Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:48, доклад
В 1999 году Алексей Иванович участвует в «круглом столе» журнала «Дружба народов», № 11 за 1999 г. «О прозе реальной и виртуальной». В мероприятии участвовали: Н. Александров, А. Архангельский, В. Березин, М. Бутов, А. Гаврилов, А. Гостева, А. Дмитриев, А. Немзер, А. Слаповский. Подготовка к публикации Н. Игруновой[1].
В 2001 году переезжает в Москву, сотрудничает с телевидением и кино (сценарии сериалов «Остановка по требованию», «Пятый угол», «Участок» и др., фильма «Ирония судьбы. Продолжение» (в соавторстве), а также сценарии телефильмов по собственным романам «Я не я» и «Синдром Феникса».
1. Биографичкская справка А. Слаповского
2. Литературная и сценарная деятельность А. Слаповского (основные художественные тексты, ключевые тексты, телевихионные сериалы)
3. Неосентементализм А. Слаповского: романы "День денег" и "Качество жизни" - испытание человеческих ценностей.
4. Телевизиооные сериалы А. Слаповского - интерес к простому человеку и простейшим человеческим чувствам в творчестве А. Слаповского. Фольклорные и мелодрамотические образы.
5. Отзывы критиков.
Вот, скажем, характернейший для его прозы мотив: человек выходит из дома, имея конкретную цель, имея определенное, хотя бы на ближайшие несколько часов, будущее, то есть имея себя таким, какой есть, каким был и должен быть впредь, но уже через несколько минут он оказывается втянутым в цепь непредсказуемых случайных обстоятельств, которые меняют и его маршрут, и его ближайшие планы, — и с ним происходит нечто переворачивающее не только привычное течение его жизни, но и его самого (“День денег”). Писатель заворожен этим сюжетным мотивом, воспроизводя его из книги в книгу, — меняются только герои, меняется набор ситуаций, но не суть. Не холодок экзистенциального ужаса перед бесконечностью возможностей, перед “вариативностью человека”. Точнее, это даже не сюжетный мотив, это скорее некая общая ситуация, в которой развивается большинство сюжетов Слаповского, это, если можно так выразиться, состав грунта, на котором он пишет. В повести “Пыльная зима” нелепая случайность — вылетевшая из проходящей машины пустая банка из-под кока-колы — переворачивает, казалось бы, прочно вписанную в “нормальное” течение жизни судьбу героини. И уже не важно, что происходящее в повести было только игрой ее воображения, что, очнувшись от морока разыгравшейся фантазии, героиня обнаруживает себя “целиком прежней”, — предлагаемый в повести вариант ее судьбы читатель проживает как подлинную реальность. Для Слаповского в этой повести нет “нормальной” “налаженной жизни”, за внешней ее стабильностью кроется абсолютный произвол неимоверного количества случайных обстоятельств, способных полностью поглотить человека. Он остро чувствует бессилие человека перед вот этим “возможно все”. Собственно, с этого Слаповский и начинал — сюжет плутовского романа “Я — не я”, ставший для широкой публики дебютом саратовского прозаика, был построен как раз на череде перевоплощений героя. Уже в том романе он начал формулировать один из главных своих вопросов — где кончаются обстоятельства и начинается сам человек, из чего “состоит” человек, если его так легко и так бесследно накрывает поток случайных обстоятельств. Возможно, этот вопрос и усадил Слаповского за писание романа “Анкета”, где, уже почти в лоб, художественно обыгрывая структуру развернутой анкеты, он пытается очертить феномен современного человека. Не могу отнести этот роман к удачам автора, но и не могу не чувствовать уважения к задаче, которую он ставил перед собой.
Нет, Слаповский может не все. Он может только то, что может. Точнее, то, что на самом деле мучит его и заставляет писать.
Начатое им в предыдущих романах размышление имеет в “Адаптаторе” неожиданное продолжение, если не разрешение. Прежним остается все то же неприятие автором произвола случайностей, бесконечной “вариативности человека”. И, кстати, такое неприятие не столь уж очевидно и бесспорно. Существует давняя философская традиция, в которой как раз это наличие множества альтернатив — мотив оптимистический, синонимичный мотиву свободы. И напротив, безальтернативность ставится в один ряд с понятиями рока, фатума. С понятием крайней несвободы человека.
“Адаптатор” в, казалось бы, неразрешимой для Слаповского (если судить по предшествующим произведениям) проблеме предлагает реальные опоры. Автор берется художественно доказать, что “вариативность человека” — это миф. Что человек обречен на равенство самому себе. И простота и очевидность вывода здесь не должна смущать. Эту прописную вроде бы истину автор предлагает читателю пережить.
Ощущение произвола
Далее — сюжет с медиа-проектом. Здесь уже цепь обстоятельств внешних, вроде не таких фатальных, как болезнь, но кнутом и пряником заставляющих Анисимова стать Асимовым. Мир “поймал” Анисимова. Мир грозится подчинить героя себе целиком, но тем не менее не подчиняет. Анисимов “побеждает” Асимова. В этом тоже нет полного своеволия, потому как логику его поступков определяет сам код его личности.
