СССР и Израиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования – выявить развитие израильско-советских отношений с 1948 по 1967 года, определить факторы, которые повлияли на отношения двух стран.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- осветить образование государства Израиля и позицию СССР в решении палестинской проблемы
- рассмотреть израильско-советские отношения с мая 1948 по февраль 1953 года.
- выявить причины ухудшения израильско-советских отношений, приведшие к разрыву связей в 1953 году.
- изучить израильско-советские отношения в 1953-1956гг.
- показать изменения отношений между странами после Синайской компании 1956 года и выявить причины разрыва отношений в 1967 году.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

С середины 50-х годов ХХ века Москва делает ставку на радикальные арабские режимы – Египет, Сирию, Ирак. В этих странах революции покончили с монархической формой правления, и влияние западных держав в регионе оказалось под вопросом. Начиналась эпоха дружбы Москвы с арабскими странами, где к власти пришли леворадикальные режимы.

Ситуация на Ближнем Востоке обострялась  в связи созданием в феврале 1955г. Багдадского пакта. Багдадский пакт был подписан между Великобританией, Турцией, Ираком, Ираном и Пакистаном. СССР  выступил против этого пакта. Заявление министра иностранных дел СССР о положении на Ближнем Востоке от 17 апреля 1956г. подчеркивало опасность попыток создания военных группировок в регионе.87 Негативное отношение СССР к Багдадскому пакту было одной из предпосылок сближения Москвы с Каиром.88 Советский Союз стал оказывать арабским странам помощь в подготовке национальных кадров, в освоение новой техники, но и обеспечил военную помощь. СССР высказал мнение, «что каждое государство имеет законное право заботиться о своей обороне и покупать для своих оборонительных нужд оружие у других государств на обычных коммерческих условиях».89

          Соглашение о поставках оружия Египту в 1955 году создало новый очаг напряженности в советско-израильских отношениях. Оно вызвало со стороны Израиля недовольство и правительство Израиля попыталось убедить  СССР признать тот факт, что вооружение накапливаемое  Египтом, представляет угрозу безопасности Израиля. Западные страны и Израиль резко отреагировали  на действия СССР. В ходе состоявшихся в конце октября 1955 года в Женеве встреч министра иностранных дел СССР Молотова с госсекретарем США Даллесом и министрами иностранных дел Великобритании Г. Макмилланом и Израиля М. Шаретом было серьёзное беспокойство по поводу продажи советского оружия Египту. Министр иностранных дел Великобритании Г. Макмиллан подчеркнул, что поставка оружия Египту создаёт напряжённость на Ближнем Востоке: «Английское правительство весьма обеспокоенно положением, которое может возникнуть на Ближнем Востоке в результате крупных поставок оружия Египту». Он утверждал , что «в течение ряда лет Англия, Франция и США, в соответствии с их декларацией 1950 года, стремились предотвратить конфликт между Израилем и соседними с ним государствам, сохранить равновесие между странами этого района  и предотвратить гонку вооружений между ними. Советский Союз проводил такую же политику, однако последние события, т. е. продажа оружия Египту, приведшая к значительному усилению напряженности на Ближнем Востоке, дают английскому правительству основания полагать, что СССР теперь отошел от этой политики. Между тем, если на Ближнем Востоке, вспыхнет война, то неизвестно, как далеко она может распространиться и к каким результатам приведет».90 В ответ Молотов жёстко возразил: « политика Советского Союза не могла привести к какому-либо изменению положения на Ближнем Востоке, поскольку Советский Союз всегда стремился, как здесь, и в других районах, к поддержанию мира и улучшению отношений между государствами. Мы не считаем, продолжал я, что продажа Чехословакией некоторого количества оружия Египту для целей его обороны и притом на обычных коммерческих условиях может дать какой-либо повод для беспокойства с точки зрения поддержания мира».91 

     Укрепив  с помощью СССР военный потенциал своей страны, Насер стал действовать более решительно. Он  26 июля 1956 года объявил о национализации и ликвидации англо-француской концессионной компании Суэцкого канала, который был заключен на 99 лет в 1869 году. К принятию такого решения послужил отказ США от данного Египту обещания финансировать строительство жизненно важной для его экономики Асуанской плотины.

