Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:50, творческая работа
Основная цель исследования следующая – изучение темы робинзонады в русской литературе XX – XXI веков.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
характеристика термина «робинзонада» и выявление черт, реализующих данную тему;
классификация произведений, раскрывающих тему робинзонады в русской литературе;
описание/демонстрирование своеобразия жанра русской робинзонады на конкретном примере.
Таким образом, справедливо анализировать произведение третьей группы, условно названные «серьезными робинзонадами», в качестве произведений реалистических.
Тем не менее, несмотря на относительность разделения выбранных произведений на группы, мы склонны к данной классификации. Классификация всех современных робинзонад осложняется главным образом недостаточным количеством примеров для более четкой группировки.
Робинзонады для детей являются особым жанровым ответвлением среди произведений соответствующей тематики. Этот узкий аспект представляет тем больший интерес, что приковывает внимание в том числе и взрослого читателя.
Как мы уже упоминали, Ж.-Ж. Руссо когда-то объявил, что «Робинзон Крузо» Дефо – лучшая детская книга, хотя она не была написана именно для детей. Юные читатели приняли книгу, потому что она отвечала их потребности открывать мир, самих себя, испытывать свои возможности, воображая, переживая иллюзию участия в необычной ситуации [Полозова 1998: 4].
В русской литературе именно робинзонады для детей получили наибольшую популярность и широкое воплощение. Так, еще в 1924 г. М.М. Пришвин написал трудовую «Школьную робинзонаду» с социальной подоплекой, которая была опубликована в № 2 журнала «Народный учитель» со значительными купюрами и умолчаниями. Это рассказ о трудных временах существования в деревне, когда все выживали, как могли, принимаясь за любую деятельность. Героем рассказа является учитель в народной школе, который делится воспоминаниями о деревенской суровой жизни. Он воспринимал учительство как хлеб для народа, как последний якорь своего спасения. Нелюбимое занятие учитель превратил в дело жизни, источник творчества и дохода. Но будучи уроженцем городской, цивилизованной среды, он покидает ставший ему родным «Робинзонов остров».
Герой данного произведения сам сравнивает себя с Робинзоном, «после кораблекрушения выкинутым в среду первобытных людей». Подобно известному мореплавателю, ему приходилось пахать, копать, дорожить каждым участком земли, «эта грозящая возможность, быть может, последнего падения и презрения к себе самому заставила его взглянуть на учительство как на хлеб для народа, как на последний якорь спасения» [Пришвин 1924: 2]. С этого момента начинается его робинзонада среди дремучих лесов, в холодном классе, во влажной постели, с высеканием огня, крысами по соседству, с мужественными добычами дров, отапливанием школьного музея. «Это была настоящая школьная робинзонада; занятно, поучительно и подчас весело вспомнить, но как было жить и притом учить, считать себе это дело выходом из создавшегося сложного морального состояния духа — это, ох и ох!..» [Пришвин 1924: 2] но не только в суровых жизненных условиях заключалась история выживания учителя. Он делал удивительные открытия в области фольклора и литературы, практиковался в качестве натуралиста. Для него главным было не расширение житейского опыта и приспособленность к деревенской жизни, а «расширение научного горизонта самого учителя». Рассказ Пришвина в отличие от других детских произведений на эту тему несет совсем иное содержание. Он не так интересен и мало похож на приключения. Пришвин делает все-таки акцент на глубинное, философское содержание. Но сходство рассказа М. Пришвина с текстом оригинальной робинзонады весьма явное – это мотив выживания в тяжелых условиях жизни на острове (у Пришвина сам учитель называет их местность Робинзоновым островом).
Несмотря на то, что героем рассказа является взрослый человек, мы относим произведение Пришвина к детским робинзонадам по следующим причинам: ядром сюжета является не профессиональное и личностное становление героя, а его отношение к деревенским детям, которые вместе с ним выживали (курсив наш. – Ю.Е.), развивались благодаря ему, в свою очередь даря ему ценный краеведческий материал. Незнакомого с текстом читателя название «Школьная робинзонада» также располагает к определенному восприятию. Однако не исключено и пограничное расположение произведение на стыке двух групп – детской и «серьезной» литературы.
