Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 05:29, реферат
Среди причин повышенной кровоточивости в детском возрасте количественные (тромбоцитопении) и качественные (тромбоцитопатии) дефекты тромбоцитов занимают одно из ведущих мест. На их долю, по данным Т.Х. Ивановой (1975), приходится 87,5% больных, тогда как первичные нарушения коагуляционного гемостаза выявляются лишь у 12,4% детей, т.е. в 6,5 раза реже. Несмотря на относительно более редкую частоту тромбоцитопений, по сравнению с тромбоцитопатиями, они представляет собой серьезную гематологическую проблему по ряду причин.
I. Введение
II. Тромбоцитопеническая пурпура
Патогенез
Классификация, клиника
Диагностика, дифференциальная диагностика
Лечение
Диспансеризация
Литература
Cодержание
I. Введение
II. Тромбоцитопеническая пурпура
Патогенез
Классификация, клиника
Диагностика, дифференциальная диагностика
Лечение
Диспансеризация
Литература
Список сокращений
ГБН — гемолитическая болезнь новорожденного
ГК — глюкокортикоиды
ТП — тромбоцитопения
ТПП — тромбоцитопеническая пурпура
ИТП — идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура
ПТП — посттрансфузионная тромбоцитопения
СКВ — системная красная волчанка
ЦИК — циркулирующие иммунные комплексы
АВН — антигены системы групп крови
GP — мембранные гликопротеины тромбоцитов
HPA — тромбоцит-специфические антигены
HLA — антигены комплекса гистосовместимости
PF-4 — тромбоцитарный фактор 4
M-CSF — макрофагальный колониестимулирующий фактор
CMV — вирус цитомегалии
EBV — вирус Эбштейна-Барр
Введение
Среди причин повышенной кровоточивости в детском возрасте количественные (тромбоцитопении) и качественные (тромбоцитопатии) дефекты тромбоцитов занимают одно из ведущих мест. На их долю, по данным Т.Х. Ивановой (1975), приходится 87,5% больных, тогда как первичные нарушения коагуляционного гемостаза выявляются лишь у 12,4% детей, т.е. в 6,5 раза реже. Несмотря на относительно более редкую частоту тромбоцитопений, по сравнению с тромбоцитопатиями, они представляет собой серьезную гематологическую проблему по ряду причин. Во-первых, тромбоцитопении (ТП) чаще всего являются ведущим симптомом тяжелого иммунного заболевания —тромбоцитопенической пурпуры (ТПП). Во-вторых, при ТПП высок риск профузных кровотечений (носовых, почечных, из желудочно-кишечного тракта, маточных — у девочек пубертатного возраста), представляющих угрозу для жизни больного. Внутричерепные кровоизлияния могут стать причиной смерти (Е.К.Донюш, 1999). В-третьих, ТПП является единственным заболеванием, не имеющим четких патогномоничных клинико-лабораторных симптомов, поэтому диагноз ТПП поставить очень сложно. До сих пор он ставится методом исключения целого ряда заболеваний и синдромов (системная красная волчанка, миелодиспластический синдром, лейкоз и др.), при которых такой симптом как ТП может оказаться их началом. Ошибки в диагностике и, следовательно, лечении могут привести к непредсказуемым последствиям, в том числе и при оперативном лечении.
Чтобы избежать диагностических ошибок необходимо дать четкие определения таким понятиям, как “тромбоцитопения” (ТП), “пурпура”, “тромбоцитопеническая пурпура” (ТПП) и “идиопатическая тромбоцитопеничес-кая пурпура” (ИТП). Тромбоцитопения — это всего лишь симптом группы заболеваний или синдромов, для которого характерно снижение количества тромбоцитов в крови менее 150 000 / мкл. Однако в клинической практике, нельзя ограничиваться простой констатацией ТП так же, как считать окончательным диагнозом лихорадку или кашель. Поэтому при выявлении ТП необходимо установить ее причину. Причинами ТП могут быть: снижение продукции тромбоцитов в костном мозге, повышенное их потребление и разрушение (секвестрация). Повышенное разрушение тромбоцитов является наиболее частой причиной ТП и может произойти под действием иммунных и неиммунных механизмов. Иммунные механизмы у детей преобладают и лежат в основе патогенеза такого гематологического заболевания как первичная иммунная ТПП (Е.К.Донюш,1999; М.Willougbi, 1981).
