Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью данной работы является изучение международно-правовой защиты прав женщин.Принятие конвенций по защите прав женщин обусловило появление специальных принципов, регулирующих исключительно правовое положение женщин как отдельной категории индивидов, среди них:
1) принцип равноправия и недискриминации по признаку пола;
2) принцип особой защиты и применения специальных мер;
3) принцип должной распорядительности.
Введение 2
Глава 1. Формирование института защиты прав женщин 4
Глава 2. Права женщин в системе международного права 12
2.1. Формирование специальных принципов института международной защиты прав женщин. 12
2.2. Правовое закрепление политических прав женщин и гарантий их реализации 17
Заключение 27
Список литературы 29
Идея равенства мужчин и женщин, которая является основой всех норм института международной защиты прав женщин, развивалась и в рамках второй концепции: защите прав отдельных социальных групп (категорий индивидов).
Международно-правовой базой этого сотрудничества явились Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., и др., принятые Генеральной Ассамблеей ООН. Все эти акты рассматривают отдельные аспекты вопроса о ликвидации дискриминации в отношении женщин и конкретизируют права, направленные на осуществление равноправия женщин и мужчин в той или иной области жизни. Именно эти договоры заложили основу для самостоятельного направления международно-правого сотрудничества по вопросу равноправия мужчин и женщин.
Конвенции подтвердили принцип
недопущения дискриминации по признаку
пола, обозначили сферы, где женщины
чаще всего сталкиваются с этим явлением,
утвердили универсальные
Как известно, институт международной защиты прав женщин сформировался в рамках отрасли международного права прав человека и основывается в том числе и на общих принципах и нормах данной отрасли.
Развитие отрасли
1) принцип равноправия и
2) принцип особой защиты и применения специальных мер;
3) принцип должной
Таким образом, международная защита прав женщин регулируется как основными принципами права прав человека, так и специальными принципами, отвечающими за защиту прав отдельных социальных групп (в данном случае женщин). К основным принципам права прав человека относятся принцип уважения прав и свобод человека для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и вытекающие из него принцип недискриминации и равенства, принцип универсальности прав человека6.
Становление принципа всеобщего уважения прав и свобод человека в качестве одного из основных международно-правовых принципов связано непосредственно с принятием Устава ООН в 1945 г. В преамбуле Устава провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполнены решимости … вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст.1, п.3), содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод» (ст.55).
Нормативное содержание принципа всеобщего уважения прав и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и принятие двух международных пактов – об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г. И наконец, в 1975 г. в Заключительном акте СБСЕ нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод впервые были сформулированы как компоненты самостоятельного международного принципа, которым государства-участники обязаны руководствоваться во взаимных отношениях (раздел VIII)7.
Международный Суд ООН неоднократно подтверждал в своих решениях и консультативных заключениях значение данного принципа. В 1970 г. в решении по делу о компании «Барселона трэкшен» Суд признал существование обязательств, которые несут государства по отношению к международному сообществу в целом (обязательства erga omnes), такие, как осуществление «принципов и норм, касающихся основных прав человеческой личности, включая защиту от рабства и расовой дискриминации»8. В деле, касающемся юридических последствий для государств, вызываемых продолжающимся присутствием Южно-Африканской Республики в Намибии (1971 г.), Суд постановил, что положения о правах человека, содержащиеся в Уставе ООН, порождают обязательства поощрять всеобщее соблюдение прав человека и основных свобод всех людей, без различий по признаку расы, пола, языка и религии, и что апартеид несовместим с этими обязательствами9. В п. 83 Консультативного заключения по вопросу о правомерности применения ядерного оружия (1996 г.) утверждалось, что «…принципы и нормы гуманитарного права являются частью jus cogens, как это определено в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.»10.
Особая значимость принципа уважения прав и основных свобод человека была подтверждена в последующих международных документах. В частности в Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией ООН по правам человека (Вена, 14–25 июня 1993 г.) указывалось, «что уважение прав человека и основных свобод является основополагающей нормой международного права прав человека» (п. 15)11.
Необходимо отметить, что большинство ученых причисляют указанный принцип к категории императивных норм международного права (норм jus cogens). Определяя понятие императивной нормы, юристы-международники единогласно ссылаются на ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой норма jus cogens – это норма общего международного права, отклонение от которой недопустимо12. Она универсальна, обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме13.
