Парцеллированные конструкции в художественном тексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:56, реферат

Краткое описание

В данной работе внимание сосредоточено на функции парцеллированных конструкций в художественных текстах, созданных на рубеже ХХ-ХХI веков. С одной стороны, основанием для исследования послужила недостаточная изученность роли данных предложений в художественных текстах вообще и текстах 1980-2000-х годов, в частности. С другой стороны, анализ базового компонента и парцеллята вводит в сферу внимания новый аспект изучения - рассмотрение текста с позиции расчлененных конструкций, что позволяет открыть новые грани в изучении авторского повествования, речевой характеристики героев, выяснить ситуативные особенности использования парцелляции в тексте и т. д.

Содержание

Введение……………….....…………………….……………………………………………. 3
1.Понятие о парцелляции…………………..………….………………………………….....5
2.Структура парцеллированных конструкций……………………..…………………..7
3.Парцеллированные конструкции, построенные на основании членов предложения ………………………………………………………………………………………………….15
4. Парцеллированные конструкции, построенные на основании частей сложного предложения ……………………………………………………………………………...…25
Заключение…………………………………………………………………………………....29
Список литературы……………………………………………………………………….…..30

Прикрепленные файлы: 1 файл

в инет реферат.docx

— 80.20 Кб (Скачать документ)

Довольно часто с целью конкретизации, пояснения, дополнения базового компонента парцелляции подвергаются однородные члены предложения:

Фотографические картины теперь делаю, и, говорят, хорошие. Талантливые[13, с. 97]. Устыжен я тобою, Пелагия, много устыжен. И устрашен[13, с. 394]. Наиболее распространены однородные сказуемые: Таня шла ему навстречу. Не шла, бежала [14, с. 89]. Но в обществе жены по-прежнему нуждался: вечерами приходил в большую комнату и садился в кресло, на свое всегдашнее место. Дремал [14, с. 168]. Сказать ему о смерти матери не смогли. Молчали [14, с. 169]. И тут вдруг солнце прорвало туман, и прямо над головами повисла радуга - не цельная дуга, от края до края неба, а только половина: в высоте неба она рассеивалась. И обрывалась [14, с. 180]. Нет, на Медею не похоже, она не намекает. Либо говорит, либо молчит [15, с. 217].

В некоторых конструкциях к пояснению, конкретизации добавляется и указание на причину того, о чем сообщается в базовом компоненте:

За английский он получил четверку, но это был последний экзамен, было ясно, что он набрал проходной балл, и на апелляцию он не подал. Устал [15, с. 223].Маша посмотрела на Воробьеву с серьезностью. Не ожидала [14, с. 230]. В декабре Бутонов уехал в Швецию - недели на две, как он сказал, хотя, конечно, отлично знал день возвращения. Любил свободу [15, с. 252]. Священник на Преображенке, к которому Маша ездила изредка последние годы, очень о ней горевал, но отпевать отказался. Самоубийца [15, с. 268].

С целью конкретизации, пояснения, дополнения базового компонента парцеллированные конструкции используются и в следующих случаях:

