Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:22, реферат
Военно-политическая обстановка в Европе к середине апреля 1945 г.
Шел апрель последнего года мировой войны. Военные действия охватили значительную часть территории Германии: с востока наступали советские войска, а с запада — союзные. Были созданы реальные условия для полного и окончательного разгрома вермахта.
Стратегическое положение Советских Вооруженных Сил к этому времени еще более улучшилось. Выполняя великую интернациональную миссию, они за зимне-весеннее наступление завершили освобождение Польши, Венгрии, значительной части Чехословакии, заканчивали ликвидацию противника в Восточной Пруссии, овладели Восточной Померанией и Силезией, заняли столицу Австрии Вену и вышли к южным районам Германии.
Как отмечает американский военный историк Погью, Эйзенхауэр вначале сам намеревался отправиться в Берлин. Однако из-за возражений Черчилля и своих ближайших сотрудников он отказался от своего решения. В этом вновь отчетливо проявилось стремление правительства Англии, а также нового руководства США принизить всемирно-историческое значение акта, фиксировавшего победу над германским фашизмом, которая была одержана при решающей роли Советского Союза. Верховное командование экспедиционных сил союзников представлял заместитель Эйзенхауэра главный маршал авиации Великобритании А. Теддер, вооруженные силы США — командующий стратегическими воздушными силами генерал К. Спаатс, вооруженные силы Франции — главнокомандующий армией генерал Ж.-М. де Латтр де Тассиньи.
Из Фленсбурга под охраной английских офицеров были доставлены в Берлин бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта фельдмаршал В. Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами адмирал флота Г. Фридебург и генерал-полковник авиации Г. Штумпф, имевшие полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции.
В юго-восточной части Берлина, в Карлсхорсте, в здании военно-инженерного училища был подготовлен зал, в котором должна была проходить церемония подписания акта. В полночь 8 мая представители советского Верховного Главнокомандования, а также союзного верховного командования вошли в зал, украшенный государственными флагами Советского Союза, США, Англии и Франции. В зале присутствовали советские генералы, войска которых участвовали в легендарном штурме Берлина, а также советские и иностранные журналисты.
Церемонию подписания акта открыл маршал Г. К. Жуков. Он приветствовал представителей союзных армий в занятом Советской Армией Берлине в исторический момент капитуляции общего врага — фашистской Германии. «Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил и Верховного командования союзных войск... уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования», — торжественно произнес он.
Затем в зал вошли представители немецкого верховного командования. По предложению советского представителя Кейтель передал главам союзных делегаций документ, которым Дениц уполномочил германскую делегацию подписать акт о капитуляции. Затем немецкой делегации был задан вопрос, имеет ли она на руках Акт о безоговорочной капитуляции и изучила ли она его. После утвердительного ответа Кейтеля представители германских вооруженных сил по знаку маршала Г. К. Жукова подписали акт, составленный в девяти экземплярах. Когда процедура подписания акта была завершена, немецкой делегации предложили покинуть зал.
Наиболее кровопролитная и опустошительная война в Европе, развязанная фашистской Германией, закончилась полной победой Советского Союза, США, Англии, Франции и других стран — участниц антифашистской коалиции. Акт состоял из шести пунктов следующего содержания:
«1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, — Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспедиционных сил.
2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23 — 01 часа по центральноевропейскому времени 8-го мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время, и полностью разоружиться, передав все их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителями Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны.
3. Германское Верховное
Командование немедленно
4. Этот акт не будет
являться препятствием к
5. В случае, если немецкое Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Верховное Командование Красной Армии, а также Верховное Командование Союзных экспедиционных сил предпримут такие карательные меры, или другие действия, которые они сочтут необходимыми.
6. Этот акт составлен
на русском, английском и
В памяти человечества навсегда останется тот весенний день, когда был положен конец зловещей гитлеровской агрессии. Оценивая значение этого события, глава Советского правительства И. В„ Сталин в обращении к советскому народу сказал: «Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию... Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, — не прошли даром и увенчались полной победой над врагом».
