Конфликты на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: проблематика этнического конфликта остается актуальной на протяжении всего существования человечества. Этнические конфликты представляют международную глобальную социально - политическую и правовую проблему. На современном этапе зафиксирована эскалация этнических конфликтов в Восточноевропейском регионе и странах третьего мира, продолжаются межэтнические трения в Западной Европе.
Объект исследования – кронфлинты на государственном уровне.
Предмет исследование– межэтнические конфликты
Цель: рассмотреть причины и механизм протекания и разрешение конфликтов на государственном уровне

Прикрепленные файлы: 1 файл

конфликты.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

Внешнее влияние, т. е. надежда на поддержку извне или, наоборот, опасение осуждения, например, мировым сообществом, несомненно, воздействует на поведение лидеров националистических движений. Особенно взрывоопасна ситуация, когда доминирующая этническая группа данного государства представлена меньшинствами в соседних государствах. Яркий пример-русские (или шире «русскоязычные») на постсоветском пространстве. Их представляют как «оккупантов», «троянского коня», служащего интересам державы с имперскими претензиями, на этом основании их лишают некоторых основных прав и подвергают дискриминации в политической и социально - экономической сферах. В свою очередь катастрофическое снижение социального и политического статуса «русскоязычных» создает благоприятные предпосылки для их этнополитической консолидации[18, с. 47].

  • Территориальное положение. Если республика или самоопределяющаяся этническая общность не имеет внешних границ, ей трудно ставить своей целью сецессию, радикальный сепаратизм. Все ставшие самостоятельными бывшие союзные республики СССР и бывшей Югославии, так же как и Абхазия, Южная Осетия, Карабах, Чечня, имеют внешние границы. Отсутствие таких границ создает ограничения для эскалации сепаратизма и стимулирует поиск мирных конституционных решений (Татарстан, Башкортостан).
  • Изменение (возрастание) геополитической значимости потенциально конфликтного региона. Геополитический фактор стал широко использоваться конфликтующими сторонами как инструмент в достижении своих целей в конфликтах и расширении базы конфликтов. Международная поддержка становится одним из важнейших ресурсов в этнических конфликтах, а в конфликтах, основанных на сепаратизме, - наиболее важным из них. Симптоматично, в частности, что Закавказье в западных (англоамериканских) исследованиях все чаще идентифицируется как Ближний Восток, точнее, как «Новый», или «Большой» Ближний Восток, а это радикально меняет геополитическую конструкцию региона. Ускорился процесс вытеснения России с этого геополитического пространства, что неизбежно оказывает влияние на этнополитическую ситуацию и на СеверномКавказе. Поэтому можно прогнозировать не только обострение, но и интернационализацию всех имеющихся в данном регионе затяжных этнополитических конфликтов.
  • Социально - экономическое расслоение (классовое, статусное) в обществе, которое приобретает форму этнического расслоения, также резко повышает конфликтный потенциал, поскольку социально - экономическая власть и господство накладываются на этнополитическую власть и дополняются элементом этнократии. Поэтому важен и объем ресурсов группы, заявляющей о своих политических притязаниях, причем как материальных, обеспечивающих ее самодостаточность, так и интеллектуальных. Интеллектуальный ресурс обеспечивает более цивилизованный характер взаимоотношений противоборствующих сторон, учет взаимных интересов, возможность компромисса. Однако можно напомнить, что целому ряду вооруженных этнополитических конфликтов предшествовали споры историков и ученых - обществоведов.
  • «Перепроизводство» образованных людей, особенно гуманитариев, и возникновение препятствий для карьеры стимулирует рост недовольства. Зачастую именно национализм становится для них потенциальным средством выражения фрустрации и интеллектуальной невостребованности, проявлением бунта «маргиналов».
  • Массовая миграция из регионов с серьезными расовыми и культурными отличиями. С этой проблемой столкнулись сегодня все промышленно развитые страны Запада, не менее остро она стоит и в России
  • Как мы видим, модернизация социума вкупе с культурной и экономической глобализацией делают этнополитическую мобилизацию почти неизбежной. Так же, с уверенностью можно сказать, что существует корреляционная связь между подъемом националистических настроений и переходным состоянием общества.

    Политический и этнический факторы тесно сплелись друг с другом, превратившись в мощный механизм осуществления власти. Механизм, который отличается стабильностью и сверхспособностью к воспроизводству, поскольку закрепляется во властно - элитарных позициях, запечатлевается в исторической памяти народа, передается из поколения в поколение. Обратный процесс освобождения политического фактора от этнического (или на оборот) происходит крайне медленно. Не случайно подавляющее большинство этнополитических конфликтов имеют затяжной характер[18, с. 324].

