Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:20, курсовая работа
Такое культурное явление как самиздат не имеет конкретного определения или конкретной даты рождения. Считается, что слово «самиздат» подарил родному наречию поэт Николай Глазков в конце 1940-х гг. Постоянно сталкиваясь с нежеланием редакций печатать его произведения, Глазков составлял небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы, сшивал их в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям. А на титуле, на месте предполагаемого названия издательства, ставил им самим придуманное слово «Самсебяиздат».
Введение ………………………………………………………......3
Глава 1. Феномен самиздата …………………………………......6
1.1. Определение самиздата ……………………………....6
1.2. Распространение самиздата …………………….........7
1.3. История и предыстория самиздата …………………11
Глава 2. Устный самиздат …………………………………….....12
Глава 3. Самиздат 1960-х-1970-х. Первые периодические издания.....17
3.1. Оттепель ...…………………………………………………...17
3.2. Литературная периодика самиздата ………………………..20
3.3. Правозащитный самиздат 1960-х – 1970-х гг. ……………..23
3.4. Хроника текущих событий ………………………………….26
Глава 4. Самиздат в 1970-х – 1980-х гг. ………………………………....29
4.1. Литература самиздата …….……….………………………...29
4.2. Периодическая печать самиздата ………….……………….31
4.3. Литература тамиздата. Эмигрантские издательства….……37
Глава 5. Самиздат в 1980-х – 1990-х годах. Закат самиздата …………...41
Заключение
Библиографический список
Приложение
В апреле 1965 году группа «малосадовцев»
(с Малой Садовой в Ленинграде)
выпустила художественно
Когда меня посадят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки
Не глыба камня, не могильный крест –
Мне памятником будут эти строчки.
Первая строка эпиграфа едва не оказалась пророческой – вскоре альманах оказался в поле зрения КГБ, и авторам пришлось отказаться и от его предполагавшейся перепечатки в журнале «Грани», и от подготовки второго выпуска.
2.3. Правозащитный самиздат 1960-х – 1970-х гг.
Конец оттепели часто связывают с октябрьским пленумом ЦК КПСС 1964г., который освободил Н. Хрущева от занимаемых партийных и государственных постов и привел к власти Л.И. Брежнева. Непоследовательная политика десталинизации, вызывающе резкие выступления Хрущева на встречах с писателями и художниками, его непоколебимо консервативная позиция по вопросам культуры породили разочарование и оттолкнули от него значительную часть творческой интеллигенции.
Но с уходом Хрущева претензии
коммунистической верхушки на
руководящую роль во всех
В литературной среде
Суд над поэтом, проведенный с многочисленными нарушениями процессуальных норм и откровенным обвинительным уклоном, вызвал небывалый общественный резонанс в СССР и за рубежом. С письмами и обращениями к руководству страны в защиту Бродского выступили советские и зарубежные литераторы, деятели культуры и науки. Суд отчетливо продемонстрировал откат к прошлому и нанес удар по иллюзиям либеральной интеллигенции, связанным с оттепелью.
Первыми правозащитными
Запись суда, сделанная Вигдоровой, в огромных количествах распространилась по стране, а сама Вигдорова вольно или невольно стала основоположником нового самиздатского жанра — правозащитного документа. Более того, ее записи задали формат всей будущей деятельности советских правозащитников. Александр Гинзбург прямо обозначил своего предшественника, поставив на титульном листе «Белой книги», о которой будет упомянуто ниже, посвящение «Памяти Фриды Вигдоровой».
Последовавшие вскоре события подтвердили самые пессимистичные опасения. Осенью 1965г. за публикацию своих произведений на Западе были арестованы московские писатели Юлий Даниэль и Андрей Синявский. Показательный судебный процесс над ними, завершившийся 12 февраля 1966г. суровым приговором (5 и 7 лет лагерей), ясно свидетельствовал о намерении властей подавить любое свободомыслие в зародыше.
