Особенности функционирования и эволюция концепта «война» в романах Г. Бëлля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:09, автореферат

Краткое описание

Междисциплинарное применение термина "концепт" обусловило появление различных определений. В качестве рабочего нами может быть принято определение, сформулированное Д.С. Лихачевым, который трактует концепт как "результат столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека"1. Оно представляется нам наиболее близким понятию художественного концепта в его литературоведческом значении.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности функционирования и эволюция концепта «война» в роман.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Монтажно-коллажные конструкции  призваны передать многоголосие – множественность точек зрения. Данный повествовательный принцип впервые четко проявился в романе "Дом без хозяина". Автор применяет его для построения целостной картины. Из монологов, свидетельств различных персонажей складывается общая идея, проблема произведения.

Монтаж позволяет сплести прошлое и настоящее в единый проблемный узел. Монтаж различных временных пластов не только раскрывает особенности композиционной организации, но и служит для воплощения определенного содержания произведений писателя. Это наиболее характерно для романа "Бильярд в половине десятого".

Монтаж – одно из важнейших средств художественного воплощения позиции автора. Так, в романе "Где ты был, Адам?" позиция автора выявляется в результате противопоставления и сопоставления точек зрения разных героев (контрастный монтаж). Прием монтажа позволяет удерживать цельность триединства автор-герой-читатель, определяющего актуальный слой концепта "война".

Таким образом, особенности функционирования концепта "война" в творчестве Г. Бëлля заключаются, прежде всего, в использовании определенных художественных приемов, с помощью которых данный концепт реализуется в произведениях автора. Основными художественными приемами в творчестве Г. Бëлля выступают интертекст, монтаж и коллаж. Эти приемы присущи всем романам писателя, именно с их помощью раскрывается своеобразие актуального слоя концепта "война" (его системы образов и мотивов, сложного комплекса проблем и композиционной организации), что в свою очередь обусловлено особенностями философско-эстетических, социально-идеологических взглядов писателя, составляющих основу его мировоззрения.

Во второй главе – "Эволюция концепта "война" в романах Г. Бëлля" – с помощью историко-теоретического метода исследуются изменения смыслового наполнения актуального слоя концепта "война" в романах писателя: "Где ты был, Адам?", "Дом без хозяина", "Бильярд в половине десятого", "Групповой портрет с дамой". Эволюцию концепта "война" мы рассматриваем на двух уровнях: на уровне проблематики и на уровне мотивов. На мотивном уровне эволюция концепта "война" рассматривается нами, прежде всего, как развитие, усложнение мотива руин. На проблемном уровне как движение авторского осмысления от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме искупления вины. Развитием военной проблематики определяется характер эволюции концепта "война" в творчестве Г. Бëлля.

В первом параграфе – "Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Где ты был, Адам?": проблема бессмысленности и бесчеловечности" – исследуется первая фаза эволюции актуального слоя концепта "война". Здесь актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны.

В романе "Где  ты был, Адам?" Генрих Бëлль продолжает развивать проблематику, которую он затронул еще в своей первой повести "Поезд прибывает по расписанию" (1949), где на примере судьбы солдата вермахта показывается вся бессмысленность и бесчеловечность войны. Война, как чудовищная бессмысленность раскрывается в романе не в описаниях боев. Бессмысленность войны представлена, прежде всего, в чудовищной повторяемости и монотонности событий (история строительства и взрыва моста). Чудовищную случайность и нелепость войны Бëлль раскрывает в эпизоде о немецком госпитале, когда санитар, вышедший навстречу советским танкам с белым флагом, спотыкается о неразорвавшийся ранее снаряд. Раздается взрыв, и русские танкисты, приняв его за начало артиллерийского обстрела, открывают огонь по госпиталю. Раненые гибнут.

Бессмысленность войны раскрывается также в непрестанных, хаотических передвижениях. Это настоящее своеволие войны, бросающей солдата на фронт, с фронта в госпиталь, из госпиталя на другой фронт, сталкивающей его с людьми вроде бы случайно. Но порой все обстоит иначе. Так, встреча с еврейкой Илоной Карток оборачивается для главного героя романа, ефрейтора Файнхальса, настоящей любовью.

