Интернет как инструмент политической борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

С недавнего времени Интернет в России стал больше, чем просто Интернет и начал использовать не просто как одна из новейших технологий, но и как полноценный инструмент политической пропаганды и арена для политической борьбы. Интернет предоставляет массу возможностей для политиков: начиная с легкости проведения PR-компаний и возможность влиять и на узкую, специализированную аудиторию (посредством сообществ) и на широкую, массовую (социальные сети) и заканчивая кибер-атаки, которые в последнее время совершались с регулярностью (особенно во время выборов-2012, но об этом позже).
Почему Интернет стал такой важной составляющей в ряду различных способов коммуникации? Чем он отличается от телевидения, радио, печати, от рекламных объявлений, которые мы встречаем на каждом шагу?

Содержание

Введение 3
История: как Интернет сал инструментом политической борьбы 4
Площадки для ведения политической борьбы в Инернете.
Выборы-1999 – Выборы-2011 7
Сайт 7
Интернет-СМИ 9
Интернет-блог 11
Социальные сети 13
Виды политической борьбы в Интернете. Выборы 1999 – Выборы-2011 15
Спам 15
Компромат 19
Кибер-атака 21
Заключение 23
Список литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Интернет как инструмент политической борьбы.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Примеры политического  спама в Интернете встречаются не так часто, как, например, коммерческий спам (коммерческим спамом является рассылка рекламных сообщений о товарах и услугах без ведома и согласия получателя). Однако электронная почта все-таки используется в политических целях. Так, например, в январе 2003 года США запустили в Интернете кампанию, в рамках которой тем, кто знает что-либо о производстве в Ираке оружия массового поражения, предлагается пожаловаться по электронной почте куда следует. Соответствующая "электронная листовка" (спам) была разослана по всем доступным иракским электронным адресам.

В России все началось 26 марта 2003 года, когда многие пользователи Сети получили спам якобы от "Единой России". Сам текст письма, адресованного "Уважаемому руководителю", уже наводил на определенные мысли в связи с рядом несоответствий. А некоторые цитаты просто вызывали умиление у подкованных в политических вопросах пользователей. "Генеральный совет и Центральный исполнительный комитет партии настоятельно рекомендует организовать на базе вашего предприятия (организации) первичную партийную ячейку и обеспечить вступление в нее новых членов (не менее 5% от списочного состава сотрудников)"...

Письмо, помимо основного текста, содержало  образец заявления для вступления в ряды "Единой России", а  также список адресов и телефонов городских и окружных отделений партии. Представители "Единой России" гневно опровергли свою причастность к этой рассылке и заявили, что от их имени Рунет "заспамили" конкуренты - КПРФ или СПС, чтобы подорвать доверие интернетовской общественности к "Единой России".

26 марта 2003 года, помимо рассылки от имени "Единой  России", через электронную почту  разослали ряд листовок от  имени депутата Государственной  думы Сергея Митрохина, представляющего  фракцию "Яблоко". От имени  парламентария было разослано письмо с обратным адресом mitrohin@yabloko.ru (действительный адрес С. Митрохина), в котором содержались "предложения о сотрудничестве" и ссылка на персональный сайт депутата. В течение 3 дней в адрес партии в массовом порядке поступали возмущенные звонки и письма пользователей Интернета, некоторые из которых получили до 400 одинаковых сообщений.

16 апреля история политического  спама в Рунете получила свое  продолжение. На сей раз, массовая  рассылка писем была произведена от имени коммунистов: "Товарищ! Это письмо предназначено для тех, кто работает на победу КПРФ на предстоящих 7 декабря 2003 года выборах в Государственную думу Российской Федерации. Мы продолжаем поиск сторонников в Москве и регионах. Сегодня нам требуются: журналисты и аналитики для работы в рамках редакции КПРФ.ру, печатных СМИ народно-патриотических сил и по заданиям предвыборного штаба; региональные представители для организации постоянного информационного обмена и участия в исследованиях и акциях партии".

