Налоговые преобразования в России в период 18 – 19 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить историю налоговых преобразований в России в 18 – 19 вв., узнать, какое влияние они оказали на последующие реформы.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Что такое налоговая реформа? Какова ее цель?
Каковы были предпосылки петровских реформ?
Налоговая реформа Петра I.
Каково значение этой реформы для России?
Налоги в дореволюционной России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по налогам.docx

— 62.49 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Налоговая реформа Петра I.

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги. Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный – от клеймения хомутов, шапок и сапог; с извозчиков – десятая доля найма, посаженный, покосовщиный, пчельный, банный, кожный – с конных и яловочных кож, мельничный – с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный – с печей, привальный и отвальный – с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов и орехов, а также многие другие мелочные сборы. Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе. 

Одним из интересных налогов  был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В 1705 году с лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу 2 коп. и на выезд 2 коп. с бороды [7, 45]. 
          Наряду с многочисленными законно установленными налогами в период Петра I нередко взимались и незаконные сборы. Так в 1705 г. астраханский воевода Ржевский самовольно увеличил торговые пошлины, установил новые налоги на бани, погреба, печи и т.п., ввел ряд торговых монополий и отдал их своим приспешникам, а на солдат и стрельцов возложил еще одну тяжелую повинность по снабжению казенных заводов дровами. Все его действия вызвали возмущение у населения. В ночь на 30 июля 1705 г. восставшие солдаты, стрельцы, посадские и работные люди ворвались в астраханский кремль, убили воеводу и казнили его приспешников. Общее собрание астраханцев отменило новые налоги, ликвидировало откупа и монополии. Восстание было жестоко подавлено 2 марта 1706 года войсками под командованием Б.П. Шереметева, сотни мятежников после длительного следствия казнены в 1707 году на Красной площади в Москве [13, 15].

Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммерческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, которые взымались крайне неравномерно и имели характер окладных налогов.

Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, но при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором, фискальное значение которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.

Регламентом Главному Магистрату 16 января 1721 г. было повелено всех регулярных граждан, т.е. все городское население, за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей — чернорабочих, поденщиков, разделить на две гильдии:

  1. К первой гильдии были отнесены: банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые торгуют разными товарами, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники и живописцы»,
  2. Ко второй гильдии были отнесены: купцы, которые торгуют мелочными товарами и харчевными припасами, рукомесленные, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и другие им подобные.

Гильдии имели своих выборных представителей — «старшин и старост с товарищами», которые должны были «попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан» касается и «о чем надлежит магистрату предлагать». Все, что касалось гражданской пользы, городовой Магистрат должен был обсуждать со старшинами и старостами гильдий [7, 43].

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой  в размере десятой доли валовой  добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. В 1668 г. плавильщик Дмитрий Тумашев получил по грамоте дозволение искать в Сибири золото, серебро, железные руды и камни при том условии, что будет платить в казну десятый пуд металлов натурой. 
Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. К эпохе Петра I относится и появление в России горного законодательства. Первым законодательным распоряжением Петра I по горной части являлся Указ 2 ноября 1700 г. В нем говорилось о том, что «кто в Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золотую и серебряную и медную или иные какие руды», извещать об этом правительство: изветчикам обещано жалованье, тому же, «кто руду скроет», указ угрожал наказанием.

Определенные правила  были установлены Берг-Привилегией, которая была издана 10 декабря 1719 г. одновременно с учреждением Берг-Колле¬гии. Провозгласив принцип горной регалии («Нам одним, яко монарху, принадлежат рудокопные заводы»), Петр I объявил, что «соизволяется всем и каждому во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях, искать, плавить, варить и чистить всякие металлы и минералы». Человек, открывший руду, получал от Берг-Коллегии привилегию или жалованную грамоту, по которой местные власти отводили ему для разработки 250 кв. сажен. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией. Тем, «которые изобретенные руды утаят и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений». В 1720 году все эти права были предоставлены также и иностранцам. 
          При Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменных кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтинной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).

