Тема весны в лирике Федора Ивановича Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать весенние стихотворения Тютчева и определить основные образы и мотивы, объединяющие стихотворения о весне.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• провести текстологический анализ весенних стихотворений Тютчева, выявив направление развития авторской мысли в работе над поэтическим текстом;
• исследовать своеобразие трактовки и образного воплощения темы весны в творчестве Тютчева.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. «Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам!»: образ весеннего мира в лирике Ф.И.Тютчева….….. 12
Глава 2. «Мир, избытком жизни упоенный…»: мотив грозы в весенней лирике Ф.И. Тютчева……………………………..…….….…26
Методическая глава. Мотив грозы в поэзии Ф.И. Тютчева: урок литературы в 9 классе……………………………………39
Заключение………………………………………………...…………….…….51
Библиографический список……………..……………………………….…..53

Прикрепленные файлы: 1 файл

тема весны в поэзии Тютчева.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

Объектом изучения в работе стала весенняя лирика Ф.И. Тютчева.

Цель работы - проанализировать весенние стихотворения Тютчева и определить основные образы и мотивы, объединяющие стихотворения о весне.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

• провести текстологический анализ весенних стихотворений Тютчева, выявив направление развития авторской  мысли в работе над поэтическим  текстом;

• исследовать своеобразие  трактовки и образного воплощения темы весны в творчестве Тютчева.

Методологическая  база. Основным в дипломной работе стал текстологический подход, определивший главное направление изучения весенних стихотворений в лирике Тютчева. Использование аксиологического метода дало возможность осветить воспитательную, педагогическую ценность лирических произведений.

Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Любовь  земли и прелесть года, Весна благоухает нам!»: образ весеннего мира в лирике  Ф.И.Тютчева.

 

Н.А. Некрасов подчеркивал близость содержания тютчевских стихов каждому человеку. В стихотворении «Весенние воды», по его мнению, запечатлено чувство, переживаемое людьми весной. Некрасов считал данное стихотворение «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева, и добавлял: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести...! Читая его, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто бы несколько лет свалилось долой с плеч, – когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распустившимся деревом, и бежишь, бежишь, забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам, а следует идти степенно и что радоваться тоже совсем нечего и нечему…» (36, 180).

«Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле», — в такой афористической формуле  определил Тютчев залог развития поэзии. До предела насыщенная тревожной  любовью к жизни, его собственная лирика корнями своими как раз и была связана с «землей». К «матери-Земле» обращено жаркое признание поэта:

 

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

Духов бесплотных сладострастья,

Твой верный сын, не жажду  я.

                                                                                         (До 1836)

Райской «утехе» поэт предпочитает «цветущее блаженство мая», пору весны и любви с ее «румяным светом» и «златыми снами». Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы его стихов. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам» — «Любовь земли и прелесть года...» (не позднее 1821), таковы с детства запомнившиеся каждому из нас ликующие строфы «Весенней грозы» (не позднее 1828) и «Весенних вод» (1830), поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Еще земли печален вид...» (до 1836), изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится...» (до 1836), таковы, в особенности, торжественные строфы «Как ни гнетет рука судьбины...» (не позднее 1838).

В стихотворении «Зима  недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:

 

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

 

Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.

По мнению Геннадия Никитина, данное стихотворение написано в том же ключе, что и «Весенние воды», но разница в том, что последнее «значительно сложнее в конструктивном плане, …однако набор изобразительных приемов тот же» (37, 25).

Весна в глазах Тютчева  символизирует неизменность материального мира, заложенное в нем вечно молодое начало: «Бессмертьем взор ее сияет, / и ни морщины на челе». Весенняя природа живет полной жизнью настоящего дня:

 

Не о былом  вздыхают розы

И соловей  в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет, —

И страх  кончины  неизбежной

Не свеет с древа  ни  листа;

Их  жизнь,  как океан  безбрежный,

Вся  в настоящем  разлита.

                                                                        («Весна», 1821)

 

Весна является для поэта символом жизни, которой ничто не может противостоять:

 

И в божьем  мире то ж бывает,

И в мае снег  идет  порой,

А все же  Весна  не унывает

И говорит: «Черед  за  мной!..»

                                                 («И в божьем мире то ж бывает…», 1866)

 

Жизнь природы Тютчев ощущает в трепете каждого  молодого листа. Органический творческий процесс, совершающийся в природе, воплощается для него в поэтический  образ: листья — это зимние «грезы»  деревьев, теперь осуществившиеся наяву:

 

О, первых  листьев красота,

Омытых в солнечных  лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам  по их движенью,

Что в этих тысячах  и тьмах

Не встретишь мертвого листа.

