Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:53, курс лекций
Тема I. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности.
Тема 2. Теоретические и методологические предпосылки литературного анализа. Художественное произведение и его свойства.
Тема 3. Тематика искусства. Литературные роды и жанры.
Догматически узкая интерпретация в отечественном литературоведении с 1920-х гг. - сведение темы литературных произведений к социальной характерности. Художественная тематика сложна и многопланова. На теоретическом уровне ее правомерно рассмотреть как совокупность трех начал. I – онтологические и антропологические универсалии, II – локальные (порой весьма масштабные) культурно-исторические явления, III – феномены индивидуальной жизни (прежде всего - авторской) в их самоценности. Перспектива подобного истолкования тематики искусства намечена М.М.Гиршманом (Избранные статьи. Художественная целостность. Ритм.Стиль. Диалогическое мышление), по словам которого, «в произведениях как художественной целостности равно несомненными и равнодостойными являются человечество, народ и конкретная человеческая личность».
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. «Одни под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении». Иногда тема даже отождествляется с идеей произведения.
М.Горький: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно».
Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений. Необходимость разграничения самих терминов «тема», «проблема», «идея» и стоящие за ними структурные уровни художественного содержания.
В соответствии с этой традицией под темой понимается объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону содержания.
Тематика как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному. Действительные характеры и взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а творчески преломляются: писатель выбирает из действительности наиболее характерное, усиливает эту характерность и воплощает ее в единичном художественном образе.
Литературный персонаж – вымышленная писателем личность со своим характером, т.е. совокупностью индивидуальных устойчивых черт личности – социальных и психологических. На эту индивидуальную целостность и должно быть прежде всего направлено внимание при анализе тематики.
В практике преподавания литературы рассмотрению тематики и дальнейшему анализу «образов» (то есть характеров литературных персонажей) уделяется много внимания, как будто главное в художественном произведении – это та действительность, которая получила в нем отражение, тогда как на самом деле центр тяжести содержательного анализа должен лежать в плоскости: не что автор отразил, а как осмыслил отраженное.
Преувеличенное внимание к тематике переводит разговор о литературе в разговор об отраженной в художественном произведении действительности. Например, если рассматривать «Евгения Онегина» или «Мертвые души» лишь как иллюстрацию к жизни дворянства начала XIX в., то вся литература превращается в иллюстрацию к учебнику истории. Игнорируется эстетическая специфика художественных произведений, своеобразие авторского взгляда на действительность, особые содержательные задачи литературы, а разговор о произведении неизбежно получается «констатирующим» и мало проблемным.
Объективная сторона содержания и авторская индивидуальность на уровне тематики выражается не только в отборе жизненных явлений, что не дает еще возможности всерьез говорить о художественном своеобразии именно данного произведения.
Если тема произведения определяет ответом на вопрос: «О чем произведение?». Из того, что это произведение о любви, о войне, о русском дворянстве начала XIX в., мы получим мало информации о его индивидуальной неповторимости: о любви пишут многие, нам же важно понять, «чем данное произведение отличается от всех других.
Методика анализа тематики.
В конкретном художественном целом часто нелегко разграничить собственно объект отражения (тему) и объект изображения (конкретно изображенную ситуацию). Делать это необходимо во избежание смешения формы и содержания и для точности анализа (что именно анализируется). Например, типичная ошибка – тему комедии Грибоедова «Горе от ума» зачастую определяют как «конфликт Чацкого с фамусовским обществом»». Тогда как это не тема, а лишь предмет изображения. И Чацкий, и фамусовское общество вымышлены Грибоедовым от начала до конца, а тему полностью выдумать нельзя, она «приходит» в художественную реальность из жизненной реальности. В данном случае мы определили не тему, а лишь одну из особенностей формы произведения, а именно – системы персонажей. Для того чтобы выйти на тему, надо раскрыть характеры, воплощенные в персонажах. Тогда определение темы будет звучать: конфликт между прогрессивным, просвещенным и крепостническим, невежественным дворянством в России 10-20-х годов XIX в.