      Решительный шаг Насера привёл  к вспышке «Суэцкого кризиса». Франция и особенно Великобритания потеряли свои позиции в ближневосточном регионе, которые транспортировали через канал две трети потреблявшейся нефти. Эти страны сразу развернули тайную подготовку к нападению на Египет. Франция 1 сентября 1956 года предложило участвовать в будущей военной кампании Израилю. Окончательное решение о совместной интервенции против Египта было принято 24 октября. Англия, Франция и Израиль подписали сверхсекретный протокол с детальным планом будущей операции, получившей кодовое обозначение «Мушкетёр».

     Тройственная  агрессия началась 29 октября с вторжения армии Израиля на Синайский полуостров. Так началась Синайская авантюра Израиля против Египта. Советский Союз не мог немедленно отреагировать  на разразившийся конфликт. Причиной тому, очевидно, была тогдашняя полная сосредоточенность СССР на решении задачи по ликвидации «контрреволюционного мятежа» в Венгрии.  Впрочем, поскольку Ближний Восток входил тогда преимущественно в сферу стратегических интересов США, первоначально именно американское руководство, возмущённое неприятным «сюрпризом», в тайне подготовленным в этом регионе странами-союзницами, проявило наибольшую внешнеполитическую активность в связи с синайским конфликтом. Президент Эйзенхауэр, чрезвычайно озабоченный перспективой глобальной ядерной войны, да и реальной угрозой, возникшей для бизнеса американских нефтяных корпораций на Ближнем Востоке, стал действовать решительно и жёстко. 31 октября 1956 года Вашингтон объявил о прекращении американской государственной помощи Израилю. Следом госсекретарь США Даллес внёс на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН текст резолюции о незамедлительном свёртывании военных действий против Египта и отводе израильских войск с захваченных территорий. Заявление Далесса оказалось неспособным остановить агрессию

     Ещё  31 октября 1956г. военные корабли Англии и Франции, поддерживая армию вторжения Израиля, блокировали Египет с моря, а боевая авиация этих стран принялась бомбить его аэродромы и другие стратегические объекты. Сломив к 5 ноября ожесточённое сопротивление египетских войск и населения, британские и французские воздушные и морские десантники высадились у северного входа в Суэцкий канал, в районе Порт-Саида. 
      К тому времени Советский Союз, введя свои войска в Будапешт, смог овладеть критической ситуацией на своём «западном геополитическом направлении», и это развязало ему руки для действий на «южном направлении».