До 1697 г. табак подвергался  гонению со стороны правительства, которое наказывало за его курение  и продажу кнутом, рванием ноздрей, а иногда и смертной казнью. В 1697 г. Петр I разрешил употребление и продажу табака, а в 1698 г. предоставил маркизу Кармартеру исключительное право ввоза и торговли табаком в России, запретив при этом внутреннее производство. В 1705 г. была учреждена казенная продажа табака через кабацких бурмистров и целовальников.

Важным нововведением  эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.

Гербовая бумага или «бумага  под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов:

  1. под большим орлом — для крайностей; 
  2. под гербом величиной против золотого — для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых;
  3. за печатью в половину золотого — для челобитных и выписок в приказах.

Крепости, «писаные не за вышеозначенными клеймами», объявлялись недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, «велено было взимать пошлину вдвое».

Печатание и продажа гербовой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймилась таким  образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (т.е. полулисте), со значением слов в большом гербе — 10 коп., в среднем — 1 коп., в меньшем — 1 деньга. Копеечные клейма были двух образцов: с драконом под гербом и без дракона [7, 45].

С 1702 г. гербовая бумага получает наименования двухрублевой, рублевой, четырехгривенной, четырехкопеечной и двухкопеечной. В этих размерах цены оставались до 1763 г., когда были увеличены в два раза. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб. [9, 458]. 
В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла. 
          В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат 50%, шерстяные ткани и писчая бумага 25% и так далее [7, 45].

Таким образом, увеличение косвенных  налогов увеличило и поступления  в казну.

Петр I решился на реформу прямых налогов, то есть отменил подворную подать и заменил ее подушной. Эта реформа была проведена главным образом для упрочнения государственных финансов. Таким образом, налог взимался не с целого двора, а с души мужского пола. Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» — устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ [1, 95].

Первая ревизия населения  окончилась лишь в 1722г., поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными. Перепись показала, что в стране насчитывалось 5,6 млн. душ податного населения из крестьян и посадских людей, всего население составляло 14 млн. Цифра в пять миллионов человек вызвала подозрение Петра. Все владельцы крестьян мигом поняли, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок», поэтому списки составлялись с искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков, одним словом, пытались уйти от выплаты налогов [14, 63].

В связи с этим Петр решил провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных налоговых проверок. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а на конного по 50 с четвертинкой души мужского пола [15, 112]. 
Налоговая повинность стала самым мощным орудием контроля государства над населением и именно в это время начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень строго: те бедняки, которым было не по силам заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была такой трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Поэтому введение нового налога вызвало волну возмущений.

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности. В связи с образованием губерний (в 1708 г.) с 1711 г. Ратуша перестала существовать как центральное учреждение и сохранила свое значение лишь для Москвы с ограниченной компетенцией. 
Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям [7, 46]. 
Основной задачей нового административного деления становится распределение содержания армейских полков по губерниям. Для этого учреждается система кригс-комиссаров, возглавлявшаяся сенатором генерал-пленипотенциал-кригс-комиссаром князем Яковом Долгоруковым. Ему подчинялся обер-штор-кригс-комиссар Лука Чириков, которому отчитывались в своих действиях обер-кригс-комиссары. Обер-кригс-комиссарам подчинялись губернские комиссары, которые назначались в каждый полк. Полковые командиры обязывались отчитываться по хозяйственной части губернским комиссарам. На губернии возлагалась обязанность по обеспечению денежного и провиантского содержания полков. Впоследствии эта система неоднократно подвергалась реформированию и была упразднена, однако до 1917 г. сохранялась традиция наименования полков русской армии по названиям губерний (городов). Первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский имели названия по подмосковным селам Семеновскому и Преображенскому, где первоначально создавалось петровское Потешное войско [14, 63].

Информация о работе Налоговые преобразования в России в период 18 – 19 вв