Слаповский использует здесь неожиданный художественный прием: его герой — писатель, который, в свою очередь, волен по собственному, уже авторскому произволу сводить и разводить вымышленных героев, прихотливо плести их судьбы. На книжной полке Анисимова более двадцати глянцевообложечных романов, написанных им под разными именами и для разных издательских серий, любовных и детективных. Но когда сам Анисимов оказывается втянут в произвол внешних обстоятельств, он вдруг обнаруживает, что его реальный сюжет почти буквально повторяет эпизоды уже сочиненных им романов. Значит, не вполне сочинял? Значит, выйти за рамки себя и своих — далеко не беспредельных — возможностей, того, что, грубо говоря, в тебя заложено, ты не можешь даже в своем воображении.
И вся эта достаточно серьезная
мысль разворачивается
5. Телевизионные сериалы А.Слаповского - интерес к простому человеку и простейшим человеческим чувствам в творчестве Слаповского. Фольклорные и мелодраматические образы.
2011 Гаражи
2010 Москва.Ру (в производстве)
2010 Я не я
2009 Синдром Феникса
2007 Ирония судьбы. Продолжение
2006 Заколдованный участок
2005 Свой человек
2004 Узкий мост
2003 Участок
2001 Остановка по требованию 2
2001 Пятый угол
2000 Остановка по требованию
На фоне множества других сериалов
«Участок» сильно выделяется. Здесь нет
стрельбы, бешеных погонь, кровавых разборок
и прочих ужасов. При его просмотре просто
отдыхаешь душой и наслаждаешься красивыми
деревенскими пейзажами. Нам показана
мирная сельская жизнь со всеми ее «прелестями» —
сплетнями, самогонкой, поверьями и подобного
рода всячиной. Но дело в том, что все это
показано настолько добродушно и весело,
что от просмотра получаешь только положительные
эмоции. Даже склоки между односельчанами
здесь абсолютно безобидные.
Очень интересно наблюдать за тем, как
насквозь городской человек — Павел Кравцов
втягивается в эту непривычную для него
атмосферу. Игра Безрукова впечатляет.
Его герой является хорошим примером настоящего
мужчины. Он честен, справедлив, любит свою
жену и к тому же не имеет пагубных привычек,
что, кстати, вызывает недоумение у жителей
села.
Просто поражает актерский состав. В этом сериале задействованы почти все самые известные российские актеры и актрисы: В. Золотухин, В. Меньшов, В. Галкин, А. Лыков, М. Ефремов, В. Бычков, Н. Русланова, Т. Догилева, А. Снаткина и др. С таким шикарнейшим подбором мастеров кино просто не может быть плохим и неинтересным. А еще добавьте сюда приятную музыку, добрый юмор, яркую природу и получите один из самых замечательных сериалов российского телевидения.
«Самый душевный участок на российском экране» После просмотра сериала «Участок», можно с лёгкостью выдохнуть и сказать себе: — Все — таки русские умеют снимать хорошие сериалы, всё — таки на подкорке режиссерского мозга есть что — то творческое и в то же время гениальное!
К числу таких талантливых режиссёров можно отнести Александра Баранова, который очень душевно, и одновременно не разводя мыло, показал обычную русскую деревню. Этот детектив, грамотно поданный в комедийной, а иногда в драматичной упаковке, не оставил равнодушным ни одного человека, посмотревшего хотя бы один эпизод сельской жизни. Лет десять назад многие, приходя с работы, ждали новую серию о честолюбивом милиционере Кравцове, его учёном псе Цезаре и целой деревне очень эпичных личностей.
В киноленте «Участок» рассказывается, как молодом офицере Павле Кравцове, которого отправили в глухую деревню Анисовку, на должность недавно пропавшего при загадочных обстоятельствах участкового. С собой он берёт лишь своего умного пса, честность и справедливость присущую немногим. Его командировка связана не с очень хорошим периодом жизни и непониманием с женой, потому что она не разделяла его преданности к службе. Но в Анисовке Кравцов придаваясь суматошному вихрю событий, происходящих в огромном количестве, словно в мегаполисе, немного отходит от навалившихся на него проблем. В деревне у Павла завязывается роман с симпатичной местной жительницей, продлившийся не очень долго. По ходу службы лейтенант раскрывает и исчезновение участкового, который работал до него. Ну и это сериал заканчивается хеппи-эндом. Кравцов мирится с женой и уезжает в город.
Об актёрской игре и составе можно сказать многое. В картине приняли участие небезызвестные люди. Героем первого плана конечно является Старший Лейтенант Кравцов, которого сыграл Сергей Безруков, с подобными ролями он справляется всегда бесподобно, кстати пса, у которого часто мысли передавали вслух для зрителей, озвучил тоже он. Также жена главного актёра в реальной жизни Ирина Безрукова сыграла жену и в этой кинокартине Людмила Кравцова. Многие люди, снявшиеся в сериале, имели звание заслуженных артистов России.