На туалетном столике, меж флаконов и коробочек, лежало что-то белое. Сложенный листок [12, с. 237]. Он самый бес и есть, во всем положенном снаряжении. Злобен, ядовит и прельстителен [13, с. 187]. Лагранж третьего дня взял у купца-старообрядца Пименова подношение. Семь тысяч ассигнациями[13, с. 225]. Допросить-то уж непременно следует. И Ширяева, и Телианову, и горничную [13, с. 286].Леонид Сергеевич превосходно владел немецким языком, но переводил он обыкновенно вовсе не с немецкого, а с многих других - с монгольского, языка хинди и урду, с персидского и туркменского. Словом, с какого хочешь [14, с. 45]. Он и сам был нервный, его три года в психоневрологическом санаторном учреждении мать держала. До четвертого класса [14, с. 78]. Был у нее друг-электрик в ЖЭКе, Рудик-армянин, тоже пришлый, из Карабаха. Хороший человек [14, с. 96]. Во всем подъезде он был единственный, кто занимал двухкомнатную квартиру единолично. На пятом этаже [14, с. 104]. Татьяна Сергеевна была неудавшейся актрисой: взяли ее в театр за редкую красоту, после слабенькой театральной студии, сразу же дали хорошую роль второго плана, которую она провалила, но без размаха. Тихо провалила [14, с. 189].Кошмарнее всего, что нельзя рассказать правду. Никому[12, с. 300]. Тут в перечне «Дождливое утро» есть, а пластины мы не нашли. Ни кусочка [13, с. 271]. И в конце мая тридцать пятого года Беньямин позвонил в звонок избитой ногами двери в Варсонофьевском переулке. Четыре раза [14, с. 203]. Маша обожала Маяковского, читала его километрами и лично знала Лилю Брик. Разумеется через Элеонору [14, с. 223]. Но в научном отношении меня интересовали исключительно мухи. Плодовые мушки дрозофилы [14, с. 253]. Немцы поразительно музыкальны. Почти как грузины [14, с. 276]. Разруха была определенная, но не окончательная. Так, небольшая репетиция [14, с. 282].По верхней дороге проехала машина, остановилась и дала два хриплых сигнала. Ночная почта. Телеграмма [15, с. 26]. Маша счастливо рассмеялась - начиналось то, о чем она так много знала от Ники. Начинался роман [15, с. 226]. Возле приземистого сарайчика решил дать себе отдых. Всего на минутку[17, с. 278].

Следующими по частотности употребления являются парцеллированные конструкции, вводимые в текст с целью усиления, выделения заключительной части текстового фрагмента. Проиллюстрируем использование данных конструкций следующими примерами:

Меня всегда забывают. Как малозначительную деталь [12, с. 67]. Здесь чувствуется неистовая, патологическая ненависть. Или столь же испепеляющая зависть [12, с. 69]. Вот госпожу Лисицкую с ее кривым ртом и ушами летучей мыши запросто можно представить заклинающей змей. Или господина Мефистова с его нелюбовью к «смазливым мордашкам» [12, с. 69].Это очень глубоко. Очень, -- задумчиво молвила Лисицына [12, с. 78]. Можете звать меня просто Элизой. Или, если угодно, Елизаветой [12, с. 86].И полагающиеся своей второй жене и родному ребенку деньги ежемесячно отсылал, хотя и не двадцать пять процентов, а поменьше. Но сумма очень приличная [14, с. 115]. Тут уж провал был громким, заметным, и она его остро переживала. Но переживала недолго [14, с. 189]. Язык немецкий он почти потерял. Мать еще говорила, а он уж почти не говорит. Но понимает [14, с. 342]. Весь то год Медея, как было сказано, читала Псалтырь и ожидала загробной вести от мужа с таким прилежанием, как ждут почтальона с давно отправленным письмом. Но все не получала [15, с. 178].Мне тридцать девять лет, я уже не молод. Но еще и не стар [15, с. 62].

В этих конструкциях подчеркиваются наиболее важные смысловые фрагменты высказывания, акцентируется внимание на авторской позиции или позиции героев произведения. Парцелляция здесь способствует экспрессивности, эмоциональности текста. Рассмотрим такое предложение:

В Москву он вернулся в первый день ноября. С пустыми руками, зато почти исцеленный [12, с. 293]. Здесь не столько констатируется факт возвращения героя в Москву, сколько делается акцент на его состоянии. Смысловая доминанта сдвигается с основного высказывания на парцеллят.

Выделение заключительной части текстового фрагмента может способствовать передаче довольно противоречивой информации, такие конструкции могут содержать в себе антитезу. Например:

Предлагаю вернуться в пределы реальной жизни. И реальной смерти [12, с. 180].Антон Антонович просят вас немедленно к ним пожаловать. И даже приказывают [13, с. 337]. Маша чувствовала себя глубоко виноватой. И глубоко счастливой [15, с. 256].

Также заключительная часть может содержать в себе довольно неожиданную информацию, не вытекающую из основного высказывания. Например:

Еще думала, что он очень красивый. И трогательный [12, с. 142]. Ну что ж, человек серьезный. И молодой [12, с. 297]. В этих предложениях в качестве однородных членов выступают логически несоотносимые прилагательныекрасивый и трогательный, серьезный и молодой.