В романе много  символики, раскрывающей негероическую суть войны, что служит основой авторской концепции бессмысленности войны. В произведениях писателя нет места для героической смерти на фронте. Солдаты умирают случайно, глупо, порой даже возле выгребной ямы, которая становится символом войны. Многих героев романа одолевает совсем не героическое чувство – страх. Всякую героику заведомо снимает и использование антигероической лексики, нарочито приземленной, бытовой интонации. Лживую патетику войны в романе раскрывает и тема орденов как вещей совершенно бессмысленных. Писатель высмеивает отношение к наградам, как символу доблести и отваги. Поэтому для солдат редкий, особенный крест – это всего лишь "ботва". Бëлль использует гротескные зарисовки. Характерно в этом плане изображение полковника Брессена, симулирующего безумие.

Бесчеловечность войны предстает в романе как  череда насилия и убийств. Это  наиболее очевидно демонстрирует глава  о концлагере, куда прибывает очередная партия заключенных евреев. Изображая смерть на войне как убийство, Бëлль рисует целую галерею убийц. Этим "не маленьким" людям писатель противопоставляет в романе "маленьких" людей, которые предстают не только жертвами, но и невольными соучастниками преступлений.

Роману предпослано два эпиграфа, в которых обозначена авторская позиция. Война у Бëлля представляет собой страшную болезнь, но она не может стать надежным алиби для ее участников. Ответ на вопрос, кто виноват в произошедшей трагедии, заключен в эпизоде бесславной и бессмысленной гибели главного героя. Писатель ни с кого не снимает вины.

Таким образом, в романе "Где ты был, Адам?" актуальный слой концепта "война" ассоциируется, прежде всего, с проблемой  бессмысленности и бесчеловечности войны. Г. Бëлль рисует правдивую картину войны, где солдат оказывается не героем, и даже не жертвой, а невольным соучастником преступления. Женщина и любовь противопоставляются в романе бесчеловечности и жестокости войны. Уже в этом романе писатель затрагивает проблемы вины и ответственности. И если ответ на вопрос: "кто виноват в бессмысленной и бесчеловечной войне?" – очевиден, то вопрос: "кто должен нести ответственность за преступления?" – остается в романе открытым, что дает почву для дальнейшего осмысления концепта "война" в творчестве писателя.

Во втором параграфе – "Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Дом без хозяина": проблема ответственности за трагедию прошлого" – исследуется следующий этап эволюции концепта "война" в творчестве Г. Бëлля. Его определяет проблема ответственности, наиболее полно представленная в данном романе. Речь идет, прежде всего, о моральной ответственности. Ответственность у Г. Бëлля – это осознание и готовность признать себя причастным к произошедшей трагедии. Она включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках определенных этических норм.

Г. Бëлль группирует в романе два полюса героев. В  основе биполярности героев лежит способность  памяти всегда помнить или мгновенно  забывать события прошлых лет. Персонажей "положительно заряженного" полюса объединяет их память о военном прошлом. Кроме того, это противостояние рассматривается в романе и как часть еще более общей проблемы: нравственного или безнравственного выбора каждого из героев и ответственности за этот шаг. Создавая таких персонажей романа, как Гезелер, патер Виллиброрд, Шурбигель, Г. Бëлль изображает настоящих "оборотней" – людей, фанатично поддерживавших Гитлера при его власти и с не меньшим энтузиазмом отстаивающих демократические идеалы в послевоенное время.

Ответственными  за трагедию прошлого являются в романе и герои противоположного полюса. Они не просто жертвы войны, они также ответственны за соучастие в нацистских преступлениях. Беспощадно ироничен писатель по отношению к персонажам, не осознающим свою ответственность за соучастие в произошедшей трагедии. Однако Г. Бëлль оставляет за ними возможность "прозрения". Об этом свидетельствует финал романа, демонстрирующий бессилие героев в борьбе с бывшими нацистами, т. к. они сами оказываются не безупречными. Осознание этого их обезоруживает, но и вселяет надежду на их духовное возрождение.

В романе с мотивом  руин тесно переплетается мотив  нелегкой женской судьбы. Речь идет уже не только о руинах домов, но и о душевных руинах. Наиболее страшными оказываются руины в душах женщин-матерей, так как они ответственны не только за себя, но и за будущее, воплощенное в образах их детей. Несмотря на беспросветность жизни и душевную опустошенность именно женщины становятся хранительницами надежды.

Преломляя проблему ответственности в мире обеспеченных буржуа и в мире бедных людей, писатель проверяет основную идею романа в разных социальных условиях. Бедность не оправдывает, а обеспеченность не снимает ответственности. Писатель смещает акцент из сферы социальных вопросов в сферу моральных проблем. Мотив нелегкой женской судьбы способствует в романе более полному раскрытию проблемы ответственности. В немецких домах нет мужей, нет отцов, нет хозяина, который будет нести ответственность за семью, за женщин, детей, за будущее. "Дом без хозяина" становится символом всей опустошенной войной страны.

