Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:48, реферат
Торжественное открытие музея состоялось 16 апреля 1895 г. Первым директором был избран А.К. Кузнецов. Деятельность музея строилась на основе принятых Программы и Правил. Комплексность программы и обширность территориальных исследований способствовали созданию значительного количества отделов в музее: естественно-исторического, антропологического, археологического, нумизматического, промышленного, сельскохозяйственного, образовательного, отдела пособий и др.
В общероссийский процесс
музейного строительства
Они были созданы в Нерчинском Заводе при горном правлении (1788) и горном училище (1823). Собрание Минеральных кабинетов носило универсальный характер и включало минералогические, ботанические, палеонтологические, археологические предметы, картографический материал, модели машин и инструментов. В основу классификации коллекций были положены типологические принципы наук конца XVIII - нач.XIX вв. Они были первыми центрами по изучению полезных ископаемых края и использовались как вспомогательное средство для преподавания предметов учебного плана. Музейные коллекции, научный архив и библиотека составляли единый комплекс. Минеральные кабинеты подчинялись горному ведомству и Горному кадетскому корпусу (Санкт-Петербург). Вхождение в музейное пространство характеризовалось и сбором коллекций для отечественных (Горный музей, музей Луганского литейного завода, музей Неплюевского военного училища и др.) и зарубежных музеев (Бавария), научных обществ (МОИП, Императорского ботанического сада), учебных заведений (Барнаульское горное училище, Горная техническая школа). Участие местной интеллигенции в формировании музейных коллекций явилось выражением ее гражданского и профессионального долга.
В 50-60-е гг. XIX в. получает
широкое распространение
В эти годы широкую известность приобрели частные музеи А.М. Курбатова в Верхнеудинске и М.А. Зензинова в Нерчинске. Естественнонаучные коллекции, собранные М. Зензиновым, и его ботанический сад пользовались известностью среди ученых России.
Крестьянин К.К. Гурулёв, занимавшийся краеведением, создал домашний музей в с. Илим возле Нерчинска. В музее были представлены образцы местных полезных ископаемых, чучела птиц, кости вымерших животных и др. Каждый предмет имел подробное описание.
В г. Нерчинске находился частный музей известного золотопромышленника М.Д. Бутина, в котором были представлены коллекции по минералогии, геологии и этнографии, а также предметы, привезённые из Европы и Америки.
В 80-90-е гг. XIX в. в культурном развитии и музейном строительстве Забайкалья большую роль играли политические ссыльные, разночинная интеллигенция и местная буржуазия, которая вносила денежные пожертвования на различные нужды музеев и оказывала им моральную поддержку.
Об особом внимании ссыльных народников к музеям свидетельствует письмо А.К. Кузнецова к Н.М. Мартьянову от 28 февраля 1893 г., в котором он писал, что, по его мнению, местные музеи в недалёком будущем станут главными проводниками в народную массу как теоретических, так и практических знаний.
А.К. Кузнецов - "нечаевец", отбывший шестилетнюю каторгу на Каре, а затем поселение в Нерчинске и Чите, горячо увлёкся строительством местных музеев.
В 1886 г. он стал основателем Нерчинского публичного музея и общественной библиотеки. Нерчинский музей был создан по типу известного в то время Минусинского музея.
Коллекции музея распределялись по отделам: естественно-историческому, антропологическому, археологическому, промышленному, сельскохозяйственному, образовательному и отделу пособий. В 1889 г. в музее насчитывалось 6578 экспонатов. Музей располагался в здании Городской Думы на первом этаже. Управление музея возлагалось на комитет, члены и кандидаты которого избирались Городской Думой.
В первые годы в состав комитета входили известные общественные деятели Нерчинска: И.В. Багашев, М.Г. Голиков, В.И. Грудинин, П.С. Кожиков, А.Н. Малевич, Т.М. Масюков, Н.И. Попов, Г.А. Стуков, И.И. Шари, И.Е. Благовещенский, А.К. Кузнецов.