     5 ноября Советский Союз обратиться  к лидерам Великобритании, Франции  и Израиля с требованием о  немедленном прекращении боевых  действий в Египте. Председатель  Совета Министров СССР Премьер-министру Израиля писал о прекращении агрессии со стороны Израиля: «Будучи кровно заинтересованным в сохранении мира и обеспечения спокойствия на Ближнем и Среднем Востоке, Советское правительство предпринимает в настоящий момент меры с тем, чтобы прекратить войну и обуздать агрессоров. Мы ожидаем, что правительство Израиля одумается, пока не поздно, и прекратит свои военные действия против Египта. Мы обращаемся к вам, к парламенту, к трудящимся израильского государства, ко всему народу Израиля: прекратите агрессию, остановите кровопролитие, отведите свои войска с египетской территории»92. В тот же день этот призыв прозвучал и в Совете Безопасности ООН. Одновременно Советское правительство обратилось к президенту США с предложением о сотрудничестве. Это сотрудничество предполагало совместные военные действия против Израиля, чтобы он прекратил агрессию против Египта. Однако правительство США не приняло советского предложения. Белый дом официально заявил, что вооружённые силы ни СССР, ни каких-либо других стран не могут вмешаться в конфликт на Ближнем Востоке без санкции Совета Безопасности ООН. Тогда СССР обратился в Совет Безопасности с призывом принять резолюцию о прекращении огня в течении 12 часов и выводе войск Англии, Франции с территории Египта. Если агрессоры не выполнят в срок  требования Совета Безопасности, то СССР предложил оказать вооруженную и другую помощь Египту.93 Советскому Союзу, таким образом, удалось остановить военные действия на Ближнем Востоке. Уже в ночь на 7 ноября 1956 года в Египте наступило перемирие. Но агрессоры пытались оттянуть вывод своих войск и после сообщения Совета Безопасности. Стремясь закрепить достигнутый успех, Хрущёв, чтобы войска Англии, Франции и Израиля в краткий срок вывели свои войска из Египта, прибег к ещё более рискованному внешнеполитическому трюку. 10 ноября появилось сообщение ТАСС, гласившее: «В руководящих кругах СССР заявили, что если Англия, Франция и Израиль, вопреки решениям ООН, не выведут всех своих войск с территории Египта и под различными предлогами будут затягивать осуществление этих решений и накапливать силы, создавая угрозу возобновления военных действий против Египта, то соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость»94.

      22 декабря 1956 года, вывод из Египта английских и французских войск закончился. Израиль же продолжал упорствовать – питая, видимо, надежду аннексировать полосу Газы и острова в заливе Акаба. 
В результате Израилю, оказавшемуся под двойным американо-советским политическим давлением, не оставалось ничего другого, как 1 марта 1957 года объявить об отводе своих войск с захваченных территорий. 
     Предупреждение, предпринятое Кремлём в отношении Израиля, было отнюдь не формальным. Оно выразилась в виде не только вербальных угроз, но и конкретных дипломатических и торговых санкций. В послании от 5 ноября 1956 года Булганин жёстко предостерёг премьер-министра Израиля Бен-Гуриона: «…Правительство Израиля, действуя в качестве орудия внешних империалистических сил, продолжает безрассудную авантюру (агрессию против Египта), бросая вызов всем народам Востока, ведущим борьбу против колониализма… Выполняя чужую волю, действуя по указанию извне. Правительство Израиля преступно и безответственно играет судьбой мира, судьбой своего народа. Оно сеет такую ненависть к государству Израиль среди народов Востока, которая не может не сказаться на будущем Израиля и которая поставит под вопрос само существование Израиля как государства. Учитывая сложившуюся обстановку, Советское правительство приняло решение предложить своему послу в Тель-Авиве (А. Н. Абрамову) покинуть Израиль и немедленно выехать в Москву…»95

      После того как Израиль отступил  с Синая и из Сектора Газа, его отношения с СССР нормализовались, но торговые соглашения были разорваны. В результате Суэцкого кризиса СССР расширил свое присутствие на Ближнем Востоке. Стремление СССР остановить тройственную агрессию со стороны Израиля, Англии, Франции показала арабским странам, что только Советский Союз является их союзником. Сближение СССР с арабскими странами повлияло в дальнейшем на отношения между Советским Союзом и Израилем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Отношения  между странами после Синайской  кампании и до разрыва 1967 года

Отношения после Синайской компании 1956 года между Израилем и Советским Союзом нормализовались. Следует отметить, что Синайская кампания  оказала существенное влияние на изменение двусторонних отношений между Израилем и Советским Союзом.

 Основные  направления советской внешней  политики в отношении Израиля  и всего ближневосточного конфликта  формировались под влиянием нескольких  факторов. Один из них, связан  с особенностью того мирового  порядка, который сложился с  середины 50-х годов. Этот порядок характеризовался расколом мира на два военно-политических блока, возглавляемых СССР и США. В развернувшегося «холодной войне», они пытались перенести соперничество в регионы, где опасность прямого военного столкновения была существенно снижена. Таким регионом стал  Ближний Восток.

