Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:36, реферат
Феномен женской поэзии вызывал всегда, вызывает и ныне разноголосицу суждений. Критических страстей, язвительных нареканий, скептических ухмылок здесь еще больше, чем в спорах о женской прозе. Наверное, потому, что явление это труднее "не замечать", так как оно в отечественном и мировом масштабе имеет плеяду безусловно признанных имен.
Анна Ахматова. Марина Цветаева. Две звезды нашего века, до которых пока не подняться ни одному женскому имени в русской поэзии (недаром их именами названы две планеты). Их сравнивают, о них спорят. И то, и другое бесполезно и бессмысленно, ибо это воистину две разные «планеты».
Что же позволило им встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века: Блоком, Есениным, Маяковским, Мандельштамом, Гумилевым, Белым, Пастернаком? В первую очередь это предельная искренность, отношение к творчеству как к "священному ремеслу", виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи. Это то, что роднит их с предшественницами в женской поэзии XIX века.
Государственное образовательное учреждение
«Гимназия …»
г. Санкт - Петербурга
Реферат
По литературе
На тему :
«Мотивы и настроения лирики Анны Ахматовой и Марины Цветаевой»
Экзаменационная работа
Ученицы 11 – б класса
Глава 1
Феномен женской поэзии вызывал всегда, вызывает и ныне разноголосицу суждений. Критических страстей, язвительных нареканий, скептических ухмылок здесь еще больше, чем в спорах о женской прозе. Наверное, потому, что явление это труднее "не замечать", так как оно в отечественном и мировом масштабе имеет плеяду безусловно признанных имен.
Анна Ахматова. Марина Цветаева. Две звезды нашего века, до которых пока не подняться ни одному женскому имени в русской поэзии (недаром их именами названы две планеты). Их сравнивают, о них спорят. И то, и другое бесполезно и бессмысленно, ибо это воистину две разные «планеты».
Что же позволило им встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века: Блоком, Есениным, Маяковским, Мандельштамом, Гумилевым, Белым, Пастернаком? В первую очередь это предельная искренность, отношение к творчеству как к "священному ремеслу", виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи. Это то, что роднит их с предшественницами в женской поэзии XIX века.
При написании этой работы я ставила перед собой задачу не столько раскрыть основные моменты их жизни, сколько показать всю глубину и эмоциональность их стихотворений. Моей целью было показать как настроения этих поэтов отражались в их творчестве.
Итак, обе были поэтами – именно поэтами, а не поэтессами, притом в истории русской поэзии – единственными. Ведь поэт и поэтесса – категории разные, и притом речь идёт не столько о величине таланта, сколько о формуле личности. За всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, лишь два случая, когда женщина-поэт по силе своего дарования ни в чём не уступала поэтам-мужчинам. Анна Ахматова так и писала: «Увы! Лирический поэт обязан быть мужчиной…»
Они были резко противоположны, хотя и почти ровесницы (Ахматова родилась в 1889 году, Цветаева в 1892) .
Обеим был отмерен судьбою жизненный срок- Ахматова прожила на 28 лет дольше – и дано своё творческое время, запас энергии. У Ахматовой эта энергия гармонично распределялась в течение всей её долгой, хотя и трагичной жизни, она как бы пульсировала ровно, не иссякала до последнего дня и никогда почти не доходила да неистовости, до накала.
Цветаева же могла внезапно «прорваться» потоком стихов, разразиться
огромным письмом, обширными дневниковыми записями, написала множество вещей в прозе (Ахматова свою главную прозу так и не осуществила).
Природа, именно природа была у них разная. Всё в них было противоположным. Ахматова, физически некрепкая,- тем не менее в море ощущала себя русалкой, плавала далеко и неутомимо, в противоположность Цветаевой, которая моря не любила, чем отнюдь не оправдывала своё имя Марина – «морская». Представить себе её в полулежачей ахматовской позе, которую первым обессмертил Модильяни, также невозможно, как вообразить Ахматову, преодолевающую размашистым быстрым шагом холмы и леса.
Анна Ахматова и Марина Цветаева - эти имена в сознании читателей взаимно, как магнитом, притягивают друг друга, и особенно в любовной лирике. И это понятно, так как в этой теме поэты часто говорят об одном, хотя и по-разному.
