Спецпереселение в Сибири как политический и экономический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:25, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является попытка рассмотреть спецпереселение в Сибири как политический и экономический процесс через историю переселений больших групп репрессированного населения на территорию Кузбасса в 30-50-е гг. XX века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Депортация крестьян.
1.1. Социально-экономическое положение СССР в 20-30годы ХХ века
1.2. Механизм спецпереселения крестьянских семей.
ГЛАВА 2. Использование труда крестьян-спецпереселенцев в народном хозяйстве Сибири.
2.1. Особенности использования труда «кулацкой ссылки»
2.2. Работа ссыльных крестьян в промышленности. Трудовое использование крестьян-спецпереселенцев в сельском хозяйстве.
ГЛАВА 3. Материальные и культурно-бытовые условия жизни крестьян-спецпереселенцев в Западной Сибири и Кузбассе в 1930-50-е гг.
3.1. Жилищные условия.
3.2. Снабжение «кулацкой ссылки».
3.3. Организация медицинского обслуживания спецпереселенцев.
3.4. Культурно-просветительная и воспитательная работа среди ссыльных крестьян.
ГЛАВА 4. Особенности положения спецпереселенцев в канун Великой Отечественной войны и сам военный период как очередной этап в дальнейшей эволюции советской карательной политики.
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.07 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

3

ГЛАВА 1. Депортация крестьян.

 

1.1. Социально-экономическое положение СССР в 20-30годы ХХ века

4

1.2. Механизм спецпереселения крестьянских семей.

7

ГЛАВА 2. Использование труда крестьян-спецпереселенцев в народном хозяйстве Сибири.

 

2.1. Особенности использования труда «кулацкой ссылки»

12

2.2. Работа ссыльных крестьян в промышленности. Трудовое использование крестьян-спецпереселенцев в сельском хозяйстве.

14

ГЛАВА 3. Материальные и культурно-бытовые условия жизни крестьян-спецпереселенцев в Западной Сибири и Кузбассе в 1930-50-е гг.

 

3.1. Жилищные условия.

17

3.2. Снабжение «кулацкой ссылки».

18

3.3. Организация медицинского обслуживания спецпереселенцев.

19

3.4. Культурно-просветительная и воспитательная работа среди ссыльных крестьян.

20

ГЛАВА 4. Особенности положения спецпереселенцев в канун Великой Отечественной войны и сам военный период как очередной этап в дальнейшей эволюции советской карательной политики.

22

ВЫВОД

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Целью настоящей работы является попытка рассмотреть спецпереселение  в Сибири как политический и экономический процесс через историю переселений больших групп репрессированного населения на территорию Кузбасса в 30-50-е гг. XX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- оценить  социально-экономическое положение СССР в 20-30годы ХХ века

- раскрыть  механизм спецпереселения крестьянских семей, переселенческую политику советского государства в 30-50-е гг. XX века, как чрезвычайный метод привлечения больших масс людей в народное хозяйство.

- раскрыть  особенности правового положения  спецпереселенцев, как в рамках  государственной политики, так и  исходя из положения на местах 

- изучить особенности использования труда «кулацкой ссылки», работы ссыльных крестьян в промышленности и трудовое использование крестьян-спецпереселенцев в сельском хозяйстве. 

- рассмотреть  особенности материальных и культурно-бытовых условий жизни крестьян-спецпереселенцев в Западной Сибири и Кузбассе в 1930-50-е гг.

Современное Российское общество переживает глубокие изменения. Политика государства по построению гуманного общества диктует необходимость пересмотреть прошлое, прежде всего, с точки зрения прав и свобод граждан, осмыслить путь развития, пройденный советским народом. Для того, чтобы понять и переосознать прошлое Российской Федерации, необходимо изучить и проанализировать процессы, происходившие в ней за годы советской власти. Поэтому построение нового общества невозможно без раскрытия самых трагических и драматических страниц истории советского государства. Это в полной мере относится и к спецпереселению в 30-50-е гг. XX века. Изучение спецпереселенцев, как особой категории репрессированного населения нашей страны, имеет особое значение. Во многих регионах России, ранее являвшихся местом наиболее активного вселения спецпереселенцев, таких как Сибирь, Север, Урал, бывшие спецпереселенцы и их потомки составляют значительную часть жителей. Так как они выпадают из истории местного коренного населения, то особую актуальность в аспекте гармоничного развития межнациональных отношений приобретает изучение истории жизни спецпереселенцев.

