Этническая идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определённой этнической общности. С её помощью человек солидаризуется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность – это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она даёт человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней.

Прикрепленные файлы: 1 файл

«Этническая идентичность».doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

У значительной части  представителей новых русских диаспор (особенно в первые годы после распада СССР) стойко сохранялась союзная идентичность, основанная на надежде восстановления Союза. Причины широко распространенного у русского населения нового зарубежья отождествления себя с недавно ушедшей в историю советской общностью коренятся прежде всего в том, что с СССР значительная его часть связывала стабильность своего положения. Исчезновение же союзного государства вызвало резкое понижение общего статуса русских за пределами России. Правда, судя по такому субъективному показателю, как признание СССР в целом своей Родиной, роль союзной идентичности по сравнению с советским периодом и у них заметно снизилась. Так, судя по двум проведенным по одной программе опросам, в Молдавии с промежутком в 12 лет (с 1981-го по 1993 год) доля подобных ответов сократилась более чем в 2 раза, а в Грузии 14 лет спустя после опроса 1980 года этот показатель упал втрое и составил 19%, в Узбекистане за 11 лет (с 1980-го по 1991 год) — более чем в 1,5 раза, в Эстонии за 4 года (с 1987-го по 1991 год) - в 2 раза.

Но, несмотря на это, союзная  идентичность и в постсоветских  странах за пределами России оставалась у русского населения почти повсеместно  ведущей (см. табл. 2). Ее продолжало разделять  несколько более половины русских  в Киргизии и на Украине, две трети в Правобережной Молдавии, чуть менее половины в Литве и каждый четвертый из десяти в Эстонии. Лишь в Грузии, судя по проведенному в 1994 году исследованию, у местных русских на первое место в качестве Родины вышла республика проживания. Но в данном случае можно усмотреть и результат действия своего рода психологического защитного механизма от явного и открытого доминирования титульного грузинского населения в условиях крайней нестабильности общества, охваченного гражданской войной, в ходе которой фактически беззащитными оказались прежде всего этнические меньшинства. В такой ситуации демонстративное признание Грузии своей Родиной могло стать для русских респондентов поводом заявить о своей абсолютной лояльности Грузинскому государству в надежде получить защиту от этнического большинства.

Таблица 2

Представление русского городского населения стран  нового зарубежья о своей Родине (в %)

Считают своей Родиной

Киргизия

Молдавия

Литва

Эстония

Грузия

Украина

Правобережье

Приднестровье

1992 г.

1993 г.

1996 г.

1993 г.

1993 г.

1994 г.

1994 г.

1996 г

Республику проживания

28

9

9

0

19

25

69

21

 

Россию 

12

19

18

15

24

20

20

10

 

Бывший СССР в целом

52

68

66

78

47

40

11

56

 

Другое 

3

1

4

4

4

6

0

<

 

Затруднились ответить и нет ответа

5

3

3

3

6

9

0

8

 

 

Определенное снижение роли союзной идентичности привело  после распада СССР к заметному  росту у одной части русских  нового зарубежья ориентации на гражданство  России, а у другой - на гражданство  стран своего проживания. Рост ориентации на гражданство новой России, признание ее своей настоящей Родиной в какой-то мере можно рассматривать как трансформацию в новых этнополитических условиях прежней союзной идентичности, доминировавшей в советский период у русского населения как в самой России, так и в других союзных республиках. По существу, в советское время в союзной идентичности в свернутой, непроявленной форме преобладающее место занимала все же российская идентичность. Ведь именно с Россией, с ее центральной (в широком смысле) наиболее развитой частью, с Москвой — ее историческим центром отождествлялось в первую очередь государственное ядро Советского Союза.

Конечно, в ситуации, когда  на постсоветском пространстве стала  практически повсеместно и последовательно  проводиться политика этнического национализма, основанная на широко внедренной в массовое сознание доктрине "один народ *- одно государство", русские, особенно живущие за пределами России, все чаще воспринимают последнюю как государство по преимуществу русское. К этому их подталкивали и официальная политика многих новых государств, направленная на стимулирование миграции местного русского населения в Россию, и преобладающее мнение значительной части представителей титульных народов этих стран, рассматривающих именно Россию в качестве настоящей Родины их русских земляков. В периоды наибольшего обострения межэтнических отношений внутри стран нового зарубежья (что было особенно характерно для времени становления суверенитета этих государств) и межгосударственных отношений между некоторыми из них (прежде всего Латвии и Эстонии) с Россией по поводу политики в отношении русского и другого русскоязычного населения это мнение открыто выражалось в лозунгах "Чемодан - вокзал -Россия!", "Родина-мать зовет!", "Русские, уезжайте в Россию!" и т.п. Естественно, в такой ситуации немалая часть русского населения нового зарубежья надеялась и еще надеется на помощь и защиту России. Все это также способствует определенному росту пророссийской ориентации и российской гражданской идентичности у тамошних русских.

О динамике этого процесса можно судить по ряду показателей, полученных в ходе массовых опросов в обследованных  странах нового зарубежья. Так, хотя доля русских респондентов, назвавших  Россию своей Родиной, была относительно и не очень велика - от 10% на Украине до 24% в Литве, однако она весьма заметно увеличилась по сравнению с результатами опросов 1980-х годов: в Молдавии почти в 4 раза, в Грузии примерно в 2 раза, в Эстонии в 3 раза, в Узбекистане в 5 раз. При этом в Литве и Молдавии доля назвавших своей Родиной Россию превышала долю признавших в этом качестве страну проживания, а в Эстонии эти доли почти выровнялись (см. табл. 2).

