Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:09, автореферат
Междисциплинарное применение термина "концепт" обусловило появление различных определений. В качестве рабочего нами может быть принято определение, сформулированное Д.С. Лихачевым, который трактует концепт как "результат столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека"1. Оно представляется нам наиболее близким понятию художественного концепта в его литературоведческом значении.
Ощущение вечности,
которым пронизано все
Используя символику, писатель показывает нравственный выбор героев. Говоря о "причастии буйвола" автор вновь затрагивает тему "оборотничества" людей. После окончания войны "буйволы" приняли облик добропорядочных немцев, однако акт "причастия" оказывает необратимое воздействие на личность персонажей. "Буйволы" по-прежнему занимают высокое общественное положение, что также свидетельствует о непреодолимости прошлого.
Симпатии Г. Бëлля определенно принадлежат "причастию агнцев". "Агнцы" – жертвы "буйволов", жертвы террора и общественного насилия. Они – воплощение чистоты, достоинства, их поступки пронизаны бескорыстием. Их нравственная позиция выражается в осознанном служении добру и противостоянии "буйволам". Самоотверженность и готовность к самопожертвованию "агнцев" незаметно оборачивается жертвенностью, кротостью. Поэтому говорить о том, что в "агнцах" находит свое полное воплощение нравственный идеал писателя, было бы не совсем верно.
Будучи глубоко религиозным человеком, Г. Бëлль менее всего был склонен довольствоваться моралью непротивления злу. Так, в романе выделяется третья группа персонажей, которую образуют все три поколения семьи Фемель, исключая погибших Отто и малолетнего Генриха. Эти герои, не принимая "причастия буйвола" и не желая быть причастными к насилию, оказываются, однако, совиновными в национальной трагедии, на них также лежит ответственность за нацистские преступления. Так, Генрих Фемель, не решаясь на открытый протест, на действие, оказывается, по существу, совиновным. Он строил не только аббатства и соборы, но также и казармы, лазареты, укрепления. Они, безусловно, близки "причастию агнцев". Их объединяет с "агнцами" неподвластность соблазнам и физическим законам старения. Они также наделяются в романе особыми полномочиями в служении человечеству. Однако каждый в итоге встает на активные позиции противостояния "буйволам" (отказ от "позы иронического превосходства" старого Фемеля, выстрел Иоганны, взрыв аббатства Робертом, усыновление им мальчика Гуго).
Историческая ситуация заставляет каждого из трех поколений семьи в определенный момент жизни оказаться в ситуации индивидуального противостояния обществу. Однако не все поступки героев при этом направлены на то, чтобы изменить ход истории, повторяющейся из поколения в поколение. Прошлое в романе остается непреодоленным не только потому, что "буйволы" стремятся забыть о нем, отказываясь тем самым от своей ответственности за совершенные преступления, но и потому, что оказывающие им сопротивления герои сами при этом порождают новое насилие.
Таким образом, в романе "Бильярд в половине десятого" актуальный слой концепта "война" ассоциируется с проблемой "непреодолимости военного прошлого". Она раскрывается автором через концепцию времени и образно-символическую организацию романа. Об эволюции концепта свидетельствует и мотив руин. Руины аббатства – уже не просто бессмысленные разрушения на войне, это памятник невинным жертвам войны. Кроме того, душевные руины человека в романе обусловлены не только опустошением войной, но и болезненным восприятием несправедливости окружающей действительности. Автор показывает в романе, что внутреннего неприятия "причастия буйвола" мало, необходимо действовать. Однако действие оборачивается ответным насилием. Надежды на преодоление прошлого оказываются на данном этапе напрасными. Это побуждает Г. Бëлля к поиску путей его преодоления, что свидетельствует о дальнейшей эволюции концепта "война" в творчестве писателя.
Четвертый параграф – "Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Групповой портрет с дамой": проблема искупления вины" – посвящен проблеме искупления вины, представленной в романе "Групповой портрет с дамой" (1971), который отражает следующий этап эволюции концепта "война".
Поиски путей преодоления прошлого приводят писателя к осознанию того, что решительные действия героев должны быть направлены на искупление вины. Лишь искупив свою вину, можно преодолеть военное прошлое. Над данной проблемой Г. Бëлль задумывался уже в романе "Глазами клоуна" (1963). Поступок Ганса Шнира в финале романа можно рассматривать не только как протест против респектабельных родителей и преуспевающего общества, но и как демонстрацию его готовности унизиться до самой последней степени, чтобы тем самым принять их вину и возможность ее искупления на себя. Однако к решению данной проблемы автор приходит в романе "Групповой портрет с дамой".
Заметим, что преодоление военного прошлого у Г. Бëлля – это не результат, это процесс, поэтому роман "Групповой портрет с дамой" представляет собой настоящее расследование. Писатель расследует войну как преступление. Расследование ведется повествователем, иронически именующимся в романе "авт.". В рамках проводимого расследования Г. Бëлль снова анализирует проблемы, связанные с войной и нацизмом, восстанавливая тем самым шаг за шагом историю Лени Пфайфер. На примере ее судьбы автор и раскрывает проблему искупления вины.
Г. Бëлль подчеркивает, что национальная вина немцев как раз и заключалась в том, что в истории страны была допущена эта бессмысленная и бесчеловечная война, приведшая к "маленьким трагедиям" множества людей.