Различия между объектом отображения и предметом изображения очень отчетливо видно в произведениях с условно-фантастической образностью. В басне А.А.Крылова «Волк и ягненок» темой является не конфликт Волка и Ягненка, а взаимоотношение сильного и беззащитного.
От характера образности структурные соотношения между формой и содержанием не меняются, поэтому и в жизнеподобных по своей форме произведениях необходимо, анализируя тему, идти глубже изображенного мира, к особенностям воплощенным в персонажах характеров и взаимоотшений между ними.
Вечные и конкретно-исторические темы.
Конкретно-исторические темы – это характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране; они не повторяются за пределами данного времени, более или менее локализованы. Например, тема «лишнего человека» в русской литературе XIX в., тема пролетариата в романе Горького «Мать», тема Великой Отечественной войны и др.
Культурно-исторический аспект тематики отражает то, что бытию людей пространственно-временная разнокачественность, которая (как и универсалии) неизменно преломляется в произведениях искусства. Явления исторического времени оказываются существенным звеном художественной тематики. Литературой постигаются черты племен, народов, наций, религиозных конфессий, свойства государственных образований и крупных географических регионов, обладающих культурно-исторической спецификой (Западная и Восточная Европа, Ближний и Дальний Восток, Латиноамериканский мир и т.п.). Присущий подобным общностям тип сознания (менталитет), укорененные в них (в жизни как народа в целом, так и «образованного слоя») культурные традиции, формы общения, бытовой уклад с его обычаями неизменно отзываются в плодах художественной жизни. В художественных произведениях искусства неминуемо входят такие реалии жизни тех или иных народов и эпох, как земледельческий труд и охота, чиновничья служба и торговля, дворцовый и церковный обиход, бои быков и дуэли.
Вечные темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, они в разных модификациях повторяются в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Например, темы любви и дружбы, взаимоотношения поколений, тема человека труда и т.д.
В художественных произведениях неизменно запечатлеваются (по воле автора или независимо от нее) константы бытия, его фундаментальные свойства.
Комплекс онтологических (онтология – учение о бытии) тем искусства – вселенские и природные начала (универсалии), как хаос и космос, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т.п.
Антропологический аспект художественной тематики включает в себя:
-во-первых, собственно
духовные начала человеческого
бытия с их антиномиями (
-во-вторых, сферу инстинктов,
связанную с душевно-телесными
устремлениями человека, каковы
либидо (половая сфера), жажда власти,
влечение к материальным
-в третьих, то в людях, что определяется их полом (мужество, женственность), возрастом (детство, юность, зрелость, старость),
-в четвертых, надэпохальные
ситуации человеческой жизни,
исторически устойчивые формы
существования людей (труд и
досуг, будни и праздники,
Названные бытийные начала, приходя в искусство, составляют богатый и многоплановый комплекс вечных тем, многие из которых «архетипичны», восходят к ритуальной мифологической древности (архаике).
В анализе тематики важно определить, какой ее аспект – конкретно-исторический или вечный – более существен, на чем держится основа произведения. Например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Радищева или в фадеевском «Разгроме» наиболее важными, определяющими представляются конкретно-исторические аспекты. В пушкинском «Я вас любил…» или «Сокровенном человеке» А.Платонова – вечные.
Нередки ситуации, когда единая тема органически объединяет в себе как конкретно-исторические, так и вечные аспекты, равно важные для понимания произведения: так происходит, например, в «Евгении Онегине» А.Пушкина, «Бесах» Ф.Достоевского, «Мастере и Маргарите» М.Булгакова.
