Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Понятие «правовое отношение» является одним из основных в юридической науке. В теории права нет единства мнений относительного того, какое понятие следует обозначить термином «правоотношение». В юридической литературе существует достаточно большое количество определений правоотношений, имеющих между собой некоторые различия, иногда терминологического характера. Наиболее распространенной позицией является предложение понимать под правоотношением урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством
Вступая в конкретное налоговое правоотношение, субъект налогового права приобретает новые свойства, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект
налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект налогового правоотношения» в русле трансформации возможности в действительность, которая происходит при переходе субъекта налогового права в субъект налогового правоотношения. В то же время не стоит противопоставлять данные категории, которые соотносятся как общее и частное. Понятия «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения» взаимосвязаны, поскольку, как, правило, субъекты налогового права становятся субъектами налоговых правоотношений при реализации своих юридических прав и обязанностей.
Для вступления в конкретное налоговое правоотношение субъекту необходимо обладать налоговой правоспособностью и дееспособностью, т.е. налоговой правосубъектностью. Правосубъектность является основным свойством лица, делающим его непосредственным носителем налоговых прав и обязанностей, которое предоставляет ему возможность, реализовывать их в налоговых правоотношениях.
Налоговая правоспособность – это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные законодательством. Правоспособность, являясь частью правосубъектности, выполняет строго определенную социально-правовую функцию. Она является обязательной предпосылкой, условием приобретения субъективных прав и обязанностей участниками конкретных правоотношений. Необходимо отметить, что в публичных правоотношениях, которыми являются и налоговые, правоспособность реализуется, прежде всего, через юридические обязанности.
Налоговая, дееспособность – предусмотренная нормами налогового права способность своими действиями создавать и реализовывать права и обязанности, т.е. способность участвовать в налоговом правоотношении.
В содержание налоговой правоспособности входит также такой элемент, как налоговая деликтоспособность, т.е. способность участников налоговых правоотношений нести предусмотренную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них налоговых обязанностей.
Налоговая деликтоспособность несет двойственную функциональную нагрузку, которая призвана защитить интересы государства с целью выполнения последним обязательств материального характера перед обществом. Во-первых, деликтоспособнось в налоговых отношениях является своего рода гарантией, обеспечивающей исполнение субъектами своих обязанностей перед угрозой привлечения к юридической ответственности. Во-вторых, благодаря деликтоспособности становится возможным возмещение потерь, понесенных государством в результате нарушения участниками налоговых отношений своих обязанностей по уплате налоговых платежей.
Некоторые авторы выделяют еще один элемент правосубъектности в налоговых отношениях – сделкоспособность. Так, Б.В.Мышкин отмечает: «Именно на примере налоговых отношений можно проиллюстрировать, что сделкоспособность является обязательным элементом правосубъектности лица, поскольку налоговые обязательства могут возникнуть как в результате совершения той или иной сдедки, так и в результате других гражданско-правовых оснований (факта владения имуществом, наличия дохода и др.)» [18, с. 92].
В контексте вышесказанного в научной литературе налоговая правосубъектность подразделяется на два основных вида: публичную и частную. Под публичной правосубъектностью понимается способность (а нередко обязанность) государственных (муниципальных) органов и публично-территориальных образований, руководствуясь на основании закона публичными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными отношениями, в налоговых правоотношениях. Частная налоговая правосубъектность – предусмотренная законодательством о налогах и сборах способность индивидуальных и коллективных субъектов, исходя из собственного (частного) интереса и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в налоговых правоотношениях. Публичная, налоговая правосубъектность часто является производной от конституционной или административной правосубъектности, а частная – от гражданско-правовой [2, с. 180].
Следует констатировать, что вопросы, связанные с определением правоспособности и дееспособности налогоплательщиков, относятся к числу проблемных, недостаточно урегулированных Налоговым кодексом Республики Беларусь [19]. В налоговом праве провести четкую границу между налоговой правоспособностью и дееспособностью довольно трудно, поскольку налоговое законодательство точно не определяет момент приобретения налоговой дееспособности. Чаще всего налоговая правоспособность и дееспособность неразделимы, как в случае с юридическими лицами, однако в ряде случаев субъект, обладая налоговой правоспособностью, не обладает налоговой дееспособностью. В отличие от гражданской дееспособности, момент приобретения налоговой дееспособности для физических лиц законодательством не установлен и определяется только лишь фактической способностью лица реализовывать свои нрава и обязанности. В налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого. Например, в соответствии с п. 2 ст. 40 Налогового Кодекса налоговое обязательство физического лица, признанного недееспособным, исполняется уполномоченным органом опеки и попечительства за счет имущества этого физического лица [19].
В юридической литературе существует универсальная классификация субъектов права, в соответетвии с которой они подразделяются на три основные группы: 1) индивиды; 2) организации; 3) общественные (общественно-территориальные) образования [20, с. 145]. Однако в каждом конкретном правовом образовании деление субъектов права имеет свою специфику.
