Диалог литературы и кино: роман С. Моэма «Театр» в киноверсиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – найти различия и сходства романа и кино, объяснив их природу и необходимость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить зарубежные и отечественные критические исследования английской литературы ХХ века.
Определить особенности творчества С. Моэма.
Проанализировать идейно-художественное своеобразие романа С. Моэма «Театр».
Осуществить сопоставительный анализ литературного произведения и его экранизации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….
3
Глава 1.
Литература Великобритании в контексте мирового литературного процесса ………………………………….

6
1.1.
Зарубежные и отечественные критические исследования английской литературы ХХ века………………………………….

6
1.2.
Особенности творчества С. Моэма …………………….………...
12
Выводы по первой главе ………………………………………………
20
Глава 2.
Литературоведческая интерпретация романа С. Моэма «Театр» и его анализ его экранного воплощения ………………………………………………..


21
2.1.
Идейно-художественное своеобразие романа С. Моэма «Театр»…………………………………………………………….


21
2.2.
Сопоставительный анализ литературного произведения и его экранного воплощения …………………………………………...

26
Выводы по второй главе ………………………………………………
32
Заключение ……………………………………………………………...
33
Ссылки ………………………………………………………………......
34
Список использованной литературы ………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

Alina-Moem-last.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Тема правления государственного аппарата показана в романе И. Во «Не  жалейте флагов», а романы «Упадок и разрушение» и «Пригоршня праха» основаны на столкновении наивного человека с жестким миром. Г.В. Аникин и Н.П. Михальская пишут, что «И. Во создал сатирические образы аристократов и буржуа, нарисовал картину «упадка и разрушения» Британской империи. Однако идеал писателя связан с давно отжившим свой век укладом жизни родовой католической аристократии. Это ограничивает его сатиру. Тем не менее, приговор, который писатель выносит современной ему Англии в трилогии «Шпага чести» особенно суров» [Михальская, Аникин, 1998, с. 180].

Значительным явлением послевоенного времени стало  творчество патриарха английского  критического реализма Чарльза Перси  Сноу (1905–1980). Цикл его романов под названием «Чужие и братья» охватывает огромный пласт времени длиной в полвека и описывает широкий социальный спектр британского общества: политиков, ученых, университетских преподавателей. Повествование объединено фигурой главного действующего лица – юриста и ученого Льюиса Элиота, который берет на себя роль в постановке и разрешении многих морально-этических конфликтов, связанных с расширением человеческих знаний. Эпопея «Чужие и братья» во многом перекликается с романным циклом Энтони Пауэлла «Танец под музыку времени». Конфликт «двух культур» – «физиков» и «лириков» – главная тема, волновавшая Сноу на протяжении всей жизни, поскольку его всегда беспокоило, с чем человек науки войдет в новый век. [Пронин, Толкачев, 2000, с. 81].

В произведениях о Первой мировой войне писатели обращали особое внимание на судьбу индивидуума, который был обречен на суровые лишения, страдания и гибель. Произведения Второй мировой войны больше сосредоточены на судьбе коллектива и на истории воинских дел целого подразделения.

На литературу 2-й половины ХХ века сильно повлияли исторические события. Уже в первые послевоенные годы процесс отделения от Великобритании ее прежних колоний стал особенно интенсивным. Британская империя перестала существовать как политическая империя. В ее владениях остались лишь некоторые, весьма отдаленные островные территории. Империю заменило Содружество наций, в которое вступали освобожденные колонии. Однако происходящие процессы подтверждали невозможность возврата к прошлому.

Исторические события  не могли не повлиять на изменения  в литературе, вызвавшие новую  волну интереса к колониальной проблематике (романы Д. Стюарта, Д. Олдриджа, Б. Девидсона, Н. Льюиса). Британцы начали переоценивать свое положение на мировой арене, стремясь определить свою «английскую сущность». Настроения молодежи, проблемы образования, трудоустройства, обеспечения необходимых условий жизни, вопрос о возможности реализации творческих потенциалов личности, расовые проблемы – все это получило свой отклик в произведениях послевоенных лет. Конец 60-х – начало 70-х годов отмечены молодежно-студенческими волнениями, подъемом забастовочного движения, пик которого пришелся на 1972 год [Михальская, Аникин, 1998, с. 237].