Собрав к декабрю 1966 г. материалы
процесса и публикации
В октябре-ноябре 1966 Гинзбург разослал
несколько машинописных
«Белая
книга» положила начало новому
жанру самиздатской
Подобные документальные сборники стали очень заметным и значимым явлением в самиздатском потоке диссидентского периода. Вскоре после «Белой книги» появилось сразу несколько таких сборников: «Дело о демонстрации 22 января 1967 г.» Павла Литвинова (1967), его же «Процесс четырех» (1968), «Полдень» Натальи Горбаневской (1969), сборник «Четырнадцать последних слов», составленный Юлиусом Телесиным (1970), и некоторые другие. Самиздат становится основным способом реализации правозащитной активности и в этом качестве принимается на вооружение всеми диссидентами.
И дело Бродского, и первая
публичная петиционная
Все это привело к возникновению «Хроники текущих событий» — машинописного информационного бюллетеня правозащитников и, по совместительству, первой и единственной газеты Самиздата. День выхода первого выпуска «Хроники» можно считать и датой окончательного оформления правозащитного движения в СССР. Ведь на протяжении 15 лет (1968-1982) «Хроника» была общепризнанным стержнем этого движения.
2.4. Хроника текущих событий
"Хроника текущих событий" -
машинописный информационный
1968 год был объявлен Организацией
Объединенных Наций Годом прав
человека, в ознаменование 20-й годовщины
принятия ООН Всеобщей
Строго говоря, первый составитель
бюллетеня, Наталья Горбаневская, предполагала
назвать его "Год прав человека
в СССР" (что, между прочим, косвенно
свидетельствует о
Структура бюллетеня
Неизменным оставался стиль "Хроники": сдержанный, безоценочный, фактографический. Неизменной оставалась и ее тематика: нарушения основных гражданских прав и свобод в СССР, выступления в их защиту, действия, реализующие их "явочным порядком". Неизменными оставались принципы издания: стремление к максимальной точности и полноте информации, объективность в ее подаче.
"Хроника" получала информацию для своих выпусков простым и эффективным способом, сложившимся в значительной мере стихийно: устоявшийся механизм самиздатского распространения текстов работал в этом случае в "обратном" порядке. Этот механизм четко описан в обращении к читателям "Хроники", помещенном в 5 выпуске бюллетеня:
«"Хроника" ни в какой степени не является нелегальным изданием, но условия ее работы стеснены своеобразными понятиями о легальности и свободе информации, выработавшимися за долгие годы в некоторых советских органах. Поэтому "Хроника" не может, как всякий другой журнал, указать на последней странице свой почтовый адрес. Тем не менее, каждый, кто заинтересован в том, чтобы советская общественность была информирована о происходящих в стране событиях, легко может передать известную ему информацию в распоряжение "Хроники". Расскажите ее тому, у кого вы ее взяли "Хронику", а он расскажет тому, у кого он взял "Хронику" и т.д. Только не пытайтесь единолично пройти всю цепочку, чтобы вас не приняли за стукача"»
Позднее, в 1970-е гг., к сообщениям,
получаемым вышеописанным
"Хроника" выходила регулярно, в среднем раз в два месяца, до конца 1972 г.; затем, после выхода 27-го выпуска, издание было приостановлено. Причиной тому был шантаж со стороны КГБ, который открыто угрожал, что каждый новый выпуск станет причиной арестов, причем вовсе не обязательно арестованы будут именно те, кто этот выпуск делал. (Во исполнение этой угрозы была арестована Ирина Белогородская, которая и в самом деле в тот момент не принимала участия в подготовке бюллетеня, да и раньше ее роль сводилась к организации перепечатки).
Однако уже к осени следующего года началась подготовка к возобновлению "Хроники". Было решено подготовить сразу три выпуска, содержание которых относилось бы ко времени "перерыва" и покрывало бы лакуну, образовавшуюся за это время. К началу мая 1974 г. все три выпуска - 28-й, 29-й и 30-й - были готовы.