Сопричастность к "маленькой трагедии" Лени, совершение поступков, ставших причиной ее страданий, определяет в романе "Групповой портрет с дамой" основной смысл проблемы ответственности. Проблема ответственности в творчестве Г. Бëлля всегда связана с поляризацией персонажей. Те, на ком лежит вина и ответственность за нацистские преступления, противопоставляются в романе тем, кто страдает от виновных и, терзаясь собственным бессилием, становится порой совиновным.
Кроме того, и в этом романе можно выделить третью группу персонажей, куда относятся те, перед кем, прежде всего, необходимо признать и искупить вину, т. к. против них был направлен фашистский террор, именно их стремились подавить гитлеровцы своими лагерями, тюрьмами и казнями. Этими персонажами в романе являются русские военнопленные Борис Колтовский и Петр Богаков, монахиня, еврейка Рахиль. К этой группе относится и Лени Пфайфер, ведь нацисты в неменьшей степени виноваты перед своим народом, который они привели к катастрофе и национальному унижению. Лени словно искупает свое нацистское прошлое своей искренней любовью к русскому, своей преданной дружбой с еврейкой, а также страданиями от их потерь.
Описывая неустроенность жизни людей, в которой даже спустя десятилетия после войны еще слышны отголоски военных лет, автор в очередной раз демонстрирует живучесть нацизма, ведь по-прежнему находятся нацистские фанаты, требующие "газовых камер" для тех, кто нарушает "нормы". Г. Бëлль подчеркивает нарастающую необходимость искупления вины, которое позволит преодолеть военное прошлое, предотвратить его повторение.
Назревшая проблема искупления вины выливается в финале романа в "акцию по спасению" Лени. Возможно, данное действие в сущности ничего не меняет, лишь нарушает привычное спокойствие в городе. Однако оно имеет под собой достаточно серьезную почву. И это, прежде всего, связано с тем, что в этой акции принимает участие даже бывший нацист Вальтер Пельцер.
В предшествующих романах писателя бывшие нацисты чувствовали себя после войны прекрасно, начав жизнь заново, стремясь замазать свое коричневое прошлое. Вальтер Пельцер, умело подстраиваясь ко всем поворотам послевоенной истории, однако, теряет душевный комфорт. На наш взгляд, его мучает именно чувство вины, которое и приводит Пельцера к участию в вышеупомянутой акции. Пельцер совершает поступок, направленный на искупление его вины как бывшего нациста, как соучастника национальной трагедии, который в свое время наживался на войне.
Таким образом, проблема искупления вины, с которой в романе "Групповой портрет с дамой" ассоциируется актуальный слой концепта "война" определяет следующий этап его эволюции. Об эволюции свидетельствует, прежде всего, такой персонаж, как Пельцер. Он не несет явного покаяния в романе, однако между строк улавливается то неизбывное чувство вины, которое он испытывает. Конечно, единичное искупление не может преодолеть военного прошлого. Писатель указывает лишь путь его преодоления. Но именно из индивидуальных покаяний, из осознания личной ответственности и вины происходит искупление вины целой нации.
Итак, концепт "война" в романах Г. Бëлля претерпевает эволюцию, характер которой определяется, прежде всего, развитием военной проблематики в произведениях писателя.
В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются выводы, полученные в ходе работы.
Исследование особенностей функционирования и эволюции концепта "война" в романах Г. Бëлля позволило наиболее полно рассмотреть художественное осмысление писателем войны в различных ее аспектах. В процессе изучения мировоззренческого и художественного аспектов концепта "война" было выявлено своеобразие мировоззренческой позиции автора и раскрыты обусловленные ими особенности актуального слоя концепта "война", заключающиеся в системе образов и мотивов, сложной военной проблематике, сюжетно-композиционной организации романов.
Образная система актуального слоя концепта "война" в творчестве Г. Бëлля представлена преимущественно образами "маленьких людей", им писатель противопоставляет людей "не маленьких". Особое место в образной системе романов занимает образ женщины, который противопоставляется войне. Дополняет образную систему актуального слоя концепта "война" образ католической церкви.
Проблема нравственного выбора героев определяет содержание основных проблем, которые включает актуальный слой концепта "война": проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны, проблемы вины и ответственности, проблемы "непреодолимости военного прошлого", а также проблемы искупления вины. Поднимая ту или иную проблему настоящего, Г. Бëлль обращается к историческому прошлому. Взаимодействие прошлого и настоящего в его романах определяет своеобразие их сюжетно-композиционной организации.
Своеобразие актуального слоя концепта "война" раскрывается в процессе функционирования таких художественных приемов, как интертекст, монтаж и коллаж.
Характер эволюции, которую претерпевает актуальный слой концепта "война" в романах Г. Бëлля, определяется движением авторского осмысления от простых к более сложным вопросам и проблемам (от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме искупления вины; от руин городов к руинам в жизни и душе человека). При этом роман "Групповой портрет с дамой" является в определенном смысле итоговым. В нем выражена мысль о том, что для преодоления военного прошлого необходимо искупить вину.
Эволюция концепта "война" в романном творчестве Г. Бëлля подтверждает тезис о том, что некоторые концепты, существующие в сознании носителей языка, могут испытывать глубокое воздействие творческих личностей, что в свою очередь дает импульс для эволюции их содержания в сознании народа.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
Публикации в других изданиях:
Информация о работе Особенности функционирования и эволюция концепта «война» в романах Г. Бëлля