В налоговом праве субъекты классифицируются по следующим основаниям:
1. По способу нормативной определенности: а) зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений; б) не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.
2. По характеру фискального интереса: а) частные субъекты; б)публичные субъекты.
3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений: а) имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях; б) не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях [13, с. 216].
А.В. Брызгалин выделяет следующую совокупность субъектов налогового права: 1) государственные органы, органы государственной налоговой службы, таможенные и финансовые органы, органы казначейства, органы налоговой полиции; 2) плательщики налогов – физические и юридические лица (филиалы и представительства юридических лиц); 3) лица, содействующие уплате налогов, сборов, – обязанные лица, от действия которых зависит надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных органов, либо лица, владеющие информацией о налогоплательщике, необходимой для исчисления налогов [20, с. 146].
С.Г. Пепеляев выделяет два вида участников налоговых правоотношений – основные и факультативные участники. К первой группе он отнес государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере (налоговые органы, таможенные органы и т.д.), и субъектов хозяйственной деятельности (налогоплательщики и налоговые агенты). В число факультативных участников включаются лица, обеспечивающие перечисление налогов и сборов (банки, сборщики налогов и сборов), правоохранительные органы (автор приводит в качестве примера органы налоговой полиции, в настоящее время их функции переданы органам внутренних дел), лица, представляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрирующие органы, свидетели, понятые, эксперты и специалисты и т.п.), лица, представляющие профессиональную помощь (представители, налоговые консультанты) [20, с. 146].
Согласно ст. 4 Налогового Кодекса, участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством являются [19]:
1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством плательщиками;
2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством налоговыми агентами;
3. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы);
4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и. таможни (таможенные органы);
5. республиканские органы государственного управления, органы местного управления и.самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);
6. Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством.
Вышеуказанный перечень участников налоговых отношений, регулируемых налоговых законодательством, не охватывает всех потенциальных субъектов и реальных участников налогового правоотношения. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов и сборов, осуществление налогового контроля, а также привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства требует вовлечения в систему субъектов налоговых правоотношений иных физических и юридических лиц, органов государственного управления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены определенными правами и обязанностями в налоговой сфере. Например, в отношениях, возникающих в процессе осуществления налоговой проверки, помимо налоговых органов и налогоплательщиков, могут принимать участие эксперты и специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками [20, с. 147].
Объекты налоговых правоотношений – то, по поводу, чего возникают налоговые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.
Необходимо отметить, что в юридической науке
вопрос об объекте правоотношения является дискуссионным, что предопределило параллельное существование двух теорий. Согласно монистической теории (О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, П.Ф. Его
ров), единственным объектом правовых отношений может выступать только человеческое поведение. Сторонники плюралистической теории (Л.П. Дудин, М.С. Шаргородский, В.С. Основин, В.П. Божьев) признают
объектами правоетношений как объекты материального мира (имущество, деньги и т.д.), так и результаты поведения участников правоотношений (например, перечисление налогового платежа) [20, с. 1148].
Применительно к налоговым правоотношениям в научной литературе в качестве объекта, как правило, указываются разнообразные материальные (денежные средства в виде сумм налога, сбора, пени, штрафа) и
нематериальные (публичный правопорядок в сфере
налогообложения) блага.
В русле существования двух вышеуказанных теорий по поводу определения объекта правоотношения следует выделить материальный и юридический объекты налогового правоотношения. Материальным объектом налогового правоотношения является сам налог (сбор), поскольку подобный объект придает отношению имущественный характер, на него направлено само налоговое правоотношение, именно налог является тем материальным благом, которое удовлетворяет интерес властного субъекта правоотношения. При этом при введении налога (сбора) объектом будет абстрактный налоговый платёж, не выраженный в определенной сумме, а в конкретном отношении, возникающем на практике, объектом станет налог, выраженный в точной денежной сумме. Юридическим объектом налогового правоотношения является поведение его участников, а предметом налогового правоотношения в данном случае следует признать то имущество, по поводу которого возникает конкретное налоговое правоотношение.
В теории права принято давать определенную классификацию объектов правоотношения, которыми могут быть: материальные блага (вещи, предметы, ценности); нематериальные личные блага (жизнь, честь,
достоинство, неприкосновенность личности и т.п.);
поведение, действия субъектов и их результаты; продукты духовного творчества; ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспорта, дипломы и т.п.) [17, с. 530].
Вопрос о классификаций объектов налогового правоотношения широко не изучен, в связи с чем трудно говорить о научных позициях по этому поводу. Отчасти распространена точка зрения М.В. Карасевой, которая подразделяет объекты правоотношения на две группы: отделимые и неотделимые в зависимости от материального содержания налогового правоотношения. Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира (налоги, сборы, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, штрафы, недоимки, пени, отсрочки и др.).
Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового нрава, а могут быть, выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания (налоговый контроль) [20, с. 150].
Информация о работе Понятие и особенности налоговых правоотношений