Налоговые преобразования в России в период 18 – 19 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить историю налоговых преобразований в России в 18 – 19 вв., узнать, какое влияние они оказали на последующие реформы.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Что такое налоговая реформа? Какова ее цель?
Каковы были предпосылки петровских реформ?
Налоговая реформа Петра I.
Каково значение этой реформы для России?
Налоги в дореволюционной России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по налогам.docx

— 62.49 Кб (Скачать документ)

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и ...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы возглавлялись обер-фискалом (с 1723 г. генеральным фискалом, подчиненным генеральному прокурору). Генеральный фискал назначался царем, а его помощник — обер-фискал — Сенатом. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г.[7, 47].

В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные  учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались на¬логи и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплатель¬щика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. 
         Так как что поступления от подушной подати направлялись на содержание армии, сбор подушной подати был передан в ведение Военной коллегии, для целей взимания подушной подати, а также для обеспечения текущего содержания армейских подразделений в условиях мирного времени (постой) территория России разделяется на полковые дистрикты (округа), границы которых не совпадали с гражданскими округами. Фактически была создана параллельная система административно-территориального разделения страны. Гражданские и военные дистрикты были упразднены в 1726 г., а в 1727 г. восстановлено деление губерний на уезды [10, 98].

Штатс-контор-коллегия вела надзор за всеми государственными расходами, рассматривала провинциальные сметы и составляла «штаты государственных расходов» (главные статьи расходов — это содержание армии и флота), а также отчисляла средства на содержание двора и центральных учреждений. В 1726 г. была присоединена к Камер-коллегии.

Коммерц-коллегия ведала таможенными  сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления.

Первым шагом создания системы местного самоуправления в  России можно считать Указ от 30 января 1699 г., в соответствии с которым  торгово-промышленному населению  городов и крестьянам государевых  волостей было предоставлено право  управлять своими выборными бурмистрами. Выборные бурмистры должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них также был возложен ряд полицейских обязанностей.

В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-прокурором и его заместителем — обер-прокурором, которые осуществляли руководство  и контроль за деятельностью фискалов.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили  государству за 15 лет увеличить  свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами [7, 49].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра  и осуществленных им реформ. С одной  стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу  страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные  преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего  развития страны выступали все сильнее  и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские  страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то страны, которые встали на капиталистический  путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и  быта. Прекрасно понимая большое  значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших  интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней  жестокостью. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана  реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И  каждая из них вызывала сопротивление  со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое  и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Петр I хорошо понимал, что налоги основной источник богатства государства, поэтому одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена Петра было введено огромное количество экзотических налогов, такие как налог на бороды, налоги с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однако лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали не столько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30) [2, 59].

Именно тогда царь предпринял рискованное решение и задумал  введение нового налога – подушной подати.

Податной реформа стала  важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения.

С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении нескольких десятилетий [17, 246].

Появление постоянного, прямого  налога позволило стабилизировать  и унифицировать финансы в  целом, потому что теперь правительство  в своих расчетах могло опираться  на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.

Податная реформа позволила  расширить сферу действия налогообложения  путем привлечения к несению  налогов значительно большего, чем  прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но и за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Особенно это относилось к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ. В целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почта всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.[10, 125]

Уточнение податного статуса  каждой категории населения, которое  было осуществлено в ходе реформы, стало  решающим фактором в определении  их места в сословной структуре  тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима. Этот режим характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя

.Переход к подушной  подати принес казне дополнительно  2 млн. руб., а с учетом переходящего  остатка средства казны увеличились  на треть по сравнению с  1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.  Но на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями «ревизских душ» [15, 452].

Кроме того большим недостатком  петровской налоговой реформы был  нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения их участи, а  для увеличения толщины собственного кошелька. Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100 податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удавалось.

Подводя итог можно сказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. рублей. К тому же основное правило финансовой политики Петра I для современных чиновников переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть как-то заполнить бюджет. Видимо петровские правила стали традицией [12, 32].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Налоги в дореволюционной России.  

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить  в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и  Петр III (1728—1762) не делали различия между  казенными и своими доходами. Отрасли  торговли были превращены в разорительные  частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693 – 1740).

Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом.  
          Так, в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки. Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов подушная подать целиком в соответствии еще с распоряжениями Петра I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов.[18; 155]

Информация о работе Налоговые преобразования в России в период 18 – 19 вв