Последствия присоединения Украины к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении глубинных отношений Украины и ВТО, структурном анализе последствий вступления нашей страны во всемирную торговую организацию.
Постановка данной цели предполагает решения ряда задач, среди которых:
- анализ структуры ВТО;
- получение информации об условиях членства в ВТО;
- характеристика развития международных экономических отношений в рамках ВТО;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…….3
ГЛАВА 1 Украина на пути вступления в ВТО…………………………..……..5
1.1. История взаимоотношений Украины и ВТО……………………………..…..5
1.2. Первые результаты членства Украины в ВТО……..…………………………8
1.3. Обязательства Украины, как члена ВТО……………………………………..12
ГЛАВА 2 Последствия присоединения Украины к ВТО……………..….….16
2.1. Максимальное использование преимуществ членства Украины в ВТО.….16
2.2. Минимизация негативных последствий присоединения к ВТО…………...20
2.3. Украина и ВТО: совершенствование политики и перспективы сотрудничества…………………………………………………………………….…23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

УКРАИНА И ВТО.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

Преимущества свободного доступа на рынки, которые предоставит членство в ВТО, в большей мере касаются рынков с преимущественно ценовой конкуренцией, то есть рынков сырьевой продукции и стандартизированных массовых готовых изделий. Они в значительно меньшей мере касаются высокотехнологичных изделий, поставляемых преимущественно в рамках замкнутых систем оборота ТНК и минимально подверженных влиянию либерализационных мероприятий ВТО.

Итак, если Украина будет полагаться лишь на действие эффектов торговой либерализации, то еще длительное время она будет удерживаться в сфере низкотехнологичного экспорта с низкими уровнями доходов, что будет сдерживать темпы внутренних реформ. То есть мы стоим перед необходимостью использования более широкого арсенала мероприятий экономической политики, которые бы, в частности, влияли на ускорение инноваций в секторах потенциальных конкурентных преимуществ украинской экономики, создание условий для формирования мощных украинских ТНК, способных к конкуренции в глобальной экономической среде12.

Возможность наращивания объемов продажи украинских товаров и услуг на зарубежных рынках может сдерживаться несовместимостью современной товарной структуры экспорта Украины со структурой мировой торговли. Так, по итогам 2008 г., в структуре украинского экспорта преобладали недрагоценные металлы и изделия из них (41,3%), продукция АПК (около 11%), химическая продукция (около 9%), текстиль (3,8%); продукция машино- и приборостроения, производства транспортных средств составляла лишь 14,3%. Совершенно иная ситуация, по данным WTO International Trade Statistics 2008, на мировом товарном рынке, где доля черных металлов за посдение года уменьшилась с 3,1 до 2,3% (до $144 млрд.), текстильных изделий — с 3,1 до 2,5% (до $157 млрд.), сельскохозяйственных продуктов — с 9,3 до 7,2% (до $558 млрд.), а, например, доля офисного и телекоммуникационного оборудования, наоборот, возросла с 8,8 до 15,2% (до $940 млрд.). Похожая ситуация наблюдается в сфере экспорта услуг, где наибольший удельный вес в 2007 г. в Украине принадлежал транспортным услугам (83,5%) — тогда как в мировом экспорте они не превышают 23%. С другой стороны, экспорт туристических услуг Украины составляет 2,3%, а в мировом экспорте услуг — 23%13.

Следовательно, без структурной адаптации к приоритетам мировой экономики, формирования с этой целью адекватной инновационной и инвестиционной стратегии (и не только государства, а прежде всего сферы бизнеса!) нам нечего и думать об использовании преимуществ международной торговой системы.

Не стоит полагать, что вступление в ВТО полностью устраняет угрозу антидемпинговых расследований, хотя оно и потенциально улучшает позиции страны, против которой они инициируются. Количество таких расследований и реализованных антидемпинговых мероприятий членов ВТО имеет тенденцию к росту. Так, по данным Секретариата ВТО, за 1995—2001 гг. было возбуждено 1845 антидемпинговых расследований и зарегистрировано 1066 случаев наложения антидемпинговой таможенной пошлины — причем количество таких случаев в 2001 г. выросло по сравнению с 1995 г. с 157 до 330 и с 118 до 163 соответственно.