Термин “пурпура” (от латинского — purpura — драгоценная античная краска темно-багрового цвета, которую добывали из пурпурной улитки и применяли для окраски тканей) означает появление кровоизлияний (геморрагий) на коже и слизистых оболочках. Кровоизлияния на коже могут быть мелкоточечными (петехии) и/или более крупными — пятнистыми (экхимозы). Пурпура появляется спонтанно лишь в том случае, когда количество тромбоцитов в крови снижается ниже 50 000/ мкл. То есть причиной геморрагического синдрома является тромбоцитопения. Следовательно, говорить о ТПП необходимо тогда, когда у больного имеет место геморрагический синдром на фоне снижения количества тромбоцитов до критических цифр (50 000/ мкл).
Термин “идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура” (ИТП) использовался до выяснения иммунных механизмов тромбоцитолиза. В связи с этим считаем в настоящее время использование термина “ИТП” не целесообразным.
Наиболее известное заболевание в группе иммунных ТП —тромбоцитопеническая пурпура (ТПП) или первичная иммунная тромбоцитопеническая пурпура. Именно об этом заболевании и пойдет речь в настоящих методических рекомендациях.
Тромбоцитопеническая пурпура
ТПП — одно из распространенных иммунных гематологических заболеваний детского возраста (2, 13). Частота новых эпизодов ТПП составляет 10-125 случаев заболевания на 100 000 взрослого и детского населения в год (2). При этом девочки и мальчики заболевают с одинаковой частотой.
Симптомы ИТП описал еще Гиппократ, но только в 1735 году Werlhof выделил ИТП как самостоятельную нозологическую единицу и описал ее как “болезнь пятнистых геморрагий” у молодых женщин, а также описал случаи спонтанного и полного выздоровления. Этот проницательный врач описал клинику заболевания приблизительно за 150 лет до открытия тромбоцитов! А спустя 150 лет было доказано, что причиной геморрагий при болезни Werlhofa является уменьшение количества тромбоцитов в циркулирующей крови.
ТПП — классическое иммунное заболевание, для которого характерны:
· изолированная тромболитическая тромбоцитопения (менее 150 000 / мкл, чаще менее 50 000/мкл) при отсутствии иных отклонений при подсчете форменных элементов в мазке крови;
· генерализованный геморрагический синдром;
· нормальное или повышенное число мегакариоцитов в костном мозге;
· отсутствие у пациентов клинических проявлений других заболеваний или факторов, способных вызвать тромбоцитопению (системная красная волчанка, ВИЧ-инфекция, лейкоз, миелодисплазии, агаммаглобулинемия, врожденные и наследственные тромбоцитопении, прием некоторых лекарственных препаратов).
· присутствие на поверхности тромбоцитов и в сыворотке крови больных антитромбоцитарных антител, вызывающих повышенную деструкцию тромбоцитов.
Патогенез. В основе патогенеза первичной иммунной ТПП лежит разрушение тромбоцитов, нагруженных антителами. Свойствами антитромбоцитарных антител могут обладать иммуноглобулины различных классов: IgG (92%), IgМ (42%), IgА (9%). Из подклассов IgG на поверхности тромбоцитов и в сыворотке крови больных ТПП встречаются IgG1,3,4, значительно реже IgG2. Причем присутствие IgG3 сочетается обычно с глубокой ТП — менее 10 000/ мкл. Известно, что альфа-гранулы тромбоцитов в норме содержат IgG и активно выделяют их при активации кровяных пластинок. У больных ТПП количество IgG на тромбоцит приблизительно в 200 раз превышает число молекул IgG на поверхности тромбоцита здорового человека. Поэтому продолжительность жизни кровяных пластинок резко укорачивается до нескольких часов вместо 7-10 дней. В период обострения у большинства пациентов с ТПП общее количество тромбоцитарных IgG растет, при этом соотношение между поверхностными и цитоплазматическими пулами IgG изменяется в пользу иммуноглобулинов, ассоциированных с поверхностью клеток (ТА-Ig). Таким образом, ведущая роль в патогенезе ТПП принадлежит ТА-Ig (10).