Одновременно среди  части местных русских заметно  увеличилась доля отождествляющих  себя прежде всего со страной проживания. Судя по опросам первой половины 1990-х годов, за 12 лет в Молдавии и за 14 лет в Грузии этот рост был трехкратным, а за 4 года в Эстонии - полуторакратным и за 11 лет в Узбекистане двухкратным. Как уже отмечалось, в наибольшей мере ориентированными на гражданскую причастность к стране проживания были русские Грузии. Но заметным оказалось распространение этой идентичности и среди русского населения Киргизии, Эстонии, Украины и Литвы (см. табл. 2). Мотивы такой гражданской ориентации у русских могут быть самыми различными, но очевидно, что в целом они связаны с надеждами на успешную адаптацию к резко изменившейся этнополити-ческой ситуации, на интеграцию в основное гражданское сообщество новых независимых государств. Можно полагать, что нередко это является своего рода защитной психологической реакцией на этнократическую политику новых властей, нередко поддерживаемую значительной долей титульного населения. В ответ на это часть русского населения в той или иной форме (в том числе и в ответах на вопросы социологов) заявляла о своем праве на гражданское равенство с титульным населением стран своего проживания (что особенно актуально для русских в Латвии и Эстонии), на то, что эти страны являются их подлинной Родиной. Часть же русских такими ответами демонстрировала свою гражданскую лояльность в надежде на защиту новых властей и титульного этнического большинства. Таким образом, у русского населения стран нового российского зарубежья наиболее очевидно и интенсивно проявился конфликт гражданской и этнической идентичностей.

 

Титульное население

 

У титульного населения  государств ближнего зарубежья формирование новой гражданской идентичности проходит, естественно, более гладко, чем у русского. Во всех обследованных  нами и другими учеными странах  доля респондентов титульной национальности, назвавших Родиной "свою" республику, составляла заметно больше половины. В то же время итоги опросов показали и довольно заметные различия в гражданской идентичности титульного населения разных стран. Отчасти для молдаван Правобережной Молдавии (в 1996 году), а в еще большей мере для киргизов и украинцев, не говоря уже о молдаванах Приднестровья, была характерна заметно большая по сравнению с литовцами, грузинами и эстонцами ориентация на союзную идентичность и, соответственно, меньшая - на идентичность новых государств (табл. 3).

Таблица 3.

Представление титульного городского населения стран  нового зарубежья о своей Родине (в %)

                   

Считают своей 

Кир

Молдавия 

Литва

Эсто 

Грузия 

Укра 

Родиной

гизия

Правобережье

При

 

ния

 

ина

       

днест

       
       

ровье

       
 

1992 г. 

1993 г. 

1996г. 

1993 г. 

1993 г. 

1994 г. 

1994 г. 

1996 г. 

Республику 

60

85

40

25

98

83

98

63

 

проживания 

                 

Россию 

1

2

0

0

0

0

1

1

 

Бывший СССР в целом 

21

8

17

57

0

4

1

30

 

Другое 

1

5

1

0

0

12

0

2

 
                   

Затруднились ответить или нет ответа

17

0

42

18

2

1

0

4

 

 

Следует также отметить, что по сравнению с титульными народами других обследованных стран  нового российского зарубежья атнополитическим ориентациям украинцев особенно свойственны региональные различия, что характерно и для их гражданской идентичности. Так, судя по данным нашего исследования, проведенного в конце 1996 года, в западном регионе Украины (Львовщине) полностью считали себя ее гражданами 94% опрошенных украинцев, а в восточном (Донбасс) - всего 62%. Промежуточные позиции были у украинцев Центрального (Киевского) (84%) и южного (Херсонская область) (77%) регионов. При этом у русских Украины региональные различия в идентичности были даже несколько меньшими, чем у украинцев.

Но в целом, несмотря на то, что среди украинцев по сравнению с титульными народами других обследованных стран в  наибольшей мере сохраняется прежняя  союзная идентичность, и среди  них процесс отождествления с новым украинским государством происходит гораздо успешнее, чем среди русского населения Украины. Среди украинцев доля полностью считающих себя украинскими гражданами (80%) почти в 2 раза больше, чем среди русских (42%).

 

Гражданская идентичность русского населения России

 

Проблема новой гражданской  идентичности населения России безусловно заслуживает отдельного разговора. Это связано прежде всего с  огромным региональным разнообразием  Российской Федерации. В сфере гражданской  идентичности региональные особенности в первую очередь определяются федеративным характером российской государственности, вхождением в состав России республик, имеющих собственное гражданство. Понятно, что это оказывает значительное влияние на процессы формирования новой гражданской идентичности различных этнических групп населения последних - как титульного, так и русского.

Однако я не ставлю здесь цели рассмотреть эти и  другие проблемы гражданской идентификации  населения новой суверенной России. Мне хотелось бы лишь на примере некоторых российских регионов попытаться выявить основные черты процесса становления новой гражданской идентичности у русских в России, во-первых, по сравнению с ситуацией в СССР и, во-вторых, в сравнении с новым гражданским самосознанием у русского и титульного населения стран нашего нового зарубежья.

Таблица 4.

Представление о Родине русского населения России (в %)

Считают своей Родиной

Городское население

Сельское население

Москва

Саратов

Тверская область

Краснодарский край

Саратовская область

1987г. 

1992г. 

1992 г. 

1992 г. 

1992 г. 

1992 г. 

Россию 

14

54

45

53

57

64

Бывший СССР в целом

69

27

23

20

28

21

Другое 

13

9

20

21

11

10

Затруднились ответить

4

10

12

6

4

5

Информация о работе Этническая идентичность