В очерке «Нездешний вечер» М.Цветаева, признаваясь в любви к А.Ахматовой, поклоняясь ей говорит о неком соперничестве в творчестве, отмеченном современниками уже в самом начале их поэтического пути: «Всем своим существованием чую напряжённое – неизбежное – при каждой моей строке – сравнение нас». Далее она поясняет: «Соревнование в каком-то смысле у меня с Ахматовой – было, но не «сделать лучше неё», а – лучше нельзя, и это лучше нельзя – положить к ногам…». Ахматова не расставалась с рукописными стихами Цветаевой. А в 1965 году в беседе с И.Берлиным, выражая своё восхищение творчеством Цветаевой, Анна Андреевна сказала: «Марина – поэт лучше меня».
Чтобы понять различия и сходства в их поэзии, надо рассмотреть каждого поэта в отдельности.
Глава 2
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)
Анна Ахматова - великая поэтесса и потрясающая женщина. Ее называли душой серебряного века, ее стихи сравнивали с творениями Сапфо и музыкой Моцарта. Слог Ахматовой невозможно спутать ни с чем. Его отличает четкость, чистота и сжатость. Всего в несколько строк ей удавалось умещать целые романы и эпопеи чувств. Анна Ахматова входила в русскую поэзию, когда был жив Иннокентий Анненский, когда в ней царили Александр Блок, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт. Она не только сразу вошла в поэзию, но и начала влиять на неё. Творческий путь А. Ахматовой охватывает более чем полвека. За это время она пережила много серьезных жизненных испытаний, которые отразились в ее лирике. Ахматова писала о любви, о Родине, о смерти, о поэте и поэзии. Лирика Ахматовой – это, по преимуществу, а если иметь ввиду раннее творчество, то исключительно – лирика любви. В ее стихотворениях присутствуют Он и Она.
Анна Горенко (таково её настоящее имя) родилась в городе Большой Фонтан под Одессой в семье морского инженера. Первые стихи она написала в 11 лет. Когда её отец узнал, что дочь пишет, он выразил недовольство, назвав её почему-то «декадентской поэтессой». Ахматова пишет: «мне потому и пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами моё имя! »». Фамилия Ахматова принадлежала бабушке Анны, имевшей татарские корни. Будущая поэтесса училась сначала в Царскосельском лицее, а затем в Смольном институте в Санкт-Петербурге. Перед тем, как переехать в Петербург для занятий литературой, еще год она проучилась в Фундуклеевской гимназии в Киеве. «Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина (“На рождение порфирородного отрока”) и Некрасова (“Мороз Красный нос”). Эти вещи знала наизусть моя мама». В 1910 году Анна посетила Париж, где она познакомилась с итальянским художником Амедео Модильяни, а в 1912 - Италию. В 21 год она примкнула к группе акмеистов и 1910 году вышла замуж за поэта Николая Гумилёва. Вместе с ним была в 1910 и 1911году в Париже, в 1912 году в Италии.
В марте 1912 года выходит в свет первый сборник стихов под названием “Вечер”, которая содержала 46 стихотворений. Здесь начинают проявляться черты, на многие годы определившие ее творческую репутацию. Уже современники заметили, какую необычно большую роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализированная роль. Темой сборника "Вечер" была нелюбимая, потерявшая возлюбленного женщина. Для этого сборника характерен мотив трагической любви. Тема разлуки присутствует почти во всех любовных стихотворениях Ахматовой. И практически во всех сборниках, кроме "Вечера", разлука является следствием революции.
“Вечер” имел значительный успех, но подлинная известность пришла к поэтессе после выхода в свет сборника стихов “Четки” (1914). В то же время он вызвал противоречивую критику. Второй сборник поэта должен был на практике осуществить принципы нового литературного направления- акмеизма как противопоставление символизму. Но далеко не все рецензенты согласны были видеть в успехе «Чёток» только творческую победу одной из представительниц нового направления. Несмотря на неблагоприятную ситуацию (через несколько месяцев началась война), “Четки ” приобрели большую популярность.
В ранней поэзии Ахматовой отчетливо прослеживается как отталкивание от многих особенностей творчества, выработанных символизмом, так продолжение тех традиций, которые сделали символизм наиболее заметным поэтическим течением начала XX века. Стихи Ахматовой избегают экзотичности и романтической “всеобщности” в описании примет действительности, заменяя их предельной конкретностью описаний, теснейшим образом связанных с повседневной жизнью.