Большой интерес представляет и  появление предвыборного спама  задолго до президентских выборов 2004 года. Так, еще в декабре 2003 года неофициальный кандидат в президенты России Герман Стерлигов разослал ряд  писем со своей развернутой предвыборной программой. В письме кандидат подробно излагал свою предвыборную программу и приводил тексты пяти указов, которые он якобы подпишет сразу после того, как будет избран главой российского государства. В их числе: запрет абортов, высылка всех иммигрантов и пересмотр итогов приватизации. Сообщение было подписано 24 декабря 2003 года.

Подобная акция проводилась  от имени Г. Стерлигова не первый раз. Во время прошедшей предвыборной кампании по избранию мэра Москвы (а  Стерлигов тогда был кандидатом на этот пост) в Сети появился вирус I-Worm.Sexer. После открытия вложенного файла на экране появлялась агитационная листовка за вышеназванного кандидата. Тогда Стерлигов заявил "Компьюленте", что он не имеет к авторам вируса и к самой идее подобного способа агитации никакого отношения. "Видимо, это излишне ревностные сторонники", - пошутил он. Однако после этого листовки такого же содержания и вида были встречены в московском метро. На выборах 7 декабря Герман Стерлигов получил поддержку 3,65% москвичей (третье место). 

Но политический использование политического спама  было лишь моментов истории развития политической борьбы в Интернете. Сейчас он практически не используется. Ясно, почему. Во-первых, спам всегда выглядит инородным элементом в почте  и человек, его получивший, вряд ли примет его за чистую монету и поверит в текст письма. Во-вторых, если спам используется против какой-либо партии, высока возможность того, что источник, из которого исходит спам, будет раскрыт, и тогда нарушитель потеряет всякое доверие (а сейчас, в эпоху бурного развития интернет-технологий, такое возможно). В-третьих, спам выглядит грязью, хотя бы потому, что загрязняет чьи-то почтовые ящики. Кроме того, в последних версиях электронных ящиков есть функция, благодаря которой подозрительные письма сразу отправляются в папку «Спам». И большинство людей просто не читает сомнительные письма.

Так что, если раньше, когда интернет-юзеры еще были доверивыми, спам мог быть выгодным, то теперь его рассылка потеряла смысл.

Компромат. Это старый и действенный способ политической борьбы, с помощью которого легко устранить противника и снизить его популярность. Копромат можно встретить не только на страницах Интернета, но и в печатных, и в теле-, и радио-СМИ. Но мы рассмотрим примеры компромата, которые появились именно в Сети.

Компромат, в силу его очевидности, стал одним из первых способов ведения  кибервойны в Инетрнете. Чаще всего  компромат бывает анонимным. Технология проста. Злоумышленник дистанционно арендует дисковое пространство на каком-либо веб-сервере. Это может быть бесплатный или коммерческий сервис. Затем на арендованный сервер через Интернет закачивается компрометирующая информация. Остается только разрекламировать адрес сайта в политических форумах или по почте. Цель - скомпрометировать некое лицо или группу лиц и при этом не попасться.

Эффект достигается за счет стремительного распространения «остренькой» информации по Интернету. Даже если теряется доступ к источнику информации, остается множество доступных независимых  копий. Затем информация попадает в традиционные СМИ через журналистов, пользующихся Интернетом. Природа распространения такого компромата сходна с распространением обычных слухов.

Компромат начали использовать еще  в 1998 году. Особенно много шума  наделали недолго существовавшие сайты "Коготь" и "Слуховое окно". «Когость»в декабре 1998 года разместил на бесплатном сервере people.weekend.ru коллекцию расшифровок телефонных разговоров и пейджерных сообщений известных людей - журналистов, бизнесменов, политиков. Затем последовал размещенный на американском сервере сайт krasnobykow.com компромат на известного красноярского бизнесмена Анатолия Быкова.

Вслед за разовым анонимным компроматом  появилась целая когорта сайтов, регулярно собирающих и публикующих  слухи и компромат, найденные в Интернете.

