Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 19:36, курсовая работа
курсовая выполнена в 2011 году.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I Танец – выражение духа и характера народа.
1.1. Искусство танца………………………………….…………………. ...8
1.2. Воспитательный потенциал танцевального искусства………… …..10
Глава II Пути и средства вхождения в мир танца
2.1.История башкирского танца ……………………………… ………….14
2.2.История марийского танца. …………………………………………...23
2.3. Взаимодействие башкирского и марийского танцевального творчества…………………………………………………………………………..32
Глава III Национальное танцевальное творчество в системе музыкального образования младших школьников
3.1. Описание опытно-практической работы по использованию танца в музыкальном образовании младших школьников………………………………36
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………41
Приложение………………………………………………………….............43
Сложные орнаменты самотканых ковров поражают сходством с разноцветьем весеннего луга. В напевах курая слышится то песня жаворонка, то грустная мелодия метели. В плясках угадываешь сразу все: это – цокот копыт по горной дороге, вот взлет орла, буйство ветра.
Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом башкирского и марийского народа и, подобно сказаниям является художественным выражением его характера. В танцах оживают, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски – героические, обрядовые, бытовые – сопровождали наших предков во все времена. С давних пор музыканта усаживали на почетное место, певцу подносили первую пиалу кумыса, но зато танцору доставались все улыбки. Где, как не в танце, ярче всего выражается народный темперамент, задор, отвага, удаль.
Языком и выразительными средствами народных танцев являются: различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливы реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный национальный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.
1.2. Воспитательный потенциал танцевального искусства
Среди множества форм художественного образования подрастающего поколения танцы занимают особое место. Танцы, как ни какое другое искусство, обладает огромными возможностями для дополнительного эстетического совершенствования ребенка, для его гармонического духовного и физического развития.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней все свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, градацию рук и выразительность. Занятия танцами дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в танцах движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.
В многочисленных кружках, ансамблях, студиях народного, бального, эстрадного танца страны занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают хореографические школы, причем не только в крупных городах, но и в больших райцентрах. Живя в такой среде ребенок попадает в мир культуры. В переводе с латинского «культура» - «возделывание». Ее содержание включает в себя все то, что создано и создается условиями человечества в ходе исторического развития: от камня, используемого в качестве орудия производства, до научных идей и до тонких научных переживаний. Культура – это средства жизни, созидаемые людьми, и само содержание их социальной жизни, воссоздаемое каждый раз благодаря их усилиям.
Три принципа лежат в основании жизни достойной человека. К ним человечество приходило на протяжении многовекового своего существования и их реализовывало, воссоздавая и отступая, вновь воспроизводя. вновь нарушая то, что объявляло основой всей жизни.
Первое основание жизни отражено в категории Добра. Оно охватывает все, что является благом для «другого человека». Если каждый ориентирован на благо другого, то каждый и выигрывает в таком устройстве жизни, ибо рождается, общая защищенность, любая, независимо от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик. Разумеется, чтобы совершить благо, необходимо думать и искать, что же именно для конкретного индивида в конкретных условиях станет благом и не обернется злом. Поэтому строить свою жизнь на основании добра нелегко, необходимы постоянные усилия души. Духовная леность исключает добро. В одном случае отданный кусок хлеба станет добром, в другом тот же поступок сыграет зловещую роль в судьбе человека. Добро должно быть умным. Фраза «Добро должно быть с кулаками» не что иное, как реабилитация глуповатых людей, лишенных ума и жажды совершать духовные усилия ради другого.
Вторым основанием жизни, достойной человека, является Истина: все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Примером истины может служить «2*2=4», и было бы странным для нас сердится на то, что это так и что дважды два не восемь, например, овладение истиной раскрывает причины происходящего, помогает планировать свои действия, проведя их последствия, то есть делает личность свободной в выборе своего пути. Если бы мы знали, чем заканчивается наши поступки, если бы мы владели истиной, мы действительно были бы свободными, реализовали бы все свои потенции и стремления, выявили бы свое «Я» вольно и полно. Но мы уважаем истину, вернее не хотим потрудиться ради нее, не развиваем свои умственные силы для познания объективного мира. Получив аттестат или диплом перестаем читать; листая всего две книжки (трудовую и сберегательную), отвыкаем думать. И попадаем западню – теперь нами правят обстоятельства. Наши крики о свободе остаются пустыми звуками, а попытки быть свободными перерастают либо в анархизм, либо в вандализм. Мечта о свободе отнюдь не улетучивается, переходит в область иллюзий. И лишь тот, кто истину превозгласил основой своей жизни, не сетует на обстоятельства, а сознательно правит своей судьбой, свободной потому уже, что владеет истиной – пусть не абсолютной, пусть хотя бы частичной. Чем больше истины, тем больше свободы. Смехотворны юнцы с низким уровнем мышления и криками о свободе. Они целиком не свободны, полностью зависимы от обстоятельств, от течения жизни по которому плывут либо по которому их направляет чья-то корыстная воля.
