Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:30, лекция
Дело об убийстве возбуждается на основании факта обнаружения трупа с признаками насильственной смерти или факта исчезновения человека при обстоятельствах, позволяющих предположить «го убийство. Если данных, позволяющих предположить убийство пропавшего без вести человека, достаточно, то следователем с помощью работников милиции проводится проверка сообщения о местном отсутствии определенного лица. Его местонахождение выясняется:
а) по месту его работы — не явился ли он жертвой производственного травматизма, не направлен ли в срочную командировку;
б) в отделениях милиции — не был ли он задержан, не подвергнут ли аресту за какое-либо правонарушение;
в) в изоляторах временного содержания задержанных и арестованных; г) в медицинских вытрезвителях;
Однако на стадии выявления убийств, предположительно совершенных одним лицом, анализ данных о потерпевших имеет собственное строго определенное криминалистическое значение в целях выявления устойчивых закономерностей в действиях неизвестного преступника. В первую очередь они выражаются в выборе жертв с определенными совпадающими данными. Личность потерпевшего всегда должна рассматриваться в качестве важного составляющего элемента криминалистической характеристики серии убийств. Сведения о жертвах преступлений по группе убийств могут являться основанием для выдвижения версии о возможном их совершении одним и тем же лицом. По серийным сексуальным убийствам в качестве таких сведений рассматриваются возраст, рост, телосложение, овал лица, цвет волос, одежда и иные приметы потерпевших. Обязательно наличие в уголовном деле прижизненных фотокарточек потерпевших или полного описания их внешности по методу словесного портрета. Они прилагаются к справкам-меморандумам по каждому эпизоду убийства, входящему в проверяемую группу преступлений. Так, по уголовному делу о серии убийств в Мотовилихинском районе г. Перми было установлено, что все потерпевшие имели примерно одинаковые рост, телосложение, оттенок волос и характер прически. Широко известно уголовное дело о совершенной в Москве серии убийств (дело Ч.) одетых в дорогие меховые шубы. Эти убийства происходили в вечернее время в лифтах подъездов тех домов, где жили потерпевшие. Объединяющим признакам группы убийств на сексуальной почве может быть круг знакомств потерпевших. Факт занятия нескольких жертв убийств одним и тем же видом деятельности или образ их жизни также могут рассматриваться в качестве основания для версии об их убийстве одним и тем же .лицом. В августе 1999 г. пропал без вести житель пос. Красная Речка г. Хабаровска А. Его труп с дробовыми огнестрельными ранениями головы был обнаружен спустя полтора месяца. Через три дня после обнаружения этого трупа в одном из домов того же поселка, где до убийства проживал А., таким же способом были убиты Б. и М. Через день после их убийства в одном из домов неизвестный пытался застрелить П-ю, но она осталась жива и описала его приметы. Спустя еще две недели в этом же населенном пункте неизвестный из такого же оружия застрелил К-ну, а затем М-ву. Анализ обстоятельств этих преступлений показал, что все они сопровождались похищением имущества потерпевших, а сами потерпевшие занимались или реализацией фальсифицированной водки, или скупкой краденого. Совпадение образа жизни потерпевших, способ убийств, места и локализованная территория их совершения, иных обстоятельств дали основание считать их совершенными одним лицом, имеющим приметы, описанные потерпевшей П-ой. Спустя четыре месяца пыл установлен житель г. Хабаровска К., изобличенный в перечисленных убийствах и других корыстно-насильственных преступлениях.
Выявление убийств нескольких находящихся в родстве лиц, совершенных в разных местах, также может указывать на признаки серийности этих преступлений. Примером является убийство в Можайском районе Московской области жительницы г. Анапы Краснодарского края Л-вой летом 1998 г. Непосредственно перед убийством она с детьми и своим сожителем В. находилась в Москве. Практически сразу после ее убийства В. увез из временно снимаемой ими квартиры дочерей Л-вой. Спустя полтора месяца после этого случая в Петушковском районе Владимирской области были найдены трупы двух девочек с признаками убийства. Их личности как пропавших без вести дочерей Л-вой были установлены по розыскной ориентировке. В. исчез и до настоящего времени находится в федеральном розыске. Мотивом совершенных им убийств явилось стремление завладеть деньгами Л-вой в сумме около 70 тыс, долларов США, вырученными ею за продажу дома и квартиры в Анапе.
Жертвы серийных убийств, направленных на завладение приватизированным жильем потерпевших, нередко характеризуются низким социальным статусом, ведением антиобщественного образа жизни.