В зависимости
от механизма образования
Таблица 1 Формы иммунных тромбоцитопений в зависимости от характеристики антитромбоцитарных антител
|
* НРА — тромбоцит-специфические антигены; НLA — антигены комплекса гистосовместимости; АВН — антигены системы групп крови человека.
Иммунные ТПП у детей могут развиваться в различные возрастные периоды, в том числе и неонатальном периоде. Причиной развития неонатальной ТП могут быть 3 категории антитромбоцитарных антител: алло-, изо- и аутоантитела. Как правило, они относятся к IgG и способны проникать через маточно-плацентарный барьер. Соответственно выделяют 3 варианта неонатальной ТПП: аллоиммунную, изо- и трансиммунную неонатальные ТПП. Гетероиммунные (острые) формы чаще всего встречаются у детей раннего возраста и реже — у новорожденных, аутоиммунные (хронические) формы — у детей старшего возраста и подростков.
Механизм возникновения неонатальной аллоиммунной ТПП такой же, как и у гемолитической болезни новорожденных (ГБН). В отличие от ГБН, аллоиммунная ТПП развивается у первого ребенка женщины. Частота развития аллоиммунной ТП составляет 1 : 2000-5000 живорожденных. Тромбоциты плода, несущие отцовский антиген, отсутствующий в клетках матери, способны проникать в сосудистое русло матери во время беременности или родов. Если она подвергается аллоиммунизации, то IgG-антитела проходят через плаценту и вызывают неонатальную тромбоцитопению. У 70-80% новорожденных в европейской популяции причиной продукции аллоантител является несовместимость родителей по аллоантигену НРА-1 (Human Platelet Alloantigen), представленному в 2 аллельных формах НРА-1а и НРА-1b, отличающихся заменой лейцина на пролин в 33 положении молекулы gpIIIa. Обычно происходит иммунизация матери, гомозиготной по более редкому аллоантигену НРА-1b, аллоантигеном НРА-1а, присутствующим на тромбоцитах отца и плода. Риск аллоиммунизации по такому механизму практически у 100% больных ассоциирован с наличием у матери антигена гистосовместимости HLA-DR3(w52a). Обычно беременность в большей степени, чем трансфузия, является фактором иммунизации. Родоразрешение протекает обычно, так как мать имеет нормальное количество тромбоцитов в периферической крови. Клиника аллоиммунной ТПП варьирует от легкой ТП до глубокой (менее 30 000 / мкл). При глубокой ТП в течение нескольких часов после рождения у ребенка может развиться генерализованный геморрагический синдром. У 10-30% больных отмечаются внутричерепные кровоизлияния, причем половина из них происходит внутриутробно. Если беременность протекает с чрезвычайным риском внутричерепного кровоизлияния, в этом случае роды завершают кесаревым сечением, что снижает подобный риск. ТП является преходящей, число пластинок возвращается к норме в течение 2-3 недель (9). Вероятность развития ТП у следующего ребенка в семье 75%. Выраженность пурпуры будет либо такой же, как у первого ребенка, либо большей.
По аллоиммунному механизму происходит также развитие рефрактерности при переливании тромбоцитарной массы. Антитела у таких пациентов чаще всего направлены против антигенов гистосовместимости HLA I класса. В связи с этим у больных, нуждающихся в длительной заместительной терапии тромбоцитами, важно проводить подбор доноров по HLA-антигенам, а также стремиться к удалению примесей лейкоцитов из тромбоцитарной массы. Роль аллоиммунизации по НРА и АВН при этом невелика и составляет 5-10% (13).
Посттрансфузионная тромбоцитопения (ПТП) является редким, но достаточно серьезным вариантом трансфузионных реакций. Чаще всего она встречается у женщин, которые ранее были иммунизированы во время беременности при переливании препаратов крови. Характеризуется развитием острых кровотечений, являющихся следствием изолированной тромбоцитопении (менее 10 000 / мкл), которая возникает спустя 7-10 дней после переливания продуктов крови пациентам, ранее имевшим нормальное число тромбоцитов. Более 90% случаев ПТП связаны с аллоиммунизацией к НРА-1 (анти-Zw2 аллоантитела), крайне редко с НРА-5b (анти-Br2 аллоантитела). Механизм развития данного состояния неясен. Наиболее вероятно, что в ранней фазе иммунологического ответа происходит продукция перекрестно-реагирующих аллоантител (13).