     Политика сталинского  руководства 1930-х гг. в отношении  советского крестьянства - одна из  тем, вызывающих в последнее время  пристальный интерес у отечественных  и зарубежных историков. Этот  интерес закономерен. Без глубокого и всестороннего изучения и анализа коллективизации, «раскулачивания» и их последствий не возможно создание целостной картины истории России советского периода. Сталинское преобразование аграрного сектора советской экономики породило абсолютно новую категорию советских граждан - спецпереселенцев. Изучение их истории представляет особую значимость. Фактически, в спецпереселении крестьян нашли сочетание два важнейших момента политики Советского государства — коллективизация и массовые репрессии. С одной стороны, в ходе принудительной коллективизации значительная часть деревенского общества была объявлена «кулаками», врагами советской власти и насильно изъята из прежней социальной среды. С другой стороны, в поле исследования попадает первый опыт советского государства по репрессированию такой массы людей. Сотни тысяч крестьян подверглись спецпереселению. История России и в досоветское время знала такой вид наказания, как высылка или ссылка. Но впервые депортация осуществлялась в таком масштабе, а репрессии приобрели такой объем и распространились на целую социальную группу. В результате, на крестьянах-спецпереселенцах были разработаны, апробированы и усовершенствованы репрессивные механизмы, которые в дальнейшем нашли применение при этнических депортациях.

     Основными местами  вселения репрессированных крестьян  становились северные и восточные  районы СССР. В связи с этим  обращение к изучению истории  крестьян-спецпереселенцев на региональном  уровне представляется актуальным. Такие исследования позволяют  обозначить, наряду с выявлением  черт общего, регионально-историческую  специфику спецпереселенческой политики. В данной работе в качестве регионального объекта исследования выбран Кузбасс. В начале 1930-х гг. он оказался в числе территорий, принявших наибольшее количество крестьян-спецпереселенцев. Их присутствие в крае существенным образом отразилось на происходивших в регионе процессах в сфере экономики, демографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Депортация крестьян.

    1. Социально-экономическое положение СССР в 20-30годы ХХ века

    С начала 1923 года и до конца 1927 года, то есть на период около пяти лет, в противостоянии Советской власти и общества, наступила кратковременная передышка.

   Крестьянство, составлявшее 85% населения страны, попыталось восстановить связи на внутреннем рынке, продавать свою продукцию. Механизмы рынка, разрушенные в период с 1914 по 1922 год, частично признанные властью, снова начали действовать. Заметно расцвело ремесленничество, недоимки и голод в деревнях стали более редкими, крестьяне снова насытились. Однако затишье этих нескольких лет не могло снять глубокие противоречия между правящим режимом и обществом, не забывшим насилие, жертвой которого оно стало. У крестьян причин для недовольства было немало.

       Закупочные цены на сельскохозяйственные продукты были очень низки, а налоги были непосильны. Крестьяне чувствовали себя в стране гражданами второго сорта, жаловались на многочисленные злоупотребления представителей Советского государства Многие большевистские руководители считали деревню "средой, кишащей кулацкими элементами, социал-революционерами, попами, бывшими помещиками, которых еще не успели "убрать".

       Срыв плана хлебозаготовок в конце 1927 года дал Сталину искомый предлог. Ноябрь 1927 года был отмечен заметным падением поставок сельскохозяйственной продукции в государственные закрома, который принял катастрофические размеры в декабре. В январе 1928 года стало ясно, что несмотря на хороший урожай, крестьяне обеспечили поставки только 4,8 миллиона тонн, вместо 6,8 миллионов тонн предыдущего года. Экспортировать было нечего. Страна оказалась без валюты, необходимой для индустриализации. Более того, продовольственное снабжение городов было поставлено под угрозу.

       14 января 1928 года  Политбюро направило местным  властям циркуляр с требованием "арестовать спекулянтов, кулаков  и других дезорганизаторов рынка  и политики цен". Для наказания  непокорного крестьянства было  издано постановление в предписанные  сроки сдать по заниженным  ценам - в три-четыре раза дешевле, чем на рынке - свою сельскохозяйственную  продукцию. Вскоре власти силой  добились выполнения плана хлебозаготовок  с несколько худшими показателями, чем в 1927 году, однако на следующий  год крестьяне, как во времена  военного коммунизма, отреагировали  тем, что понизили размеры своих  посевных площадей.

     Понижение цен на закупку сельскохозяйственной продукции, дороговизна и нищета, отсутствие промышленных товаров, всеобщее недовольство крестьянства правящей властью - вызвали кризис, который Сталин назвал "кулацкой забастовкой". Сталин и его сторонники воспользовались этим недовольством как предлогом для того, чтобы вновь начать репрессии.

      "Кризис хлебозаготовок" зимой 1927-1928 годов сыграл решающую роль в том, какой оборот приняли дальнейшие события; Сталин решил, что необходимо создать на селе "бастионы социализма", колхозы и гигантские совхозы; итогом коллективизации сельского хозяйства должен был стать постоянный контроль над производством сельскохозяйственной продукции и над самими производителями, которым нельзя давать пройти через рынок; тогда можно будет избавиться сразу от всех кулаков, "ликвидировать их как класс".

