Исследование авторской песни в Пензенской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Даная курсовая работа посвящена изучению авторской песни и анализу творчества пензенских самодеятельных поэтов.

Немаловажной причиной выбора данной темы стало не только желание исследовать историю развития авторской песни, но и проанализировать творчество пензенских бардов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………………………………..3
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РЗВИТИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ……………5
Становление авторской песни………………………………………………5
Кризис авторской песни……………………………………………………..6
Упадок авторской песни………………………………………………...….12
ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ КАК ЖАНРА…………….……....14

2.1 Характерные черты авторской песни …………..…………………………14

2.2 Поэтический текст авторской песни………………………………………19

3. ТВОРЧЕСТВО ПЕНЗЕНСКИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ПОЭТОВ..…………24

3.1 Анализ сборника «Россия, Родина, Судьба…»…….……………….…....24

3.2 Анализ сборника «Костры, горящие в ночи»………….………………....29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………….……………………...…….…..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..….…39

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………40

Прикрепленные файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ!!!.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Академические «бессодержательники» создают и исполняют песни «без огня в сердце», не давая себе труда прожить то, о чем пишут и поют. Думают, наверное, во время исполнения песни, как бы не спутать аккорды или первый голос со вторым. Но если человек не живет тем, о чем поет, то нет единства песни и жизни, и это уже не авторская песня. Это, скорее, уже эстрадная песня.

Некоторые из академических «бессодержательников» создают так называемые лаборатории, студии и даже театры авторской песни, силясь втиснуть авторскую песню в несвойственные ей формы академического, театрального или эстрадного искусства. Результаты таких опытов получаются соответствующими их цели, оторванной от сути авторской песни, простоты и красоты ее внутренней духовной жизни. При этом академические «бессодержательники» считают себя большими авторитетами в авторской песне, посматривая на других свысока, не понимая всей глубины и трагичности своего разрыва с авторской песней, ее духовно-нравственными основами.

За неимением внутренней прожитости (огня в сердце), происходящей из единства человека с духовно-нравственной идеей, часть академических бессодержательников играет нагнетанием эмоций. Например, Елена Камбурова во многих своих песнях нагнетает нарочито глубокий и тягучий эмоциональный трагизм.

В связи с этим, как  предупреждение, вспоминаются строки из известной песни М. Володина «Гори, моя душа»: «Так дай нам Бог  понять на нашей страшной тризне, что все, в чем нет огня, не стоит ни гроша».

В настоящей авторской  песне исполнитель песни сосредотачивается  на сути, заключенной в песне, которую  он хочет донести, а не на эмоциях, которые она вызывает. (Так пел  Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и другие, внутренне сосредотачиваясь на сути песни). А по нему, как по камертону, настраиваются зрители, слушатели — те, кто хочет прикоснуться к сути песни, участвовать в ее внутренней жизни, создаваемой исполнителем.

Кроме разделения среды авторской песни на основателей, утративших развитие, и новых авторов, оторвавшихся от основ авторской песни, кризис проявился еще и в ослаблении общественного, общинного настроя среды авторской песни. Авторы, исполнители и любители нового поколения, все меньше осознававшие и чувствовавшие в своей жизни проявление духовно-нравственных основ авторской песни, стали все более выдвигать на первый план свои личные интересы: желание личной победы в фестивальном конкурсе, желание привилегированного положения в среде авторской песни за счет своих званий, знакомства с организаторами фестивалей и многое другое. Содержание песен таких авторов стало глубоко индивидуалистическим, зацикленным на личных переживаниях, часто невысокого бытового уровня. Уменьшается число песен и авторов философско-сознательного раздела, требующего выражения в песне предстояния перед большим, чем личная жизнь и через него перед вечными ценностями. В частности, все меньше становится песен высокого уровня, выражающих единство автора с другими последователями авторской песни, творческим содружеством, своим народом, Родиной.

К этому времени во всех основных направлениях авторской  песни определились главные духовно-нравственные ценности и типичные формы их выражения. Из-за отсутствия развития появляется поток вторичных песен, повторяющих друг друга по смыслу, набору образов, музыкальной гармонии. Это приводит к появлению конкуренции между авторами, делению на «своих» и «чужих» как в клубах, так и на фестивалях авторской песни. Из-за общего для авторской песни измельчания идей песен у достигших известности, признания авторов появляется страх перед новыми значительными по смыслу песнями. Организаторы ряда фестивалей, лелея «избранных», пропускают на конкурсные сцены фестивалей песни среднего и низкого уровня, на фоне которых песни «избранных» выглядят не так тускло и убого. Вообще новым авторам глубоких значительных песен становится очень трудно пробиться на фестивальные сцены.

