Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:42, курсовая работа
Отношения России и США вызывают повышенный интерес научной и более широкой общественности. Это объясняется, по-видимому, тем, что обе державы оказали сильное воздействие на исторический процесс ХХ в. и играют большую роль в современном мире. Их взаимоотношения складывались далеко не безоблачно, зачастую сложно и противоречиво, переживая приливы и отливы, сближение и отчуждение. Более того, их не миновал, к сожалению, период послевоенной конфронтации, известной в литературе как холодная война.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
§1. Постановка цели и задач ………………………………………………………. 3
§2. Характеристика источников …………………………………………………... 4
§3. Историографический обзор …………………………………………………… 5
Глава 1. Торгово-экономические отношения США и России в
1917-1920-х гг. ……………………………………………………………………. 14
§1. Общественное мнение США о России в начале XX века ………………….. 14
§2. Торгово-экономические отношения США и СССР в 20-х гг. ХХ в. ……… 16
Глава 2. Торгово-экономические отношения США и России в 1930-х гг. …… 28
§1. Великая депрессия в США (1929-1933 гг.) и ее последствия для советско-американских торгово-экономических отношений ……………………………. 28
§2. Критическое положение в американо-советской торговле в 1930-х гг. …... 40
Заключение ………………………………………………………………………... 49
Список источников и литературы ………………………………………………..
Политика США в области экономических связей с СССР формировалась не только под воздействием тех установок, которыми руководствовались правительственные ведомства, и прежде всего госдепартамент и министерство торговли. Важной была позиция финансовых и торгово-промышленных кругов в этом вопросе. Хотя деловой мир США и не обнаруживал сколько-нибудь заметного единства в своей оценке возможностей советско-американского экономического сотрудничества, несомненно, что по мере восстановления и роста народного хозяйства Советского государства, развития коммерческих связей с его внешнеторговыми организациями он все с большим вниманием и интересом относился к такому сотрудничеству.
В 1925 г. расширились торговые отношения между двумя странами. Американская печать с удовлетворением писала о широких закупках промышленного оборудования, произведенных «Амторгом», организованным в мае 1924 г., о заключении концессионного соглашения с А. Гарриманом на разработку марганцевого месторождения в Советской Грузии, которое рассматривалось как «новое доказательство готовности Советов делать бизнес с капитализмом на строго капиталистических принципах» и как «одна из самых интересных страниц в истории усилий Советского правительства установить связи с иностранным капиталом»79. Определенное впечатление на деловой мир произвели и все возрастающие закупки хлопка отделением ВТС. За два года деятельности отделения ВТС в Нью-Йорке оно осуществило импорт хлопка, красителей, текстильных машин и оборудования на 92 млн. долл46.
Важным фактором развития торговых отношений этого периода стало увеличение краткосрочного кредита главным образом в целях расширения советского импорта. Этому немало способствовала деятельность таких банковских учреждений, как «Чейз нэшнл бэнк», «Экуитэбл траст компани», и ряда других. Они открыли для «Амторга» и других советских организаций, правда, краткосрочные и под высокие проценты, но довольно значительные по размерам кредиты по импорту. В 1924/25 г. уже около 70% советского импорта из США обеспечивалось краткосрочными банковскими и фирменными кредитами, что свидетельствовало о возросшем доверии деловых кругов страны к Советскому государству47.
1925 год можно считать переломным с точки зрения изменения позиции деловых кругов США по отношению к Советскому Союзу. «Впечатление определенного поворота в сторону сближения с нами» под влиянием укрепления экономических отношений двух стран — так охарактеризовал свои наблюдения нарком внешней торговли СССР Л. Б. Красин в июле 1925 г. «Отныне у нас есть связи с американцами»,— говорил Г. В. Чичерин в декабре 1925 г., анализируя факты развития хозяйственных связей с представителями торговли и промышленности США. О «перемене фронта части делового мира в отношении СССР» в сторону развития дружественных и взаимовыгодных коммерческих контактов с ним докладывал в НКИД Б. Е. Сквирский48.
В последующее время по мере роста экономических связей между двумя странами наблюдалось заметное стремление делового мира США к нормализации хозяйственных и политических отношений с Советским Союзом, постепенно возрастало его давление на правительство. В этом отношении показательна, например, деятельность влиятельного издания деловых кругов «Джорнал оф коммерс» и его редактора П. Уиллиса, которые высказались за признание СССР для обеспечения этим путем интересов США в области экономических отношений с СССР49.