Рассмотрим такие предложения:

Потом сделали небольшой крюк и пришли именно к Гениному дому, но со стороны старинной, в сине-белом кафеле молочной. И подошли к подъезду [14, с. 51].

На следующий день после похорон Лариса уехала в Ленинград. И исчезла [14, с. 212]. В них подчеркивается неожиданность происходящего, растерянность героев.

Парцеллят в таких предложениях часто присоединяется к основному высказыванию с помощью сочинительных союзов. Например:

Я из тех, кому в виде особой милости позволяют любить. И то не всегда [12, с. 131].

Настоящая любовь и настоящая дружба несовместимы, горько размышлял Эраст Петрович. Или одно, или другое [12, с. 194].

Не было ответа на главный вопрос: зачем кому-то понадобилось отравлять пустого хлыща Смарагдова. И есть ли связь между убийством и змеей в корзине [12, с. 211].

Власть позволяет тебе делать дело. И только [12, с. 258].

В гимназии Фандорин не блистал успехами по алгебре и помнил ее смутно, а в программу плодотворного старения включать эту вроде бы бесполезную дисциплину не стал. И напрасно [12, с. 366].

«Взрыва не будет. Мы спасены», -- подумала Элиза. И разрыдалась [12, с. 381].

Господа актеры, принесите дамам воды! И нашатырю [12, с. 382].

Дети у нее поумирали, есть внук и внучка - княжата Телиановы. И еще бессчетная дальняя родня, приживалы там какие-то, приятели всякие [13, с. 34].

Бубенцов не мог оставить ее в живых, ни на один день. И убил [13, с. 328].

Парцеллят в таких конструкциях может также представлять собой сравнительный оборот:

У вас стало молодое лицо. Как тридцать три года назад [12, с. 92].

Сейчас я рассыплюсь на осколки. Как разбитое зеркало [12, с. 366].

С целью усиления, выделения заключительной части текстового фрагмента парцелляция используется и в следующих случаях:

Дело было отчасти в их особом доме, их знаменитой маме, шофере Николае Николаевиче, который возил семью на писательскую дачу. Но не только, далеко не только в этом [14, с. 216].

Но маша приехала. Через три года, после смерти генерала [14, с. 237].

Она уехала через неделю. А еще через неделю пришло известие об ее смерти. Самоубийство [14, с. 239].

Работа эта, в которой было дано печальное обоснование расизма как биологического явления, погибла в начале сорок пятого года при бомбежке. К несчастью, вместе с автором [15, с. 88].

И никаких контактов с той бабушкой! Исключить [15, с. 146].

Он видел здесь не страх и почтение к родителям, привычные ему с детства, а веселую любовь детей к матери и теплую дружбу между всеми. И удивлялся, и восхищался [15, с. 129].

Оказалось, ты права. Как всегда, права [15, с. 162].

Довольно широко в произведениях Б. Акунина и Л. Улицкой представлены парцеллированные конструкции, содержащие добавочное градационное значение. Примерами могут послужить следующие предложения:

Какой странный мир, подумал Фандорин. Невероятно странный [12, с. 41].

Очевидно, у нее есть какай-то лютый, обладающий извращенным воображением враг. Или враги [12, с. 43].

Я никому этого не рассказывал! Ни одной душе [12, с. 47].

Появился первый репортер, непонятно откуда пронюхавший о трагедии. За ним другой, третий [12, с. 114].

И что за «Э. Ф.» написал пьесу. Должно быть, какой-нибудь японец. Или американец [12, с. 216].

Он был совсем не такой длинный, как коридор в старой коммуналке. И совсем не такой длинный, как в больнице. И совсем, совсем не такой длинный, как во сне[14, с. 40].

Рассмотрим такое предложение:

В ожесточении и дерзости преступника чувствуется какая-то особенная страсть. То ли ненависть, то ли страх, то ли еще что [13, с. 179]. ПарцеллятТо ли ненависть, то ли страх, то ли еще что раскрывает значение слов какая-то особенная страсть и в то же время подчеркивает степень проявления этого признака.