Однако Конвенция не приводит примеров норм, имеющих характер jus cogens, что в значительной мере осложняет их выделение в международном праве и объясняет наличие различных подходов к данному вопросу в доктрине международного права.
Так, Г.И. Тункин признавал существование в международном праве императивных норм и вместе с тем считал, что императивные принципы не являются постоянными, неизменными категориями, они исторически подвижны.
Юридическая состоятельность и эффективность нормы, по его мнению, в конечном счете обусловливается закономерностями общественного развития.
Интернационализация многих
аспектов жизни общества, расширение
и интенсификация международных
связей, увеличение значения моральных
принципов в международных
Данную точку зрения разделяют подавляющее большинство российских (советских) и зарубежных специалистов по международному праву, в частности А.П. Мовчан, Е.А. Лукашева, Ю.А. Решетов, И.И. Лукашук, американские юристы М.С. Mакдугал и В. Маккен, чешский юрист М. Срнска. По мнению И.И. Лукашука, современное международное право постепенно приобретает гомоцентричный характер, т.е. все больше становится ориентированным на человека, что придает «статус императивных норм принципам и нормам о правах человека»15.
Любые договоры и конвенции по конкретным вопросам не могут противоречить этому принципу или отменить его действие.
Ряд других юристов утверждают, что
основные права человека могут
считаться императивными
Некоторые западные ученые, в частности американские юристы И. Левин и Т. Мерон, достаточно скептически относятся к градации норм по правам человека, поскольку считают, что такой процесс может подорвать веру в права человека и ослабить в целом весь комплекс норм в этой области.
Принимая во внимание наличие различных точек зрения по данному вопросу, на наш взгляд, все же следует согласиться с мнением тех ученых, которые считают возможным причислить принцип уважения прав и свобод человека к категории императивных норм международного права. Обязательность соблюдения принципов, провозглашенных в Уставе ООН, подтвердила и Комиссия международного права (КМП) в разделе своего доклада от 9 августа 2006 г. «Фрагментация международного права: трудности, обусловленные диверсификацией и расширением сферы охвата международного права». В п. 36 данного документа Комиссия указала, что «сам Устав Организации Объединенных Наций обладает особым характером в силу основополагающей природы некоторых его норм, в частности его принципов и целей, их всеобщего признания»17.
Таким образом, признавая за принципом уважения прав и свобод человека «для всех, без различия расы, пола, языка и религии»18 характер императивной нормы международного права (нормы jus cogens), мы можем констатировать приоритет данной нормы по отношению к другим нормам международного права.
Принцип уважения прав и свобод человека занимает центральное положение в системе международного права прав человека. Реализация данного принципа способствовала принятию значительного числа международных договоров, посвященных отдельным категориям прав человека. Особое внимание было уделено правам наиболее уязвимых категорий населения, одной из которых являются женщины19. Принятие конвенций по защите прав женщинобусловило появление специальных принципов, регулирующих исключительно правовое положение женщин.
Организация Объединенных Наций в своем Уставе утвердила веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.08.1945 г..
Всеобщая декларация прав человека подтвердила принцип недопущения дискриминации и провозгласила, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола. Международные пакты о правах человека возложили на государства-участники обязанность обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами (ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г.). В Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 07.11.1967 г., среди намеченных мер указано, что принцип равенства для мужчин и женщин должен быть включен в Конституцию или иным образом гарантирован законом (позже данная обязанность государств была закреплена в статье 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. (ст. 17), которая гарантирует равенство прав и свобод, в том числе независимо от пола (ст. 19.2). Согласно п. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Но нужно отметить, что до этого момента СССР уже ратифицировал ряд международных документов, регулирующих политические права женщин. К указанным актам относятся:
1) Конвенция о политических правах женщин, принятая 20.12.1952 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Советский Союз подписал Конвенцию 31.03.1953 г., ратифицировал ее 18.03.1954 г. (Указ Президиума ВС СССР от 18.03.1954 г. с оговорками, одну из которых позже снял (Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1989 г. № 10125-XI). Документ вступил в силу для СССР 07.07.1954 г. Конвенция признала, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной и право равного доступа к государственной службе в своей стране, а также равенство положения мужчин и женщин в отношении обладания и пользования политическими правами. В связи с чем Договаривающиеся Стороны согласились, что женщинам на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, принадлежат следующие права:
Информация о работе Права женщин в системе международного права