Спецэффектов конечно не ждите, но сериал наполнен очень захватывающими расследованиями, а иногда и мистическими ситуациями. Про музыкальное сопровождение нужно говорить отдельно. На протяжении всех серий можно услышать и баян, и балалайку и гитару то есть инструменты присущие русскому народу. Душевные композиции передают каждую ситуацию, очередную смешную выходку какого-нибудь деревенского балагура или глубокую для размышления ситуацию. Самым главным саундтреком конечно по праву называют песню Берёзы, которую спел Сергей Безруков с группой Любэ.
Этот сериал для тех кто хочет поднять себе настроение, но одновременно он очень заряжает душу тёплыми чувствами, а иногда и даёт основание задуматься о многих вопросах существования: любви, ненависти, жизни и смерти. Особенно хорошо зимним вечером согреваться тёплыми лучами летнего участка
Особенно хочется отметить работу Валерия Золотухина в роли Хали-Гали. Фильм смотрится с наслаждением, как любуются пейзажем. Прекрасный актерский ансамбль!Все узнаваемо и дорого для каждого. И это ощущение тишины и покоя, когда рядом с собакой герой сидит на высоком берегу и смотрит вдаль...и мы смотрим вдаль в свои истоки, в свою обыденную жизнь, в своих далеких близких... И кажется лучше начинаем понимать их и самих себя...
Слаповский балансирует на грани. Его произведения настолько легко читаются, что иной раз задумываешься: а пристало ли серьезному автору писать так просто? Действительно, тексты Слаповского сможет проглотить и не подавиться даже человек, никогда не читавший ничего сложнее букваря (то есть, вообще ничего не читавший). Полагаю, что этот сомнительный вывод слегка коробит сердца некоторых книголюбов, для которых «Улисс» Джойса является настольной книгой и проверенным средством для разрядки мозгов. Другие книголюбы (и я в их числе), наоборот, радуются, что Слаповский создает произведения легкоудобоваримые, но в то же время дающие богатую пищу для ума.
На самом деле Слаповский пишет вовсе не просто — за незамысловатыми, на первый взгляд, текстами у него всегда скрывается много чего интересного, что и делает его именно серьезным автором. Поэтому как не хотелось бы кому-то отнести его повести и романы к разряду легкого чтива, Слаповский был и остается одним из главных персонажей на сегодняшней литературной сцене.
Существует мнение, будто Слаповский не может быть уважаемым литератором, ибо пишет сценарии для сериалов — жанра, эстетами глубоко презираемого. На мой взгляд, достаточно просто сравнить любой роман Слаповского с сериалом, положенным в основу этого романа (скажем, «Участок»), чтобы почувствовать разницу. Кстати, последний роман автора, «Синдром феникса», тоже так и просится на экран. Что с того? Телевидение никогда в жизни не сумеет передать все те нюансы, которыми так богато произведение, и если сериал все же будет снят, это только даст повод для злословия снобствующим эстетам. Настоящие же ценители литературы не останутся внакладе — роман уже напечатан и ждет своего читателя.
Есть у Слаповского одна особенность, которая бросается в глаза и при прочтении его последнего романа. Слаповский не так добр, как нам хотелось бы. Но прежде чем развить эту мысль, необходимо сказать пару слов о самом романе.
Действие романа, как это часто бывает у Слаповского, происходит в провинциальном городке. Автор щедр на сатирические выпады в адрес его жителей. Кажется, представители всех социальных групп собрались здесь, чтобы под пером Слаповского превратиться в объект насмешек. Тут и молодой милиционер, и целеустремленная бизнес-вумен, и отсидевший в тюрьме мечтатель, и власть имущие, помешанные почему-то на футболе. Но все это фон, декорация. Основной же сюжет полон драматизма. Главный герой романа (сначала бомж, а потом респектабельный человек) проходит через несколько тяжких испытаний для того, чтобы, наконец, обрести долгожданное счастье. Главная героиня страдает ровно столько, сколько длится повествование, пока к ней не возвращается главный герой. И вот наступает хеппи-энд.
Это хеппи-энд особого рода. Слаповский знает меру человеческим радостям, поэтому он отпускает счастье для своих героев скупыми порциями. Начнем с того, что все второстепенные персонажи остаются при своем. Для них хеппи-энд не предусмотрен. Более того, даже редкие мерзавцы из романа никак не наказаны автором. В мире, созданном Слаповским, они продолжают плести интриги и портить жизнь окружающим. Отсюда впечатление, что не все сюжетные линии в романе завершены. Но это только иллюзия. На самом деле у Слаповского продуман каждый ход. И если он не раздает подарки или оплеухи своим героям направо и налево, значит так и должно быть. Жизнь по Слаповскому — суровая штука.
Кроме того, главный герой, хоть и находит свою любовь, но при этом лишается всего своего (прямо скажем, не маленького) состояния. Добровольный отказ от денег в эпоху дикого капитализма выглядит по меньшей мере странно. Такой сюжетный поворот более подошел бы для романа из советских времен — не в деньгах счастье, с милым рай и в шалаше и т.д.