Успешное использование существующих в ВТО механизмов многостороннего урегулирования споров может сдерживаться отсутствием в различных сферах экономики надлежащего количества хорошо подготовленных, опытных специалистов в области международного торгового права. При наличии дефицита таких специалистов Украине будет непросто воспользоваться преимуществами членства в ВТО и избежать неоправданных затрат в процессе присоединения.

 

2.2. Минимизация  негативных последствий присоединения  к ВТО

Присоединение к ВТО может заострить ряд внутренних экономических проблем Украины, сейчас менее выраженных, учитывая наличие определенных барьеров для торговли и использования мер государственной поддержки отдельных производств. Наиболее важными направлениями такого неблагоприятного влияния можно считать следующие.

Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Украины, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности. Эти риски могут неадекватно компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития, — учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран.

Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам. Так, можно было бы ожидать, что за счет сокращения и постепенной отмены количественных ограничений произойдет увеличение объемов украинского экспорта в ЕС продукции черной металлургии. Однако эту возможность едва ли можно будет реализовать в условиях структурного кризиса рынка черных металлов в мире и перспективы скоординированного странами ОЕСР вынужденного сворачивания производственных мощностей в этой сфере.

Концентрация на потенциальных долгосрочных преимуществах членства в ВТО может повлечь недооценку последствий начального периода. Следовательно, могут своевременно не быть предусмотрены действия правительства при неблагоприятных условиях (что вполне возможно, особенно при неправильном подходе к формулировке условий и неадекватном отстаивании национальных интересов в процессе присоединения)14.

Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью:

а) перехода на новые, международно согласованные условия государственного регулирования экономики

б) отказа от использования традиционных рычагов экономической, и прежде всего вертикальной промышленной политики, а именно:

- возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством,

- использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства,

- контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих (требование местного компонента производства) и направлений сбыта товаров.

Нужно будет отказаться от многих положений, закрепленных в существующих отраслевых программах (в частности, в соответствии с законами о поддержке отечественных горно-металлургического комплекса, судостроения, автомобилестроения, самолетостроения), несовместимых с нормами ВТО. И хотя в более долгосрочном контексте все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых сейчас в отсутствие открытой конкуренции.

Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовыми к жесткой международной конкуренции. Украина имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности.

Так, по индексу текущей конкурентоспособности, составляемому в рамках «Глобального отчета о конкурентоспособности» (World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2001—2002), в 2001 г. Украина по рейтингу конкурентоспособности роста заняла среди 75 стран лишь 69-е место15.

Результаты проведенного Центром Разумкова в период с 28 мая по 14 июня 2002 г. опроса 83-х украинских и зарубежных экспертов, подтверждают правомерность сомнений в высоком уровне готовности многих отечественных производителей выстоять в будущей конкурентной борьбе. Ни одна из потенциальных проблем, фигурировавших в опросе, не собрала такого количества голосов, как «обострение проблем, связанных с неконкурентоспособностью отдельных отраслей национальной экономики, сокращение в них производства, рост уровня безработицы»: на это указали 58,5% респондентов относительно периода до одного года после вступления, 59,8% — по поводу периода до пяти лет после вступления и 30,5% — имея в виду период более пяти лет после присоединения к ВТО.

Вместе с тем нет достаточных оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Это нужно подчеркнуть в связи с появлением в последнее время некоторых почти апокалиптических прогнозов якобы разрушительного влияния присоединения к ВТО на украинскую экономику. На самом деле едва ли есть достаточные основания ожидать шокового влияния присоединения к ВТО на рынок товаров.

Так, согласно данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, уровень тарифной защиты внутреннего рынка Украины уже сегодня находится на уровне стран, вступивших в ВТО после 1995 г., причем 80% ставок таможенной пошлины — на уровне стран, присоединившихся недавно (Албания, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Китай, Тайвань, Хорватия), около 7% ставок — ниже указанного уровня и только 13% ставок превышают этот уровень. Более того, по подсчетам специалистов Украинско-европейского консультативного центра, реальные адвалорные таможенные тарифы в Украине можно определить на уровне 1—2% — то есть они уже сейчас, а не после вступления в ВТО, ниже, чем в ЕС, США или Японии. Столь низкий показатель вызван тем, что значительная часть импортеров потребительских товаров в Украине сегодня вообще избегает уплаты таможенной пошлины. Следовательно, нельзя всерьез ожидать существенного уменьшения уровня тарифной защиты при условиях вступления страны в ВТО, когда правила и требования ВТО, в частности относительно процедур таможенной оценки товаров и относительно отмены льгот отдельным предприятиям и отраслям, направлены именно на противоположное — увеличение уровня сбора таможенной пошлины.

