Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:55, контрольная работа
Какие аргументы в споре об авторстве «Тихого Дона» я считаю более убедительными: против Шолохова или в пользу Шолохова.
Еще учась в школе в выпускном классе, я был на встрече с внуком Михаила Шолохова, возглавлявшем в то время (а может быть, и до сих пор) дом-музей своего выдающегося деда в Вешках. На тот момент со школьных уроков литературы я уже знал факт существования споров вокруг вопроса о так называемом шолоховском «плагиате» романа «Тихий Дон». Мне было интересно: затронет ли лектор в своем выступлении эту щепетильную тему. Затронул. Я не помню подробностей, как он доказывал несостоятельность обвинений, но два поразивших еще тогда высказывания М. Шолохова (которые привел его внук) я запомнил. Одно из них касалось как раз авторства «Тихого Дона»: «Роман я написал – а теперь пусть хоть четвертуют!», а другое – об отношении Шолохова к личности Сталина. Уже после смерти вождя Шолохов на вопрос о культе личности ответил: «Был культ, но была и личность».
Так, героя самой острой и самой беспощадной из пьес Вампилова «Утиная охота» инженера Зилова можно и осуждать, и сочувствовать ему. Больше, на мой взгляд, сочувствовать, потому что вслед за автором я не считаю Зилова отрицательным героем. Он из тех, про кого Вампилов говорил: «Я люблю людей, с которыми всё может случиться». Зилову, как и большинству людей, свойственна полная растворенность в будничном движении времени, поддавшись которому, он ведет себя отчасти легкомысленно, ко многому безразличен, никого и ничего не любит, основной принцип на работе: «спихнуть и делу конец», много времени уходит у него на «выпить и закусить». В его походке, жестах, манере говорить сквозит скука, хотя ему всего около 30-ти лет.
В.Зилова можно назвать Печориным своего времени и частично списать его поведение на среду (а среда, по словам Вампилова, – это мы сами). Да, наверное, можно и нужно говорить, что герой слаб характером, не имеет внутреннего стержня, осуждать, что он обманывает жену, ни разу за четыре года не навестил отца и даже не поехал на его похороны. Но так живет большинство, и Зилов по сравнению со многими не мелкий и ничтожный человек. Другим он уже вряд ли станет, он сам говорит: «Ничего из нас уже не будет», сетует на ленивость и развращенность.
И если для официанта Димы, друга Зилова, охота на уток – это добыча, возможность доказать превосходство, силу, также он относится и к людям, то для Зилова утиная охота – это страсть, символ другой, истинной, жизни. («Главное – сборы да разговоры»). Его фраза: «Подарите мне острова» - символична, как стало символично само выражение «утиная охота», обозначающее мечту, мираж. Идея пьесы «Утиная охота» в расставании с иллюзиями, мучительный путь героя к себе истинному. Зритель и читатель покидают героя в тяжелый момент его жизни, когда он, терзаемый противоречиями, не может или неспособен достигнуть внутренней гармонии. Лично я не верю, что он сможет стать другим. Ведь люди не меняются.
У этой пьесы, как и у большинства других пьес А.Вампилова, кольцевая композиция, поэтому её можно назвать притчей, также можно сказать, что перед нами психологическая драма, критический этюд. Сам же Вампилов называл многие свои пьесы «комедиями».
Мне кажется, если пьеса «Утиная охота» - «комедия», то тогда уж «серьезная комедия».
Вопрос 12
Общность и различие позиций журналов "Новый мир" и "Молодая гвардия" в 60-е годы XX века.
Уже к середине 60-х годов XX века постепенно в обществе начинается поворот от периода "оттепели" к периоду "застоя". Однако в литературе до "застоя" еще далеко. Для 60-х годов характерно не только продолжение бурного развития литературы, но и развитие журнальной публицистики. В литературной борьбе 60-х особенно принципиальное противостояние проходило между журналами "Новый мир" (главный редактор А. Твардовский) и "Молодая гвардия" (главный редактор В. Никонов).
По сути, борьба между "новомировским" и "молодогвардейским" направлениями в новых условиях продолжала борьбу двух духовных традиций развития российского общества в XIX веке – это традиции "западничества" ("Новый мир") и "славянофильства", или "почвенничества" ("Молодая гвардия").