Писатели по-разному  отвечали на драматизм реальности. Как метафизический хаос, столкновение с которым вызывает у индивида чувство отчаяния и впечатление абсурда, представлен он в романах Л. Даррелла и Э. Берджеса, в пьесах Э. Бонда и Г. Пинтера. Бурно и гневно реагируют на свою неустроенность «сердитые молодые писатели», относящиеся к «поколению 50-х годов» (Д. Осборн, Д. Уэйн и другие).

В английской литературе, как и в мировой литературе, появляются новые темы: героическая тема и тема сдвигов и перемен. Масштабность современной действительности передана в весьма характерных для английской литературы романных циклах. Жанр эпического цикла помогает передать большие временные периоды, преемственность между десятилетиями, поток событий, в русло которых вовлекаются герои. Таковы эпические циклы Э. Поуэлла, Ч. Сноу, Д. Линдсея, Ш. О'Кейси. Авторы циклов выступают как историки своей эпохи, изображая действительность в движении, становлении [Михальская, Аникин, 1998, с. 240].

Многие произведения 2-й половины ХХ века характеризуются  глубиной социального пессимизма, цель писателей одна – показать жизнь народа в послевоенной Англии, изобразить классовую борьбу, основные тенденции социально-политического развития, откликнуться на вопросы войны и мира, кризиса и прогресса, волнующие всех.

Проблемы гуманистического развития человека и общества, поиски истины, которая, по выражению британского  автора 2-й половины столетия У. Голдинга, «всегда одна», волновали в равной мере и модернистов, и не модернистов. ХХ век был так сложен и противоречив, столь неясен, что писатели модернистской и немодернистской направленности, понимая глобальность происходивших в мире процессов и решая зачастую одни и те же задачи, делали при этом прямо противоположные выводы

 

1.2. Особенности  творчества С. Моэма

Уильям Сомерсет Моэм (25 января 1874 – 16 декабря 1965) – знаменитый английский писатель, его литературная деятельность охватывает период более 60 лет, из которых 35 лет он посвятил драматургии. У. Моэм начал свою карьеру во времена поздних викторианцев Т. Гарди, Р. Киплинга, О. Уайльда и закончил, когда отбушевали «сердитые», когда литературными звездами считались У. Голдинг, А. Мэрдок и М. Спарк. С. Моэм на протяжение своего долгого творческого пути всегда оставался современным и одним из известных авторов. По словам Г.Э. Ионкис, в первую очередь, это связано с тем, что в лучших своих произведениях С. Моэм поднимал большие проблемы общечеловеческого и общефилософского плана, а также в его удивительной чуткости к трагическому началу, столь характерному для бытия XX столетия, к скрытому драматизму характеров и человеческих отношений. С. Моэм никогда не пытался кому-то подражать, стремился всегда быть независимым и иметь свою индивидуальность. В своих произведениях он всегда выражает свое мнение, не боясь критики со стороны его коллег-писателей [Ионкис, 2010].

С. Моэм был не равнодушен к людям, его большой интерес  к ним с каждым разом возрастал. Для него люди – это поиск нового вдохновение. Всякий раз, когда С. Моэм посещал театр, он больше наблюдал за реакцией людей, чем за игрой самих актеров. Приехав в какую-нибудь страну, он не спешил полюбоваться достопримечательностями, а высматривал интересных самобытных людей. «О человеке можно писать всю жизнь и все равно сказать ничтожно мало», – говорит С. Моэм. «То, что было в людях хорошего, радовало меня; то, что в них было дурного, не приводило в отчаяние», – Моэм всегда старался быть честным не только с собой, но и со своими читателями. Многие его работы написаны о людях, о тех с кем он встречался, дружил и наблюдал [Ионкис, 2010].

С. Моэм постепенно переходит  от одного жанра и литературного  рода к другому он старается добиться той степени совершенства и мастерства, которым должен обладать настоящий писатель. В отличие от многих писателей С. Моэм добивался успеха в каждом жанре, к которому он переходил. Вспомним не совсем удачные опыты Б. Шоу в области романа или же попытки Г. Флобера в драматургии. С. Моэм мастерски овладел такими жанрами как: романы, пьесы, автобиографии, рассказы, статьи, предисловия и критические эссе.