Полузапрещенный статус авторской песни, в том числе  временное закрытие некоторых крупных фестивалей в этот период (80-е годы), создавали ей ореол значительности, общечеловеческой народной ценности — порой даже там, где для этого не было достаточных оснований, что также мешало увидеть нарастающий кризис и осознать его причины.

В общем, кризис авторской песни  выразился в достаточно сильном  отходе от духовно-нравственных основ  авторской песни в жизни. В  результате слабеют характерные  признаки авторской песни, становится менее четким и ясным ее отличие  от других песенных течений.

Честные последователи авторской  песни бьют тревогу, стараются понять, что же случилось, почему исчезает прежний  настрой авторской песни.

Желая сохранить настоящую авторскую  песню, единство с ее духовно-нравственными  основами, многие последователи авторской песни стремятся к этому всеми силами, ищут выход. Но, видимо, никто из них до конца не понимает, что же случилось и что надо делать.

1.3 Упадок авторской песни

В 90-е годы с исчезновением  тоталитарного государства кризис авторской песни переходит в  упадок. Академические бессодержательники получают большое признание на фестивалях. Именно их культивируют организаторы многих больших (региональных и межрегиональных) фестивалей. Серьезные песни с глубоким смыслом все реже попадают на фестивальные сцены, и наконец, за редким исключением, исчезают с них совсем. Конкурсные концерты фестивалей компонуются из пустых развлекательных песен. Ведущими фестивалей в ряде случаев становятся диск-жокеи, проводящие фестивальные концерты в развязном стиле дискотеки.

Конкуренция между «чужими» и «своими» доходит до того, что на ряде фестивалей начинаются махинации организаторов со звуковой аппаратурой: «своим» настраивается получше, «чужим» — похуже. Недостаток смысла песен все больше заменяется спиртными напитками, которыми при попустительстве оргкомитета фестивалей торгуют очень широко. И вообще, чем только не торгуют на многих больших фестивалях. Песня оказывается только незначительным приложением к этим большим базарам.

Доходит до того, что люди, приезжающие  на фестиваль ради серьезной авторской песни, перестают ходить на фестивальные концерты и собираются у костров.

Множество дельцов от авторской  песни делает деньги на торговле магнитофонными записями, видеозаписями, сборниками песен. Тут уж не до духовно-нравственных основ  — была бы прибыль. В общем, те, кто хочет, погружаются в грязь алчности, пошлости и цинизма, делая это без зазрения совести.

Во время упадка во многих клубах авторской песни употребление спиртных напитков становится нормой. Уровень  идей песен соответствующий, часто кабацко-разудалый или пошло-бытовой. И публика соответствующая.

Но если авторская  песня еще жива, то благодаря стараниям  своих честных последователей, не изменивших ее духовно-нравственным основам  и сохранивших свое святое естество — человеческий облик, несмотря на потерю понимания пути развития и явные признаки упадка вокруг. И эти люди могут, объединившись, начать действовать. Как бы ни был тяжел упадок, он может стать началом пути к возрождению через поиски пути наверх. И очень нужен этот путь.

Что касается современной  авторской песни - бросается в глаза и то, что для нынешнего состояния песенного фольклора характерен перевес поэтического творчества над музыкальным. За последнее десятилете не появилось ни одного нового музыкального направления в самодеятельном творчестве. Но намечаются  две тенденциями в самодеятельном песенном творчестве: с одной стороны, усилится музыкальное начало и исполнительский профессионализм, так как ниша "умной" песни на эстраде отнюдь не заполнена; с другой стороны, авторская песня укрепится как некий противовес массовой культуре, и тогда здесь возможно образование новых синтетических, экспериментальных направлений.  
Перспективы развития авторской песни оцениваются исследователями жанра по-разному. Существует точка зрения, согласно которой авторской песней следует считать только то, что написано до начала 1990-х годов (А. Е. Крылов). С другой стороны, внушает оптимизм прогноз известного литературоведа Л.Долгополова, пророчащего авторской песне расцвет именно на рубеже веков. Оправдаются ли эти надежды, достигнет ли авторская песня новых высот в новой культурной ситуации, зависит от того, как сложится творческий путь каждого из молодых бардов. У нового поколения существует возможность использовать и синтезировать творческий опыт классиков жанра - романтиков-шестидесятников (романсового театра Окуджавы), балладного театра Галича и Высоцкого, "тихих лириков" второй волны и болезненно-эпатажных рок-поэтов. На творчестве нового поколения не может не сказаться и опыт прочтения совершенно доступной сейчас новейшей русской поэзии, отечественной и эмигрантской. К развитию авторской песни как жанра пограничного, междуродового побуждает и технический прогресс, обуславливающий постепенное усиление "звучащего" слова.

 

2. ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

2.1 Характерные черты авторской песни

В связи с кризисом и упадком авторской песни, во время которых она в большой  мере утратила свое предстояние пред вечными ценностями и исходящие  из него отличительные признаки, к  авторской песне в ряде случаев стали причислять сначала отдельных представителей, а затем и целые другие самостоятельные песенные течения (рок-песни, дворовой песни, песни преступной среды, армейской песни и даже эстрадной песни).