Учитывая эти аргументы и результаты детального опроса экспертов, можно утверждать, что влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но в любом случае это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться, о чем свидетельствуют эксперты, уровень пессимизма которых по поводу долгосрочного периода после получения членства в ВТО почти в два раза ниже.

 

2.3. Украина и  ВТО: совершенствование политики  и перспективы сотрудничества

Приобретение Украиной членства в  ВТО существенно отразилось не только на  международных экономических связях страны, но и на всей ее экономической системе.

В настоящее время доля импорта в конечной продукции Украины равняется примерно 43%.  С  снижением таможенных тарифов, при вступлении страны в  ВТО (в среднем с 9% до 5,66%),  доля импорта, как отмечалось выше,  увеличится на 17%. Это может привести к снижению производства конечной продукции в стране на  7,3%. Однако с учетом того, что одновременно должно произойти и увеличение на 12,6% экспорта товаров и услуг,  реальное снижение производства отечественной конечной продукции, по нашим подсчетам,  не превысит 2%16.

Опыт зарубежных стран показывает, что ключевым  является вопрос не о пошлинах, а о  допускаемых ВТО объемах государственной поддержки отдельных отраслей хозяйства и производств. Здесь Украине  (как и другим странам, вступающим на этот путь) придется столкнуться с рядом трудностей.

Прежде всего, это коснется государственной сельскохозяйственной политики. Сельское хозяйство в подавляющей части стран мира имеет в той или иной мере государственную поддержку (финансовую, страховую, материально-техническую и др.). Нуждается в такой поддержке и отечественное сельскохозяйственное производство Украины, 2/3 площади  которой входит в зону рискованного земледелия и осуществляется в условиях недостаточного (степная часть) и неустойчивого (лесостепная часть) естественного увлажнения. Часть земель подвержена водной и ветровой эрозии. Для сохранения естественного  плодородия  почв и обеспечения гарантированных высоких урожаев  необходимо соблюдение высокого уровня агрокультуры и осуществление различного рода мелиораций. Все это требует значительных затрат (например, в странах Западной Европы на каждый гектар обрабатываемых земель вносится от 400 до 700 кг удобрений, в Украине – только 40-50). Требуется также усиление механизации сельскохозяйственных работ в полеводстве и животноводстве, улучшение инфраструктуры и проч. Одним аграриям справится со всеми этими задачами не под силу. При отсутствии в должном объеме государственной поддержки сельского хозяйства, его продукция может оказаться с низким уровнем конкурентоспособности. Это  отрицательно скажется на объемах ее производства, вследствие чего Украина может не только уступить свои позиции на внешних рынках данного вида продукции, но и создать благоприятную обстановку для  ее реализации на внутреннем рынке  зарубежными производителями.

Добавляется трудностей и для промышленности страны, особенно отдельным ее отраслям  - угольной, машиностроительной и др.

Мировой рынок угля сейчас заполнен дешевым углем ЮАР, Австралии, США, где он добывается преимущественно открытым способом, а потому имеет намного ниже себестоимость по сравнению с его добычей шахтным способом. Уголь Донбасса, Львовско-Волынского бассейна добывается с больших глубин. Его пласты, как правило, не большой мощности, обводнены, загазованные. Поэтому себестоимость украинского угля выше средне мировых цен. Кроме того, существует печальная статистика: за каждый миллион тонн угля, добытого в мире, уходит одна шахтерская жизнь. Украине приходится сейчас отдавать за добытые тонны угля шахтерских жизней в 2-3 раза больше. С учетом изложенного, отечественная угольная промышленность, с вступлением Украины в ВТО, скорее всего, не выдержит мировой конкуренции.

В машиностроении, проблемой производства было и остается   узость внутреннего рынка. Без него трудно, например, запустить в серию даже новые модели самолетов (АН-140 и др.), которые соответствуют лучшим зарубежным аналогам.  Отчасти вопрос решается за счет их экспорта в Россию, Иран. Но для высокой рентабельности авиастроения  исходный объем  заказов должен составлять порядка 100 машин и более. Достижение этой величины - весьма проблематично17.

Информация о работе Последствия присоединения Украины к ВТО