"Новый мир" – "детище XX съезда", но одновременно оппозиционный власти журнал, так как после 1964 года то, что было разоблачено в речи Хрущева о негативе сталинского времени, постепенно стало замалчиваться, а "Новый мир" с этим мириться не хотел. Журнал "Молодая гвардия" тоже выступал против культа личности Сталина, но если для "новомировцев" страшнее всего были репрессии 37, 38 годов, то для "молодогвардейского" направления - коллективизация и "красный террор" – самые страшные преступления Сталина.
Различия в общественно-политической платформе:
Журнал "Молодая гвардия" – никогда прямо не критиковал официальную марксистско-ленинскую идеологию (но надо было разбираться в "подтекстах", чтобы увидеть, что революционно-демократические традиции отрицались). Для "Молодой гвардии" духовные ориентиры - это религиозные авторитеты (С. Радонежский, С. Саровский, Аввакум, Никон, боярыня Морозова, даже патриарх Тихон)
Эстетические программы двух журналов :"Новый мир" ориентировался на традиции русской классики XIX века.
«Молодая гвардия» надежды возлагала на крестьянство, на русскую деревню – это основа национальной духовности.
"Новый мир" отрицал литературу "серебряного века", а "Молодая гвардия" прославляла этот период русской литературы. Общий уровень прозы "Нового мира" был выше уровня произведений, которые печатались в "Молодой гвардии".
Основными направлениями литературы в "Новом мире" были: антикультовая тема, военная тема, тема деревни, "городская проза", мемуаристика. Пожалуй, одной из главных относительно общих позиций журналов "Новый мир" и "Молодая гвардия" было обращение к теме деревни, "деревенская проза" того периода - это ценное, сильное направление литературы.
Но противостояние двух мощных журналов неизбежно, как это бывает в истории, закончилось разгромом обоих.
Сначала закрыли "Молодую гвардию", а потом с поста главного редактора "Нового мира" ушел А. Твардовский, и это стало уже совсем другое издание.
Вопрос 13
Как повлияла статья А.Яковлева «Против антиисторизма» на литературную ситуацию 70-х годов?
Как известно, с легкой руки писателя Ильи Эренбурга конец 50-х – 60-е годы получили в литературе название «Оттепель». Но это явление, как следует из значения самого слова, не было устойчивым. Демократизация в литературе даже в период «оттепели» сочеталась с периодическими «проработками» отдельных писателей и даже целых литературных течений. А к началу 70-х годов власть и вовсе решила раз и навсегда обозначить свою идеологическую позицию как единственно верную.
Но не все писатели исполняли партийные директивы и спешили подчиниться очередным постановлениям ЦК КПСС, поэтому необходим был более решительный и определенный удар по инокомыслию. В 1972 году, 15 ноября, в «Литературной газете» появляется огромная директивно – установочная статья главного партийного идеолога А.Н.Яковлева «Против антиисторизма». Это был программный документ, который стал сигналом для деления на тех, кто с нами и кто против нас. Основными объектами травли становятся упомянутые в статье А.Сахаров и А.Солженицын. На них обрушиваются потоки лжи и клеветы. Однако эти показательные процессы останавливают далеко не всех писателей.
Еще в 60-е годы, несмотря на «оттепель», появилось явление «тамиздат». Когда писатели, живущие в СССР, публиковали свои произведения на Западе (кстати, и Солженицын в том числе). В 70-е годы усиливается цензура и преследование в СССР за чтение и распространение «тамиздатовской» литературы. Однако и это не останавливает сторонников альтернативного коммунистической идеологии искусства. Явным проявлением тенденции несогласия стало возникновение «самиздата». Это явление «началось с широкой славы Бродского». Эту «вторую культуру» назвали культурой андеграунд. Общим принципом объединения писателей был принцип несогласия с партийной линией в литературе. Однако эстетического единства в этом объединении не было. Несмотря на это, дерзкие попытки восстания против единообразия в литературе и монополии одной идеи продолжаются, как раз в 70-е годы появляется термин «другая литература». И в широких читательских массах возникает потребность в этой самой «другой литературе». К этому времени идеологическая борьба становится все напряженнее. За границу высланы И.Бродский, А.Солженицын, продолжается кампания против А.Сахарова. Наиболее решительные и последовательные представители литературной оппозиции в 70-е годы составили «диссидентское» движение, их называли и называют «правозащитниками».