В деловые отношения и переговоры с советскими организациями вступали все новые и новые американские фирмы, в том числе такие крупные, как монополистические объединения Рокфеллера, Форда, фирмы «Бетлехэм стил», «Болдуин локомотив», «Дженерал электрик», финансовые учреждения. Поставщиками промышленного оборудования в СССР к концу 20-х годов выступали около 800 американских фирм, а общее число фирм и предприятий, с которыми «Амторг» имел контакты по запросам советских организаций, достигло 2 тыс.50
Однако нельзя сказать, что деловой мир США имел единую позицию по вопросу о характере политических и экономических отношений с СССР. Наряду со сторонниками их нормализации значительные и влиятельные круги выступали в поддержку политики правительства или вели двойственную линию. 8 января 1926 г. нью-йоркская Торговая палата единогласно приняла резолюцию против признания Советского правительства «до тех пор, пока Коммунистическая партия сохраняет верховную власть в России»51. Реакционные взгляды характеризовали и позицию Торговой палаты США, объединявшей крупных финансистов и промышленников.
Двойственность и колебания политики по отношению к СССР некоторых крупнейших представителей промышленного и финансового капитала США проявлялись даже чисто организационно. Так, будучи убежденным противником советского строя, гигантский нефтяной трест Рокфеллеров тем не менее выступал в «русском вопросе» одновременно как бы в двух лицах. Одна из его компаний — «Стандард ойл К° оф Нью-Джерси» во главе с У. Тиглом, уже в 1920 г. купившая акции фирмы Нобеля, проявляла крайнюю нетерпимость и враждебность во всем, что касалось Советской власти и равноправных деловых отношений с ее представителями. Зато две другие рокфеллеровские компании — «Стандард ойл К° оф Нью-Йорк» и «Вакуум ойл К0»—из чисто коммерческих соображений вступили в постоянные контакты с советскими организациями и стали производить в СССР крупные закупки нефтепродуктов. Глава же треста отнюдь не стремился привести к общему знаменателю действия своих компаний52.
Центром, вокруг которого группировались представители делового мира США, все более осознававшие реальную выгоду для себя от нормализации экономических и политических отношений с Советским Союзом, была реорганизованная летом 1926 г. Американо-русская торговая палата. Президентом палаты в 1926 г. стал Р. Шлей, вице-президент «Чейз нэшнл бэнк», вице-президентом — А. Уордуелл, совладелец крупной адвокатской фирмы и в прошлом сотрудник американской миссии Красного Креста в России, секретарем — Ч. Г. Смит, который в 1919 г. был членом железнодорожной комиссии союзников в Сибири. 17 директоров палаты представляли финансовые и страховые учреждения, крупнейшие промышленные фирмы США. Членами палаты с советской стороны стали «Амторг» и отделение ВТС.
В конце 1926 г. Американо-русская торговая палата приняла решение направить своего собственного представителя, «чтобы открыть контору в Москве и получать информацию, которая была бы полезна для членов палаты»53. В январе 1927 г. с этой целью в Москву приехал секретарь, а затем вице-президент Американо-русской торговой палаты Ч. Г. Смит. Он был принят зам. наркоминдела М. М. Литвиновым, зам. наркомфина М. И. Фрумкиным, ознакомился с работой Госбанка, Главконцесскома, других экономических ведомств и создал постоянное представительство палаты в СССР. Деятельность Американо-русской торговой палаты имела существенное значение и для координации усилий наиболее дальновидной и трезвомыслящей части делового мира США в пользу нормализации политических и экономических отношений с СССР и для расширения торгово-экономических связей между американскими банками, фирмами и советскими хозяйственными организациями. Показательно, что самые крупные финансовые и торговые контракты 1927—1928 гг. с экономическими органами СССР заключили именно члены Американо-русской торговой палаты.
По мере развития связей двух государств в области торговли, концессионного дела, науки и техники, активизации выступлений значительной части деловых кругов за экономическое сближение с СССР правительству США было все труднее доказывать целесообразность и правомерность политики непризнания. Поэтому постепенно менялась аргументация госдепартамента относительно политики правительства США в области экономических отношений с СССР. С 1925 г. была выдвинута концепция «торговля без признания». Суть ее состояла в том, что политика непризнания СССР якобы никоим образом не влияет на развитие хозяйственных связей двух стран.
В официальных заявлениях представители правительства утверждали, что линия США в области экономических отношений двух государств на основе указанной концепции гораздо более «практична» и с деловой точки зрения, чем политика европейских держав. Примером в этом плане может служить заявление госсекретаря Келлога 14 апреля 1928 г. о политике США в отношении Советской России54.
На самом же деле политика непризнания объективно приводила к искусственному снижению товарооборота между двумя странами, и в том числе американского экспорта в СССР. В различные периоды советско-американских хозяйственных связей 20-х годов эта политика разбрасывала свои, всякий раз новые «камни преткновения» на их пути.
