Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:21, курсовая работа
В данной работе отражена система государственного управления в годы Великой Отечественной войны, подвергшаяся жесточайшей проверке на прочность. Эту проверку она выдержала ценой неимоверных усилий и жертв. Благодаря этому была сохранена целостность государства и его независимость.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной Войны……………………………………………………………………….4
3. Заключение………………………………………………………………..37
4. Список использованной литературы…………………………………….39
Период войны – это вершина политической, государственной и личной карьеры И.В. Сталина. Он венчал пирамиду власти, и ничто не ограничивало его полномочий, никто его не контролировал. Ни перед кем он не был ответствен, но мог привлечь к ответственности любого. Эта безраздельная власть дорого обошлась советскому народу и государству. Десятки миллионов жизней были заплачены за ошибки и просчеты И.В. Сталина.
Таким образом, в годы Великой
Отечественной войны
Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые они представляли. Тем более что многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным секретарем ЦК партии, Председателем Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим и наркомом обороны.
Решения одних и тех
же лиц могли быть оформлены протоколом
заседания Политбюро, СНК СССР или
ГКО. Это, с одной стороны, давало
определенный положительный эффект,
поскольку вопросы решались оперативно,
без траты времени на согласования.
С другой стороны, слишком узкий
состав высшего руководства (8-10 человек)
таил в себе опасность субъективизма,
произвола, бесконтрольности, недостаточной
проработки некоторых решений. По существу,
одни и те же лица принимали решения,
организовывали их выполнение и контролировали
результаты работы. В случае неудач
всегда отыскивались «козлы отпущения»
среди подчиненных
Во-вторых, особенностью системы управления в военное время было то, что существенно возросла роль органов исполнительной власти. Поскольку сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы.
В целом же советская система управления выдержала испытания войной и обеспечила победу над сильным и организованным противником.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.
Все изменения в системе
управления не могли решить задач
военного времени. Поэтому наряду с
традиционными формами власти и
управления с началом войны были
созданы специальные
Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.
17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).
Через наркоматы ГКО руководил
работой государственных
Постановления Государственного
Комитета Обороны имели силу законов
военного времени. Все организации
– партийные, советские, хозяйственные,
общественные – обязаны были неукоснительно
выполнять любые постановления
и распоряжения ГКО. Комитет обходился
небольшим собственным
В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.
Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.
Претерпели изменения
в годы Великой Отечественной
войны и Вооруженные Силы СССР.
Для руководства военными действиями
на следующий день после начала Великой
Отечественной войны
24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации в октябре – декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов.
На первом этапе войны
в силу недостаточной подготовленности
страны к активной обороне многие
районы СССР оказались оккупированными
фашистскими войсками. Несмотря на
жесточайшие репрессии, фашистам не
удалось полностью парализовать
и ликвидировать советскую
Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.
Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.
2 ноября 1942 г. Президиум
Верховного Совета СССР
Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения.
ИЗДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Война заставила внести изменения
в порядок работы органов власти
и управления. Предусмотренные Конституцией
СССР, конституциями союзных и
автономных республик сроки очередных
выборов в Советы всех уровней
не соблюдались. Президиум Верховного
Совета СССР и Президиумы Верховных
Советов республик продлевали полномочия
соответствующих Советов. Выборы в
Верховный Совет СССР во время
войны не проводились ни разу, а
сессии Верховного Совета СССР проводились
лишь три раза – в 1942, 1944 и 1945 гг. Нерегулярно
созывались сессии Верховных Советов
и в союзных республиках. Значительная
часть депутатов Советов, особенно
местных, была мобилизована на фронт, поэтому
полномочными признавались сессии Советов,
на которых присутствовало 2/3 наличного
состава депутатов (а не избранных,
как это требовалось по Конституции).
Исполкомы вышестоящих Советов
пополняли путем кооптации
Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.
Реально предоставленными возможностями
воспользовались только Белоруссия
и Украина, которые смогли вступить
в международные отношения и
позднее вместе с СССР участвовали
в создании и работе Организации
Объединенных Наций. Другие союзные
республики, хотя и создали свои
наркоматы иностранных дел, в
международной жизни
В приниженном положении были и партийные органы. Съезды и конференции ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды – в январе 1944 г.
Политбюро, Оргбюро и Секретариат как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы заседаний Политбюро.
Многие вопросы в военное время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более полусотни отделов, которые дублировали структуру центральных государственных и народно-хозяйственных учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, модель управления, зафиксированная Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в, преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.
Во-первых, это безмерная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставка ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение – Молотов, Маленков, Берия, Щербаков, Каганович, а также военные – Жуков, Шапошников, Тимошенко, Кузнецов, Антонов, Василевский, Ворошилов и некоторые другие. Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые они представляли. Тем более что многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным секретарем ЦК партии, Председателем Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным главнокомандующим и наркомом обороны. Решения одних и тех же лиц могли быть оформлены протоколом заседания Политбюро, СНК СССР или ГКО. Это, с одной стороны, давало определенный положительный эффект, поскольку вопросы решались оперативно, без траты времени на согласования. С другой стороны, слишком узкий состав высшего руководства (10 – 12 человек) таил в себе опасность субъективизма, произвола, бесконтрольности, недостаточной проработки некоторых решений. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. В случае неудач всегда отыскивались «козлы отпущения» среди подчиненных исполнителей. Поэтому кадровая чехарда, особенно на начальном этапе войны, было обычным делом.
Информация о работе Система государственного управления в СССР в годы Великой Отечественной войны