В 1894 г. Нерчинский музей
был перенесён Городским
Центр музейного
В начале 1897 г. в музее
насчитывалось 20 418 предметов. Это были
коллекции минералов и горных
пород, гербарии, чучела животных, птиц,
этнографические предметы материальной
и духовной культуры бурят, эвенков,
русского населения, археологические
предметы, документы, фотографии и др.
Большую роль в создании музейного
собрания играли дары местного населения,
притоку пожертвований
Наиболее распространённой формой собирательской работы музея были полевые сборы - краткосрочные выезды (экскурсии), к которым привлекались местные специалисты и учёные. Так сотрудник Забайкальской горной партии инженер А.П. Герасимов собрал петрографическую коллекцию.
Часто такие экскурсии
осуществлялись за собственный
счет участников. Например, в 1897 г.
на собственные средства
Эффективным средством изучения края и комплектования музейного собрания были научные экспедиции, организуемые другими ведомствами с участием членов ЧО ПО ИРГО. Так, в военных экспедициях 1895-1899 гг. по изучению Манчжурии участвовали К.Д. Логиновский, В.Я. Гусев, И.К. Вислоух. Большую роль в комплектовании музейного фонда играли внемузейные выставки как местного, так всероссийского и мирового значения.
В 1896 г. коллекции по минералогии и этнографии были отправлены музеем на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. В 1897 г. свои коллекции музей представлял на юбилейной выставке Центрального общества правильной охоты в Москве. Но несомненным успехом ЧО ПО ИРГО и музея была серебряная медаль и диплом за этнографические коллекции на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Значительно вырос музейный фонд благодаря проведенной членами ЧО ПО ИРГО в Чите Сельскохозяйственной и промышленной выставки в 1899 г. Музей-дацан, построенный на территории выставки (ныне парк ОДОРА), был богатейшим хранилищем ценных предметов (1625 экз.) буддийского культа (сгорел в 1914 г.). Кроме коллекций в распоряжение музея и отдела поступили участок окультуренной земли по Кайдаловке с посадками до 7 тыс. деревьев и кустарников, пчельником, изюбрятником и др. строениями. Собранные в музее предметы подвергались систематизации, научному определению и описанию. По предложению А.К. Кузнецова, в музее была введена система подвижных каталогов с расположением в них описываемых предметов по системам рек Забайкалья в направлении с запада на восток. В первые годы деятельности музея в такие каталоги вошли минералогические, геологические, ботанические, зоологические, палеонтологические коллекции, предметы буддийского культа.
В конце XIX - начале XX в. многие музейные сотрудники (А.К. Кузнецов, Д.А. Клеменц) высказывали мысль о необходимости созыва съездов деятелей музеев. Такая форма общения, по мнению А.К. Кузнецова, "дала бы возможность с большей пользой для дела разрешить множество вопросов, относящихся к коллекционированию, сохранению коллекций в музеях, их пересылке и обмену с другими учреждениями".
Итак, в дореволюционный период сотрудниками музеев и отделов ИРГО была заложена основа подлинно научных исследований Забайкалья, Южной Бурятии, прилегающих регионов Монголии и Маньчжурии в естественно-историческом и этнографическом отношении.
Многообразная деятельность музеев и отделов географического общества, их активная роль в распространении краеведческих знаний заставила передовую общественность осознать необходимость открытия таких учреждений в других населенных пунктах.
.
В годы Первой мировой и Гражданской войн деятельность музеев практически была свернута. Прекратилась их издательская деятельность.
Научные и музейные кадры были востребованы в период ДВР (1920-1922 гг.), правительство которой объявило все музеи общегосударственным достоянием республики и передало их в ведение Министерства Народного Просвещения. Впервые были утверждены штаты музеев. Значительно увеличилось число посетителей. Так, с ноября 1920 по июнь 1921 г. Читинский музей посетило 11300 чел.
