курсах лекций и практикума по возрастной психологии и психологии развития Государственного университета гуманитарных наук.
Во Введении обосновывается актуальность работы, определяется цель, гипотезы, задачи исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Изучение понимания ментального и физического мира» анализируется развитие и актуальное состояние направления, в рамках которого проведено диссертационное исследование, сравнивается становление понимания внутреннего мира других людей и окружающей действительности детьми с типичным развитием и с расстройствами аутистического спектра.
В первом разделе рассматриваются основные теоретические подходы к становлению «модели психического» в детском возрасте. Сторонники подхода «Теория теории» настаивают на важной роли в развитии понимания ментального мира других людей опыта раннего социального взаимодействия (Flavell, 1999, Moore, 1996, Perner, 1991, Wellman, 1998). Через ранний опыт общения ребенок овладевает понятиями, относящимися непосредственно к области внутреннего мира других людей (мысли, желания, эмоции и т.п.). Связывая эти понятия в единую теорию или модель он может предсказывать действия других людей и объяснять их причины. «Модель психического» складывается спонтанно, вне системы формального обучения, но имеет статус теории, поскольку отвечает основным критериям ее построения (Сергиенко, Лебедева, 2003).
Авторы подхода «теории модулярности», напротив, объясняют совершенствование «модели психического» развитием врожденных механизмов - модулей, формирующихся по мере созревания мозга (Lesly, 1994, Baron-Cohen, 1995). В «теории подобия» исследователи сосредотачивают свое внимание на проблеме понимания эквивалентности себя и другого человека. Сходство между собой и другими наиболее очевидно в ситуациях, где оба вовлечены в одну и ту же деятельность. Это и есть ситуации подобия, позволяющие ребенку понять, что он и другой одинаковы в их потенциальной возможности испытывать одни и те же психические состояния при взаимодействии с объектами (Meltzoff, 1995, Gopnik и др., 2000, Moore, 1996, Perner, 1991, Hobson, 1993).