Организация расследования неочевидных убийств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:30, лекция

Краткое описание

Дело об убийстве возбуждается на основании факта обнаружения трупа с признаками насильственной смерти или факта исчезновения человека при обстоятельствах, позволяющих предположить «го убийство. Если данных, позволяющих предположить убийство пропавшего без вести человека, достаточно, то следователем с помощью работников милиции проводится проверка сообщения о местном отсутствии определенного лица. Его местонахождение выясняется:
а) по месту его работы — не явился ли он жертвой производственного травматизма, не направлен ли в срочную командировку;
б) в отделениях милиции — не был ли он задержан, не подвергнут ли аресту за какое-либо правонарушение;
в) в изоляторах временного содержания задержанных и арестованных; г) в медицинских вытрезвителях;

Прикрепленные файлы: 1 файл

349878_FA466_lekcii_organizaciya_rassledovaniya_neochevidnyh_ubiystv.doc

— 558.00 Кб (Скачать документ)

Максимально возможная установленная и зафиксированная картина механизма преступления обеспечивает получение и более полной криминалистической характеристики преступления- Вместе с тем на практике распространены случаи, когда^на стадии выявления серийных убийств все элементы механизма их совершения недостаточно известны. В такой ситуации криминалистическая реконструкция события возможна только по отдельным данным, позволяющим осуществить ее весьма приблизительно. При таких условиях признаки серийности в группе убийств усмотреть затруднительно. В прокурорско-следственной практике известны случаи, когда одни и те же лица совершавшие такого рода убийства, прибегали к различным способам убийств потерпевших, последовательно применяя к ним различные формы насилия. Члены банды Г. и Л., совершившие убийства 39 человек и еще 12 покушений на убийства в Красноярском крае, в большинстве случаев использовали с этой целью огнестрельное оружие. Однако после каждого эпизода его применения они заменяли стволы, зацепы выбрасывателей, бойки или обрабатывали детали затворов с целью изменения их следообразующих свойств. Тем не менее в действиях названных лиц имелись повторяющиеся моменты, позволившие выдвинуть и проверить версии о совершении всех преступлений одними лицами.

Для убийств с серийной мотивацией характерно усугубление жестокости их совершения по мере сокращения временных интервалов между отдельными убийствами при сохранении стереотипного комплекса действий сексуальной направленности. Судебно-медицинский диагноз является одним из критериев отнесения группы убийств к единой серии по признакам совпадения почерка преступника.

Существенным фактором, указывающим на аналогию в признаках ряда убийств, является также наличие признаков совершения действий, выполненных преступником дополнительно, помимо необходимых для лишения потерпевших жизни. В отечественной и зарубежной криминалистической и судебно-медицинской литературе это иногда называется «подписью», «визиткой» или «автографом» преступника. Таковыми действиями являются различные посмертные манипуляции с трупами, оставление их в характерных позах или в строго определенных местах. Совершение таких действий большей частью присуще лицам, совершившим серийные убийства на сексуальной почве, и в определенной степени отражают свойства их личности, отдельные из которых могут указывать на наличие у них психических аномалий.

Следователи обязаны привлекать судебно-медицинских экспертов в качестве консультантов для изучения и анализа актов судебно-медицинских экспертиз трупов потерпевших по группе уголовных дел об убийствах с признаками серийности. Их задачей при этом является выявление и сопоставление содержащихся в названных документах судебно-медицинских признаков, каковыми являются:

1. Состояние посмертных  явлений, зафиксированных на момент  обнаружения трупов или их  останков.

2.  Характер судебно-медицинских  признаков, характеризующих прижизненность, количество, последовательность, локализацию и характер телесных повреждений.

3. Признаки следов применения  определенных орудий по их  конфигурационным, размерным и иным  параметрам.

4. Признаки механизмов  ударных и иных воздействий  с выявлением их сходства, различий  и закономерных сочетаний (медико-криминалистический анализ).

5.  Наличие устойчиво  повторяющихся групп повреждений  в зависимости от пола и  возраста жертв, характеристики  места и сезонного периода  происшествия, состояния одежды  и других предметов обстановки.

6. Признаки прямых или  косвенных манипуляций с трупами.

7. Данные, указывающие на  перемещение трупов к местам  их последующего обнаружения.

Следователь или прокурор-криминалист также могут самостоятельно выяснить многие существенные совпадающие признаки в заключениях судебно-медицинских экспертов, исследовавших трупы потерпевших. Значительно упрощают выяснение вопросов об однотипности локализации и характера телесных повреждений на трупах приложения к заключениям в виде схематических изображений фигуры человека с нанесенными условными изображениями телесных повреждений определенных видов'. Вместе с тем далеко не во всех уголовных делах об убийствах имеются такие документы. Поэтому при их изучении целесообразно восполнять имеющийся пробел путем составления данных схем, основываясь на содержании раздела «Наружное исследование» акта судебно-медицинской экспертизы трупа.