Советский Союз продолжал занимать проарабскую  позицию, так как СССР верил в  способность арабских союзников  изменить в свою пользу политический баланс на Ближнем Востоке.  Данная политика продолжалась до тех пор, пока Советский Союз и США боролись за достижение контроля на Ближнем Востоке.

После арабо-израильского конфликта 1956 года руководители Советского Союза рассматривали Израиль как верного союзника Великобритании и Франции, а затем США, и стремились добиться стратегического перевеса над странами Запада, отрезав их от источников сырья и рынков сбыта в «третьем мире».

Не только борьба между сверхдержавами оказывала  на развитие отношений между Советским  Союзом и Израилем. Существовала взаимосвязь  между положением евреев Советского Союза и состоянием израильско-советских отношений. Израиль требовал разрешения на свободную иммиграцию советских евреев, что приводило к нежелательным политическим, экономическим последствиям в отношениях между государствами. С одной стороны, ради советских евреев Израиль обязан был поддерживать нормальные и даже дружеские отношения с Советским Союзом, а с другой стороны, выступления Израиля в защиту советских евреев на международной арене мешали развитию дружеских израильско-советских отношений. Особенность политики Израиля и Советского Союза способствовала постоянному увеличению разногласий, приведших в дальнейшем к новому разрыву дипломатических отношений.

Можно выделить три фактора, которые оказывали отрицательное влияние на отношения между Израилем и СССР в 1956-1967года:

Во-первых, это израильская политика, служащая бастионом антикоммунизма на Ближнем Востоке. СССР не мог изменить свою политику в отношении к Израиля лишь в силу наличия у последнего стремления к улучшению отношений. Израиль должен был всего прежде изменить свою политику в отношении СССР.

Во-вторых, политика СССР по отношению к арабскому миру в контексте противостояния сверхдержав. Политика, проводимая Израилем на Ближнем Востоке, и его военно-политическом союзе с США, по мнению советского руководства наносил ущерб советским интересам. Отсюда следовало, что при существующих обстоятельствах нет условий для изменения отношений.

Последнее, участие Израиля в борьбе за права евреев в СССР.

Поэтому после Синайской кампании Хрущёв в феврале 1957 года распорядился прекратить экспорт нефти в Израиль. Аннулировались на длительный период не только текущие сделки, но сделки, запланированные в договорах на 1957 и 1958 годы. Это объяснялось тем, что Израиль мог использовать горючее в своих военных целях.

     Несмотря на это, израильская сторона неоднократно выражала готовность наладить дружественные отношения с СССР и сотрудничать с ним во всех областях. Так в 1957-1958 года представители Израиля продолжали политический диалог с Советским Союзом. 17 июля 1958 года по инициативе Бен-Гуриона состоялась встреча с советским послом в Израиле                     М. Ф. Бодровым. Данная встреча способствовала восстановлению израильско-советских отношений. Бен-Гурион затронул при беседе с послом три вопроса.

Во-первых, о необходимости создания дружеской атмосферы в отношениях между странами. Советские средства массовой информации резко критиковали государственный и общественный строй Израиля и в особенности его внешнюю политику.  Эта встреча способствовало тому, что советские средства массовой информации прекратили угрозы в адрес Израиля, однако оценка политики Израиля оставалась прежней.

Второй вопрос, который затронул  Бен-Гурион –  это продажа советского вооружения Израилю. Он полагал, что такое сотрудничество, приведет к сближению СССР и Израиля.

Бен-Гурион в  беседе с М.Ф. Бодровым затронул проблему созыва международной конференции по заключению мира между Израилем и арабскими странами. Бен-Гурион предложил, чтобы эта конференция была созвана по инициативе СССР. Это свидетельствовало о готовности Израиля включить Советский Союз в процесс установления мира на Ближнем Востоке.

Однако Советский  Союз к положениям Бен-Гуриона отнесся с недоверием и ответа со стороны Советского руководства не последовало.

Информация о работе СССР и Израиль