Победа над фашизмом явилась
всемирно-историческим событием. Она
оказала глубочайшее
Бессмертный подвиг советского народа, его доблестных Вооруженных Сил, спасших мировую цивилизацию от коричневой чумы, получил всеобщее признание. В адрес Советского правительства нескончаемым потоком шли поздравления в связи с победоносным окончанием войны и подписанием Акта о безоговорочной капитуляции. В посланиях Трумэна, Черчилля, де Голля и других государственных деятелей была дана высокая оценка решающему вкладу СССР в разгром фашистской Германии, в дело спасения цивилизации и свободы от угрозы фашистского порабощения.
Советское правительство
выразило свою искреннюю признательность
за поздравления. В послании Председателя
Совета Министров СССР президенту США
говорилось: «Сердечно благодарю
Вас за дружественные поздравления
по случаю безоговорочной капитуляции
гитлеровской Германии. Народы Советского
Союза высоко ценят участие дружественного
американского народа в нынешней
освободительной войне. Совместная
борьба советских, американских и британских
армий против немецких захватчиков,
завершившаяся их полным разгромом
и поражением, войдет в историю
как образец боевого
В ознаменование победы над
фашистской Германией Президиум
Верховного Совета СССР объявил 9 мая
днем всенародного торжества — Праздником
Победы и учредил медали «За победу
над Германией в Великой
В честь победы над фашистской Германией 24 июня в Москве состоялся парад войск /действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы. Десять фронтов послали на него своих лучших воинов. Среди них были и представители польской армии. Сводные полки, состоявшие из героев Отечественной войны, во главе со своими прославленными полководцами под боевыми знаменами прошли торжественным маршем по Красной площади. Трудящиеся горячо приветствовали доблестных воинов. Под барабанный бой 200 советских солдат бросили к подножию Мавзолея В. И. Ленина 200 знамен разгромленной германской армии. Этим символическим актом советские воины навеки закрепили в памяти человечества бессмертный подвиг своего народа, его Вооруженных Сил и ленинской партии, которая подняла всю страну на Великую отечественную войну и привела ее к окончательной победе. «Этот час велик не только для победителей, но и для Германии, час, когда убит дракон. Страшное и ненормальное чудовище, называемое национал-социализмом, испустило дух, и Германия, по крайней мере, освобождена от проклятия называться страной Гитлера», — заявил в те памятные дни немецкий писатель Томас Манн.
После подписания Акта о безоговорочной капитуляции немецко-фашистские войска начали складывать оружие. В Курляндии в плен сдались более 189 тыс. солдат и офицеров и 42 генерала, а в районе устья реки Висла, северо-восточнее Гдыни, — около 75 тыс. немецких солдат и офицеров и 12 генералов. На севере Норвегии сложила оружие оперативная группа «Нарвик». По этому случаю король Норвегии Хокон VII и премьер-министр Норвегии И. Нюгордсволд 13 мая направили советским руководителям послания с выражениями благодарности советскому народу и его Вооруженным Силам. В ответных посланиях Президиум Верховного Совета СССР и Советское правительство пожелали норвежскому народу и его правительству скорейшей ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации.
На юго-западном участке советско-германского фронта гитлеровцы отказались сложить оружие. Командующие группами армий «Центр» и «Австрия» добивались капитуляции только перед американцами. Дениц не призвал к порядку и не сместил командующих, по сути отказавшихся выполнить его приказ о капитуляции. Ссылаясь на отсутствие связи с ними, гросс-адмирал надеялся выиграть время, необходимое для сдачи войск групп армий «Центр» и «Австрия» американцам. Однако их планы были сорваны советским командованием. Всего в период с 9 по 17 мая Советская Армия взяла в плен и приняла на основе акта о капитуляции около 1 391 тыс. солдат и офицеров и 101 генерала.