Необычную трактовку рассматриваемой нами темы приписывали повести М. Д. Сергеева «Машина времени Кольки Спиридонова», написанной в 1961 г. Ее относили к группе исторических робинзонад, в которой делается акцент на перенос человека настоящего в прошлое с целью внедрения прогресса и введения представителя древнего общества в свое будущее. Стереотип непросвещенности человека прошлого по сравнению с современниками читателя был широко распространен в отечественной фантастике уже к 1960-м гг. [Старков 2011]
Робинзонада М. Д. Сергеева необычна, прежде всего, тем, что герои-дети оказываются не на необитаемом острове, а путем странных манипуляций переносятся на машине времени в прошлое и будущее. Являясь российским школьником, представителем своего времени, главный герой не впадает в отчаяние и растерянность, он движим вполне разумными помыслами о руководстве людьми каменного века как единственно возможным видом деятельности. Дружба с первобытными людьми, очеловечивание нецивилизованного общества говорит о приспособленности современных детей к любым условиям. Таковы Робинзоны современной литературы. Подобно герою Дефо Коля и Милочка находят способ выжить и благополучно существовать в любой ситуации. Но вместе с тем, поражает полное отсутствие у них страха, паники, сомнений в спасении.
Все-таки книга адресована юному читателю и поэтому исключает элементы драматизма, жестокости, не допускает постановки сложных для восприятия детьми проблем (что является одним из важных признаков детской литературы). Некоторые исследователи были склонны рассматривать произведение в качестве исторической робинзонады, а космический корабль и перемещение в разные миры являются ярким подтверждением того, что перед нами фантастическая робинзонада. Как уже было замечено, отнесенность произведений к той или иной группировке весьма условна и в текстах одной из подгрупп могут быть обнаружены жанровые признаки других. Мы относим повесть Сергеева к детской литературе, так как авантюрный сюжет сравнительно небольшой книги, насыщенной приключениями, строится вокруг образов двоих детей, которые и являются Робинзонами новых цивилизаций.
В 2001 г. вышла в свет очередная книга В.М. Сотникова из серии детских детективов с интригующим названием «Кто похитил Робинзона». Особенность этой повести в том, что она схожа с книгой Евгения Касьяненко, о котором будет упомянуто ниже. Она как бы предваряет «Скелетов острова мух» (о которой будет сказано ниже). Герои – умные и сообразительные дети, пускающиеся на отдых на Мальдивские острова и на разгадку очередного негромкого преступления, что сближает ее с детской островной литературой. Повесть продолжает традицию счастливого финала, присущую робинзонаде. Хотя от классической робинзонады повесть отличают слишком «цивилизованные» условия жизни мальчиков на острове.
Другим произведением, относящимся к робинзонадам для детей, является остроприключенская повесть на вечную тему Робинзона писателя и журналиста Евгения Касьяненко «Скелеты острова мух» (2012). Главный герой – наш современник, подросток, сын русского офицера, переживающий обыденные семейные проблемы, проводивший время в деревне, живой, энергичный, находчивый. Очарованный чтением мировых классиков, Александр жаждет испытать на себе все трудности жизни на необитаемом острове. История его робинзонских странствий начинается с маленького клочка суши и уединенных занятий рыбалкой в их деревне, а затем расширяется до масштабов тропического острова в Карибском море со взрывами, бандитами-контрабандистами, пиратами и другими атрибутами дикой и опасной жизни. Касьяненко нагромождает детали, создает впечатление неправдоподобности в связи со стремительным развитием сюжета. От текста Даниэля Дефо Касьяненко унаследовал лишь тему острова и встречающихся на пути героя опасностей. Можно добавить и тему формирования личности молодого человека (описание его старой жизни с родителями).
