Рыцарская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:24, реферат

Краткое описание

Тема «Рыцарская культура», на мой взгляд, до сих пор актуальна. Она имеет большую роль для мировой истории в целом. И несмотря на такое глубокое исследование со стороны многих ученых, это тема до конца еще не изучена, так как не возможно досконально изучить все аспекты развития истории (будь это история средневековья, советская история, мировая).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность рыцарства, феодальное общество……………………………11
Глава II. Рыцарские турниры.
2.1. Происхождение рыцарских турниров…………………………………….15
2.2. Образец для подражания. Рыцарские романы……………………………17
2.3. Церковь и турниры…………………………………………………………18
2.4. Турниры, как придворный праздник……………………………………...20
Глава III. Рыцарское вооружение (на примере Англии)………………………….24
Глава IV. Любовь и рыцарство……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………...33

Прикрепленные файлы: 1 файл

Рыцарская культура.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

В Англии в это время распространились полностью закрытые горшковидные шлемы. На ряду с ними существовали и более легкие открытые шлемы. Топхельм тем не менее быстро превратился в основное боевое наголовье тяжелой конницы. Также существовали шлемы с подвижными антропоморфными масками – личинами, которые выступили аналогом позднейших подъемных забрал. Бытовали они в короткий отрезок времени с конца 12 по первую половину 13 века.

Единственным средством динамической обороны выступали щиты – миндалевидные, удлиненно треугольные и круглые. Усиление доспеха, связанное с появлением полной защиты ног и глухих шлемов, привело к распространению укороченных треугольных щитов, известных в Европе с 1200-х годов. В Англии наибольшей популярностью пользовались  треугольные щиты. Наступательное вооружение полностью соответствовало защитным средствам. Вся Европа пользовалась так называемыми «романскими» мечами. Они имели длинный широкий клинок и предназначались прежде всего для нанесения удара, что было обусловлено преобладанием гибкой (кольчужной) защиты. Укол не был достаточно эффективным средством борьбы с железным защитным покровом из-за гибкости клинка и относительно широкого его окончания.

В Англии также имело хождение другое специфическое клинковое оружие, а именно фальшион. Он отличался массивным однолезвийным клинком с выраженным расширением в сторону острия. Фальшион, как и романский меч, предназначался скорее для удара, чем для укола и был необычайно эффективен за счет смещенного баланса и усиленно рабочей части.

Основным оружием тяжелой конницы – европейского рыцарства – было копье. В 1250-х годах «век кольчуги» закончился. На протяжении всего 13 века шел процесс усиления наступательного оружия. Мечи для удобства конного боя делались все длиннее и тяжелее. Г 1240-50-м годам появились мечи «в полторы руки», или «бастарды». Достаточно длинная рукоять позволяла наносить удары двумя руками. Более длинный и массивный клинок и возросшая в 2 раза масса увеличили разрушительный эффект меча. Данный процесс захватил всю Европу. Отметим, что одни из наиболее древних образцов «бастардов» обнаружены в Англии.

В Западной Европе широко распространились различные виды древкового оружия. Все активнее употреблялись арбалеты (самострелы, как их называли на Руси). Все больше повышалась их мощность. Для удобства натяжения утяжеленной дуги потребовались специальные приспособления такие, как поясные крюки. Кстати, самый ранний натяжной крюк в Европе обнаружен в Изяславле в слоях 1230-х годов.

В таких условиях гибкость кольчуги стала отрицательным фактором. Концентрированный удар, например двуручной секиры, если и не нарушал целостности кольчужного полотна, то мог привести к серьезным травмам. Потребовались новые, более жесткие защитные конструкции, выход нашелся в использовании пластинчатых доспехов.

В некоторых регионах, например в Византии, традиции их изготовления не прерывалась с Античности. Были знакомы с пластинчатыми доспехами и в Англии. Гиральд Камбрийский писал о датчанах, напавших на Дублин в 1171 году, что они были защищены панцирями из «искусно сшитых железных пластин». Западная Европа знала многочисленные эксперименты с материалами для пластин – от рога и вываренной кожи до китового уса. Первенство закономерно осталось за сталью. Массовое применение пластин началось при поиске способов защиты суставов, наиболее уязвимых для раздробляющего воздействия оружия. Первые монолитные створчатые конструкции, столь популярные впоследствии в 1240-50-х годах появились в Европе изначально в качестве наколенников. При этом на Руси раньше, чем где бы то ни было используются летные наручи.

В середине 13 века усилилась и защита корпуса. Входит в употребление так называемая «бригандина». Она формировалась пластинами, зафиксированными с помощью заклепок на изнанке тканевой несущей основы доспеха.

С этим доспехом Европу, видимо, познакомили монголы, которые, в свою очередь, вывезли его из Китая. Новая идея упала на благодатную почву: Европа имела давнюю традицию драпировки доспехов тканью. К началу 14 века из 10 доспехов 9 были бригандинными, все остальное приходилось на долю кольчуг и иных прикрытий. Конструкция бригандины оказалась настолько удачной, что в такой манере стали изготавливать практически любые элементы защитного снаряжения – наручи, поножи и даже бармицы. Наиболее ранние английские изображения бригандин относятся ко второй половине 13 века. Это надгробие неизвестного рыцаря из Уорчестершира и Гилберта Маршалла графа Пемброка из Лондона.

Русский пластинчатый доспех оказывал несомненное влияние на вооружение западных соседей, что отражено рядом рыцарских надгробий, скульптур и памятников станковой живописи. Введение жестких пластинчатых конструкций, очевидно было повсеместным и практически единовременным процессом. В некоторых регионах он начался раньше. Тем не менее это был единый общеевропейский процесс, результат единых тенденций в развитие военного дела и единого движения производительных сил.

Необходимость усиления защиты, естественно, коснулась и боевых наголовий. В Европе предпочтение все чаще отдавалось шлемам обтекаемых очертаний. Выпуклые или наклонные поверхности наиболее эффективно создавали отражающий момент, противодействуя тяжелому оружию. К концу 13 – в 14 веке все большую популярность завоевывают открытые шлемы или шлемы с улучшенным обзором: В Англии куполовидный бацинет, который в последствии оснастили подвижным забралом. Ограниченное хождение имели, видимо, и шлемы с полными наносниками. В Англии использовались шлемы с полями – «шапель – де- фер», которые надежно прикрывали лицо от секущих ударов, однако оставляли открытой шею и основание черепа. Для защиты этих участков со второй половины 13 века вошли в употребление боевые ожерелья «горжет» с высокими воротниками той или иной конструкции.

Вооруженный описанным образом рыцарь был трудно уязвим для холодного оружия. Поэтому все большее значение приобретает колющее оружие. Главной целью становилось отныне горло, подмышки, локтевые сгибы, подколенные впадины, основания стоп и оборотные стороны кистей рук. Кольчуга же гораздо хуже сопротивлялась уколам. Все большее распространение получает ударно-раздробляющее оружие, которое даже не пробивая защитный покров, приводило к контузиям и переломам. В результате к 14 веку появляется несколько групп наступательного оружия, способного эффективно поражать любое защитное снаряжение.

Итак, коренное различие внешнего облика английского и русского вооружения можно констатировать не ранее второй половины 13 века. Англия, как и вся Европа, стремилась к созданию все более полной и непроницаемой защиты, что привело к появлению в конце 14 века сплошного латного доспеха, который развился в последствии в «готический» доспех 15 века.

В 15 веке приоритет стал отдаваться восточным системам воинского убранства. При этом нередко использовалось европейское наступательное оружие. Огнестрельное оружие вообще шло в ногу с европейским, особенно после создания Оружейной палаты. В Европе, в том числе в Англии, продолжали проявляться некоторые традиционные тенденции. Например, имеется серия саладов со сфероконической тульей и приклепанным отдельно навершием. Тем не менее такие характерные черты, как навершие и сфероконическая геометрия, ясно оказывают на продолжение некой более древней традиции, которая могла прийти с Востока Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любовь и рыцарство.

В 12 веке в Южной Франции стал развиваться новый вид поэзии – короткие, лирические и технически сложные стихотворения, повествующие о глубоко личном, особенно о любви мужчины и женщины.

Поэтов средневековой Франции, писавших о любви и рыцарстве, называли трубадурами. Чаще всего аристократы по происхождению, они писали на языке langue d’oc (группа средневековых диалектов южной Франции, составивших современный провансальский) и создали поэтический стиль, резко отличавшийся от принятого на севере эпического стихотворчества. Однако, благодаря браку Элеоноры Аквитанской (отцом которой, кстати, был трубадур) с Людовиком седьмым в 1137 году. Лирика, воспевающая романтические отношения среди знати, стала распространяться на всю территорию Франции  и за ее пределами.

Новое виденье любви.

Хотя этот жанр поэзии был предназначен главным образом для развлечения наиболее состоятельных сословий, стихи отражали поведенческие нормы и устои общества. Браки, часто заключавшиеся по расчету, чтобы породнить знатные семейства, давали супругам немного возможностей проявить истинную любовь страсть друг к другу. Кроме того, шевалье часто отправлялись на войну, оставляя жен в одиночестве, тоске и острой потребности в любви и ласке.

Почитание идеалов мужества и храбрости при исповедании истинно христианских ценностей привело к тому, что очень быстро кодекс рыцарства распространился среди высших сословий, на фоне чего взгляд на природу любви становился все более идеализированным. Однако при этом речь вовсе не шла о равенстве полов, поскольку именно рыцарь должен был угождать даме. Исполняя буквально любой ее каприз.

Под влиянием темы любви в арабской литературе (проникшей в Западную Европу через Палестину и исламские территории Испании благодаря крестоносцам), лейтмотивом нового стихотворного жанра стала преданность. Типичный сюжет: рыцарь, потерявший голову от любви к даме, которая либо замужем, либо помолвлена, клянется до конца своих дней верно служить ей, находясь, как правило, вдали от нее. Их любви никогда (за исключением редких случаев не суждено сбыться, и даже когда между влюбленными протягивается нить связи, она держится в тайне.

Ланселот и Гиневра.

 Крестьен де Труа, которого многие считают основателем жанра артуровской романтической поэмы, создал ряд произведений по мотивам древних легенд о короле Артуре, центральной темой которых является любовь. Наиболее известные из них, написанные благодаря меценатской поддержке Марии графини Шампаньской Филиппа графа Фландерского, воспевают любовь рыцаря Ланселота к жене короля Артура Гиневре. Эти поэмы – красноречивое свидетельство того, что любовь рыцаря не знает преград.

В те времена для рыцаря считалось унизительным ехать в карете, а не верхом. Но Ланселот, поколебавшись лишь мгновение садится в карету, узнав, что это даст ему возможность получить весточку от возлюбленной. Однако, этот миг нерешительности стоит ему расположения королевы. Тем не менее, она смягчается и ночью впускает его в свои покои, впоследствии, впрочем, обрекая его amour courtoise ( рыцарская любовь)  на новые испытания.

Разделившийся сам по себе.

            Эта же  тема не обошла стороной и английскую литературу. Например в 15 веке  сэр Томас Мэлори посвятил рыцарской любви дружбе и страсти эпопею «Morte d’Arthur» (Смерть Артура),в которой он изобразил как личными переживаниями предательство может разрушить самые близкие и крепкие узы.

В своем парафразе легенды о короле Артуре Мэлори показывает как душу Ланцелота раздирает противоречие как душу его преданностью королю и любовью к королеве Гиневре. В конце концов этот конфликт приводит к краху и королевства Круглого стола Короля Артура.                                           

            «Роман о розе»

Необычайную популярность (судя по числу дошедших до наших дней рукописей) приобрела поэма Гийома Лорриса «Роман о Розе». Это – восхитительный аллегорический рассказ  о сне человека которого Праздность уносит в дивный сад где среди встреченных им персонажей - Блаженство, Богатство, Великодушие. Попадая во власть Бога любви, человек настолько отдается красоте прекрасного розового куста, что его охватывает одержимое желание во что бы то ни стало завладеть , хотя бы одним бутоном . На его пути возникают разные аллегорические образы – Куртуазность, Опасность, Рассудительность, Сожаление, Стыдливость, И Страх, но В конце концов с вмешательством сил Природы он становится счастливым обладателем вожделенного цветка.

Обреченная любовь.

Важное место в куртуазной литературе того времени занимают многочисленные варианты пересказа античной истории о Тристане  Изольде .Всепобеждающая страсть Тристана  к жене своего дяди, короля Марка, вспыхнувшая после того, как влюбленные легкомысленно вкусили любовного  напитка, вступает в противоречие с его рыцарским долгом верности своему королю .разрешить , которое в состоянии только смерть обоих влюбленных.

В итальянской литературе рыцарская любовь не только находит отражение, но и побеждает смерть в «Божественной комедии» Данте. Описывая свое видение рая, автор рассказывает о своей встрече с тенью древнеримского поэта Вергилия. Который вызывается сопровождать Данте В поисках его возлюбленной Беатриче, умершей в возрасте всего 24 лет. Однако сначала автор должен спуститься в ад ,где он встречает много грешников . в том числе влюбленных рыцарей. Обреченных на вечный путь верхом сквозь тьму и ветер за то что при жизни они не смогли совладать со своей страстью. Например, Паоло и Франческа охвачены настолько слепой и эгоистичной любовью друг  к другу. Что это приводит их прямо к Сатане.

Впрочем  Данте и Вергилий минуют повелителя тьмы и оказываются у подножья горы Чистилище, где человек очищается от грехов. На вершине горы находится рай, где Вергилий оставляет Данте, нашедшего наконец свою Беатриче. Она проводит его по всем кругам рая, становясь в его глазах еще прекраснее, пока они не приходят к самому Богу. Таков взгляд автора на любовь, как на блаженное чувство, ниспосланное нам свыше.

Искусство любви.

В  конце 12 века такие же взгляды выразил Андреас Канеллаус, писавший при дворе графини Марии Шампаньской (дочери Элеоноры Аквитанской). Его книга «Искусство любви», которую следует воспринимать не как серьезное произведение, а скорее пародию на сочинения древнеримского поэта Овидия, могла служить руководством для пылких ловеласов. Много рекомендаций содержится в диалогах, которые ведут между собой мужчины и женщины, представляющие разные сословия. Кульминацией книги Капеллануса, изначально написанной на латинском языке и охарактеризованной как» фундаментальное произведение, отражающее мысль великой эпохи», является своеобразный иронический свод правил рыцарской любви.

Сюжет же произведения следующий: проезжая через лес короля Артура некий бритт встречает очаровательную деву, предсказывающему путнику, что без ее помощи его ожидает неудача. По ее словам, этот бритт может завоевать сердце возлюбленной, если принесет ей ястреба, сидящего на золотом шесте посреди королевского двора. Более того, добыть этого ястреба можно только выиграв поединок во дворце (обычный элемент куртуазных романов –рыцарь, доказывает силу своей страсти, выдерживая разные испытания и трудности).

Информация о работе Рыцарская культура