    Таким образом, можно утверждать, что этнополитический конфликт-это особая форма социального конфликта, связанный с межгрупповым столкновением интересов и взглядов в борьбе за власть и жизненно необходимые ресурсы, основанный на базе этнических (языково - культурно -бытовых) различий.

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ

     

    2.1. Разрешение  межэтничеких конфликтов

    В большей или меньшей степени этнические конфликты проявлялись почти в каждом государстве. Распад СССР сопровождался войной между Арменией и Азербайджаном. Сотни тысяч жителей не коренной национальности каждой из этих стран бежали, бросив свое жилье и имущество. Кровавые столкновения произошли в Таджикистане. Многие миллионы русских, живущих на территориях бывших советских республик, оказались в атмосфере национальной вражды и ищут возможность переехать в Россию. Локальные проблемы между иммигрантами и коренным населением возникают во Франции, Германии и во многих других странах.

     В этнических конфликтах  в Индии-внутри страны и на  границе с Пакистаном убиты  десятки тысяч жителей. Многие  десятки лет идет борьба за  самоопределение курдов, живущих  в Турции, Ираке и других соседних  государствах. Потребовалось много  поколений, чтобы устранить сегрегацию и разрешить противоречия между афроамериканцами и белыми в США. Теперь там появляются опасения, что к середине столетия станут преобладать испаноязычные этносы, что может привести к изменению менталитета и различных аспектов жизни страны.

    Нынешняя российская общественность пребывает в состоянии смятения, которое можно назвать кризисом, обусловленным почти мгновенной потерей всего, что еще до недавнего времени питало ее жизненные силы.

     Народная мудрость  оказалась способной ассимилировать, трансформировать и смягчить многие коммунистические идеи, выбросив на свалку истории наиболее радикальные и фантазматические из них, например, идею мировой революции. И это правильно, так как отсутствие национальных амбиций снижает здоровую конкуренцию между народами и ведет их экономику к стагнации.

    Опасность состоит в том, что различные формы глобализации начинают резонировать, «разогревать» мир до точки кипения. Опасными признаками являются технические и экологические катастрофы, экономические и финансовые кризисы, акты терроризма и даже компьютерные вирусы. В таких условиях плыть всем в одной лодке чрезвычайно опасно.

    Для безопасности гораздо эффективнее существование относительно автономных (замкнутых, но взаимосвязанных) хозяйственных систем и культурных сфер. Человечество прогрессировало тогда, когда удавалось создать эффективные условия конкуренции и соперничества культур, когда между ними и внутри их осуществлялись инновационные и репродуктивные процессы.

    В значительной степени процесс национальной духовной идентификации осложнен инъекцией чужеродных религий и культов. Новые, чаще всего откровенно тоталитарные и оккультные по смыслу и направленности доктрины, тем не менее, получают свой социальный заказ, эффектно заполняя зоны вакуума в общественном сознании [7, с.32].

    Осознание кризиса не идет дальше его дифференциально - специализирующей констатации, выделения различных аспектов кризиса — экономического, государственно - правового, политико - идеологического, духовного, психологического, экологического и т.д. Причины кризиса часто остаются скрыты, поскольку не обнаружен ментально - исторический хронотоп его пребывания [19, с.101].

    Точно также не выявлена действительная логика многих нынешних катастрофических процессов. Имеющиеся же в арсенале современных ученых — социологов, экономистов, политологов — модели новейшего социального катастрофизма, редуцирующие процессы общественного развития к активности «правящих элит» и объективным законам экономической системы современного мира, формируемой деятельностью ТНК, контролирующих международные рынки, создают впечатление о полной неуправляемости истории, об отсутствии в ней роли народных масс и о незначительности национального фактора.

    Выводом из всего сказанного может быть утверждение о том, что невозможно разъединять то, что было соединено жизнью, бесчисленными переселениями людей. Такие споры практически не имеют решения, кроме договоренности о statusquo-незыблемости существующих границ. Национально - этнические конфликты, вспыхивающие не в глухих деревнях, а в современных мегаполисах, заставляют более серьезно отнестись к проблеме национального, которая, как это становится все более очевидным, не имеет простого, однозначного решения.

    Мирное решение проблем-это идеал, к которому человечество должно стремиться. Задача человечества-достигнуть такого уровня жизни, взаимоотношений, сознания, при которых война, боевые действия будут для всех неприемлемы. Но, к сожалению, это недостижимо сейчас, в сегодняшнем мире.

    Рассмотрим механизмы разрешения этнополитических конфликтов.