                                                          («Первый лист», 1851)

Стихотворение «Первый лист» воспроизводит одно зрительно-слуховое впечатление, вызванное появлением на березах первых листьев. Именно листья являются здесь главным объектом внимания, все остальные реалии – березы, весна, лето, голубое небо, лучи солнца – это тот необходимый фон и те жизненные условия, с которыми связано их появление.

 

Лист зеленеет молодой

Смотри, как листьем  молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым,– 

И вот живые эти  грезы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной…

                                                               («Первый лист», 1851)

 

А.Д. Григорьева в книге о поэзии Тютчева дает такую интерпретацию стихотворения: «Выдвижение листьев, как объектов, вызвавших непосредственные эмоции поэта, определяет выбор и расстановку выразительных средств. Автор говорит об их легкости, прозрачности, зелени, внезапности их появления, об их массе-количестве, их легком шуме-движении. Эти свойства раскрываются последовательно из строфы в строфу; каждая строфа добавляет к старой информации новую, не нарушая общего восторженного тона» (20, 117).

Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…». «В последнем программном стихотворении поэта, где он поэтически сформулировал свое отношение к земле как отношение сына к матери, он создал образ земли весенней. Весна для него – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха:

 

Что пред тобой утеха  рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны?

                                         («Нет, моего к тебе пристрастья…», 1835)

 

«Бытие матери-Земли исполнено радости: «Лазурь небесная смеется, ночной омытая росой», весенний гром «как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом», выси ледяные гор играют с лазурью неба, природа улыбается весне, а весна с хохотом прогоняет зиму, майские дни, как «румяный светлый хоровод», толпятся весело за весной» (23, 25).

Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин, и, как говорит великий английский поэт, вся земля в этот утренний час года и жизни улыбается  так, как будто бы она не заключала  могил» (51, 198).

И действительно, поэзия Тютчева оптимистична; она утверждает прекрасное грядущее, в котором будет  жить новое, счастливейшее племя, для  свободы которого солнце «живей и  жарче будет греть». Во всем мировоззрении  поэта отражается любовь и жажда  жизни, воплощенные в ликующих строках «Весенних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Весенние воды»:

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна  идет!

Мы молодой весны  гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

                                               (1830)

Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, а и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.

Представление о человеческой молодости для Тютчева неразрывно с представлением об утре. Например:

 

Обеих вас я видел  вместе —

И всю тебя узнал я  в ней...

Та ж взоров тихость, нежность гласа.

Та ж прелесть утреннего  часа,

Что веяла с главы  твоей!     

                                                   («Двум сестрам», 1830)

В образах утра и весны  воплощается в сознании поэта  и пробуждение первых чувств:

                       Златой  рассвет  небесных  чувств  твоих...

                                                                                            («К. Н.», 1824)

Я слышал утренние грезы

Лишь пробудившегося дня...

......................... 
Но, может быть, под зноем лета

Ты вспомнишь о своей  весне...

                                              («Играй, покуда над тобою...», 1861)

 

В последнем примере, кроме того, зрелый возраст отождествляется  с летом. Вечер и ночь становятся для поэта синонимами старости и смерти:

 

Я видел вечер твой. Он был прекрасен!

В последний раз прощаяся с тобой,

Я любовался  им: и  тих, и ясен,

И весь насквозь проникнут  теплотой...

О, как они и грели  и сияли —

Твои, поэт, прощальные лучи...

А между тем  заметно выступали

Уж звезды  первые в его ночи...

                                            («Памяти В. А. Жуковского», 1852)

 

В первых восьми строках стихотворения «Еще земли печален вид...» на природу переносятся свойства живого существа:

 

    Еще земли печален вид,

    А воздух уж весною дышит,

    И мертвый в поле стебль колышет,

        И елей ветви шевелит.

        Еще природа не проснулась,

        Но сквозь редеющего сна

        Весну послышала она

        И ей невольно улыбнулась...

                                                   (1836)

 

В первых четырех строках  следующей строфы развивается уже  иной мотив — мотив весеннего  пробуждения человека:

 

Душа, душа, спала и  ты...

Но что же вдруг  тебя волнует,

Твой сон ласкает  и целует

И золотит твои мечты?

 

И, наконец, в четырех  заключительных строках образы обновляющейся  природы и молодеющей вместе с  ней человеческой души сливаются  в одно нерасторжимое целое:

 

Блестят и тают глыбы  снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?

                        (Еще земли печален вид…», 1836)

 

Такое устранение всякого  различия между внешним и внутренним миром, основанное на идее тождества  между природой и человеком, в  сущности и составляет едва ли не основную особенность Тютчева как поэта-мыслителя и художника. В. Я. Брюсов называл этот прием «проведением полной параллели между явлениями природы и состояниями души». При этом «граница между тем и другим как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое» (13, 241).

Информация о работе Тема весны в лирике Федора Ивановича Тютчева