Третий сборник стихов Ахматовой “Белая стая” (1917) отличается расширением тематического репертуара поэтессы. В этой книге заметное место стали занимать темы, касающиеся только не только личных переживаний, но и теснейшим способом связанные с событиями войны и приближающейся революции. В стихотворениях происходит решительное изменение поэтической манеры Ахматовой, на смену интонациям обычного разговора приходят интонации одические, пророческие, что влечет и смену в стиховом плане. Вместе с тем поэзия времени “Белой стаи” все больше и больше насыщается цитатами из лирики пушкинской поры. Это позволяет выделить в творчестве Ахматовой особый “пушкинский слой”, который со временем становится все более насыщенным.
В поэзии Ахматовой мы находим отклики и на события современности, особенно политические. Особое место среди этих откликов занимают стихи, написанные вскоре после Октябрьской революции. В стихотворении “Когда в тоске самоубийства …” (1917), которое в поздней редакции начинается строкой “Мне голос был. Он звал утешно …”, открыто говорится о неприятии поэтессой революционных событий, но одновременно с этим – о невозможности оставить Родину, оказаться вдали от нее в дни испытаний.
В 1921 году её муж, Николай Гумилев был расстрелян за антиреволюционную деятельность - в творчестве Анны Ахматовой наступил период молчания.
Ее работы не печатались вплоть до 1952 года. Исключение составляет лишь небольшая подборка стихов, вышедшая в журнале "Звезда" в 1940 году и стихотворение "Мужество", напечатанное на первой полосе "Правды" в 1942 году.
Стихи, написанные Ахматовой между 1917 и 1941 годами, наглядно показывают, что не сразу, не вдруг ее лирическая муза освоилась с новой действительностью, начала звучать в унисон с чувствами, которыми жила в бурную первую часть века своей послеоктябрьской эпохи.
Лирика Ахматовой безраздельно принадлежит своей эпохе, вобрала ее в себя. Время щедро одарило ее счастьем и горем, восторженным вниманием поклонников ее таланта и несправедливо суровыми обвиненьями во враждебности ее музы народу, радостью дружбы и чувством горестного одиночества.
В 1935 году был арестован сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилев. Анна Андреевна провела семнадцать месяцев в тюремных очередях (сын арестовывался трижды – в 1935, 1938 и 1949 годах). Вместе со всем народом переживала поэтесса трагедию сталинских репрессий. И когда одна из женщин, стоявших рядом с ней, спросила шепотом: “А это вы множите описать?”, Ахматова ответила: “Могу”.
Так рождались стихотворения, вместе составившие “Реквием”. Цикл не существует в поэзии поэтессы изолированно. Мир поэзии Ахматовой – мир трагедий. Мотивы беды, трагедии в ранней поэзии воплощаются как мотивы личные. Так человеческая память надолго превратилась в “бумагу ”, на которой был запечатлен “ Реквием ”. Без него нельзя понять ни жизни, ни творчества, ни личности Анны Андреевны Ахматовой. Более того, без “ Реквиема ” нельзя осознать литературу современного мира и те процессы, которые происходили и происходят в обществе.
Сдержанно, без крика и надрыва, в эпически бесстрастной манере сказано о пережитом горе: “Перед этим горем гнутся горы”. Биографический смысл этого горя Анна Ахматова определяет так: “ Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне ”. Выражено это с прямотой и простотой, встречающимися лишь в высоком фольклоре. Но дело не только в личном страдании, хотя и его одного достаточно для трагедии. Оно, страдание, расширено в рамках: “ Нет, это не я, это кто-то другой страдает ”, “ И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною. ” С публикацией “Реквиема” и примыкающих к нему стихотворений творчество Анны Ахматовой обретает новый историко-литературный и общественный смысл.
30-е годы стали для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. Однако, лишенная возможности писать, Анна Ахматова вместе с тем пережила именно в эти годы величайший творческий взлет. Великая скорбь, но вместе с тем большое мужество и гордость за свой народ составляют основу стихов Ахматовой этого периода.
Информация о работе Мотивы и настроения лирики Анны Ахматовой и Марины Цветаевой