Тенденция сосредоточиваться исключительно на конкретно-исторических темах, трактуя любого персонажа как «типичного представителя» того или иного социального слоя восходит в нашем литературоведении к работам печально известной школы «вульгарного социологизма». Внимание к вечным аспектам тематики в методологическом и методическом смысле позволяет дополнить традиционный социологический подход пониманием универсального, общечеловеческого содержания классических произведений. Сейчас во всех областях общественного сознания актуализируются общечеловеческие, обще гуманистические, вечные ценности. Речь идет о том, чтобы не ограничиваться в анализе тематики произведения его локально-историческим смыслом, не сводить его содержание к иллюстрации социально-исторических процессов, а выявлять в шедеврах классики их непреходящий смысл, реально волнующий людей разных эпох, поколений и народов.
В нашем сознании довольно прочно укоренилось понимание заглавия тургеневского романа «Отцы и дети» как столкновения двух общественных сил, представителей разных этапов русской общественной жизни XIX в. – дворянства и разночинцев. Эта социологическая трактовка тематики как конкретно-исторической правомерна, но недостаточна. Словосочетание «отцы и дети» применительно к тургеневскому роману можно понимать не только в переносном, но и буквальном смысле: как взаимоотношение родителей и детей, взаимоотношения поколений, разделенных не социальными, а возрастными барьерами. Непростые, во многом конфликтные отношения складываются не только между Базаровым и Павлом Петровичем, но и между Николаем Петровичем и Аркадием, который никогда не был по своей сути разночинцем-демократом. То же можно сказать о взаимоотношениях Базарова с матерью и отцом. Именно возрастным конфликтом вызваны такие понятные по-человечески переживания Николая Петровича, отца и матери Базарова, отчасти Аркадия и даже самого Базарова. Перед нами важный в романе универсальный, вечный аспект тематики, актуальный во все времена: сыновья, выбирающие свою дорогу, с безапелляционностью юности третируют идеалы «родителей» как устаревшие, а «старики» теряют с ними контакт, постепенно переставая понимать, но не переставая горячо любить.
В практике анализа часто приходится сталкиваться с произведениями, в которых не одна, а много тем. Совокупность всех тем называется тематикой. В этом случае целесообразно выделить одну-две темы, а остальные рассматривать как побочные. Побочные тематические линии обыкновенно работают на главную, обогащают ее звучание, помогают лучше в ней разобраться. При этом возможны два пути выделения главной темы. В одном случае главная тема связана с образом центрального героя, с его социальной и психологической определенностью. Так, главная тема в романе Лермонтова «Герой нашего времени» - тема незаурядной личности в среде русского дворянства 30-х годов XIX века, тема, связанная с образом Печорина. Такие же темы романа, как тема любви, соперничества, жизни светского дворянского общества являются в данном случае побочными, помогающими раскрыть характер главного героя (т.е. главную тему) в различных жизненных ситуациях и положениях.
Для практического анализа необходимо также решить, на чем остановиться – собственно на характерах или на взаимоотношениях между ними. Автора может интересовать либо какой-то жизненный характер сам по себе, и тогда обстоятельства, в которых он действует в произведении, служат лишь целям раскрытия этого характера («Гамлет» Шекспира). Либо та или иная жизненная ситуация, и тогда уже характеры прочитываются достаточно схематично и служат вспомогательным средством раскрытия темы («Ромео и Джульетта). Возможно нерасторжимое единство характеров и обстоятельств («Макбет»).
Искусство как самопознание автора.
Наряду с темами вечными и национально-историческими в искусстве запечатлевается неповторимо индивидуальный, духовно-биографический опыт самих авторов. При этом художественное творчество выступает как самопознание, а в ряде случаев и в качестве акта сотворения художником собственной личности, как деятельность жизнетворческая. Эта сторона тематики искусства может быть названа экзистенциальной (от лат. existentio -существование). Она ярко выявлена в таких произведениях средневековой литературы как «Исповедь» Блаженного Августина, «Божественная комедия» Данте, «Житие Аввакума Петрова» и др.
Самораскрытие автора, имеющее исповедальный характер, составило весьма существенный пласт литературы ряда эпох, в особенности же XIX XX столетий.
Анализ проблематики.
Понятие проблематики. Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения.