Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 06:11, доклад
Характерной чертой этого термина в русском языке стала невозможность раскрыть его значение через анализ его логико-понятийной структуры и его расширенное применение.
В современной науке под дискурсом понимается практически всё, что угодно исследователю . Причём мало кто оговаривает своё понимание термина, предоставляя, таким образом, читателю/слушателю замечательную возможность разобраться во всём самому. Однако далеко не всегда синтез фоновых знаний и конкретного контекста приводит к однозначному пониманию (а это и требуется от термина) того, что стоит за таинственным словом «дискурс».
Дискурс, то есть язык, втянутый в ту или иную систему мировосприятия, навязывает своему субъекту не только свою логику, но и стоящие за ней ценности и представления.
Другими словами, не я пользуюсь дискурсом, но дискурс пользуется мной .
При таком употреблении дискурс рассматривается как отложившийся и закрепившийся в языке способ упорядочения действительности , способ видения мира, реализуемый в самых разнообразных (не только вербальных) практиках , а следовательно, не только отражающий мир, но и проектирующий и сотворяющий.
То есть под дискурсом понимается обозначение системы ограничений , которые накладываются на неограниченное число высказываний в силу определённой социальной или идеологической позиции (н-р: «феминистический дискурс», «административный дискурс»).
Две онтологии
Онтологии |
Локализация |
Сущности |
Отношения |
Механистическая (Ньютона) |
Пространство и время |
Предметы и события |
Каузативный детерминизм |
Дискурсивная (Выготского) |
Сообщества людей, социальные миры |
Речевые акты, Дискурс |
Вероятностныезависимости, правила и нормы диалога |
Сопоставляя «старую» и «новую» онтологии , необходимо оговориться, что этот термин здесь понимается не как соответствующий раздел философии, охватывающий проблемы бытия , а скорее как система взглядов и базовых категорий относительно той части действительности , которая подлежит исследованию в данной сфере научного знания , иначе говоря, как научный способ вычленения и представления предмета анализа из совокупного объекта познания .
Человеческое пространство
Любому исследователю необходимо установить систему координат, с помощью которой локализуются объекты исследования. В старой онтологии эту роль играют пространственно-временные рамки: какая-либо сущность идентифицируется и описывается по своему месту в пространстве и времени, причем в данный момент времени она может быть только в одной точке пространства; нечто, занимающее другую точку в пространстве в тот же самый момент времени, даже обладая абсолютно теми же свойствами, рассматривается уже как другая сущность.
Для дискурсивных изысканий физическое время и место феномена общения, хотя и играют роль (заметим, опосредованную языковой, точнее, коммуникативной проекцией), решающего значения не имеют: когда что-то сказано, намного важнее знать, кто это сказал, кому, как, о чем, с какой целью .
Слово (в самом общем смысле) «в равной степени определяется как тем, чье оно, так и тем, для кого оно» [Волошинов 1929: 102].
Дискурсивные явления имеют место и время в качественно иной среде: социально-психологическом « человеческом пространстве » [ people - space — Harré, Gillett 1994: 31], которое конституируется общающимися индивидами , играющими соответствующие коммуникативные, социальные, культурные, межличностные, идеологические, психологические роли.
Дискурс понимается как социальная деятельность , происходящая с помощью или же посредством языка в условиях реального мира и реального взаимодействия людей.
« Дискурс, – пишет Ю.С. Степанов , – это новая черта в облике языка, каким он предстал перед нами к концу ХХ века»[6] . И разъясняя смысл этой черты, указывает на « особое использование языка» для выражения особой ментальности и даже «особой идеологии»[7] .
Ю.С.Степанов даёт следующее определение этому сложному понятию: «Дискурс – это «язык в языке», но представленный в виде особой социальной данности. Дискурс реально существует не в виде своей «грамматики» и своего «лексикона», как язык просто. Дискурс существует прежде всего и главным образом в текстах , но таких, за которыми встает особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, – в конечном счете – особый мир .
В мире каждого дискурса действуют свои правила синонимичных замен, свои правила истинности, свой этикет. Это «возможный (альтернативный) мир» в полном смысле этого логико-философского термина.
Каждый дискурс – это один из «возможных миров».
Так, в частности, концептуализация мира, отражаемая дискурсом левых и дискурсом правых, обладает существенными различиями.
Концептуальные метафоры левых принадлежат в основном к милитаристской и криминальной модели, что, с одной стороны, отражает, а с другой, задаёт такой ракурс восприятия, за которым стоит воинственная готовность к ожесточённой борьбе (где может быть только победа или смерть ) с предателями Родины и жуликами всех мастей.
Метафоры, зафиксированные в дискурсе правых, отражают более умеренный (преобладает не милитаристская, а спортивная модель) и конструктивный настрой.
Идея политической борьбы представлена в дискурсе левых и правых по-разному.
Левые для её выражения пользуются главным образом милитаристской (а) и криминальной метафорой (б), ср.:
(а) Листовка КПРФ: Стратегической целью нашего
блока является завоевание большинств
Листовка КПРФ: Мы встали под знамя КПРФ, ибо убеждены: народный патриотизм сегодня неотделим от целей и идеалов коммунистов. От борьбы за социализм, за восстановление Советской власти, за возрождение Союзного государства.
Листовка КПРФ: За это борется КПРФ – партия будущего. Она борется за проведение в настоящем тех перемен, которые лягут в основу справедливого будущего.
В.Савчук: Судьба России сегодня поставлена на карту: идёт война в России, идёт война Бориса Николаевича Ельцина со своим собственным народом. И вот встал сегодня вопрос: победа ! Либонарод победит олигархов и придёт к власти и будет восстанавливать социалистическую справедливость, либо олигархи вместе с финансовыми воротилами Америки победят наш народ [8] .
В.Анпилов: Приходите на выборы . Бой продолжается. Победа будет за Советским Союзом, за советским народом .
В.Тюлькин: Наша программа нацелена на организацию именно такого сопротивления . Каждый может с ней познакомиться, понять, принять, подключиться к борьбе .
(б) В.Анпилов: Обращусь к тем из вас, кто не впал в уныние, кто никогда не станет на колени перед предателями Родины, перед преступниками , разрушившими державу и безнаказаннограбящими Россию .
Листовка КПРФ: Это дикий воровской базар ; это власть увесистого кулака и толстого кошелька. Это позорное торжище, где продаётся и покупается всё и вся .
В.Анпилов: Банда политических выжиг, рвачей и банальных жуликов рано или поздно предстанет перед судом и понесет возмездие .
В.Тюлькин: Уворовав народную собственность, новые господа зубами будут за неё держаться .
В дискурсе правых метафор такого типа практически нет. Идея борьбы здесь выражается через модель спортивного состязания и игры , ср.:
Г.Явлинский: Перетягивание каната остаётся главной политической задачей .
Е.Гайдар: Сегодня у нас есть все возможности преодолеть 5%-ный барьер, выиграть на предстоящих выборах .
Интересно также отметить, что метафора болезни, которая считалась одной из лидирующих в лексике рубежа веков [Ермакова 1996], в нашем материале представлена небольшим количеством употреблений, причём все они принадлежат представителям правого крыла:
С.Кириенко: В обществе депрессия .
Г.Явлинский: Сегодня нас беспокоит больше
всего то, что может сделать Думу буквально парализ
Г.Явлинский: Если эти две партии займут в Думе решающие позиции, парализация продолжится .
Б.Немцов: Какую обстановку они там оздоровили, если наша северная столица уже далеко за пределами северной столицы называется криминальной столицей России .
Б.Немцов: Никакого отношения, ровным
счётом, никакой губернатор Яковлёв к оживлению российской промышлен
Итак, можно констатировать, что метафора, навязываемая говорящему дискурсом, отражает модель действительности, существующую в сознании представителей того или иного политического крыла. В результате сферы человеческой деятельности репрезентируются под определёнными, заданными концептуальными метафорами углами зрения. Таким образом, речь идёт о выражении в концептуальной метафоре специфического взгляда на мир.
Само явление дискурса, его возможность и есть доказательство тезиса «Язык – дом духа» и, в известной мере, тезиса «Язык – дом бытия». Тезис «Язык – дом бытия» принадлежит, как известно, крупнейшему философу-экзистенциалисту Мартину Хайдеггеру [9] . Ю.С.Степанов дает определения языка как «дома бытия духа» и как «пространства мысли».
Понимаемый таким образом термин « дискурс » (а также производный и часто заменяющий его термин «дискурсивная практика», под которым понимается «тенденции в использовании близких по функции, альтернативных языковых средств выражения определённого смысла»[10] ) описывает способ интерпретирования , способ говорения и в силу этого имеет определение – КАКОЙ или ЧЕЙ дискурс .
Исследователей в этом случае интересует не дискурс вообще, а его конкретные разновидности, задаваемые широким набором параметров: чисто языковыми отличительными чертами (в той мере, в какой они могут быть отчетливо идентифицированы), а также спецификой тематики, систем убеждений, способов рассуждения и т.д. (можно было бы сказать, что дискурс в данном понимании – это стилистическая специфика плюс стоящая за ней идеология)[11] (ср. записки Клёцкиной (РР и НС )).
Дискурс кого? Имеются в виду правила порождения смыслов, которые принадлежат тому, кто обозначен генитивом.
Так, для французской социологической школы дискурс – прежде всего определённый тип высказывания , присущий определённой социально-политической группе или эпохе («коммунистический дискурс»).
Предполагается, что способ говорения во многом предопределяет и создаёт саму предметную сферу дискурса, а также соответствующие ей социальные институты.
См. пример коммунистического дискурса ( Вера Савчук ): Я призываю вас прийти на избирательные участки и отдать голоса за наш блок «Победу». И мы с вами через 4 года будем видеть, как восстановятся наши заводы и фабрики , как восстановится наша жизнь , и как мы будем снова петь наши русские замечательные песни.
Таким образом, мысли когнитологов о том, что язык позволяет доступ к работе нашего сознания и нашего интеллекта, «своеобразно преломляются здесь, логически приводя к возможности увидеть за дискурсом (текстом, имеющим своего автора и создаваемым для выражения его позиции в определённых конкретных условиях его социального бытия) особый фрагмент ментального мира и восстановить его специфические особенности»[12] .
Итак, дискурс – это вербализация определённой ментальности ;
это такой способ говорения и интерпретирования окружающей действительности, в результате которого не только специфическим[13] образом отражается окружающий мир, но и конструируется особая реальность, создаётся свой (присущий определённому социуму) способ видения мира, способ упорядочения действительности.
[1] Дистрибутивный анализ (от лат. Distribuere – распределять, разделять) – метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном Л.З. или Г.З. этих единиц.
[2]Предлагаемый далее дискурс-анализ выполнен студенткой 2 курса PR Лютой Анастасией.
[3]В этом смысле дебаты в парламенте, митинг в поддержку кандидата в депутаты, встреча с избирателями, интервью на телевидении – всё это может быть названо сложным коммуникативным событием.
[4]Фуко М. Археология знания: Пер. с фр. / Общ. ред. Бр. Левченко. – Киев.: Ника-Центр, 1996. – 208 с.
[5]Дискурс понимается как включающий одновременно два компонента: и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в её социальный контекст, и её результат (т.е. текст).
[6]Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принципы причинности // Язык и наука конца ХХ века. – М.,1995. – С.71.
[7]См. там же, – С.38.
[8]Симптоматично также название блока, от лица которого выступает В.Савчук, – «Победа».
[9]Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. – М., 1993, – С. 272.
[10]Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 246.
[11]И всё же, как пишет Ю.С. Степанов, «дискурс не может быть сведён к стилю», хотя это действительно «язык в языке», это одновременно и особая социальная данность.
[12]Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров / РАН ИНИОН Центр гуманитарных научно-информационных исследований, Отд. языкознания: Ромашко С.А., отв. ред. и др. – М., 2000. – С.16.
[13]МАС: Специфический – составляющий отличительную черту, особенность кого-л., чего-л., свойственный только кому-л., чему-л., характерный.