Так статистика зафиксировала довольно резкое падение американского экспорта в СССР в 1925/26 г. по сравнению с 1924/25 г. (94 млн. руб. против 158 млн. руб.)55.
Это объяснялось тем, что дальнейшее развитие деятельности советских торговых организаций в США во многом зависело от финансирования банками и фирмами их закупок, от перехода к краткосрочному и долгосрочному кредитованию по импорту. Представители «Амторга» неоднократно отмечали, что краткосрочные кредиты не позволяли увеличить объем советских закупок в США. В 1925—1927 гг. некоторые лицензии, выданные для размещения на американском рынке, приходилось переносить в Германию, где были получены более долгосрочные кредиты.
Со второй половины 1927 г., когда госдепартамент и министерство торговли сняли некоторые ограничения в области кредитования советских закупок и товарооборот возрос, политика непризнания тем не менее продолжала отрицательно сказываться на развитии экономических связей двух государств.
К 1927—1928 гг. рост
американо-советских хозяйствен
Заключение договора с «Дженерал электрик» способствовало активизации переговоров с другими крупнейшими фирмами — «Форд мотор К°» и «Дженерал моторз». Переговоры с Фордом привели 31 мая 1929 г. к заключению крупного контракта на поставку в СССР автомобилей и запасных частей и оказание фирмой технической помощи в строительстве Горьковского автозавода. В 1927—1928 гг. возрос американский экспорт в Советский Союз. Советский Союз стал крупным импортером некоторых важных изделий машиностроительной промышленности США.
В 1928—1929 гг. он ввозил от 10,1 до 23,7% всех экспортируемых США тракторов, от 4,6 до 7,3% — металлообрабатывающих станков, от 7,1 до 9,2% — горнорудного оборудования, от 6,9 до 10,5% — нефтяного оборудования, от 8,9 до 10,1% —экскаваторов, от 1,6 до 2,3% —электрооборудования56.
Значительного развития достигли и связи двух государств на основе концессионных соглашений и специальных договоров о техническом содействии, заключаемых советскими организациями с американскими фирмами. На 1 октября 1928 г. в СССР действовали девять американских концессий и шесть договоров, которые предусматривали оказание технической помощи фирмами США57.
Таким образом, к исходу 20-х годов показатели развития советско-американских экономических связей по основным формам хозяйственного сотрудничества либо стояли вровень, либо превосходили аналогичные показатели взаимоотношений СССР с Англией и Германией.
Вместе с тем было бы неверно оценивать достигнутый уровень отношений между странами в экономической области как более или менее стабильное состояние, а политику правительства США как устойчивый и поступательный, прокладываемый в одном направлении курc. В письме представителя СССР в США Б. Е. Сквирского в НКИД от 26 октября 1928 г. говорилось, что, несмотря на некоторое улучшение экономических и торговых отношений между СССР и США, все же влиятельные силы в США создают препятствия их нормальному развитию. Это было обусловлено в значительной степени отсутствием дипломатических отношений между двумя государствами.
В 1928 г. в США
происходили президентские
Национальный
конвент республиканской
Гувер не скрывал своих намерений и интереса вступить в Белый дом: он охотно включился в предвыборную кампанию. К этому времени он был фигурой национального масштаба, состоял в правительстве двух республиканских президентов, занимая пост министра торговли. Гувер принимал личное участие во вложении средств в предприятия горнодобывающей промышленности разных стран мира, в частности финансировал австралийские золотые прииски, китайские угольные шахты, серебряные рудники на Бирме, проявил интерес к нефтяной промышленности России.
В июне 1928 г. состоялся Национальный конвент демократов в Хьюстоне, кандидатом в президенты был выдвинут католик Альфред Смит, губернатор штата Нью-Йорк. Предвыборная платформа обеих партий мало чем отличалась друг от друга.
6 ноября 1928 г. Гувер победил в 40 штатах из 48, получив более 21 млн. голосов и 444 выборщика, Смит – 15 млн. и 87 выборщиков. Избрание Гувера было встречено с радостью в деловых кругах. Президент «Дженерал Моторс» Альфред Слоун уверенно заявил: «Общая экономическая ситуация прочна, а в 1929 г. будет ещё большее процветание»60.
Советский Союз в эти годы приступил к модернизации народного хозяйства, проведению индустриализации, постепенному завоеванию экономической независимости. Намеченные планы строительства новых фабрик и заводов настоятельно требовали создания для этого благоприятных условий, установления и расширения экономических связей с внешним миром – со странами Европы, Америки и Азии. Советское правительство продолжало уделять большое внимание налаживанию отношений с Соединенными Штатами.
Информация о работе Торгово-экономические отношения США и России