Увлечение С. Моэма к  литературе началось еще с детства. В школьное время он сильно заикался и плохо говорил по-английски, что вызывало насмешки со стороны его сверстников, свое утешение он искал в библиотеке своего дяди, читая различные книги. Став юношей, С. Моэм поступает в Гейдельбергский университет в Германии, где он отрыл для себя много нового и интересного. Г.Э. Ионкис в работе о Моэме-студенте пишет, что «уже в университете он почувствовал свое призвание, но в респектабельной семье положение профессионального литератора считалось сомнительным». В семье С. Моэм был самым младшим, его три старших брата были юристами, из-за не разногласий с семьей С. Моэм выбирает профессию врача. В 1892 году он поступает в медицинскую школу в Англии в одном из бедных районов Лондона. «За те годы, что я занимался медициной, я систематически проштудировал английскую, французскую, итальянскую и латинскую литературу. Я прочел множество книг по истории, кое-что по философии и, разумеется, по естествознанию и медицине», – вспоминал С. Моэм. «Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача» – признавался позднее сам писатель [Ионкис, 2010].

Из боли и страданий, с которыми жизнь столкнула С. Моэма в Ламбете, родился его  первый роман, написанный в традициях  натурализма и посвященный судьбе молодой женщины, становящейся жертвой  среды. «В «Лизе из Ламбета» (1897), – писал С. Моэм, – я, ничего не добавляя и не преувеличивая, изобразил людей, встречавшихся мне в районе, который я обслуживал как практикант-акушер, и случаи, поразившие меня, когда по долгу службы я заходил в дома или в свободное время бродил по улицам... По недостатку воображения я просто вносил в книгу то, – что видел своими глазами и слышал своими ушами». Принципу достоверного описания обыденного С. Моэм остался верен и впоследствии [Михальская, Аникин,1998, с. 226]. Роман не имел большого успеха, но критика отнесла его к школе натурализма. С. Моэма не очень привлекало художественное движение «натурализм», Г.Э. Ионкис пишет, что «как художник он был свободен как от эстетского пренебрежения прозой жизни, так и от натуралистического смакования серости будней». Примером в области литературы и одновременно его учителем для С. Моэма был французский писатель Ги де Мопассан, именно он приблизил С. Моэма к школе реализма. «Когда я начал работать над «Лизой из Ламбета», я старался писать ее так, как, по моему разумению, это должен был бы сделать Мопассан», – говорил С. Моэм. Дебют С. Моэма в роли писателя прошел успешно, но большую часть своего творческого пути он посвятил драматургии.

После нескольких неудачных  попыток одноактных пьес в 1902 году его  пьеса «Браки совершаются на небесах» была поставлена в Берлине. В Англии  С. Моэм опубликовал пьесу в журнале «Авантюра», но до постановки дело не дошло.

Настоящий успех пришел к С. Моэму в 1907 году в его комедии  «Леди Фредерик». В 1908 году С. Моэм, наконец, смог покорить и Лондон, когда в сезон шли четыре его пьесы. В следующих своих пьесах С. Моэм поднимает темы социального неравенства, лицемерия и продажности представителей высших эшелонов власти: «Сливки общества», «Смит» и «Земля обетованная».

«Общедоступные газеты хвалили пьесы за остроумие, веселость и сценичность, но поругивали за цинизм; более серьезные критики были к ним беспощадны. Они называли их дешевыми, пошлыми, говорили мне, что я продал душу Мамоне. А интеллигенция, ранее числившая меня своим скромным, но уважаемым членом, не только от меня отвернулась, что было бы достаточно плохо, но низвергла меня в адскую бездну как нового Люцифера», – признавался позднее С. Моэм. В период до Первой мировой войны его пьесы с успехом шли и в лондонских театрах, и за океаном.

Во время войны С. Моэм увидел жизнь с другой стороны. Он работал на британскую разведку и, выполняя задания в Швейцарии, затем был послан с секретной миссией в Россию. Он был рад попасть в Россию, его как писателя русская литература очень интересовала, он был влюблен в роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и в детстве по несколько раз его перечитывал. Прочитав «Преступление и наказание», С. Моэм начал читать произведения И.С. Тургенева, пока не открыл для себя произведения А.П. Чехова и даже решил учить русский язык, чтобы прочитать их в оригинале. «Чехов расскажет вам о русских больше, чем Достоевский», – признавался С. Моэм.