     Благодаря значительным возможностям «опор социализма» в деревне - колхозов-гигантов и машинно-тракторных станций (МТС) по производству сельскохозяйственной продукции государство предполагало в 1928/29 г. получить 250 млн. пудов зерна, что позволило бы обеспечить снабжение ключевых отраслей промышленности и армии, а также выйти на внутренний и внешний рынок, тем самым вынудив крестьян продавать излишки государству. На апрельском пленуме ЦК 1928 г. было высказано недовольство снова начавшейся политикой продразверстки, напоминавшей о временах гражданской войны. Страна все глубже и глубже погружалась в экономический кризис, который усугублялся непоследовательными мерами, в которых отражалось «брожение» в руководстве и отсутствие четко определенной политической линии. Показатели сельского хозяйства в 1928/29 г. были катастрофическими. Зимой 1928/29 г. страна получила хлеба меньше, чем год назад. Обстановка в деревне стала крайне напряженной: печать отметила около тысячи случаев «применения насилия» по отношению к «официальным лицам». Поголовье скота уменьшилось. В феврале 1929 г. в городах снова появились продовольственные карточки, отмененные после окончания гражданской войны. Дефицит продуктов питания стал всеобщим, когда власти закрыли большинство частных лавок и кустарных мастерских, квалифицированных как «капиталистические предприятия». Повышение стоимости сельскохозяйственных продуктов привело к общему повышению цен, что отразилось на покупательной способности населения, занятого в производстве.

        Видимое отставание  сельского хозяйства от промышленности  позволило Сталину объявить аграрный  сектор главным и единственным  виновником кризиса.

Эту идею он, в частности, развил на пленуме ЦК в апреле 1929 г. Сельское хозяйство необходимо было полностью реорганизовать, чтобы оно достигло темпов роста индустриального сектора. По мысли Сталина, преобразования должны были быть более радикальными, чем те, что предусматривал пятилетний план, утвержденный XVI партконференцией, а затем и съездом Советов.

       Ужесточение преследований и экономические трудности в последние годы НЭПа, отмеченные возрастающей безработицей, имели результатом впечатляющее увеличение обвинительных приговоров: 578 000 в 1926 году, 709 000 в 1927 году, 909 000 в 1928 году, 1 117 800 в 1929 году. Чтобы поставить какую-то преграду этой людской лавине, направляемой в тюрьмы, имевшие в 1928 году только сто пятьдесят тысяч мест, правительство решило принять важные меры. Предлагалось заменить кратковременные заключения неоплачиваемыми исправительными работами "на стройках, предприятиях и лесоповале". Еще одна мера, предусмотренная постановлением от 27 июня 1929 года, имела грандиозные последствия. Согласно этой мере наказания все заключенные, приговоренные как минимум к трем годам лишения свободы, переводились на исправительные работы в лагерях с "целью освоения естественных природных богатств восточных и северных районов страны".  Летом 1929 года был приведен в исполнение план по "колонизации" тысяч квадратных километров западносибирской тайги. Именно в такой ситуации родилась идея "ликвидации кулачества как класса", то есть массовой депортации зажиточных крестьян, рассматривавшихся в качестве серьезных противников коллективизации.

      По мнению Сталина, критическое положение на сельскохозяйственном фронте, приведшее к провалу последней хлебозаготовительной кампании, было вызвано действиями кулаков и других враждебных сил, стремящихся к «подрыву советского строя». Выбор был прост: «или деревенские капиталисты, или колхозы».

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1 .2. Механизм спецпереселения крестьянских семей.

      На специальную комиссию Политбюро было возложено проведение практических мер по этой "ликвидации". Комиссия определила три категории кулаков: первые - это "те, кто принимал участие в контрреволюционной деятельности", они должны быть арестованы и отправлены на исправительные работы в лагеря ОГПУ или расстреляны в случае оказания сопротивления, семьи их должны быть высланы, а вещи конфискованы. Кулаки второй категории, определенные как "не проявившие себя как контрреволюционеры, но все-таки являющиеся сверхэксплуататорами, склонными помогать контрреволюции", должны быть арестованы и сосланы вместе со своими семьями в отдаленные регионы страны. Наконец, кулаки третьей категории, определенные как "в принципе лояльные к режиму" должны быть выселены с прежних места обитания и устроены на жительство "вне зон коллективных хозяйств, на худородных землях, требующих возделывания".

       В каждом округе действовала тройка, состоявшая из секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета местного Совета и местного ответственного от ОГПУ, операции проводились непосредственно комиссиями и бригадами по раскулачиванию. Бригада имела неограниченные возможности для разграбления, раскулачивание часто служило предлогом для сведения личных счетов. Ссылали и арестовывали крестьян, пытавшихся летом продать зерно на рынке, крестьян, имевших два самовара, а также таких крестьян, кто в сентябре 1929 года "убил свинью с тем, чтобы ее съесть и тем самым не дать ей стать социалистической собственностью", "кулаков", "которые слишком прилежно посещали церковь". Но чаще всего "кулаками" называли тех, кто просто пытался противиться коллективизации.

Информация о работе Спецпереселение в Сибири как политический и экономический процесс