Первым было Агентство «Слуховое  окно» (www.rumours.ru) - анонимный сервер компромата. Затем в мае 1999 года появилось полноценное предприятие по публикации компромата и слухов - «Агентство политических новостей» (www.apn.ru). Возглавляет АПН журналист Лев Сигал, ранее работавший в «Коммерсанте» и «Общей газете». Надо сказать, что никакого отношения к РИА-Новости, которое ранее называлось тоже АПН, сетевое агентство АПН не имеет. Материалы, размещаемые на сайте, ориентированы, прежде всего на журналистов, которые на их основе готовят материалы, ссылаясь при этом как раз на АПН Сигала.

Первый громкий скандал, связанный  с АПН, последовал после опубликования 25 июня 1999 года материала, в котором утверждалось, что Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев принял православие, чтобы принять участие в президентских выборах. Вскоре эта информация со ссылкой на АПН появилась в журнале «Профиль» и в «Независимой газете». Тулеев сделал немало, чтобы наказать распространителей дезинформации. Он обратился к министру внутренних дел России Владимиру Рушайло, тогда еще директору ФСБ Владимиру Путину, и. о. генерального прокурора Юрию Чайке с заявлением о наличии «в действиях АПН признаков подготовки к совершению умышленного убийства по политическим мотивам». Затем кемеровский губернатор подал в суд иск на АПН.

Затем подобная история повторилась  с другим известным российским политиком - Григорием Явлинским. 22 сентября 1999 года перед выборами в Госдуму Агентство Политических Новостей разместило на своем сайте сообщение с заголовком «Явлинский может быть объявлен сумасшедшим» со ссылкой на источник в аппарате Государственной Думы. 29 ноября 1999 года уже после выборов в Госдуму Явлинский подал в суд иск о защите чести и достоинства. В результате руководство АПН признало, что размещенные на сайте сведения не соответствуют действительности и наносят ущерб деловой и политической репутации Явлинского. 20 февраля 2000 года было заключено мировое соглашение, которое обязывало АПН опубликовать опровержение и принести официальные извинения лидеру «Яблока».

Скандал случился перед президентскими выборами, что значительно снизило  рейтинги кандидата в президенты Григория Явлинского.

Последний громкий случай распространения компромата связан с именем Бориса Немцова. В декабре 2011 года достоянием общественности стали телефонные разговоры Бориса Немцова с его коллегами по оппозиционному движению. Разговоры выложил одиозный сайт Арама Габрелянова Life News,их общая продолжительность составляла шесть часов. Большую часть разговоро Немцов вел накануне митинга 10 декабря на Болотной площади. Их содержание было посвящено организации этого мероприятия. Подлинность разговор подтвердили сам Немцов и Ольга Шорина, пресс-секретарь движения «Солидарность». Разговоры пестрили обвинениями Немцова в адрес не столько официальной власти, оппозицию которой он составляет, но и собственным коллегам, что и вызвало наибольший резонанс в обществе, а также в оппозиционных кругах. Досталось почти всем: Евгению Чирикову, главную защитницу Химкинского леса, Немцов обозвал «тварью о***вшей», Божену Рынску – «законченной сукой», Акунина и Парфенова – «п***орасами», сторонников оппозиции – «овощами» и «хомячками из Интернета». Копромат имел свой эффект и разлетелся по всем СМИ. Но необходимо отдать должное российским, в особенности либеральным и оппозиционным СМИ, которые не восприняли эти разговоры как нечто взрывное. Ведь, по сути, в речи Немцова не было ничего опасного, он не разгласил никаких неизвестных об оппозиции сведений, не выдал источников. Были только личные оскорбления, на которые, надо сказать, в моменты агрессии и злости, способны все мы. Тем более, Немцов в оппозиционном движении 2011 года не был знаковой фигурой, его популярность и среди митингующих, и среди собственно оппозиции была не так и высока. Так что, этот случай компромата был не таким действенным, как на то, возможно, надеялся Life News.

Если говорить о ресурсах, на которых  появляется политический копромат, то можно назвать два сайта – copmromat.ru и roem.ru (этот сайт больше действует в сфере Интернета). За последние 10 лет компромат изменился в сторону достоверности. Если раньше, большая часть компрометирующих сообщений была ложной, то сейчас дело обстоит наоборот. Ресурсы, выкладывающие компромат, заинтересованы в его достоверности, а «утки» остались уделом желтой прессы, где регулярно появляются ложные новости о беременности звезд и так далее. Им уже никто не верит, но многие по-прежнему их читают. К политике это, правда, если и имеет отношение, то лишь косвенное.

