Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Журналистика".

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по основам.doc

— 949.94 Кб (Скачать документ)

Статья 25. Порядок распространения Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.  

Статья 38. Право на получение информации Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Статья 46. Право на ответ Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43-45 настоящего Закона. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии. Глава V. Права и обязанности журналиста

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством: осуществления цензуры; вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации; нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Об административной ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации см. ст.ст. 171 - 171.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Михаил Федотов

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Свобода массовой информации: правовое содержание

Когда правда более не свободна,  
свобода более не реальна.  
Жак Превер

Свобода печати, трансформировавшаяся с развитием новых средств коммуникации в свободу массовой информации, по праву считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Она является обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений политического плюрализма и культурного многообразия1.

В кибернетике уже давно открыли закон необходимого разнообразия: чем более сложным объектом надо управлять, тем более многовариантным должен быть управляющий механизм. Следовательно, подавляя естественную плюралистичность, он лишает общество способности к саморазвитию, а себя - к самовыживанию. Политическая система, ведомая инстинктом сохранения себя, а не отдельных политиков или кланов, должна давать обществу возможность свободно формировать, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. В противном случае пределы выбора будущего сужаются до репродуцирования прошлого.

Напротив, тоталитаризм логически противоречит свободе выбора и свободе печати как ее частному случаю, поскольку основан на дихотомии "свой - чужой" и не допускает существования никаких мнений, отклоняющихся от "генеральной линии".

Свобода массовой информации предполагает обособленность СМИ от государства, ограждение журналистики от администрирования, чтобы она могла выполнить свое назначение, руководствуясь внутренними правилами профессии. В свою очередь, эти внутренние правила должны получить отражение в законах государства, в которых свобода обретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Отсюда вытекает необходимость законодательного закрепления свободы массовой информации.

Начиная с ленинско-стекловской Конституции РСФСР 1918 г., в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с "классовых позиций". Так, предперестроечная Конституция СССР 1977 г. демагогически гарантировала свободу печати, но исключительно в интересах народа, в целях укрепления и развития социалистической демократии. Поскольку предназначение этой декларации ограничивалось нуждами пропагандистского ритуала, постольку ее юридическое содержание не определялось. Впрочем, в уголовном законодательстве всегда существовали нормы, которые при желании можно было применить как "защитные меры" против использования продекларированной "свободы" в каких-то иных интересах и целях, чем было разрешено Основным Законом.

Прорыв был сделан в Законе СССР "О печати и других средствах массовой информации", статья 1 которого была озаглавлена "Свобода печати" и содержала первую попытку ее законодательного определения:

"Печать и другие средства массовой информации свободны.

Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации.

Цензура массовой информации не допускается".

Сформулированное таким образом понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры. Правда, юридическое содержание самих указанных компонентов оставалось довольно туманным.

Этот недостаток удалось отчасти преодолеть в российском Законе "О средствах массовой информации". Такой результат был достигнут, во-первых, благодаря развернутой дефиниции понятия цензуры (часть первая статьи 3) и, во-вторых, за счет использования "рефлексивного" определения свободы массовой информации, при котором объем правомочий субъектов определялся по принципу "все что не запрещено, то разрешено".

Согласно статье 1, презюмирующей свободу массовой информации, в Российской Федерации не подлежат ограничениям:

а) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

б) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

в) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Исключения из этого общего правила могут быть сделаны, во-первых, только в законодательстве, т.е. не в любых нормативных, а лишь в законодательных актах РФ и республик в ее составе, а во-вторых, только в законодательстве именно о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать Закону о СМИ. Такое толкование с необходимостью вытекает из сопоставления статей 1 и 3 закона.

Кроме того, такие исключения, как будет показано ниже, должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они могут быть установлены только законом и только в случае их необходимости для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Конечно, в статье 1 Закона о СМИ лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытие которого происходит на всем протяжении законодательного текста. Однако уже здесь зафиксировано главное: свобода информации, формула которой почти текстуально повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека; право частной собственности на средства массовой информации; свобода экономической деятельности в сфере массовой информации. Позднее эти основополагающие принципы появились - разумеется, в более общем виде - в конституционных нормах, которые теперь уже оказывают обратное воздействие на нормы Закона о СМИ, давая ориентиры для их толкования и применения.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепила свободу массовой информации в пункте пятом статьи 29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Хотя норма весьма лаконична, однако в общем контексте Конституции, интегрируя содержание других норм, она обретает необходимые конкретность и системность.

Обогащению содержания свободы массовой информации служат и другие нормы, содержащиеся в статье 29. Так, пункт первый гарантирует каждому свободу мысли и слова, пункт четвертый - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, пункт третий - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Тем самым подчеркивается, во-первых, относительная обособленность этих свобод, во-вторых, их глубинная генетическая взаимосвязь, в-третьих, взаимодополнение их юридического содержания. Так, в сфере массовой информации им непосредственно корреспондируют закрепленные в части первой статьи 47 закона о СМИ права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также свободу экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в статьях 8, 34 и 35 Конституции, а также принцип идеологического разнообразия (статья 13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем самым формируются определенные защитные механизмы, чтобы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации.

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт третий статьи 41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт первый статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт второй статьи 100), открытость судопроизводства (пункт первый статьи 123) и т.д.

Конституцией также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (пункт второй статьи 51), что уже заранее было предусмотрено Законом о СМИ, закрепившем обязанности журналиста и редакции по сохранению конфиденциальности информации и ее источника (статья 41; абзац 5 части первой статьи 49). Таким образом ныне преодолено противоречие между нормами Закона о СМИ и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, которое ранее выдвигалось в качестве обоснования поправки, обязывающей журналистов раскрывать источник доверительной информации органам дознания и предварительного следствия.

Конституционные нормы определяют также разграничение полномочий в сфере массовой информации между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Так, в ведении Российской Федерации находятся "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина", а также "федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь" (пункты "в", "и" статьи 71). В то же время "защита прав и свобод" относится к сфере совместной компетенции РФ и ее субъектов (пункт "б" статьи 72). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (пункт пятый статьи 76). Если же федеральному закону противоречит нормативный правовой акт субъекта РФ, изданный в пределах его исключительной компетенции, то действует именно этот акт (пункт шестой статьи 76).

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"