В 1921 г. Правительство
ДВР отметило выдающиеся заслуги
А.К. Кузнецова и присвоило
В 1923 г. Читинский и Хабаровский музеи находились на грани закрытия, так как Дальревком принял постановление о снятии их с Госбюджета. Только вмешательство ДальОНО предотвратило их разрушение.
В 1925г. музеи Постановлением СНК РСФСР перешли в ведение Главнауки.
В этом же году в Читинском музее был открыт отдел революции (Музей революции). Его создал А.К. Кузнецов. В отделе были собраны материалы по декабристам, народникам, большое количество фотографий, плакатов, листовок, книг, характеризующих революционное движение в России.
В 1925 г. Читинский музей оказал помощь экспедиции Зоологического музея РАН на территории Забайкалья.
В 1925 г. Забайкальская делегация участвовала в работе Первого Восточно-Сибирского краеведческого съезда, состоявшегося в Иркутске. В 1926 г. А.В. Харчевников - ученый секретарь Читинского музея - был делегатом VI сессии Центрального бюро краеведения в Москве и Первой конференции по изучению производительных сил Дальнего Востока в Хабаровске.
В музее после десятилетнего перерыва возобновилась издательская деятельность совместно с Забайкальским отделом РГО. Под редакцией А.В. Харчевникова был выпущен XV том "Записок Заб. отд. РГО".
В 1926 г. усилиями врача А.К.
Белявского и кружка местных краеведов
в Сретенске был открыт школьный
краеведческий музей при
Для музейного строительства в довоенные годы (1928- 1941) характерна реорганизация, перестройка содержания экспозиций, широкий размах просветительской работы.
Музей становился "мощным орудием пропаганды марксистско-ленинского мировоззрения". Согласно требованиям Наркомпроса РСФСР менялась структура краеведческих музеев. Ведущим отделом становился отдел социалистического строительства, где основное внимание уделялось историко-революционным событиям и ведущей роли Коммунистической партии. Приемка экспозиций и выставок, организуемых музеями, согласно приказу Наркомпроса от 4 января 1938 г. производилась специальными комиссиями. На музеи также возлагалась организация и руководство краеведческой работой. Музей и Забайкальское общество краеведения ставили задачей проведение самостоятельных исследовательских работ по изучению производительных сил края с целью практического решения хозяйственных и культурно-социальных проблем.
Летом 1929 г. экспедиция в составе И.А. Софронова, В.И. Союзова, И.И. Михалкина, В. Буйницкого и А. Толченова проводила орнитологические обследования в районе оз. Иван-Тасей и долины р. Конды. В этом же году в естественно-историческом и охотничьем отношении изучался район гольца Сангекан, проводились орнитологические сборы и наблюдения во время весеннего перелета птиц.
Сотрудники Читинского музея
совместно с членами
Исследованиями сорно-полевой растительности в районах Карымской волости и Читинского уезда занимался Б.Д. Замошников. Результаты исследовательских работ легли в основу "Записок Заб. отд. ДВ Об-ва Краеведения" (ЗОК) и Читинского музея им. А.К. Кузнецова (Чита, 1930 г.).
Этнографические исследования в эти годы проводил музейный сотрудник А.Н. Добромыслов. Он изучал историю, быт и культуру русского, в том числе "семейских", бурятского и тунгусского населения Забайкалья. С 1938 г. естественно-научные экспедиции по области проводились под руководством Е.И. Павлова.
Сотрудники музеев, краеведы занимались регистрацией и обследованием памятников декабристов в Петровском Заводе, Акатуе, Акше (А.В. Харчевников, 1926, 1927), памятников старины, революции и Гражданской войны в Нерчинске, Сретенске (Н.Н. Жуков, 1929), установлением памятника на Каре (Л.Ф. Бердников).
Информация о работе Забайкальский краеведческий музей им. Кузнецова