При совершении нападений на домовладения граждан с целью завладения их имуществом, жертвами убийств в подавляющем большинстве случаев являются проживающие в одиночестве люди пожилого возраста.
Серии сексуальных убийств, возраст жертв которых не имеет четко ограниченных пределов, могут указывать на безразличное отношение преступника к данному фактору, а также на наличие у него возможной сексуальной перверсии, для которой возраст и облик потерпевшего значения не имеет.
При обнаружении обезображенных, гнилостно измененных или расчлененных трупов, скелетированных останков должны быть приняты исчерпывающие меры к восстановлению прижизненного \облика потерпевших (помещение в восстанавливающий медико-физиологический раствор, изготовление масок, применение метода плоскостной или объемной реконструкции, дактилоскопирование и проверка по дактилоскопическим учетам и т.д.). В Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» впервые на законодательном уровне была установлены обязанность изготовления дактилоскопических карт неопознанных трупов. В УПК РФ (ч. 2 ст. 178) впервые установлена обязанность сотрудников правоохранительных органов, помимо обязательного дактилоскопирования таких трупов, осуществлять их опознавательную фото- или видеосъемку. Выполнение требования об обязательном дактилоскопировании предполагает принятие необходимых мер по восстановлению папиллярных узоров на гнилостно измененных участках кожи пальцев и ладоней. Соответствующая методика давно разработана и положительно зарекомендовала себя на практике. При работе с гнилостно измененными трупами необходимо принимать меры по изъятию биологических объектов (черепов, волос,, костной ткани со следами перенесенных заболеваний и др.) для последующего идентификационного исследования'.
Положительный результат приносит проведение медико-криминалистических экспертиз с целью восстановления облика погибших по их черепам, которые на высоком уровне выполняются в Экспертно-криминалистическом центре МВД России. Судебно-медицинская экспертная практика показывает, что в каком бы состоянии ни находился труп, при его исследовании могут быть установлены многие важные для расследования вопросы (причина и давность наступления смерти, прижизненность или посмертность телесных повреждений, механизм их образования и другие вопросы). Идентификация трупа безусловно необходима в общем комплексе действий по установлению личности потерпевшего. Соответствующие действия должны быть предусмотрены в соответствующем разделе плана расследования каждого убийства.
Сведения о внешнем облике преступника
Определенные сведения о том, что группа убийств совершена одним и тем же лицом или одними и теми же лицами, могут содержаться в данных о предполагаемых субъектах отдельных убийств. Их анализ обязателен в числе изучаемых признаков каждого предположительно входящего в серию убийства с целью выяснения их общностей, если соответствующие данные наличествуют в уголовном деле и материалах оперативно-розыскной работы.
Информация о приметах предполагаемых серийных убийц может содержаться в следующих из них:
1. Показания оставшихся в живых потерпевших — о внешнем облике нападавших; приметах их внешности; антропологических данных и этнических признаках; анатомических, функциональных и речевых особенностях, об одежде и обуви, о находившихся в руках предметах.
Поскольку такие преступления (особенно сексуальные) сопровождаются контактом преступника и потерпевших, последние (если они остались живы) могут дать показания о степени плотности ткани его одежды, об исходившем от него характерном запахе, о жесткости его волос и т.п.
Полученные сведения должны использоваться для составления субъективных портретов неизвестных преступников по методу «фоторобота» или субъективного рисованного портрета (СРП). Для их составления привлекаются специально подготовленные сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (художники-криминалисты). Составленные портреты сравниваются между собой для проверки наличия сходства в изображениях. Тем потерпевшим, которые затрудняются словесно воспроизвести облик преступника, могут быть
предъявлены для опознания субъективные портреты, составленные в связи с расследованием других убийств, вероятно, составляющих серию.
Обязательным элементом работы с субъективными портретами является их помещение в соответствующую криминалистическую коллекцию и проверка по ним с целью установления аналогии в изображениях неизвестных преступников, разыскиваемых за совершенные ими другие преступления.
2. Показания свидетелей, среди которых могут находиться лица, видевшие около мест совершения разных убийств (особенно в предшествующий им период) разных людей с одинаковыми приметами, в одинаковой одежде и т.д. Поскольку очевидцы преступлений, составляющих серии, — крайне редкое явление, основная работа оперативных сотрудников органов внутренних дел должна быть направлена на установление именно таких косвенных свидетелей. На основании сообщенных ими примет также могут быть составлены субъективные портреты, используемые по изложенной выше схеме.