В послевоенный период в  драматургии С. Моэма происходят некоторые изменения, он добавляет в свои комедии остроту, чтобы еще больше заинтересовать зрителя, но при этом, не теряя легкости его комедий. Например, в комедии «Круг» (1921) дана резкая критика моральности высшего общества. Г.Э. Ионкис в работе «Грани дарования» о С. Моэме рассказывает, что «уделяя по-прежнему большое внимание фабуле, но отказавшись при этом от замысловатости сюжетных ходов, С. Моэм ограничивает действие комедии рамками одной семьи. Измены, расчет, лицемерие, отсутствие глубоких чувств и ответственности перед детьми, неспособность быть счастливым и дать счастье другому – вот в чем винит С. Моэм своих героев, жизнь которых проходит как в дурном круговороте, где дети повторяют печальную судьбу своих родителей» [Ионкис, 2010]. Затем С. Моэм пишет пьесу «Неизвестность» (1920), которая раскрывает тему «потерянного поколения». В 30-х годах его пьесы касаются послевоенного времени, экономический кризис, растущая угроза фашизма и новой мировой войны: «За особые заслуги» (1932) и «Шеппи» (1933). Сам писатель характеризовал свои пьесы как «хаос послевоенного времени».

Многие критики предсказывали С. Моэму большой успех в драматургии, но в начале 30-х годов он, понимая, что достиг совершенства в этой области, решает оставить драматургию и перейти к рассказам и романам. Первые романы С. Моэма послевоенного времени «Бремя страстей человеческих» (1915), «Луна и грош» (1919), «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» (1930). Романы С. Моэма начинают экранизировать, что увеличивает его популярность в этом жанре.

Глубина драматических  конфликтов определяет структуру романов  С. Моэма, составляющих значительную часть его литературного наследия. Жизнь его героев складывается нелегко, она наполнена страданиями, утратой иллюзий; они одиноки, не поняты близкими, мучительно ищут свой путь и место в жизни. Глубоко страдает герой «Бремени страстей человеческих» Филип Кэри. Рано осиротев, он лишился любви, заботы и ласки. Не сбывается его мечта стать художником, глубоко мучительны отношения с Милдред. Роман «Бремя страстей человеческих» признан высшим достижением С. Моэма. Роман отличается своей открытостью и искренностью. Т. Драйзер назвал С. Моэма «великим художником», а книгу – «творением гения» и сравнил ее с бетховенской симфонией  [Михальская, Аникин, 1998, с. 227].

В романе «Пироги и  пиво, или Скелет в шкафу» писатель раскрывает себя с другой стороны, где трагическое начало уступило место комическому, а сатирическая линия причудливо переплелась с лирической. Затем он пишет роман «Узорный покров» (1925), где он говорит о непременном единстве Добра и Красоты.

Ирония С. Моэма продолжается в романе «Театр» (1937). За тридцать лет отданных драме С. Моэм многое узнал о театре и познакомился со многими актерами. В центре романа история карьеры великой актрисы Джулии Ламберт. За тридцать лет, отданных драме, Моэм узнал многих выдающихся актрис театра и кино. В фильмах, снятых по его романам, играли Б. Дэвис, К. Гриффитс, Г. Гарбо, Г. Свенсон, Г. Купер. Джулия Ламберт собирательный образ. В романе С. Моэм показывает, что иногда актеры продолжают играть не только на сцене, но и в жизни, боясь показать своего подлинного лица. С. Моэму в высшей степени присуще шекспировское восприятие мира как гигантского театра. «Театр» С. Моэма повествует не только об актерской игре как о великом искусстве, но и о том лицедействе, которого исполнены современные отношения матери и сына, мужа и жены, о фарсе, в котором участвуют столпы общества, представители интеллектуальной элиты, сильные мира сего. Каждый ведет свою игру. С. Моэм смотрит на нее не из партера, а из-за кулис. Смещение ракурса разрушает иллюзию, обнажаются скрытые от глаз побудительные мотивы, направляющие действия героев [Ионкис, 2010].

Отличительной чертой его  романов является краткость и  простота. Романы написаны без аффектации, в них нет причудливых конструкций, вычурных сравнений и эпитетов. Все  его романы живые и динамичные, в этом и заключается секрет знаменитости С. Моэма.

Информация о работе Диалог литературы и кино: роман С. Моэма «Театр» в киноверсиях