Следует отметить, что само слово «робинзонада» всегда заключает в себе некий романтический смысл, предвосхищая ожидания читателя авантюры и острого приключенческого сюжета. Представленные выше произведения русских писателей подтверждают эту мысль. Также следует отметить такую тенденцию в развитии современной русской детской литературы, как отход авторов от нравоучения и идеи развития и самосовершенствования человека в условиях изоляции от общества. Эти произведения носят больше развлекательный характер, а не дидактический (за исключением рассказа Михаила Пришвина). Хотя определенные выводы после прочтения этих текстов можно сделать.
Разительные отличия от произведения Даниэля Дефо заключаются в следующем:
Таким образом, по наличию черт сходства/различия с текстом Д. Дефо мы можем отнести данные произведения к робинзонадам, а определенный набор жанровых признаков позволяет рассматривать их в качестве примеров робинзонад для детей.
В русской литературе анализируемая тема нашла оригинальное воплощение в фантастических произведениях. Сюда, например, относится и целый ряд так называемых космических робинзонад: «Поселок» К. Булычева, «Полдень, XXII век» и «Малыш» А. и Б. Стругацких и др. Однако, как отмечено ранее, в данную группу мы относим не только произведения, посвященные теме космоса, но те, сюжет которых содержит элементы фантастики (т.е. фактор, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет читатель, либо герои произведения).
Проанализируем несколько примеров.
Король юмора
А.Т. Аверченко предоставил
В целом перед
читателем возникает знакомая ситуация:
на необитаемом острове
Так, в тексте, равном двум страницам, слышится сатира на царивший полицейский произвол, отсутствие законодательства в государстве и механизм жизни.
Важно отметить, почему, при всех чертах робинзонады, рассказ Аверченко отнесен к данной группе. Несмотря на то, что произведение представляет собой политическую сатиру, тем не менее оно насыщено рядом условностей: оба героя с фантастической легкостью переживают кораблекрушение и добираются вплавь до острова, невероятным образом они обустраивают свое существование на острове и вообще выживают. В рассказе Аверченко силен не столько фантастический, сколько сказочный элемент, ориентированный на вымысел и дидактизм. Как уже подчеркивалось, представленная классификация весьма условна, поэтому со многими оговорками данный рассказ имеет право относиться к фантастическим робинзонадам.
2006 г. удивил литературную жизнь России очередным научно-фантастическим романом Артема Каменистого «Практикантка». Рассмотрим текст этой книги как очередной образец необычной трактовки темы робинзонады.
Предварить анализ произведения стоит упоминанием о причинах, побудивших сделать ниже следующие выводы. Сам автор утверждает, что исключает излюбленных читателями фантастических и сказочных персонажей, ограждает от эстетики, философских рассуждений и глубоких идей [Каменистый 2009].
Акцентируем внимание на сопоставлении с «Робинзоном Крузо».
Юная практикантка, впервые покинувшая стены сурового учебного заведения, попала в тайгу в составе опытной поисковой группы из специально подготовленных людей. Таинственным образом все члены группы погибают, а на нее ложиться ответственность разобраться в случившемся, выследив врага и вызвав помощь.
Вся жизнь Лины Ветровой в этом ужасном монастыре уже напоминала вечную борьбу беспомощного человека за выживание, а ее героическое сражение с террористами в самолете и суровыми природными условиями и монстрами в Якутии дают ей право смело называться Робинзоншей (термин наш. – Ю.Е.) нашего времени. Да и сам факт, что герой робинзонады – юная девушка, придает роману новаторский характер. Эта и другие книги автора могут считаться неплохим пособием по выживанию в экстремальной ситуации в эпической форме (чем, собственно, является и произведение Дефо, если рассматривать его в другой грани). Перенимает Каменистый и мотив заброшенности человека на какой-то забытый Богом кусок суши. Но тут отсутствует характерная черта – остров, вместо него вполне конкретная локация, естественный способ появления героя на месте, а не довлеющий рок, да и героиня обладает определенным запасом знаний, причем не просто представляющими житейскую, наживную, мудрость, а спецподготовку.
Информация о работе Тема робинзонады: источники и основные черты