Третье основание жизни, достойной человека – Красота. Определим ее как все то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержание в уникальном варианте. Красота всегда в единственном числе. Для красоты не нужны «1000 роз» - достаточно одной. Красота дает наслаждение, человек начинает любить жизнь, благодаря ей принимаешь жизнь такой, как она есть, не уходит из жизни даже в самые мучительные минуты своего пребывания в ней. Наслаждение лечит и спасает, вдохновляет и ободряет. Конечно, если замечать красоту или если красота создается людьми в процессе их взаимной жизни. Улица и одежда людей, посуда и инструменты, манера и речь, музыка и картины, театр и природа – все несет, а вернее, могло бы нести в себя красоту, если бы мы не портили, если бы не искажали, если бы не предавали красоту за богатства и теплое должностное местечко, жидкую славу популярного пророка. Стоить жизнь на основании красоты – это значит содействовать тому, что бы человек жил в наслаждении с жизнью.
Выстраивая жизнь на основаниях Добра, Истины и Красоты, мы могли бы иметь характеристики нашей жизни: она давала бы нам всеобщую защищенность; представала бы для нас свободной, избирательно создаваемой каждым, становилась бы наслаждением и высочайшей ценностью, которую бы мы берегли. Спрашивается: отчего же мы не следуем за философиями, соглашаясь с их открытиями? Кровавая история человечества, полная трагедий, революций, борьбы, согласия, вражды и дружеских союзов, разве не ответ на поставленный вопрос? Человечество всегда шло по пути Добра, Истины и Красоты – но пусть это труден тем, что зависит от усилий каждого, а каждый не хочет, либо не может, либо не знает, либо не умеет. Ошибки и обманы, перемешанные с открытиями, подвигами усложняют картину мира, смывая ясные и чистые краски об образы жизни, достойной человека. Но в отдельных судьбах людей мы найдем немало примеров достойной жизни. И среди них будут не только великие и выдающиеся личности, но и люди, вовсе не известные миру, но, тем не менее сумевшие достойно построить свою жизнь, сумевшие сопротивляться невеселым обстоятельствам, толкающим их на уровень биологической борьбы за выживание и выхватывание максимума житейских благ.
Центральным элементом культуры является сам человек – существо созидательное, обладающие способностью творить нечто, чего не создала природа. Входя в сегодняшний мир, ребенок не может разом и в полном объеме воспринять существующие культурные нормы, он постигает их постепенно, от месяца к месяцу, от года к году. Все совершается опосредованно – через личность взрослых людей и личность педагогов.
Нельзя представлять воспитательную деятельность как одностороннее вхождение в культуру, когда педагог ведет ребенка по ступеням вверх, исполняя вспомогательную роль. Они вместе проживают жизнь в контексте своей жизни. Заметим попутно: что культура не передается, как сундук с вложениями, ею не владеют, получив от старшего поколения, она живет тем, что каждый раз воспроизводится.
ГЛАВА II. Пути и средства вхождения в мир танца
(на примере башкирского и марийского танцевального творчества).
2.1. История башкирского танца
Танец, как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец сопровождает человека.
Башкиры - народ с богатым фольклорным наследием. В их художественном творчестве представлено разнообразными жанрами устно – поэтическое, музыкальное, хореографическое, декоративное искусство, в котором нашли отражение историческое прошлое народа, социально – эстетические и эстетические идеалы.
Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их ни кто не видел. В летнее время – это вершина холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство.
Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза или курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.
Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемый в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте – в мужских танцах; прядение, приготовление пищи – в женских танцах.
В танцах находится художественное воплощение характере башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.
История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах.
Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально – бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц.
Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: «В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся». В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы. В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.
Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обладают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам – соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как «Ос таган» («Треножник»), «Ос мойош» («Три угла») и другие.
Общая характеристика танцев
На праздниках знатоки народного творчества – сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели и плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ведь именно на больших праздниках происходило обучение молодежи пляскам. На больших летних праздниках «йыйын», «майзан», «бэйге» молодежи предоставлялась возможность знакомства, выбора «пары» во время танцев, игр, прогулок.
В день праздника, хороводы устраивались исключительно для молодежи, они назывались «киске уйын» - «вечерние игры». Пляски устраивались по поводу сбора дикого лука, кислицы.
Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец.
Коллективные пляски к концу XIX – началу XX вв. почти утратили связь с древними религиозными верованиями. Древнейшими из таких танцев являются «Танцевать по кругу», «Проходить» (через что- то), «Пропускать» (через что – то). В целом в указанный период коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носили игровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы типа «Танцевать по кругу» исполнялись на шаманских обрядах под руководством знахаря. Различные знахарские обряды лечения в XIX – начале XX вв. еще были связаны с танцем или элементами танцевальных движений. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стук о металлические предметы, песни – заклинания, удары плетками, пропитанные конским потом и др. Такие танцы в конце XIX века уже не исполнялись.
Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов – кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски, несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственный закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Вплоть до нашего времени охотничьи - военные танцы не утратили своеобразия, выразительности, оригинальности движения.