Но опасный и многообразный литературный процесс в 70-е годы, несмотря ни на что, продолжает развиваться. Главный «корпус» русской (советской) литературы составили: «деревенская» проза (В.Распутин, В.Шукшин, Ф.Абрамов, В.Быков, Б.Васильев, Ю.Бондарев, И.Стаднюк, А.Чаковский, П.Проскурин и др.); вошла в моду стихотворная тема, хотя поэтического бума, как в 60-е, не наблюдалось; по-прежнему выделялась авторская песня(Б.Окуджава, А.Галич, который в начале 70-х был исключен из Союза писателей и в 1974 году покинул Родину, вершина авторской песни – творчество В.Высоцкого); драматургия «новой волны» (Л.Петрушевская, А.Галин, В.Арро, А.Казанцев, Л.Разумовская, В.Славкин и др.).
Так развивался литературный процесс вплоть до 1985 года. С началом в конце 80-х годов ХХ века нового этапа в общественно-политической жизни страны условия развития литературы и искусства резко изменились.
Вопрос 14
Социальная и нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной литературы (на примере романа З. Прилепина «Санькя»).
Захар Прилепин – выпускник ННГУ им. Лобачевского филологического факультета, его имя стало известно современникам благодаря его таланту. Именно личность автора, его харизма подтолкнули меня при ответе на экзаменационный вопрос по современной русской литературе остановить свой выбор на романе З. Прилепина «Санькя».
Скажу сразу, что произведения меня не впечатлило, но язык, которым оно написано, интересен очень, автор бесподобно умеет связывать слова в осмысленные предложения, выстраивает яркие, впечатляющие фразы. Хотя в целом, это сразу видно, художественные, эстетические задачи Прилепин в романе не ставил. Главное – это социальная, нравственная, психологическая проблематика романа.
Действие происходит в 90-е годы ХХ века – это немного успокаивает, несмотря на то, что социальные проблемы, главная из которых установление хотя бы относительной социальной справедливости в обществе, не решены. Да и вряд ли это произойдет в обозримом будущем. Ведь социальные и нравственные проблемы взаимосвязаны. А наше общество продолжает жить по принципу: не сделать так, чтобы у меня появился такой же дом, как у соседа (о чем говорит уезжающий из родительского дома Штольц, герой романа А. Гончарова «Обломов»), а поджечь этот самый дом, чтобы, якобы, стало по справедливости: раз я не могу его иметь, значит, и ты не должен. Именно так ведут себя герои романа Прилепина «Санькя». Они, будучи членами нацбола, участвуют и сами организуют агрессивные акции протеста, с погромами, разрушениями, избиениями, колечиниями себя и других. При этом они ничего не предлагают взамен. Наверное, неслучайно главный герой Саша Тишин ни разу не смог ответить на вопрос: что же дальше? Много раз судьба предлагала Саше переосмыслить свой выбор, задуматься, пойти по другому нравственному пути (это и его беседы с Безлетовым, учеником отца, и случайная встреча с евреем Лёвой в больнице, и реплика неизвестного старого деда, а главное слова – предостережения собственной матери: «Одно дело, когда совершают дурные поступки они. А другое дело, когда ты их будешь совершать»). Однако в своем стремлении радикальными способами изменить жизнь к лучшему он и другие «союзники» непримиримы. Силы, здоровье, даже жизни молодых, не самых плохих людей, по-своему патриотично настроенных, тратятся впустую. Даже если бы такие саньки пришли или придут к власти, то полезного они ничего не сделают, так как люди с хаосом в душе не способны созидать.
Особенно оттолкнул от себя образ главного героя Саши Тишина после эпизода с ограблением человека с большими деньгами. Не станет ли это нравственным ориентиром для сегодняшних подростков?!
Многое из «свинцовых мерзостей», описанных авторов, - это, к сожалению, наша повседневная жизнь. Прилепину удалось сделать срез и описать то, чем живет определенный слой людей в России. Это современные русские революционеры.
Но нравственные проблемы и нравственное начало связаны все же с прошлым поколением (дед и бабка героя), с русской деревней. Неслучайно Саньке несколько раз в непростые моменты жизни снится его дед, да и едет он «отсидеться» тоже к бабке в деревню.
Мне кажется, автор романа, так убедительно и жестко описывая смуту данного исторического периода жизни страны, хочет показать, что подобные действия его героев – это тупик. Поэтому, наверное, неслучайно как символ созидания в настоящем упоминается любовь Негатива, друга Саши Тишина, одного из «союзничков», к комнатным растениям, его забота о цветах.
Информация о работе Контрольная работа по «Русская литература ХХ века»