Формирование свидетельской базы по уголовным делам о серийных убийствах всегда будет являться сложной проблемой, поскольку практически все такие преступления происходят без очевидцев. В показаниях свидетелей нередко имеются значительные расхождения в описании внешнего облика, вероятно, являющегося преступником человека, которого видели около места преступления в период, предшествующий нападению или сразу после него. Оставшиеся в живых потерпевшие по вполне объяснимым причинам также затрудняются дать показания о приметах напавшего на них субъекта. Например, при расследовании уголовного дела о серии убийств женщин в Витебской области удалось разыскать нескольких потерпевших, сумевших вырваться из рук неизвестного преступника, но не заявлявших сразу в правоохранительные органы о нападениях на них. По их показаниям составили фотороботы, однако из-за того, что пострадавшие лишь приблизительно называли приметы преступника, использовать эти данные в его розыске не удалось. Правильный путь расследования наметился только тогда, когда одна из потерпевших вспомнила важную характеризовавшую преступника деталь1. В связи с этим следует отметить необходимость и возможность использования такого психологического способа, как гипноз при работе с потерпевшими и свидетелями, затрудняющимися уверенно назвать приметы интересующего следствие лица. Соответствующая информация запечатлена в их памяти на подсознательном уровне и находится в состоянии приглушенности. В последнее время в целях ее активизации и усиления мысленных образов ранее зрительно воспринимаемых лиц используется метод репродукционного гипноза. Практика показала соответствие этого метода всем критериям допустимости, предъявляемым к средствам получения доказательств в уголовном судопроизводстве. Его научную состоятельность подтверждает много» летняя отечественная и зарубежная практика. Он не унижает достоинства человека, поскольку применяется исключительно с согласия лица, память которого активизируется подобным образом. При этом отсутствует какая-либо угроза его здоровью. При расследовании одной из серий убийств в Центральном федеральном округе метод гипнорепродукции использовался в отношении свидетелей, которые видели несомненного убийцу на близком расстоянии в неблагоприятных условиях. Путем гипнорепродукционного опроса был конкретизирован СРП этого субъекта и получена другая информация, способствовавшая большей целенаправленности розыскных мероприятий.
Положительный опыт использования метода гипнорепродукции для оживления памяти свидетелей и потерпевших накоплен сотрудниками прокуратуры Рязанской области при расследовании убийств прошлых лет, совершенных бандами. Так, наемный убийца застрелил директора одной из коммерческих организаций в присутствии его супруги, Та видела убийцу одну - две секунды в полумраке и на допросах не могла вспомнить его примет. Несколько лет это преступление оставалось нераскрытым. С помощью специалиста потерпевшая была приведена в состояние гипнотического сна для актуализации сведений, находящихся в подсознании. Все это проводилось с ее согласия. Находясь в упомянутом состоянии, она вспомнила приметы убийцы, детали его одежды, звуки, запахи, оттенки цветов всего того, что ее окружало на момент убийства на месте преступления. Кроме того, из тридцати фотографий (на десяти из которых были изображены бандиты, а на двадцати статисты) она выбрала снимок члена «слоновской» банды Сергеева, вскрикнув, что именно этот человек стрелял в ее мужа. При проверке данной информации и отработке версии об убийстве потерпевшего Сергеевым названный факт полностью подтвердился.
Гипнология опирается на теоретические основы учения о высшей нервной деятельности человека, а также на результаты исследований в области гипноза, проведенных многими авторитетными учеными3.
3. Иная криминалистическая информация, содержащаяся в основном в заключениях экспертов о различных свойствах неустановленных лиц, находившихся на местах убийств. Она может содержаться в результатах исследований, выявивших индивидуализирующие их следы, характеристики биологических выделений и иные признаки, которые могут использоваться в организации и осуществлении работы по установлению и розыску виновных.
4. Оперативная информация,
требующая проверки
7. Организация расследования серийных убийств
Оптимальным вариантом для надлежащей организации работы по раскрытию и расследованию серии убийств является создание следственной группы, которой придается необходимое оперативное сопровождение. Главными направлениями работы следователей и работников уголовного розыска являются: отработка процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями выдвинутых версий; проверка конкретных заподозренных в убийствах лиц, взаимодействие со следователями и оперативными работниками тех территорий, на которых совершены расследуемые убийства с признаками серийности.
Информация о работе Организация расследования неочевидных убийств