    Одним из важнейших механизмов разрешения этнополитических конфликтов является – переговоры.

    Переговоры определяются как, некий процесс взаимодействия сторон с целью получения решения, которое устраивает обе стороны. Множество ученых, стараясь получить точный ответ на вопрос: «какова функция переговоров?», определяют ее как, решение возникшей проблемы, устраивающее всех участников конфликта. На начало переговорного процесса, может повлиять столкновение интересов оппонентов, а так же безуспешные попытки решения конфликта в одностороннем порядке. Так же к старту переговоров приводят ситуации, в которых это просто необходимо. Такой безвыходной ситуацией могут быть военные действия, в которых остро возникает необходимость в разрешении противоречий и стабилизации ситуации.

    Информационная функция состоит в том, чтобы можно было получить информационные данные о позициях, интересах, различных подходах и возможностях решения проблемной ситуации противоположной стороны, и в той же мере предоставить ее себе.

    Регулятивная функция переговоров может быть реализована при достижении обеими сторонами определенных договоренностей, когда переговоры вошли в русло выполнения решения и различных обязательств.

    Пропагандистская функция переговоров заключается в стремлении участников к оказанию различного влияния на мнение общественности, чтобы можно было оправдать собственные действия, также привлекать на свою сторону разной поддержки и использовать возможность для предъявления претензий оппоненту.

    Переговоры представляют собой сложный неоднородный процесс, состоящий из нескольких стадий, каждая из которых отличается по своему содержанию и задачам[15, с. 68].

    Динамика переговоров условно состоит из трех этапов:

    • этап подготовки;
    • процесс ведения переговоров;
    • анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.

    Следующим механизмом решения этнополитических конфликтов является введение институтапосредничества[1, с. 321].

    В обычных случаях под посредничеством подразумевают действия нейтральной, «третьей», стороны, которые направлены на оптимизацию всего процесса переговоров и целенаправленный поиск взаимоудовлетворяющего решения возникшего конфликта. Под третьей стороной подразумевается и наблюдатель, и посредник, и любое другое лицо, которое занимается оказанием помощи в разрешении конфликтной ситуации или решением других вопросов между противостоящими сторонами.

    Целью посредничества, является содействие урегулирование конфликта мирным путем. К основным задачам посредничества можно отнести такие действия, как организация процесса переговоров, непосредственное участие в них, целенаправленный поиск взаимовыгодного решения вопроса.

    Если брать, к примеру, межправительственные организации, то там самой активной является ООН. В ее Уставе предусмотрены такие коллективные меры, как предотвращение и устранение угрозы миру, развитие разных актов агрессии, а также разрешение споров мирными средствами. Посредническая деятельность ООН осуществляется в различных формах и различными ее представителями. Это может быть специальный представитель генерального секретаря ООН или непосредственно генеральный секретарь.

    Посредник-лицо независимое, соблюдающее нейтральность к субъектам спора, принятого к его рассмотрению. Он не устанавливает степень виновности, не выносит решения, обязательного для исполнения. Альтернатива посредника сводится к поиску между сторонами общих подходов, способствующих заключению мирного соглашения. Выражать мнение должны сами стороны, принимать решения, выдвигать встречные предложения.

    К сожалению, вышеперечисленным количество трудностей в организации деятельности, направленной на разрешение конфликта и устранение его деструктивных последствий со стороны посредников, не ограничивается.

     Дело в том, что ведущую  роль в инициировании переговорного  процесса должны играть органы государственной власти региона конфликта, а, следовательно, участвовать в разработке критериев, темы, целей, задач, места и состава проводимых переговоров.

    Безусловно, знание социо - культурных особенностей территории, обладание наиболее полной информацией о предмете конфликта, его причинах, характере поведения сторон, государство, как носитель вируса внутренних этнических противоречий может по праву принимать непосредственное участие в собственном излечении.

    Но опять же статус посредника, таким как его видит государство - пациент, и как его себе представляет врач-представитель «третьей стороны» могут совершенно не совпадать.

    Ученые и аналитики, занимающиеся проблемами феномена этнического конфликта, впрочем, как и исследователи и в других научных областях стремятся к универсальности, пытаются создать всеобщую объяснительную модель, которую можно было бы использовать как шаблон, матрицу, накладывая на конкретную ситуацию и получая максимально продуктивные пути решения проблемы.

    Попытки создать некую общую модель ведения переговоров или, допустим, несколько ее вариантов, на наш взгляд, бессмысленны. Различные этноконфликтологические процессы в разных точках планеты протекают совершенно по - разному.

    Информация о работе Конфликты на государственном уровне