В то же время известны серии убийств на сексуальной почве, совершенных одними и теми же лицами с применением различных орудий. Ими являются, в частности, серия убийств женщин на кладбищах в г. Туле; серия убийств, совершенных Е. в г. Красноярске и его окрестностях. Разнотипность способов убийств характерна для деятельности преступных сообществ. Совершая в основном убийства по корыстным мотивам, они действуют малочисленными группами (2-3 участника) и используют различные орудия убийств. Своих конкурентов на почве преступного «бизнеса» или заподозренных в сотрудничестве с правоохранительными органами соучастниками они также уничтожают различными способами.

Для совершения серийных убийств на сексуальной почве не используются огнестрельное оружие, отравляющие вещества, боевое холодное оружие. Их применение характерно для серийных убийств из корыстных побуждений и заказных убийств, часть из которых совершается также с применением взрывных устройств, в качестве которых выступают штатные боеприпасы или боевые взрывчатые вещества, а также самодельные взрывные устройства (СВУ) с использованием взрывчатки боевого или промышленного назначения. Сексуальные убийства главным образом совершаются путем удавления потерпевших руками или петлями из различных подручных предметов: брючных ремней, телефонных шнуров, наплечных ремней сумок потерпевших, рукавов кофт, шарфов, предметов белья, косынок. Не является характерным для таких убийств использование заранее изготовленных орудий убийств. Ими могут быть столовые ножи, молотки, предметы утвари. В качестве орудий травмы используются также массивные палки, любые подвернувшиеся под руку предметы. Распространены факты забивания потерпевших насмерть ногами.

Результаты анализа совпадающих судебно-медицинских и медико-криминалистических признаков групп убийств являются важным моментом в выявлении аналогии способов их совершения. Разработанные на их основе модели типичных механизмов действий преступника позволяют уяснить характер возникающих при этом ситуаций, ход и направленность действий преступника, определить места нахождения следов и вещественных доказательств, выдвигать и целенаправленно проверять реальные и обоснованные версии.

 

Следовая информация

Установлению признаков серийности в группе убийств нередко способствует сравнительный анализ сведений о результатах исследования обнаруженных при осмотрах мест происшествий, а также в результате других следственных следов, предметов, документов и иных объектов. Они могут быть в первую очередь классифицированы в зависимости от характера обстоятельства, которые могут быть установлены с их помощью:

1 .Пребывание одного  и того же лица на местах  совершения ряда убийств.

2. Контактное взаимодействие  жертв ряда убийств с одним и тем же лицом.

3. Нахождение у одного  и того же лица орудий, использованных  для ряда убийств.

4. Нахождение у одного  и того же лица различных  предметов и ценностей, исчезнувших  у разных лиц в результате их убийств.

Поскольку в настоящей главе рассматриваются вопросы анализа уголовных дел о признаках группы преступлений, совершенных без очевидцев, основное внимание будет сосредоточено на следовой информации, характер которой указывает на первые два указанных выше обстоятельств.

Основными видами серийных убийств являются совершенные на сексуальной и корыстной почве. Поскольку их цели, мотивы и обстановка совершения существенно отличаются, дальнейшее деление названной информации целесообразно изложить применительно к этим видам, а также разновидностям данных, которые могут быть получены в результате исследования обнаруженных следов и объектов.

Для серийных сексуальных убийств наиболее характерна следующая информация и источники ее получения:

1.  Трасологическая —  следы рук на предметах обстановки и на орудиях убийств; следы обуви на местах убийств; следы зубов на окурках; следы транспортных средств около мест обнаружения трупов; следы рубящих и режущих орудий на ветках, которыми маскируются трупы.

2. Медико-криминалистическая  — следы зубов на телах потерпевших, образовавшиеся при укусах; характерные следы орудия убийств на телах потерпевших и орудий расчленения на костях и хрящах трупов и их фрагментов.

3.  Биологическая —  кровь на одежде потерпевших  и в их подногтевом содержимом; слюна на окурках сигарет или папирос, выкуренных преступниками (они могут находиться как на месте убийства, так и в том месте, откуда преступник высматривал жертву); потожировое вещество на головных уборах, перчатках, предметах одежды преступника, на орудиях убийств; носовая слизь на носовых платках, не принадлежавших потерпевшим; сперма на предметах одежды, белья и на телах

потерпевших, на тампонах с мазками из их трупов; волосы на местах происшествий, на теле, в пальцах рук трупов, на их одежде и в лобковых вычесах; частицы эпителиальной ткани в подногте-вом содержимом потерпевших.

4. Запаховая — в пробах  воздуха с мест происшествий; на орудиях убийств и иных  объектах, не принадлежащих потерпевшим; на одежде потерпевших, контактировавших  с одеждой, руками, телом преступника; в следах крови преступника; в волосах преступника.

5. Иная криминалистическая  – следы-наложения микрочастиц в виде волокон, отличающихся от волокон в составе ткани одежды потерпевших и имеющих одинаковое происхождение с микрочастицами, обнаруженными по другим эпизодам убийств; микрочастицы на выступающих металлических и иных деталях обстановки места происшествия; в подногтевом содержимом рук трупов потерпевших.