В то время как советское командование полностью разоружило всех немецких солдат и офицеров и направило их в лагеря для военнопленных, английское и американское командования затягивали осуществление акта о капитуляции. В американской и британской зонах войсковые части и службы, ранее принадлежавшие сухопутным силам, военно-воздушному и военно-морскому флотам Германии, не были пока распущены. В английской зоне, например, сохранялась армейская группа Мюллера, переименованная в группу «Норд», с прежним полесым управлением и штабом, которая включала две корпусные группы численностью свыше 100 тыс. человек каждая. Кроме нее на территории Шлезвиг-Гольштейна оставалось около 1 млн. солдат и офицеров, не переведенных на положение военнопленных, с которыми проводились занятия по боевой подготовке. Советское командование считало необходимым направить представителей Контрольного совета в английскую зону оккупации для ознакомления на месте с положением дела по разоружению и ликвидации германских вооруженных сил. Однако из-за возражений английской и американской делегаций комиссия не была послана. Медленно происходил роспуск немецко-фашистских войск в Голландии, Дании и особенно в Норвегии, где разоружение 400 тыс. солдат и офицеров закончилось лишь к концу 1945 г.
Не спешили западные державы и с ликвидацией правительства Деница. Прибывший 13 мая во Фленсбург во главе Контрольной комиссии США и Англии американский генерал Л. Руке вместо действенного контроля за тем, как осуществляется безоговорочная капитуляция, заявил гросс-адмиралу, что имеет приказ сотрудничать с ним. Все это окрылило Деница и его окружение, и они развили деятельность, чтобы вбить клин между победителями, пришедшими с запада, и победителями, пришедшими с востока, как писала в то время английская «Таймс».
Вполне естественно, что преступная деятельность правительства Деница, открыто поощряемая американо-английским командованием, вызвала негодование демократических сил мира, в том числе и немецкого народа. По настоянию Советского правительства во Фленсбург была направлена специальная делегация, которая потребовала немедленного ареста Деница и его сообщников. 23 мая правительство Деница было упразднено, а члены его кабинета и офицеры штаба верховного командования арестованы. Впоследствии руководители фашистского правительства и генералы верховного командования предстали перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге и были осуждены как главные военные преступники.
Мероприятия союзных держав
по осуществлению условий
Процесс осуществления условий безоговорочной капитуляции Германии проходил в остром противоборстве с теми англо-американскими кругами, которые пытались сорвать четырехсторонние соглашения держав-победительниц, посеять вражду и недоверие между народами, подорвать устои мира в Европе.
Воспользовавшись тем, что
в период военных действий войска
западных держав продвинулись на территорию
Германии, которая согласно договоренности
между союзниками входила в советскую
зону оккупации, Черчилль, продолжая
политику интриг, хотел оттянуть сроки
отвода английских и американских войск
из этих районов хотя бы, как он сам
утверждал, до встречи глав правительств
ведущих держав антифашистской коалиции,
чтобы иметь возможность
В послании Трумэну от 12 мая 1945 г. британский премьер предлагал прийти к соглашению с СССР или выяснить отношения с ним прежде, чем придется уйти в свои зоны оккупации. Черчилля особенно волновало, что США перебрасывали войска в бассейн Тихого океана, а английский народ требовал скорейшей демобилизации армии. Премьер добивался немедленной встречи глав правительств трех держав, с тем чтобы наиболее выгодно для Великобритании решить «с позиции силы» основные проблемы послевоенного устройства Европы. Располагая данными о завершении в США работ над созданием атомной бомбы, Черчилль в беседе с видным американским государственным и общественным деятелем Дж. Фарли заявил, что если бы ему удалось настоять на своем, то союзники приказали бы русским войскам убраться обратно в Россию в течение 90 дней после капитуляции Германии. В случае несогласия он позаботился бы о том, чтобы обрушить на них одну или больше атомных бомб там, где они причинили бы им наибольшие разрушения. «Тайна этой взрывчатки и возможность использовать ее, — считал Черчилль, — полностью восстановят дипломатическое равновесие, которое стало неустойчивым после разгрома Германии». Впоследствии и Трумэн сетовал на то, что Рузвельт и Черчилль в 1944 г. действовали слишком поспешно, когда согласились с предложением Европейской консультативной комиссии о зонах оккупации Германии. Этот вопрос, по его мнению, следовало отложить до окончания войны, когда западные державы могли его решить с большей выгодой для себя. Таким образом, еще не успели высохнуть чернила на акте о капитуляции Германии, как премьер-министр Англии уже выдвигал чудовищную идею развязывания новой войны — против СССР, призывая использовать временную американскую монополию на ядерное оружие. Однако мощь Советского государства, его международный авторитет, а также стремление всего человечества к миру на земле не позволили осуществить эту идею.