Свою роль здесь сыграла  и неконкретность названия авторской песни, обозначающего песенное течение, где авторы сами исполняют свои песни. Во всех вышеперечисленных песенных течениях, неправильно причисляемых к авторской песне, достаточно авторов, самостоятельно исполняющих свои песни, не соответствующие, однако, духовно-нравственным основам авторской песни.

Поэтому возникает необходимость  уточнения смысла названия авторской  песни, а может быть, и замены прежнего названия более точным, отражающим суть авторской песни. Это могло  бы помочь собрать последователей авторской песни вокруг нового уточненного смысла и создать новый уровень развития авторской песни, на котором опять станут явными признаки, отличающие ее от других песенных течений.

Для того чтобы сравнивать авторскую песню с другими  песенными течениями, дополнительно к ее духовно-нравственным основам определим признаки песен, принадлежащих ей. Эти признаки — простота, цельность, высокий духовно-нравственный уровень идеи и ее раскрытия в песне, высокий уровень выражения идеи в слове.

Первым признаком является простота текста и музыкальной части песен. Простота — это такое состояние, когда через небольшое количество внешних составляющих элементов выражено множество сторон глубокого и высокого смысла. Чем выше уровень развития человека, тем больше сторон глубокого и высокого смысла он может осознать и выразить в своих песнях или увидеть в песнях других авторов. Здесь не надо путать простоту и примитивность. В отличие от простоты примитивность — это состояние, когда явлению придается один смысл невысокого уровня, отсекающий глубокие и высокие стороны смысла и тем принижающий выражаемое явление.

Простота является отличительным  признаком настоящей поэзии и  настоящей авторской песни. Уже  по этому признаку авторскую песню  можно отличить от многих других песенных направлений, в том числе от «самодеятельной песни», бытовавшей рядом с авторской песней. Не случайно Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий выступали против причисления их к авторам «самодеятельной песни». Да и Юрий Визбор, хотя и принимал это название, выступал за повышение качества песен.

Вторым признаком песен  авторской песни является цельность, означающая подчинение всех частей песни  раскрытию идеи, которую она выражает, ради которой она написана. Цельность  исключает наличие частей песни, не служащих раскрытию идеи песни.

В ряде других песенных течений  нередки песни, в которых присутствуют части, не участвующие в раскрытии  идеи песни. Эти части песен пишутся  попутно как выражение мыслей, пришедших в голову автора во время  творчества, что делает песню разбросанной по смыслу.

Третьим признаком песен  авторской песни является высокий  духовно-нравственный уровень идеи и её раскрытия в песне. Здесь, с одной стороны, необходима идея, возвышающая, облагораживающая человека. С другой стороны — гармоничное сочетание различных сторон идеи, высоко и глубоко раскрывающие ее. При гармоничном сочетании раскрываемые стороны идеи не мешают друг другу, а дополняют друг друга до общего целого, одинаково необходимо работая на ее раскрытие.

Четвертым признаком  песен авторской песни является высокий уровень выражения идеи в слове, когда слова песни работают на раскрытие идеи большинством сторон своего смысла и звучания, соответствующего характеру выражаемой идеи.

И по этим признакам многие другие песенные течения не дотягивают до авторской песни. Рассмотрим их по порядку.

Несколько песенных течений  можно объединить под названием  сознательных «низкоуровневиков», так как они по качеству своих песен сознательно не стремятся ни к высокому уровню идеи и ее раскрытия в песне, ни к высокому уровню владения словом. Это течения дворовой песни, армейской песни, песни преступной среды. Близка к ним и самодеятельная песня, ее пиратский, ковбойский циклы, студенческий юмор и сатира, а также песни, написанные на невысоком уровне владения словом или выражающие невысокие идеи — например, песни, выражающие повседневную обывательскую жизнь как в городе, так и в туристских походах.

Внутренняя близость большей части сознательных низкоуровневиков привела в последнее время  к их объединению под названием «шансон», означающем улично-эстрадные песни невысокого качества. В шансон вошла значительная часть песен преступной среды, дворовой и самодеятельной песни.

Что же касается того, что  один из основателей авторской песни, Владимир Высоцкий, начал свой творческий путь с написания в том числе песен преступной среды, — да, он вышел из подобной среды, но именно вышел, перерос ее примитивный уровень. Если посмотреть на хронологию написания таких песен, то это 60-е годы. В 70-е он практически ушел от их написания, так как ему стал интересен более высокий, общечеловечески значимый уровень идей. Да и со словом он работал очень сильно и точно, достигнув уровня настоящей поэзии.

Информация о работе Исследование авторской песни в Пензенской области