Кибер-атаки. Один из новейших способов ведения политической борьбы, и в тоже время самый агрессивный. В предвыборный период кибер-атаки участились. Известны случаи, когда «падал» сайт, на котором была размещена оппозиционная информация. Рекордсменами по количеству кибер-атак остаются «Новая газета» и «ЖЖ». Накануне выборов, в ноябре 2011 года, правозащитная организация «Агора» признала кибервойны инструментом политической борьбы.

Хакерские атаки на независимые Интернет-ресурсы случались и ранее. За период с 2008 по осень 2011 года зафиксировано 17 случаев ddos-атак на общественно-политические порталы, включая сайты “Новой газеты”, “Ведомостей”, “Коммерсанта”, радиостанции ФИНАМ ФМ и блоги Живого Журнала. «Тем не менее, мониторинг нарушений свободы Интернета до сих пор показывал, что самым распространенным видом репрессий, которым подвергаются независимые Интернет-ресурсы и их авторы, являются административное и уголовное преследование, гражданско-правовые иски. Однако эти механизмы, которые хороши для постоянного запугивания и давления, не годятся в случаях, когда решения нужно принимать быстро, а эффект необходим мгновенный. Хакерская атака для этих целей — то, что нужно»10.

Действительно, кибер-атаки стали своеобразным образом Выборов-2011. В дни выборов, хакеры атаковали ведущие альтернативные источники информации о нарушениях избирательного законодательства, а также независимые региональные сайты. Всего по данным АГОРА в день выборов и предшествующие дни нападению подверглись 25 федеральных и региональных Интернет-ресурсов, включая сайты избирательных комиссий -- golos.org, echo.msk.ru, slon.ru, kartanarusheniy.ru, newtimes.ru, kommersant.ru, kasparov.ru, bg.ru, plushev.com, hro.org, publicpost.ru, zaks.ru, tempache.ru, newstula.ru, yugregion.ru, ufaland.info, antikarusel.ru, rosagit.ru, openufa.com, levada.ru, forum-tvs.ru, ryzkov.ru, tvrain.ru, isko.org, rusnovosti.ru, -- общая аудитория которых в ноябре текущего года составила более 7 млн. посетителей.

Ddos-атаки как средство внутриполитической  борьбы — преимущественно российское  изобретение, во всем мире они  обычно используются в коммерческих  конкурентных войнах, либо как  элемент межгосударственных отношений  (например, в 2007 году китайский хакеры атаковали сервера Пентагона). Эффективность этого инструмента определяется еще и практически полным отсутствием юридических способов противодействия, в отличие от уголовного, административного или гражданско-правового преследования. Установление и привлечение к ответственности непосредственных заказчиков, организаторов и исполнителей хакерских атак возможно только в рамках уголовного судопроизводства, причем в данной сфере уголовное расследование возможно только при условии тесного сотрудничества с правоохранительными органами других стран, так как специалисты подтверждают, что большинство атак технически осуществляется из-за рубежа.

Кто именно производил Ddos-атаки выяснить так и не удалось, хотя на этот счет высказывались различные  мнения.  

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что начиная с 1999 года, современные технологии Интернет-СМИ активно используются в России субъектами политического процесса для формирования общественного мнения, изменения политических предпочтений избирателей, как инструмент политического влияния на поведение электората в целом. Известные партии, объединения и движения быстро теряют свой накопленный политический капитал только из-за того, что их лидеры не сумели своевременно и эффективно отреагировать на информационную агрессию своих политических противников и конкурентов в глобальном информационном пространстве, не завоевали признание со стороны наиболее прогрессивной части интернет-аудитории, не осознали в полной мере, что в условиях становления информационного общества символическая борьба за власть протекает в качественно иных формах - с использованием принципиально новых технологических ресурсов.

Информация о работе Интернет как инструмент политической борьбы