Парцеллят в таких конструкциях, как правило, содержит два и более компонента:

Имение большое, содержится в образцовом порядке. Леса, луга, мельницы, льны, овсы первостатейные. Еще и капитал, денежные бумаги в банке [13, с. 35].

А у нас его приняли ласково. И место хорошее дали, и невесту славную сосватали [13, с. 48].

А погляжу на свои полотна - вроде все, как нужно. И оригинально, и тонко, потоньше, чем у Рафаэля, много потоньше [13, с. 96].

Пелагия же внимала печально, потому что из опыта пребываний в роли госпожи Лисициной со всей очевидностью проистекало: подает она знаки о своей доступности, всенепременно подает. То ли взглядом, то ли румянцем, то ли треклятым предательским запахом [13, с. 239].

К данной группе парцеллированных конструкций можно отнести и следующие случаи:

Завтра, сказала она себе. Или послезавтра [12, с.236]. О женихах думать никогда не поздно. Даже и в вашем, Марья Афанасьевна, возрасте [13, с. 94]. Но все же следует заметь, что здесь градационное значение выражено значительно слабее.

Далее рассмотрим парцеллированные конструкции, вводимые в текст с целью сообщения о действиях героев, происходящих в одно и то же время или последовательно.

Начнем с парцеллированных конструкций, сообщающих о действиях героев, происходящих в одно и то же время:

Он оторвался от «Утра России», пытаясь наглядно представить себе пробудившуюся черноголовую Азию в союзе с просвещенной златовласой Европой. И обмер [12, с. 264].

Эраст Петрович больше не сердился на своего товарища. Даже был ему благодарен [12, с. 269].

Ради Бога, не давайте им сокращать дистанцию. Не бравируйте [12, с. 278].

Вдруг Девяткин глухо крикнул и исчез - в буквальном смысле. Провалился [12, с. 280].

Ему нужно будет вводить замену срочно, пока не угасла шумиха. Наверное, переманит Германову из Художественного. Или вызовет телеграммой Яворскую [12, с. 238].

Пелагия молчала, сдвинув рыжие брови. Думала [13, с. 272].

В приведенных конструкциях парцеллируются сказуемые, которые могли бы быть включены в состав однородных членов в основном высказывании.

В следующих конструкциях описываются не столько действия самих героев, сколько их эмоциональное состояние, выраженное определенными движениями:

Галина Андреевна посмотрела на компьютер - половина седьмого. Сняла очки. Закрыла глаза. Прижала слегка пальцами веки и так подержала [14, с. 101].Отец и сын кинулись к ней одновременно, чтобы поднять, подхватить на руки. И стукнулись лбами. И оба засмеялись [14, 125].

Интересно следующее предложение:

Значит, дома, но спят, не слышат. Или слышат, но не хотят пускать [13, с. 291]. Такое построение предложения дает возможность читателю самому выбрать один из предложенных вариантов развития событий.

Возьми карандаш и бумагу и записывай. Молчи и не переспрашивай, если чего не поймешь. Главное, не вздумай благодарить [14, с. 328].

В данном случае герой получает инструкцию поведения в определенной ситуации, но нет указания на какую-либо очередность этих действий. Скорее, описывается общая ситуация, в которой он может оказаться.

Далее рассмотрим использование парцеллированных конструкций для сообщения о действиях героев, происходящих последовательно. К таким конструкциям можно отнести следующие случаи:

Например, в доказательство страсти остричь себе волосы. Иногда даже отрезать себе кусочек мизинца. Но не больше [12, с. 93].

Фандорин включил лампу, приготовил экстрактор, открыл книгу. Застыл [12, 362].

Митрофаний смежил вежды, разгладил морщины на суровом челе. Уснул [13, с. 20]. Прядку-то подбери, стыдно. И в библиотеку ступай [13, с. 23].

Решительно взялась за медную скобу, заменявшую колокольчик, громко постучала. Снова прислушалась [13, с. 291].

Вымыла чашки. Вытерла чистым полотенцем. Села, опершись на стол, положив подбородок на сцепленные пальцы [14, с. 40].

Информация о работе Парцеллированные конструкции в художественном тексте