События послевоенной действительности показаны в романе преимущественно глазами двоих детей, растущих без отцов. У богатого Мартина Баха, как и у бедного – Генриха Брилаха, нет настоящего детства. Судьбы детей в романе являются отражением судьбы целого поколения, лишенного отцов, лишенного детства. Изображая их непростую жизнь, в которой многое так трудно соотносимо с чистотой душевного мира ребенка, писатель призывает к ответственности, прежде всего, перед молодым поколением, к ответственности за будущее страны. В случае, если эта ответственность не будет осознана, будущее может стать повторением прошлого. Именно поэтому проблема ответственности наиболее остро встает в романе "Дом без хозяина".

Религиозные взгляды  писателя вскрывают этическое начало проблемы ответственности. По мнению Г. Бëлля, ответственность за то, что творится на земле, нельзя перекладывать на высшие, небесные силы. Кроме того, люди ответственны не только перед Богом, но и перед теми, кто находится рядом.

Таким образом, в романе "Дом без хозяина", отражающем следующий этап эволюции концепта "война", актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой ответственности. Г. Бëлль рассматривает ответственность как способность памяти не забывать прошлое, как умение признавать ошибки и извлекать из них надлежащие уроки. Тем самым автор затрагивает этическую сторону проблемы, анализирует ее нравственную основу. У романа открытый финал – нацисты отказываются нести бремя ответственности, стирая из памяти войну; в жизни семьи Брилахов появляется очередной "дядя"; неизвестность остается и за женской половиной дома семьи Гольштеге. Все это свидетельствует о нерешенности данной проблемы, и толкает Г. Бëлля к дальнейшему осмыслению военного опыта. Концепт "война" в творчестве писателя продолжает эволюционировать.

В третьем параграфе – "Концепт "война" в романе Г. Бëлля "Бильярд в половине десятого": проблема "непреодолимости военного прошлого" – анализируется роман "Бильярд в половине десятого" (1959), отражающий следующий этап эволюции концепта "война".

Здесь в контексте концепции времени раскрывается проблема "непреодолимости военного прошлого". Рассказывая ретроспективно историю трех поколений семьи архитекторов Фемелей, Бëлль воссоздает историю Германии, в жизни которой за полстолетия в сущности ничего не изменилось. Организующим всю композицию романа началом становится 6 сентября 1958 года – восьмидесятилетний юбилей Генриха Фемеля. Его жизнь словно совершает определенный круг и оказывается в исходной точке: ему снова предстоит отреагировать на позицию единственного, оставшегося в живых сына; в городе снова планируется возведение аббатства святого Антония. Прошлое и настоящее в романе сливается воедино.

Неизменность  происходящего подчеркивается постоянными  повторами. В романе повторяются  описания деталей городского пейзажа, интерьера. Знаками устойчивости, неизменности служат также привычки и жесты героев. Они показывают постоянное возвращение, повторение, цикличность времени. В романе повторяются и отдельные слова, фразы, обороты в речах и размышлениях героев. Неизменность, цикличность событий демонстрируется путем сложного монтажа различных временных пластов.

Фрагменты минувших лет, возникающие в памяти героев, накладываются на исторические события  Германии. Так, через совокупность частных  судеб писатель воссоздает историю страны, что позволяет говорить об историзме изображения действительности в романе. Семья Фемелей претерпевает все превратности немецкой истории первой половины прошлого столетия. В их личный опыт история входит, прежде всего, в форме определенных дат, которые значительны для самих героев.

В судьбе Фемелей  заключена глубокая ирония: у них  одно поколение разрушает в войнах то, что возводило другое. Тем самым писатель показывает роковой путь своей страны от войны к войне, от катастрофы к катастрофе. Историю семьи Фемелей отражает история аббатства Святого Антония, которое становится в романе своеобразным символом истории Германии XX века. Спустя тридцать пять лет после того, как Генрих Фемель построил аббатство Святого Антония, его сын Роберт, офицер гитлеровской армии, взрывает это аббатство. В 1958 году молодой архитектор Йозеф, внук Генриха и сын Роберта, намеревается его восстановить.

Образ аббатства  Святого Антония, строительство и разрушение которого воспринимается как символ истории Германии XX века, ее временной цикличности, свидетельствует о том, что важным способом раскрытия проблемы "непреодолимости военного прошлого" в романе становится также символическое изображение мира.

Информация о работе Особенности функционирования и эволюция концепта «война» в романах Г. Бëлля