При выявлении корыстных убийств с признаками серийности наиболее характерна следующая следовая информация:

1.  Трасологическая —  следы рук, обуви, транспортных средств, следы орудий взлома; следы прикуса  зубами на окурках. Целесообразно  иметь в виду, что в тех случаях, когда преступники связывают находящихся в помещении людей, следы рук могут остаться на липкой ленте скотч, которая используется как с этой целью, так и для заклеивания рта этим лицам, которые могут быть подвергнуты пыткам и истязаниям.

2. Медико-криминалистическая  — содержащаяся в следах и  характеристиках орудий убийств  и характерных следах пыток и истязаний.

3.  Баллистическая— результаты  исследования стреляных снарядов (пули, картечь, дробь), выстреленных гильз. При этом в случаях применения для неоднократных убийств гладкоствольного оружия и непригодности для идентификации выстреленных из него снарядов исследованию подлежит состав металла, из которого они изготовлены. Применение такого оружия для неоднократных убийств встречается реже, чем применение нарезного оружия, однако полноценное внимание его( исследованию должно быть бесспорно уделено. В Республике Алтай в октябре 1997 г. одно за другим произошли три нападения на коммерческие киоски с применением огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате которых были убиты два человека и еще один тяжело ранен. Экспертам удалось установить, что во всех случаях ранения потерпевшим причинялись самодельными свинцовыми пулями, выстреленными из одного и того же обреза охотничьего ружья 32-го калибра.

4. Биологическая — о  характеристиках крови в следах, образовавшихся при случайном травмировании на месте происшествия (осколки стекла в окне, распиленные прутья оконной или дверной решетки, выступы металла на взломанной стенке металлического хранилища или сейфа и т.д.) или ранении преступника в борьбе с потерпевшим; о группе крови и иных свойствах лица, чья слюна находится на изъятых с места происшествия окурках; о характеристиках потожирового вещества на оставленных преступниками головных уборах, перчатках и др.; о характеристиках волос преступника, оставшихся на месте происшествия в результате борьбы с жертвой.

5. Запаховая — находящаяся  на оставленных на месте происшествия  орудиях преступления; на забытых  или брошенных преступниками  вещах; в их волосах или следах  крови, а также в следах рук  и обуви.

6. Иная криминалистическая  — например, результаты исследования микрочастиц обрывков или волокон, отделившихся от одежды преступника, которой он зацепился за различные преграды. Если убийства людей в их жилых помещениях сопровождались поджогами с целью сокрытия убийства, экспертному исследованию подлежат объекты, на которых могут иметься следы использованного для поджога горючесмазочного вещества.

7. Технико-технологическая  — данные об одинаковой конструкции, одинаковом способе и одном и том же оборудовании для изготовления орудий убийств и приспособлений к ним (например, глушителей к пистолетам; приспособление газовых пистолетов для стрельбы боевыми патронами и др.).

Общим признаком для всех групп серийных убийств, независимо от мотивов их совершения, является совпадение обстановки места преступления, отражающей свойства личности и некоторые психологические качества преступника и обусловленной характерным для него способом совершения преступления. Закономерности, лежащие в основе формирования преступных намерений и способов их реализации, находятся в определенных устойчивых связях с характеристиками мест совершения преступлений, их жертв, обстановкой места преступления и возникшими при его совершении следами.

Знание о существовании таких закономерностей, умение их выделить и использовать для построения информационной модели действий серийного убийцы имеет несомненное значение для выявления серии убийств и оптимальной организации работы по установлению совершившего его лица.

 

 

 

Сведения о потерпевших

Потерпевший как субъект уголовно-процессуальной деятельности является одной из основных фигур на стадии предварительного расследования (ст. 42 УПК РФ). В то же время по уголовным делам об убийствах правами потерпевших наделяются супруги и близкие родственники жертвы преступления, которой нет в живых. В данной работе термин «потерпевший» будет использован в отношении жертв убийств. По уголовным делам о таких преступлениях личность жертвы рассматривается и изучается в разных аспектах: процессуальном, криминалистическом, а также виктимологическом, когда подлежит выяснению поведение личности потерпевшего «в предшествующий убийству отрезок времени с точки зрения возможного невольной провоцирования преступников на совершение в отношении его противоправных действий. В частности, в качестве такого фактора при совершении сексуальных убийств выступает согласие потерпевшей провести время в обществе незнакомого мужчины, совместное распитие с ним спиртных напитков, пассивное реагирование на его приставания, появление в одиночестве в ночное время на улице и другие поведенческие моменты. При совершении убийств из корыстных побуждений подталкивающими к ним оботоятельствами являются нахождение в нетрезвом состоянии на темной улице, демонстрация наличия крупной суммы денег около торговых точек, где находятся выбирающие объект для нападения преступники; занятие противоправной деятельностью, приносящей значительный доход, и т.д.

Информация о работе Организация расследования неочевидных убийств